Понятие монополии. её возникновение и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Файлы: 1 файл

Глава I ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ2.docx

— 68.37 Кб (Скачать файл)

ТНК имеют очень весомую  роль в мировых научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80 % зарегистрированных патентов, при  этом на долю ТНК приходится и около 80 % финансирования НИОКР.

ТНК — это не только производственные компании, такие, как, например, Siemens, но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские  компании, инвестиционные и пенсионные фонды.

Если сравнить ТНК родом  из США с европейскими ТНК, то можно  заметить закономерность: в связи  с объемами рынка США, степень  транснационализации их ТНК будет  значительно ниже, чем у европейских  ТНК, рынок родной страны которых  сильно ограничен. Кроме того, важное значение имеет налоговая система  США и Европы. Для европейских  ТНК, например, немецких, намного рентабельнее выносить производство на восток.Для  того, чтобы побудить ТНК начать деятельность в стране, правительства  предлагают им некоторые льготы, например, налоговые, правительственные субсидии, слабое трудовое или экологическое  законодательство.Существует спор о  том, какая компания первой стала  транснациональной. Утверждают, что  Орден Тамплиеров, основанный в 1118 году, стал первым транснациональным финансовым учреждением, когда начал в 1135 году заниматься банковским делом. Однако современной  роли и структуре ТНК более соответствуют основанные в начале XVII века Британская Ост-Индская компания и Голландская Вест-Индская компания.

ТНК — это часто встречающаяся  тема в современной фантастике и  в аниме. Сюжеты обыгрывают ситуацию, когда на планете будет одно мировое  правительство и несколько ТНК, конкурирующих между собой, производящих всё необходимое для человека. При этом любая ТНК будет настолько  могущественна, что её банкротство  будет равносильна банкротству  национальной экономики.

    1. Многонациональные компании(МНК)- одна из наиболее сложных форм международного бизнеса, которая использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную, глобальную философию бизнеса, предполагающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами. Организационные формы и структурные особенности различных многонациональных компаний могут быть достаточно разнообразны.

Существуют следующие  принципы, на которых основываются формы многонациональных компаний, отличающие ее от других форм организации  международного бизнеса:

  • корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;
  • ориентация на достижение единых для компаний стратегических целей и решение общих стратегических задач;
  • наличие единой управленческой вертикали и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка или группы взаимосвязанных компаний;
  • бессрочный характер существования компаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Изучив выбранную тему, следует отметить, что монополия  имеет двоякое влияние на экономику. С одной стороны это мешает развитию конкуренции и свободному ценообразованию. С другой – отрасли  в области государственной безопасности невозможно отдать в частные руки. Несмотря на тенденцию снижения государственного вмешательства, общество считает нежелательным  полное де регулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время остается сферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут  меняться. Общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя  развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.

     Характерными чертами монополии являются следующие:

1.  Отрасль  состоит   из  одной   фирмы,   которая   является   единственным производителем  данного продукта или поставщиком  услуги.

2. Из первого признака  вытекает, что покупатель должен  приобретать  продукт  у  монополиста или обходиться без  него.  То,  что  не  существует  близких заменителей монополизированного   продукта,  имеет  большое   значение  для рекламы. Впрочем,  монополисту часто нет нужды  использовать рекламу.

3. В условиях монополизированного  производства производитель диктует  цену и имеет возможность манипулировать  количеством предложенного продукта.

4. Существование монополии  предполагает наличие  барьеров  для  появления в отрасли  аналогичных производств, создаваемых  другими производителями. Эти  барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.

Монополия  предполагает,   что  в   отрасли    имеется    только   один производитель,  который  полностью  контролирует объем  предложения  товара. Это  позволяет ему  устанавливать  цену, которая принесет  максимум  прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет  зависеть от наличия близких заменителей товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Авдашева С. Шаститко А.Модернизация антимонопольной политики в России(экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства)// ВЭ.2005.№5.

 

 

 

1 В.Я.Иохин. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА, 2000 – С. 56

2 Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики.-2000.-№ 1.-С.137-151.

3 Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики.-2000.-№ 1.-С.137-151.

4 Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. –М.: ИГЭА, 1998. – С. 182.

5 Экономика транснациональной компании: Учеб. пособие для вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. — М.: Высш. шк., 2005. С. 24.


Информация о работе Понятие монополии. её возникновение и развитие