Понятие монополии. её возникновение и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Файлы: 1 файл

Глава I ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ2.docx

— 68.37 Кб (Скачать файл)

В некоторых случаях, как  вы увидите в главе 6, монополистом решало стать само государство для  получения дохода. Выбирался товар  с неэластичным спросом -соль, водка, табак и объявлялась государственная монополия на его продажу.

Развитие монополий на рубеже XIX=XX вв.

Бурный рост монополий  начался с развитием крупного машинного производства в конце XIX в. Появилась возможность снижения затрат при укрупнении производственных единиц (фабрик и заводов). Когда в отрасли оставалось небольшое количество крупных производителей, между ними могла разыгрываться сильная конкуренция, которая оказывалась невыгодна. Чтобы избежать этой конкуренции предприниматели организовывали различные "общества", которые по сути являлись монополистическими объединениями.

Самыми простыми формами были ринг (от англ. ring - "круг") или корнер (от англ. corner - "угол")  временные соглашения о единой политике в продажах. Долгосрочное соглашение называлось синдикатом (от гр. syndikos -"действующий сообща"). Иногда эти синдикаты принимали форму пулов (от англ pool -"котел")  в этом случае у фирм была общая касса, которая объединяла прибыль, делившуюся впоследствии между фирмами. Трест (от англ. trust) представлял собой наиболее полное объединение фирм, когда возникало общее управление производством (весь трест являлся одной фирмой).

Во второй половине XIX в. монополистические  объединения начали появляться в  очень многих отраслях (например, в  производстве сахара, табака, нефтепродуктов, в металлургии, на транспорте). Во многих отраслях тресты контролировали практически  весь объем производства. Например, в самом конце XIX в. American Sugar Refining Company контролировала 90% всего производства сахара. Иногда эти монополии были естественными (существование двух фирм в отрасли было не выгодно), и в этом случае монополистом становилась  первая фирма, начавшая производство блага. Например, в 1866 г. первая американская телеграфная компания Western Union надолго  осталась единственной фирмой в своей  отрасли. Некоторые тресты представляли собой внушительные производственные империи с огромным количеством  рабочих и капитала. Например, в  конце XX столетия Дж. Д. Рокфеллером  был организован гигантский трест Standard Oil Company, контролировавший 90% добычи всей нефти в Америке. Отчасти  это было обусловлено владением  сетью трубопроводов (естественная монополия), что позволило ему  оказать влияние на независимые  нефтедобывающие фирмы. Размеры этой империи были поразительны: в 1903 г. Standard Oil Company имела около 400 предприятий, 90 тысяч миль трубопровода, 10 000 железнодорожных цистерн, 60 океанских танкеров, 150 речных пароходов.

Россия не была исключением  в этом процессе монополизации промышленности, хотя развитие монополистических объединений  началось несколько позже и иногда инициировалось иностранными партнерами российских фирм.

В России первый промышленный синдикат возник в Петербурге при  участии немецких предпринимателей в 1886 г., когда объединились шесть  фирм по производству гвоздей и проволоки. В 1903 г. это уже был синдикат "Гвоздь", который контролировал 87% всего производства гвоздей. В 1887 г. возникает сахарный синдикат, который к началу 1890-х гг. объединял 90% всех заводов (203 из 224). В 1902 г. возникает крупнейший синдикат "Продамета", объединивший металлургические заводы. В 1906 г. появление синдиката "Продуголь" вызвало кризис на рынке угля, так как политика снижения объемов добычи оказалась опасной для всего хозяйства, зависящего очень сильно от этого топлива. В 1907 г. появился синдикат "Кровля", объединивший производителей кровельного железа. В 1908 г. образовался синдикат "Медь", контролировавший 94% производства этого металла. В 1904 г. начал деятельность синдикат "Продвагон", который контролировал 97% всех заказов на железнодорожные вагоны.

 

 

1.3 Влияние монополии на экономику

    

 

Государство в силу специфики развития в той  или иной степени допускает возможность  существования монополий. Причины  могут различны. Как правило речь идет о социально-значимых отраслях: энергетика, военное производство и  т.д. Также монополии могут более  эффективны в отраслях, которые требуют большого объема инвестиций и имеют общегосударственное значение. Примером может служить российская компания «Газпром», где для разведки и разработки месторождений требуются очень большие средства. Естественно, что малые компании не смогли бы справиться с данной задачей.

В разных странах  перечень естественных монополий и  интенсивность государственного вмешательства  в их деятельность неодинаковы. Но, как правило, это отрасли, связанные  с добычей или переработкой энергетического  сырья, предоставлением транспортных или иных коммунальных услуг. Формы  государственного участия в управлении деятельностью этих отраслей варьируют  от всеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных отраслей или  предприятий государственной собственности) до регламентации лишь отдельных  аспектов деятельности частных компаний, сохраняющихся в этих отраслях (определение  важнейших ориентиров их развития). Проще всего проанализировать эффект действия монополий в таких странах, как США. В США национализация в силу исторических причин не приобрел существенных масштабов. Здесь активное вмешательство государств проявилось в более мягких формах. Наиболее последовательно и широко государственное  регулирование применялось в  отраслях общественного пользования. Это прежде всего газо-, электро- и водоснабжение, также различные  отрасли связи. Все это капиталоемкие  отрасли с медленным оборотом производственных фондов. Так как  дублирование однотипных компаний в  одном регионе было бы не эффективным, то с точки зрения инвестирования это было бы абсолютно неэффективно. Поэтому государство допускает  действие монополий в данном сегменте. В частности оно освободило эти  отрасли от действия антитрестовских  законов. Более того, в определенной мере оно стимулировало в них  укрепление масштабов производств, что способствовало росту объемов  операций внутри одного и того же района, снижению единичных задержек, улучшению  обслуживания потребителей. В обмен  на ряд привилегий, в том числе  финансовых, которые предоставлялись  государством отраслям общественного  пользования, последние были обязаны  выполнять определенные требования, например, обслуживать качественно и в любое время всех без исключения потребителей, обращающихся к ним за услугами.

Естественно, что государство в данных монополиях контролирует некоторые аспекты  их деятельности Это относится к  их финансовой деятельности, области  ценообразования, начисления заработной платы и др.. Кроме того, количество кампаний и строительство новых  предприятий (например, газопроводов, ГЭС и прочих подобных объектов) контролировалось органами местной  или федеральной власти путем  выдачи на них специальных разрешений - сертификатов. Цель такого регулирования - обеспечить общество (особенно промышленность) теми преимуществами, которые дает приобретение продукции и услуг  общественного пользования по разумным с точки зрения правительства  ценам. Данная политика является весьма дальновидной, так как основными  потребителями продукции данных монополий являются компании с частным  капиталом. Основные функции контроля над ценами продукции и услугами отраслей общественного пользования, в частности электроэнергии и  природного газа, возложены на специальные  комиссии штатов и Федеральную энергетическую комиссию. Регулирующая деятельность специальных комиссий ограничена операциями в пределах отдельных штатов. Сфера  регулирования Федеральной энергетической комиссии - это межштатная торговля электроэнергией и газом, включая  и ценообразование на эту продукцию. По мере роста межштатных операций функции контроля над тарифами все  больше переходили от комиссий штатов к Федеральной энергетической комиссии. Правительственное регулирование  цен в отраслях общественного  пользования преследовало двойную  цель. Во-первых, оно должно было стимулировать  расширение производств и сбыт продукции, необходимой во всех сферах экономики, по ценам, приемлемым для компаний потребителей; и во-вторых, обеспечить определенную прибыль компаниям отраслей общественного  пользования, способствуя привлечению  в эти отрасли новых капиталов.

В области  ценообразования государство, как  отмечалось выше, также имеет контроль. Оно устанавливает верхний предел цены, который предполагает покрытие издержек монополий плюс разумную прибыль. Под "разумной" прибылью понимается такая норма прибыли, которая  выше процента, получаемого по правительственным  облигациям, но ниже средней нормы  прибыли во всей обрабатывающей промышленности. Допустимые нормы прибыли время  от времени пересматриваются. В зависимости  от экономической конъюнктуры они  варьируют по различным штатам. В  межштатной торговле прибыль обычно устанавливается в размере 5-7% на основной капитал, иногда чуть выше, но не больше 12% (средний уровень прибыли  в обрабатывающей промышленности). Норм прибыли в отраслях общественного  пользования чаще всего рассчитывается по отношению к остаточной стоимости  основного капитала (за вычетом амортизационных  отчислений). Вместе с тем, разрешенная  норма прибыли не гарантируется. Ее фактическая величин зависит  от конкретных условий работы фирмы, от конъюнктуры рынка, от успешного  сбыта продукции. Недостаток прибыли  в какой-либо период времени обычно не позволяет компенсировать ее избытком сверх установленного норматива  в более поздний период. Очень  часто регулирующие комиссии устанавливают  лишь общую норму прибыли для  компаний, предоставляя последним широкую  свободу разработки конкретных тарифов  на свою продукцию при условии  не превышения установленных общих  лимитов. Ограничение размеров прибыли  определенным нормативом нередко вызывает стремление компаний увеличивать не норму прибыли, ее массу, что достигается, главным образом, путем расширения сбыт своей продукции, иногда даже за счет снижения цен на нее. При определении  тарифов компании отрасли общественного  пользования учитывают в основном 2 фактора: издержки производства, характеризующие  экономические условия производства в фирме, и ценность услуги, отражающей величину и динамику спроса. Использование  принципа "ценности услуги" позволяет  установить разные уровни цен на одну и ту же продукцию в зависимости  не от издержек, лишь от целей потребления. Возможность такой дифференциации цен в большинстве случаев объясняется монопольным положением компании - производителя на каком-либо рынке. Государственное регулирование оказывает существенное влияние на уровень и соотношение цен в отраслях общественного пользования. Однако масштабы точного влияния постоянно меняются. Показателен в этом от ношении пример газовой промышленности. До 1935-1938г. регулирование цен на природный газ и электроэнергию осуществлялось только в пределах отдельных штатов местными властями или специальными комиссиями. Все поставки за пределы штата, имевшие в то время небольшой объем оставались вне контроля. К середине 40-х годов благодаря достижениям в области передачи электроэнергии и транспортировки газа на большие расстояния размеры межштатных операций значительно возросли. Их роль стала столь существенной, что в 1935г. на Федеральную электрическую компанию впервые были возложены обязанность регулировать цены межштатных поставок электроэнергии, в 1938г.- и межштатных поставок природного газа. При этом государственное регулирование цен в промышленности природного газа первоначально распространялось только на компании занятые местным распределением газа и осуществляющие поставки газа из одного штата в другой. Цены производителей (добытчиков) газа находились вне контроля со стороны Федеральной энергетической компании, что закрепляло их монопольное положение при снабжении газопроводных компаний и установлении цен. Такое положение сохранялось в течении почти двух десятилетий, и только в 1954г. под давлением газопроводных и распределительных компаний, также крупных промышленных потребителей, Верховный суд США принял решение, изменившее эту ситуацию. Федеральная электрическая компания получила право регулирования наряду с ценами оптовой торговли на цены производителей. Теперь любые продажи (даже в залежах), предназначенные для торговли за пределами штатов, становились объектом регулирования со стороны Федеральной энергетической компании.

В результате, любая фирма-производитель, желающая изменить цену, по которой газ продавался газопроводным компаниям, должен был  предварительно получить разрешение компании. Основным направлением государственного регулирования в промышленности природного газа долгое время являлось сдерживание роста цен, что имело  и положительные (значительный рост потребления природного газа ), и  отрицательные последствия. В частности, расценки внутри штата не регулировались, шло расширение поставок газа внутри штата в ущерб межштатной торговле. Кроме того, заниженные цены ослабляли  у компаний - производителей стимулы  к расширению поисковых и разведочных  работ, что вело к сокращению обеспеченности добычи разведываемых запасов. В  попытке преодолеть нежелательные  последствия регулирования была введена система двойных цен  на старые и новые месторождения. От практики установления Федеральной  энергетической комиссией дифференцированных цен для крупнейших газодобывающих районов начали переходить к системе  единых цен для торговли между  штатами. Уровни цен были повышены. Но все эти меры оказались недостаточными, что породило настойчивые требования ослабить или снять ценовой контроль. В 80-е годы в США наметилась тенденция  к дерегуляции; сокращению вмешательства  государства в экономическую  деятельность. В этот период правительством были предприняты шаги, обусловившие усиление конкурентных начал в отраслях общественного пользования, в частности  было значительно ослаблено регулирование  газовой промышленности. Аналогичные  процессы имели место и в других отраслях общественного пользования (телефонной связи, энергетике и т.п.).

Таким образом, монополия имеет двоякое влияние  на экономику. С одной стороны  это мешает развитию конкуренции  и свободному ценообразованию. С  другой – отрасли в области  государственной безопасности невозможно отдать в частные руки. Несмотря на тенденцию снижения государственного вмешательства, общество считает нежелательным  полное де регулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время остается сферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут меняться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВАII КЛАССИФИКАЦИЯ МОНОПОЛИИ

 

2.1 Виды монополий

 

Вид монополии зависит  от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополии, которые можно классифицировать на три основных: естественная, легальная, искусственная.

Естественная  монополия  -  состояние товарного рынка,  при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие  конкуренции  в силу технологических  особенностей  производства  (в  связи  с  существенным понижением издержек  производства  на  единицу  товара  по  мере  увеличения объема  производства),  а  товары,  производимые   субъектами   естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи  с чем спрос на  данном  товарном  рынке  на  товары,  производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на  этот товар, чем спрос на другие виды товаров.  Субъектом  естественной  монополии является хозяйствующий субъект  (юридическое  лицо),  занятый  производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Естественная монополия  существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея  более низкие  издержки, чем были бы  издержки  у  ряда  конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Крупные  предприятия  обладают  лучшей  технической оснащенностью и большей мощностью,  за  счет  чего  происходит  повышение производительности труда и понижение  издержек  на  единицу  продукции,  что означает  более  эффективное  использование  ресурсов.  В   связи   с   этим естественная монополия  становится  желаемым  явлением  для  общества,  хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

    Еще одной особенностью  естественных  монополий  является  существование очень  высоких   входных   барьеров   в   отрасль.   Наличие   единственного производителя, у которого эффект от  масштаба  производства  слишком велик, определяет тот размер капитала,  который  нужен  для  вхождения  в  отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго  такого  производителя(значительны постоянные  затраты).  Для  данных  видов  деятельности  размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок  к  100% от объема внутреннего потребления данных благ,  что  соответствует  как  раз одному эффективному производителю в отрасли. Естественной монополией  обладают  собственники  и  иные  хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не  воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые  земельные  участки, пригодные для возделывания и  выращивания  на  них  чая,  виноградников),  а также сюда  относятся  целые  отрасли  инфраструктуры, которым  свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации ,линии  электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный  транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и  канализация,  военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило,  подобные  естественные  монополии находятся в собственности  государства  или  действуют  под  его  контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само  решает, какие конкретно  отрасли  народного  хозяйства  или  виды  отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести  к естественным монополиям.3

  Существуют два типа  естественных монополий:

      а) природные  монополии.  Рождение  таких   монополий  происходит  из-за барьеров   для   конкуренции,   возведенных   самой   природой.    Например, монополистом может стать фирма,  геологи  которой  обнаружили  месторождение  уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой  это  месторождение использовать не сможет: закон защищает  права  собственника,  даже  если  он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

Информация о работе Понятие монополии. её возникновение и развитие