Понятие и структура современной кредитной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей и проблем, а также путей совершенствования кредитной системы России.
Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- дать понятие и раскрыть функции кредитной системы;
- дать характеристику основных элементов кредитной системы;

Содержание работы

Введение
Глава 1.Сущность кредитной системы и ее роль в экономике страны
1.1 Понятие и функции кредитной системы
1.2 Процесс кредитования
Глава 2. Состояние кредитной системы РФ
2.1 Особенности структуры и развития кредитной системы РФ
2.2 Кредитно-банковская система в липецкой области
Глава 3. Перспективы и трудности развития кредитной политики
3.1Проблемы роста кредитной системы РФ
3.2Пути решения проблем в современной кредитной системе
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая по ДКБ.docx

— 56.84 Кб (Скачать файл)

Рассмотрев основы функционирования кредитной системы и принципы процесса кредитования, целесообразно  перейти к рассмотрению структуры  кредитной системы и ее составляющих элементов.4

Глава 2. Состояние кредитной системы РФ

 

 

2.1 Особенности структуры и развития кредитной системы РФ

 

Центральный банк - основной проводник  денежного кредитного регулирования  экономики, являющегося составной  частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики в  большой мере зависит от состояния  денежно-кредитной сферы. По числу  институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной  системы составляют коммерческие банки  и другие кредитные учреждения.

Поэтому государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный  банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия:

- процентные ставки по операциям  Банка России;

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные  требования);

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование банков;

- валютное регулирование;

- установление ориентиров роста  денежной массы;

- прямые количественные ограничения.

Банк России регулирует общий объем  выдаваемых им кредитов.

Могут применяться также выборочные методы, направленные на регулирование  отдельных форм кредита:

а) так называемые "кредитные  потолки", то есть прямое ограничение  размеров банковских кредитов для отдельных  банков или ссуд;

б) регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, под которой  понимается разница между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, ставками по депозитам и ставками по кредитам.

Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает  воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении  кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.

Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге  активизируется платежный баланс, увеличивается  предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной  и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

Эмиссия наличных денег - конституционная  функция Банка России. Как уже  говорилось, в Конституции РФ (п. 1 ст. 75) предусматривается, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются». Это обстоятельство должно учитываться в других отраслях законодательства, в том числе при заключении международных договоров. Так, в частности, в ст. 3 Соглашения об учреждении Межгосударственного банка от 22 января 1993 г. предусматривается, что на данный банк, среди прочих функций, возлагается функция «организации управления эмиссией наличных рублей и кредитной эмиссией центральными (национальными) банками Договаривающихся Сторон... Указанная функция выполняется только при условии делегирования Банку таких полномочий законодательными органами заинтересованных Договаривающихся Сторон и заключения соответствующего соглашения»1. Однако в п. 2 ст. 75 Конституции РФ сказано: «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». К числу «других органов государственной власти» относится и Федеральное собрание РФ, поэтому оно не вправе «делегировать Банку такие полномочия». Для этого понадобится внести поправки в Конституцию РФ.

Центральный банк - это эмиссионный  банк. Главное его назначение -создать  условия для функционирования денежно-кредитной  и финансовой систем общества. Банк России осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение  в соответствии с потребностями  товарно-денежного оборота.

В силу принадлежащих Банку России регулирующих полномочий он устанавливает  обязательные для кредитных организаций  правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления  и представления бухгалтерской  и статистической отчетности.

Так, Инструкцией N 16 от 16 июля 1993 г. Центральный  банк определил порядок открытия и ведения уполномоченными банками  счетов нерезидентов в валюте РФ. Письмом  от 17 октября 1996 г. N 345 регламентируется установление российскими кредитными организациями прямых корреспондентских  отношений с иностранными банками.

Все активы и обязательства кредитной  организации в бухгалтерском  балансе, составляемом по счетам второго  порядка, должны быть представлены в  рублях. Активы и обязательства банков в иностранной валюте перечисляются  в рубли по официальному курсу  Банка России на соответствующую  дату.

При покупке валюты ниже официального курса Центрального банка или  при продаже выше этого курса  банк получает доход в виде реализованной  курсовой разницы между официальным  курсом и курсом покупки (продаже). При  покупке валюты выше официального курса  банк несет расходы в виде курсовой разницы.

Для учета дебиторской и кредиторской задолженности, возникающей из-за разрыва (в днях) при валютообменных операциях  между перечислением одной валюты и поступлением другой и возможностью закрытия конверсионной сделки одним  рабочим днем, открываются специальные  счета.

Банк России регулирует общий объем  выдаваемых им кредитов.

Могут применяться также выборочные методы, направленные на регулирование  отдельных форм кредита:

а) так называемые "кредитные  потолки", то есть прямое ограничение  размеров банковских кредитов для отдельных  банков или ссуд;

б) регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, под которой  понимается разница между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, ставками по депозитам и ставками по кредитам.

Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся  на пассивных счетах или активно-пассивных  счетах в части превышения пассивов над активами.

Существуют 4 формы пассивных операций

1) первичная эмиссия ценных бумаг;

2) отчисления от прибыли на  формирование или увеличение  фондов;

3) кредиты и займы полученные;

4) депозитные операции.

Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже  находящиеся в обороте. Новые  же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных  операций. С помощью первых двух форм пассивных операций создается  первая крупная группа кредитных  ресурсов - собственные ресурсы. Следующие  две формы пассивных операций создают вторую группу ресурсов - заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы.

Операции, связанные с размещением  банковских ресурсов, относятся к  активным операциям.

В активных операциях (операциях по размещению средств) основная доля приходится на кредитные операции и операции с ценными бумагами.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

- бюджетная  политика

- налоговая  политика

- таможенная  политика

- денежно-кредитная  политика

- инвестиционная  политика

Фискальная (налогово-бюджетная) политика — правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения и получение валового национального продукта, способствующего ревальвации. Является основой финансовой политики.

Фискальная  политика связана с денежно-кредитной  политикой Центрального банка. Изменения в налогово-бюджетной политике могут привести к таким изменениям, как перераспределение доходов и ресурсов, изменение уровня экономической активности.

Налоговая политика — часть политики государства, характеризующаяся  последовательными действиями государства  по выработке концепции налоговой  системы, использовании налогового механизма, а так же по практическому внедрению налоговой системы и контролю ее эффективности.

Различают следующие  виды налоговой политики:

1)  политика  максимальных налогов;

2)  политика  экономического развития;

3)  политика  разумных налогов.

Налоговая политика проявляется в установлении налоговых  платежей и предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения предпринимательской деятельности.

Таможенная  политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся  в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины  на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия  наряду с таможенными пошлинами  широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической  чистоты.

Денежно-кредитная  политика — это политика государства, воздействующая на количество денег  в обращении с целью обеспечения  стабильности цен, полной занятости  населения и роста реального  объема производства.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное  регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная  политика является составной частью единой государственной экономической  политики. Государственная экономическая  политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Инвестиционная  политика - система мер, направленных на установление структуры и масштабов  инвестиций, направлений их использования  и источников получения в сферах и отраслях экономики.

 

 

 

2.2. Кредитно - банковская  система в Липецкой области

 

Мода  на организацию банков в Липецкой области не прижилась. В области  к концу 1997 г. действовало 4 банка, два  из которых входили в пятерку  самых крупных банков Центрально - Черноземного района . Два других банка заметно отстали от лидеров по величине активов. В сумме на долю областных банков приходится четверть суммарных активов банков этого экономического района. Как и другие регионы с небольшим числом банков, Липецкая область характеризуется высоким уровнем концентрации на рынке банковских услуг: доля трех крупнейших банков составляет 94% общей суммы активов, но в отличие от многих других регионов с аналогичным уровнем концентрации, в которых доминирует один банк, в Липецкой области скорее можно говорить о дуополии банков Липецккредит и Липецккомбанк. На середину 1997 года первый банк опережал второй по размеру активов на 20%, Липецккредит доминировал на оставленном коммерческим банкам Сбербанком сегменте рынка депозитов физических лиц (две трети суммы привлеченных 4 банками средств населения) и локальном сегменте рынка кредитов нефинансовому сектору (при уменьшении значения этого направления в политике размещения активов в обоих банках). В свою очередь, Липецккомбанк явно опережал конкурента на рынке услуг по ведению расчетных и текущих счетов (57% и 35% рынка, соответственно), хотя крупнейшее предприятие области - Новолипецкий металлургический комбинат - главный акционер именно банка Липецккредит (на его долю приходилась четверть уставного капитала банка на середину 1997 г.).

Период "взросления" российского  банковского сектора оставил  в балансах липецких банков заметный след. Как видно на рис. 3, структура  их активов перегружена неработающими  элементами: если в среднем доля активов, не приносящих процентных доходов, в региональных банках составляла на середину 1997 г. 34%, то у липецких банков - 46%. У обоих крупнейших банков излишне  высокий удельный вес имеют элементы основного капитала и хозматериалов: около 20% общей суммы активов. С  учетом же просроченных кредитов, нематериальных активов и т.п. общий показатель иммобилизации повышается у Липецккредита  до 28% активов, у Липецккомбанка - до 24%, и у обоих банков превышает  размеры собственных средств.

При этом у каждого банка есть свои особенности в структуре  неработающих активов, в частности, на середину года у Липецккомбанка весьма существенную их часть составляли ликвидные активы в форме средств  на корсчете в ЦБР. Тем не менее, высокая  доля нефинансовых активов и неработающих кредитов неизбежно сказывается  как на доходности операций, так  и на возможностях роста активов  за счет внутренних источников. Прибыль, полученная банками за полгода, в  расчете на активы снизилась с 5.7 - 6.7% в 1996 г. до 3% у Липецккомбанка, в  пересчете на год в первой половине 1997 г., а Липецккредит вплотную столкнулся с проблемой сведения доходов  и расходов с положительным сальдо. Таким образом, вопросы выработки  стратегии развития в весьма специфических  российских условиях финансовой стабилизации, как и нахождение путей резкого  повышения эффективности операций, жизненно важны для обоих ведущих  банков области.

Информация о работе Понятие и структура современной кредитной системы Российской Федерации