Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:59, курсовая работа
В современном обществе, в эпоху развитых кредитно-денежных отношений, когда коммерческие банки имеют возможность предлагать своим клиентам широкий спектр услуг, можно выделить одно из направлений работы банков, а именно потребительское кредитование. Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в большинстве развитых стран. Кроме того сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования.
Введение……………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты потребительского кредитования……………...5
Основные принципы и функции потребительского кредитования…5
Особенности потребительского кредитования в России, виды потребительского кредита. Законодательная база. ……………………...11
Потребительское кредитование: роль в экономике и проблемы развития в РФ……………………………………………………………….21
2.1 Общероссийские тенденции развития услуги банковского кредитования на 2014 г…………………………………………………….21
Анализ развития потребительского кредитования в Сбербанке России ………………………………………………………………………27
Проблемы развития потребительского кредитования в России и пути их решения……………………………………………………….…...34
Выводы и предложения……………………………………………………43
Список использованной литературы …………………
- по кратности предоставления, т. е. предоставляемые однократно (на приобретение одного наименования товара или услуги) либо многократно (по кредитной карте в соответствии с принципом "возобновляемой кредитной линии"), что соответственно позволяет заемщику приобретать в кредит несколько наименований товаров или услуг одновременно, но в пределах овердрафта.
- по способу погашения - погашаемые аннуитетно (ежемесячно равными платежами), единовременно либо в соответствии с индивидуальной схемой погашения.
- по направлению использования кредита (цель, для чего кредит берется). Это могут быть кредиты на неотложные нужды, образовательные кредиты и т.д. [24, c. 234-248].
Подводя итоги к параграфу 1.2. можно сделать некоторые выводы:
Российский рынок потребительских кредитов является рынком, который активно развивается, подчиняясь определенным закономерностям; данный рынок в значительной степени зависит от состояния экономики и стадии ее развития. В Российской, как и в мировой практике, существуют проблемы, решение которых еще предстоит найти. Российские банки, как и зарубежные коллеги способны предлагать богатый спектр услуг в этой области. Таким образом, российская практика потребительского кредитования, находится на стадии интенсивного развития, появляется множество новых банков, а банки, работающие уже долгие годы, постоянно реформируются, настраиваясь на современный лад осуществления банковских услуг.
2. Потребительское кредитование: роль в экономике и проблемы развития в РФ
2. 1 Общероссийские тенденции развития услуги банковского кредитования на 2014 г
Прошедший 2013 год показал, что
жители страны готовы брать больше потребительских кредитов,
что появилось доверие к этой банковской
услуге, она буквально стала частью финансовой
жизни экономически активного населения.
Данные статистики иногда выглядели крайне
неутешительно: огромный процент долгов
по кредитам, баснословные суммы займов
при невысоком темпе росте зарплат и так
далее. Однако простейшие подсчеты показали,
что на одного работающего человека в
стране сегодня приходится по 1,3 тысяч
кредитных средств. А это гораздо меньше,
чем в любой из развитых европейских стран.
Хотя динамика кредитования такова, что
и к европейским отметкам российская статистика
вполне может прийти.
Начало 2014 года
показало, что свою популярность не теряют
потребительские кредиты. И если темпы
роста ипотеки слегка снизились, а автокредиты и
вовсе разочаровали некоторых банкиров,
то вот потребительский кредит остается
крайне популярным. Особенный интерес
у заемщиков к нецелевым кредитам. Использовать
эти средства очень удобно, нет никакой
отчетности перед банком, да и разнообразие
именно нецелевых займов настолько велико,
что практически каждый может подобрать
себе что-то.
Не смотря на угрозы банков ограничить доступ к кредитам клиентам, которые ранее с банком не работали, пока такие займы остаются вполне доступными. Результаты года 2013 заставили многих кредиторов разработать план ужесточения мер по отбору своих клиентов в кредитном сегменте. Так было внесено предложение о значительном увеличении минимальной суммы кредита, прозвучали предложения об отмене экспресс-кредитов и кредитов по одному документу. Но пока все эти ограничения не вступили в силу, российские заемщики продолжают пользоваться вполне доступными кредитами.
Финансовые аналитики считают, что россияне тратят на кредиты где-то 28% своих доходов. При этом клиенты потребительских займов отдают 35-50% своих средств. К 2015 году данный показатель немного вырастет. Число потребительских кредитов будет снижаться, но долги вырастут. [46].
По данным ЦБ РФ, объем кредитования физических лиц по данным на 1 июля 2013 года составил 3 998,8 млрд. руб., по сравнению с данными на 1 июля 2012 года, данный показатель увеличился на 728,8 млрд. руб. Доля рублевого потребительского кредитования в РФ существенно выше доли кредитования в валюте. С 2009 по 2010 год доля потребительского кредитования резко снизилась и к 1 январю 2010 года составила 2 485,0 млрд. руб. К 1 января 2013 года (по сравнению с данными на 1 января 2012 года) данный показатель в рублях вырос на 33,8% и достиг максимальной точки ― 7 075,4 млрд. руб. [47].
Среди источников для увеличения выдач банкиры рассматривают автокредиты и ипотеку. Многие эксперты отмечают основным драйвером роста рынок кредитных карт. По сравнению с потреб кредитами, которые показали снижение объемов выдач в первом полугодии 2013 года российский рынок кредитных карт увеличился на 24,7%. Кредитная карта есть всего примерно у 17% россиян при почти 90 млн экономически активного населения.
Суммарный объем действующих потребительских кредитов к 2013 г. вырос на 9,15% до 8 млрд. руб. (Рис.2).
Рис. 2. Кредитование населения к 2013 г. (млрд. руб.).
В течение 2011-2012 гг. в России наблюдался бум кредитования, который достиг своего апогея в середине 2012-го, констатируют аналитики Сбербанка (Рис. 2). Во II кв. 2012 г. темпы роста потребительского кредитования в реальном выражении (с учетом инфляции) достигли 41% (51% в номинальном), рост ипотечных кредитов в реальном выражении достиг 29% , реальные располагаемые доходы увеличились на 6,6% (см. рис. 3). [49].
Росту кредитования способствовали относительно низкие в сравнении с кризисными значениями ставки.
Рис. 3. Темпы прироста кредитования и доходов населения, (%).
В 2013 г. ставки по кредитам физическим лицам немного увеличились (см. рис. 4), но темпы роста кредитования населения все еще остаются достаточно внушительными, хотя и явно замедляются. Месяц к месяцу кредитование растет значительными темпами (2,6% в июне и 2,7% в мае 2013 г.), а в пересчете на год темпы роста снижаются, отмечается в исследовании. [49].
Рис. 4. Ставки по кредитам, (%).
Несмотря на бурный рост кредитования, резкого увеличения плохих кредитов, согласно данным ЦМИ Сбербанка, пока не происходит. Доля просроченных кредитов в последние месяцы была относительно низкой (менее 5% по потребительским кредитам и менее 3% по ипотечным). Хотя доля просроченной задолженности по ипотечным кредитам выросла в 2012 г., в 2013-м она вновь оказалась на уровне 2011года (рис.5). В свою очередь, объем действующих ипотечных кредитов показал квартальный рост на 9,2% против 7,8% годом ранее. [49].
|
Рис. 5. Просроченная задолженность, (%) |
В 2012 г. произошло увеличение сроков кредитования, отмечается в исследовании. Около 19% семей имеют кредиты с периодом выплат более трех лет. Доля краткосрочных кредитов снизилась на 6 п. п. – до 54%. В 2012 г. улучшилась кредитная дисциплина заемщиков. Объем кредитной задолженности, по которой происходили задержки платежей, снизился на 5 п. п. – до 7%. Распространенность неплатежей, превышающих 30 дней просрочки, также снизилась, но незначительно.
Хотя пока роста просроченной задолженности не наблюдается, высокий уровень процентных ставок, особенно по потребительским кредитам, а также возможное ухудшение финансового положения части населения, как результат замедления экономической активности в стране, может спровоцировать серию дефолтов в определенных категориях заемщиков, говорится в исследовании. [49].
Средний размер действующего кредита на покупку потребительских товаров к апрелю 2013 года составил 170 тысяч рублей. Это на 15% больше, чем год назад.
К таким выводам пришли эксперты Национального бюро кредитных историй (НБКИ), представившие десятый выпуск Национального кредитного бюллетеня, подготовленного по итогам 1 квартала 2013 года. [48].
Объем действующих кредитов, выданных с помощью карт, вырос на 25,2 процента против 11,5 процента в первом квартале прошлого года, рассчитали в НБКИ.
На втором месте по динамике - кредиты на покупку потребительских товаров (рост на 13,64 процента), на третьем - ипотечные кредиты (9,2 процента), на четвертом - автокредиты (7,91 процента).
Таким образом, можно придти к выводу, что заемщики стремятся получать более крупные нецелевые кредиты. Так как по таким кредитам, как правило, больше срок и ниже годовая ставка, это снижает текущую долговую нагрузку.
Альтернативой небольшим кредитам на покупку потребительских товаров («на чайники») становятся займы с использованием кредитных карт – наиболее быстрорастущий сегмент розничного кредитования – и микрозаймы.
2.2 Анализ развития потребительского кредитования в ОАО Сбербанк России
Сбербанк предоставляет физическим лицам различные кредитные программы, из которых наибольшим спросом пользуется потребительское кредитование, потому что по сравнению с другими банками здесь более выгодные условия, как по процентным ставкам, так и по их получению. Ряд кредитных программ вообще не предусматривают поручительства, но это не означает, что кредит в Сбербанке могут взять все без исключения. Каждый потенциальный заемщик проверяется на платежеспособность, изучается его кредитная история. Благодаря такому подходу значительно снижен риск невозвращения кредитов.
Потребительские кредиты Сбербанка в 2013 году подразделяются на базовые и специальные. К числу первых относятся кредитные программы без обеспечения и под поручительство физических лиц. Специальные кредитные программы – под залог недвижимости, на оплату обучения в российских образовательных учреждениях и образовательный кредит с государственным субсидированием на оплату обучения в российских высших учебных заведениях.
В сентябре 2013 года общий размер портфеля розничных кредитов Сбербанка превысил 3 трлн. рублей – так была переломлена тенденция падения доли Сбербанка на рынке потребительского кредитования.
Об этом заявил на пресс-конференции 20 декабря 2013 года заместитель председателя правления Сбербанка России Александр Торбахов. [47]. Для сравнения – в первом полугодии падение доли составило 0,73 п. п. На 1 декабря 2013 года доля Сбербанка на рынке кредитования физических лиц равна 33,1%. Этот показатель, то есть треть рынка, Торбахов назвал комфортным для банка уровнем. Специалист обратил внимание, что в данный момент перед Сбербанком не стоит задача значительного увеличения своей доли на рынке, главное для кредитной организации – сохранение качества кредитного портфеля и улучшение качества обслуживания клиентов.
На рынке кредитных карт Сбербанк занимает долю в 25%, показав рост на 3% за год, так как на 1 января 2013 года банк владел 22,4% рынка. Объем ссуд по картам на 1 декабря этого года составил 267 млрд. рублей – рост на 73% с начала года. (Рис.6).
Рис.6. Среднегодовые темпы прироста, (трлн.руб.,млрд.руб).
Прошедший год Сбербанк завершил уже привычным для всех первым местом почти по всем финансовым показателям среди своих коллег по банковскому цеху. И объем потребительских кредитов здесь не исключение. Его 2,5 трлн руб., находящихся на ссудных счетах физ. лиц на 1 января 2014 г превышает аналогичный показатель на 1,7 трлн руб. (почти в 3,5 раза) в ВТБ 24, занимающего 2-е место. На 1 января 2014 года кредитный портфель составляет 11 205,02 млрд. [49].
Анализ показывает рекордное 40% увеличение потребкредитования в банковском секторе экономики за последний год. Процесс роста потребительских мотивов не останавливает даже регулярное повышение ссудных процентов, которое только в прошлом году в Сбербанке наблюдалось и весной, и летом, и осенью. Справедливости ради отметим, что именно это кредитное учреждение часто проводит компании по снижению своих кредитных ставок. Правда, такие акции носят временный характер и проходят на определенных условиях, но все же стали доброй традицией. Вот и декабрь 2013 года ознаменовался понижением стоимости кредитов для частных лиц. Впрочем, сегодня ставки уже вернули свое предыдущее значение.
Основная программа потребкредитования, с которой Сбербанк вступил в 2013 год, сформирована и используется уже давно. Построена она на зависимости от цели займа и от вида обеспечения возврата. Периодически меняются лишь некоторые условия. Например, в части ставок в соответствии с конъюнктурой рынка и регулированием собственной ликвидности. Впрочем, введению в феврале 2013 г. совершенно нового «Экспресс-кредита» никто не удивился, т. к. о его разработке в недрах Сбербанка говорилось еще в прошлом году. [47].
Сегодня кредитор делит свои потребительские ссуды на базовые и специальные. Если первые не привязаны к конкретным целям потребителя, то вторые предметоориентированы и дешевле в среднем на 5-18%. Базовые кредитные продукты пользуются наибольшим спросом среди клиентов, несмотря на свою более дорогую платформу:
- «Без обеспечения» (17,5 - 25,5%),
- «Под поручительство частных лиц» (16,5 - 24,5%),
- «Под залог объектов недвижимости» (13,5 - 15,5%),
- «Экспресс» (25,9 - 29,9%).
Список специальных продуктов говорит об ограничении использования заемных средств:
- «Образовательный» (12%),
- «Образовательный с
-«Лицам, имеющим личное подсобное хозяйство» (14%).
На минимально возможную ставку 5,06% может рассчитывать самый молодой ссудозаемщик в возрасте 14 лет, если он успешно учится в одном из 50-ти ВУЗов страны, платное образование в котором субсидирует государство. Самый высокий ссудный процент 29,9% установлен для потребителей нового малобюджетного «Экспресс-кредита», который ориентирован на быструю покупку в магазине, например, крупной бытовой техники или мебели.
Как видим, в разбросе ссудных процентов достигается максимальная дистанция в 24,84 процентных пункта. Разница сильно зависит от выбора программы и цели кредитования, но не только. Почти во всех базовых продуктах ставка имеет диапазон в 5 процентных пункта в пределах одной валюты. Например, потребительский кредит без обеспечения объявляет рублевые ставки от 20,5 до 25,5 процентов (для всех прочих лиц, не являющихся участниками «зарплатных проектов»). Исключением является лишь кредит под залог недвижимости, где для рублей (15,5%) и валюты (13,5%) зафиксировано по одному значению ставок.
Информация о работе Потребительское кредитование: роль в экономике и проблемы развития в РФ