Понятие монополии. её возникновение и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Файлы: 1 файл

Глава I ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ2.docx

— 68.37 Кб (Скачать файл)

Глава 1  ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ. ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

 

 

    1. Понятие монополии

 

Монополия – (от моно… и  греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной  области  государства, организации, фирмы.

Монополии – крупные хозяйственные  объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся  в частной собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и  осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в  экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают  на все сферы жизни страны.1

 Если  мы  обратили  внимание  на   монополистические   образования   впромышленном   производстве,   то   это   отдельные   крупные   предприятия,  объединения  предприятий,  хозяйственные   товарищества,  которые  производят  значительное  количество  продукции   определенного  вида,   благодаря   чему занимают доминирующее положение  на рынке;  получают  возможность   влиять  на процесс ценообразования,  добиваясь наиболее выгодных  для себя цен;  получают более  высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования  (монополии) является  занятие  монопольного  положения.  Последнее  определяется,  как доминирующее  положение  предпринимателя,  которое  дает ему возможность самостоятельно или  в  месте с  другими   предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

При анализе монополии  важно учитывать неоднозначность  самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии слова «моно» – один, «полио» – продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке  действовала бы одна единственная фирма  – производитель товаров не имеющих  субститов. Следовательно, в использовании  термина монополия, а тем более  «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности.

     Характерными чертами монополии являются следующие:

1.  Отрасль  состоит   из  одной   фирмы,   которая   является   единственным производителем  данного продукта или поставщиком  услуги.

2. Из первого признака  вытекает, что покупатель должен  приобретать  продукт  у  монополиста или обходиться без  него.  То,  что  не  существует  близких заменителей монополизированного   продукта,  имеет  большое   значение  для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.

3. В условиях монополизированного  производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.

4. Существование монополии  предполагает наличие  барьеров  для  появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.

Монополия  предполагает,   что  в   отрасли    имеется    только   один производитель,  который  полностью  контролирует объем  предложения  товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет  максимум  прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара.  Если товар уникален,  то  покупатель вынужден  платить назначенную цену  или отказаться  от  покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено.   К чистой  монополии  можно отнести    предоставление     коммунальных    услуг,    газо-,    водо-   и электроснабжение.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических  ресурсов создают возможности для  ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются  в тех случаях, когда такое  ускорение способствует извлечению высоких прибылей. Некоторые экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное  явление в экономике, поскольку  они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной  властью, могут тратить свои монопольные  прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств  того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии  могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли2.

Как ведет себя монополист на  рыке?  Он  полностью  контролирует  весь   объем выпуска товара; если он принимает решение  о  повышении  цены,  то  не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам,  устанавливающим  более низкие цены. Но это не означает,  что  он  бесконечно  будет  повышать  цену своей продукции. Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия  решения  о  цене  продажи  она учитывает рыночный спрос  и  свои  издержки.  Так как монополист является единственным производителем данной  продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса,  а  кривая  предельного дохода лежит ниже её. Это происходит, потому что монополист  – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли,  он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж,  вынужден  снижать её на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую.

 

 

    1. История возникновения и развития монополии

 

История монополий достигает  глубокой древности. Монополистические  тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается с последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873г.). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике.

На процесс усиления монополизации  экономики первыми обратили внимание представители немецкой исторической школы, и это не случайно, поскольку именно они в своих исследованиях сделали акцент на описание отдельных экономических процессов, собирание фактического материала. Эту стадию развития капитализма они называли империализмом (imperium – лат. – власть) по аналогии с процессом формирования империй прошлого – римской, персидской и  др.

Существуют два способа  образования монополий: посредством  капитализации  прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.

Методы концентрации и  централизации капитала, применявшиеся  в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способ такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.

Монополии появились и  в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивающих нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80 – 90-х годах XIX века действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала XXвека роль монополии в экономике была невелика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономически кризис 1900 – 1903 гг. Монополии постепенно охватили важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (товарищество «Бр Нобель», неточный трест и др.).

Отсутствие законодательных  и административных норм, регулирующих порядок деятельности монополий делало возможным использование против них государством законодательства, формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не зарегистрированных монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаровоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты –«Продмед», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Лседь», «Проволка», «РОСТ» и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми, негласными контрагентскими договорами. В период промышленного подъема «1910 – 1914 гг.» происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность наряду с процессами и комбинирование производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п.

Монополии были ликвидированы  в результате Октябрьской революции, в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы, связанные с ними.

Из истории монополии

Монополии начинают появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким  образом можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив  его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило  по одним тем же общим принципам. В античном мире хорошо знали, что  такое монополия и какие выгоды она сулит (само слово происходит из греческого языка). Например, известный  философ Аристотель, живший в IV в. до н. э., вообще считал создание монополии  умелой хозяйственной политикой, к  которой может прибегнуть умный  гражданин или правитель. В качестве примера он рассказывал о том, как "в Сицилии некто скупил на отданные ему в рост деньги все железо из железоделательных мастерских, а затем, когда прибыли торговцы из гаваней, стал продавать железо как монополист, с небольшой надбавкой на его обычную цену. И все-таки на пятьдесят талантов он заработал сто". Очевидно, такие ситуации не были чем-то редким или исключительным для хозяйств античного мира.

Более того, даже регулирование  монополии началось уже в античном мире. "Некто" из приведенного выше примера был выслан правительством с Сицилии. По свидетельству римского мыслителя Плиния, правительство  установило предельные цены горным компаниям, злоупотреблявшим своим монопольным  положением.

Средние века: цехи и привилегии

В средние века появление  монополии часто происходило  по следующим двум причинам. Существовал  способ организации производителей, который получил название цеховой  системы. Цехом называлась организация  всех производителей некоторого рода товаров, созданная с целью стабилизации цен и создания гарантированных  условий существования ремесленников. Цех контролировал выпуск каждого  ремесленника и цену продажи, не допускал на рынок возможных конкурентов. Насколько эти организации пользовались своей позицией монополистов? Возможно, они действительно занимались только стабилизацией цены на некотором  умеренном уровне, а не пытались получить максимальную прибыль. Хотя ничто  не могло гарантировать, что у  руководства цеха не возникало желание "чуточку" повысить цену, коль такая  возможность была.

Другим распространенным случаем образования монополий  была выдача монархами различных  привилегий, дающих исключительное право  на производство или торговлю чем-либо. Такие привилегии были предметом  желания практически любого купца  или производителя, которые стремились избежать таким образом конкуренции  со стороны соотечественников или  иностранцев. В Англии в XVII в. такие  привилегии раздавал в большом количестве король Карл I. Существовали монополии  отдельных лиц или ассоциаций на производство мыла, стекла, тканей, булавок и других благ. Сам Карл I скупал грузы перца, привозимые Ост-Индской  компанией, и потом продавал их по монопольным ценам. Вскоре монополии настолько ухудшили положение на рынках, что к концу XVII в. король лишается права давать привилегии без согласия парламента. Иногда привилегии носили совершенно произвольный и абсурдный характер. Например, французский король Людовик XIV, не отличавшийся особенной мудростью в управлении страной, в знак расположения подарил некой графине Д`Юзес право распоряжаться всеми угольными копями королевства. Графиня поспешно переуступила это право другим заинтересованным лицам, которые, как указывалось в одном документе того времени, "сделались единственными хозяевами на угольном рынке и добывали уголь лишь в таком количестве, которое позволяло им продавать его по высокой цене".

Но монополии могли  возникать и при появлении  возможности захвата рынка с  помощью какого-либо ресурса. При  том же самом Людовике XIV возникла монополия "масляничных горшков". По словам одного каннского интенданта, это был союз "трех частных  лиц, которые скупили 60 000 пустых горшков  и хотели таким образом стать  хозяевами в торговле изиньским  маслом и поднять цены на горшки на одну четверть прежней цены". Или  другой пример такой монополии. В XVII в. парижские печи топились дровами, которые доставлялись в город  путем сплавления по реке, так как  другие способы перевозки делали благо "дрова" слишком дорогим. В 1606 г. главные портовые торговцы организовали "товарищество" для продажи  дров, и в результате цена дров выросла  с 4 до 110 ливров (!) за воз. Население  обратилось с жалобой к городским  властям, и те распустили "товарищество".

Информация о работе Понятие монополии. её возникновение и развитие