Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей и проблем, а также путей совершенствования кредитной системы России.
Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- дать понятие и раскрыть функции кредитной системы;
- дать характеристику основных элементов кредитной системы;
Введение
Глава 1.Сущность кредитной системы и ее роль в экономике страны
1.1 Понятие и функции кредитной системы
1.2 Процесс кредитования
Глава 2. Состояние кредитной системы РФ
2.1 Особенности структуры и развития кредитной системы РФ
2.2 Кредитно-банковская система в липецкой области
Глава 3. Перспективы и трудности развития кредитной политики
3.1Проблемы роста кредитной системы РФ
3.2Пути решения проблем в современной кредитной системе
Заключение
Библиографический список
Рассмотрев основы функционирования кредитной системы и принципы процесса кредитования, целесообразно перейти к рассмотрению структуры кредитной системы и ее составляющих элементов.4
Глава 2. Состояние кредитной системы РФ
2.1 Особенности структуры и развития кредитной системы РФ
Центральный банк - основной проводник денежного кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения.
Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия:
- процентные ставки по
- нормативы обязательных
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование банков;
- валютное регулирование;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные
Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов.
Могут применяться также выборочные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита:
а) так называемые "кредитные потолки", то есть прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд;
б) регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, под которой понимается разница между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, ставками по депозитам и ставками по кредитам.
Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.
Так, повышение учетной ставки способствует
привлечению в страну иностранного
краткосрочного капитала, а в итоге
активизируется платежный баланс, увеличивается
предложение иностранной
Эмиссия наличных денег - конституционная функция Банка России. Как уже говорилось, в Конституции РФ (п. 1 ст. 75) предусматривается, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются». Это обстоятельство должно учитываться в других отраслях законодательства, в том числе при заключении международных договоров. Так, в частности, в ст. 3 Соглашения об учреждении Межгосударственного банка от 22 января 1993 г. предусматривается, что на данный банк, среди прочих функций, возлагается функция «организации управления эмиссией наличных рублей и кредитной эмиссией центральными (национальными) банками Договаривающихся Сторон... Указанная функция выполняется только при условии делегирования Банку таких полномочий законодательными органами заинтересованных Договаривающихся Сторон и заключения соответствующего соглашения»1. Однако в п. 2 ст. 75 Конституции РФ сказано: «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». К числу «других органов государственной власти» относится и Федеральное собрание РФ, поэтому оно не вправе «делегировать Банку такие полномочия». Для этого понадобится внести поправки в Конституцию РФ.
Центральный банк - это эмиссионный банк. Главное его назначение -создать условия для функционирования денежно-кредитной и финансовой систем общества. Банк России осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение в соответствии с потребностями товарно-денежного оборота.
В силу принадлежащих Банку России регулирующих полномочий он устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
Так, Инструкцией N 16 от 16 июля 1993 г. Центральный
банк определил порядок открытия
и ведения уполномоченными
Все активы и обязательства кредитной организации в бухгалтерском балансе, составляемом по счетам второго порядка, должны быть представлены в рублях. Активы и обязательства банков в иностранной валюте перечисляются в рубли по официальному курсу Банка России на соответствующую дату.
При покупке валюты ниже официального курса Центрального банка или при продаже выше этого курса банк получает доход в виде реализованной курсовой разницы между официальным курсом и курсом покупки (продаже). При покупке валюты выше официального курса банк несет расходы в виде курсовой разницы.
Для учета дебиторской и
Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов.
Могут применяться также выборочные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита:
а) так называемые "кредитные потолки", то есть прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд;
б) регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, под которой понимается разница между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, ставками по депозитам и ставками по кредитам.
Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами.
Существуют 4 формы пассивных операций
1) первичная эмиссия ценных
2) отчисления от прибыли на формирование или увеличение фондов;
3) кредиты и займы полученные;
4) депозитные операции.
Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций. С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов - собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую группу ресурсов - заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы.
Операции, связанные с размещением банковских ресурсов, относятся к активным операциям.
В активных операциях (операциях по размещению средств) основная доля приходится на кредитные операции и операции с ценными бумагами.
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:
- бюджетная политика
- налоговая политика
- таможенная политика
- денежно-кредитная политика
- инвестиционная политика
Фискальная (налогово-бюджетная) политика — правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения и получение валового национального продукта, способствующего ревальвации. Является основой финансовой политики.
Фискальная политика связана с денежно-кредитной политикой Центрального банка. Изменения в налогово-бюджетной политике могут привести к таким изменениям, как перераспределение доходов и ресурсов, изменение уровня экономической активности.
Налоговая политика — часть политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а так же по практическому внедрению налоговой системы и контролю ее эффективности.
Различают следующие виды налоговой политики:
1) политика максимальных налогов;
2) политика экономического развития;
3) политика разумных налогов.
Налоговая политика проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения предпринимательской деятельности.
Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.
Денежно-кредитная
политика — это политика государства,
воздействующая на количество денег
в обращении с целью
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитное
регулирование — это
Денежно-кредитная
политика является составной частью
единой государственной экономической
политики. Государственная экономическая
политика должна предусматривать меры
по решению проблем в каждом блоке.
Центральный банк выполняет свою
часть — денежно-кредитную
Инвестиционная политика - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.
2.2. Кредитно - банковская система в Липецкой области
Мода на организацию банков в Липецкой области не прижилась. В области к концу 1997 г. действовало 4 банка, два из которых входили в пятерку самых крупных банков Центрально - Черноземного района . Два других банка заметно отстали от лидеров по величине активов. В сумме на долю областных банков приходится четверть суммарных активов банков этого экономического района. Как и другие регионы с небольшим числом банков, Липецкая область характеризуется высоким уровнем концентрации на рынке банковских услуг: доля трех крупнейших банков составляет 94% общей суммы активов, но в отличие от многих других регионов с аналогичным уровнем концентрации, в которых доминирует один банк, в Липецкой области скорее можно говорить о дуополии банков Липецккредит и Липецккомбанк. На середину 1997 года первый банк опережал второй по размеру активов на 20%, Липецккредит доминировал на оставленном коммерческим банкам Сбербанком сегменте рынка депозитов физических лиц (две трети суммы привлеченных 4 банками средств населения) и локальном сегменте рынка кредитов нефинансовому сектору (при уменьшении значения этого направления в политике размещения активов в обоих банках). В свою очередь, Липецккомбанк явно опережал конкурента на рынке услуг по ведению расчетных и текущих счетов (57% и 35% рынка, соответственно), хотя крупнейшее предприятие области - Новолипецкий металлургический комбинат - главный акционер именно банка Липецккредит (на его долю приходилась четверть уставного капитала банка на середину 1997 г.).
Период "взросления" российского
банковского сектора оставил
в балансах липецких банков заметный
след. Как видно на рис. 3, структура
их активов перегружена
При этом у каждого банка есть
свои особенности в структуре
неработающих активов, в частности,
на середину года у Липецккомбанка
весьма существенную их часть составляли
ликвидные активы в форме средств
на корсчете в ЦБР. Тем не менее, высокая
доля нефинансовых активов и неработающих
кредитов неизбежно сказывается
как на доходности операций, так
и на возможностях роста активов
за счет внутренних источников. Прибыль,
полученная банками за полгода, в
расчете на активы снизилась с 5.7
- 6.7% в 1996 г. до 3% у Липецккомбанка, в
пересчете на год в первой половине
1997 г., а Липецккредит вплотную столкнулся
с проблемой сведения доходов
и расходов с положительным сальдо.
Таким образом, вопросы выработки
стратегии развития в весьма специфических
российских условиях финансовой стабилизации,
как и нахождение путей резкого
повышения эффективности
Информация о работе Понятие и структура современной кредитной системы Российской Федерации