Правовое регулирование государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:48, лекция

Описание работы

Как правовая категория государственный кредит - это институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также в целях предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Содержание работы

1. Понятие, функции и принципы государственного кредита
2. Формы государственного кредита
3. Понятие и виды государственного долга.
4. Управление государственным долгом.

Файлы: 1 файл

гос кредит 2011.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 10. Правовое регулирование государственного кредита

1. Понятие, функции  и принципы государственного  кредита

2. Формы государственного кредита

3. Понятие и виды государственного долга.

4. Управление государственным  долгом.

 

1. Понятие,  функции и принципы государственного кредита

Государственный кредит может быть охарактеризован как  экономическая и правовая категория.

Как экономическая категория государственный кредит представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на основе добровольности временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Экономическая сущность кредита заключается в том, что временно свободные средства физических и юридических лиц аккумулируются и используются государством как ссудный капитал.

Как правовая категория государственный кредит - это институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также в целях предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Таким образом, государственный  кредит может выступать в 2 формах: активной (государство предоставляет  денежные средства в кредит другим государствам и выступает в качестве кредитора) и пассивной (государство выступает в качестве заемщика).

Как элемент финансовой системы государственный кредит выполняет следующие функции:

1) Распределительная  функция - позволяет перераспределить финансовые ресурсы в соответствии с потребностями развития экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности.

2) Регулирующая  функция - проявляется в том, что соответствующие субъекты, вступающие в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном итоге, - на финансовую политику.

3) Контрольная  функция - проявляется в учете и контроле за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.

Отношения в сфере  государственного кредитования строятся на основе определенных принципов:

1) Принцип  добровольности - предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.

2) Принцип  возмездности - означает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы. Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения).

3) Целевая  направленность -  проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют целевой характер - они направляются, прежде всего, на погашение бюджетного дефицита, а также иные цели, предусмотренные законодательством.

4) Принцип срочности - предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен.

5) Принцип  возвратности - означает, что кредитно-денежные средства должны быть возвращены.

 

2. Формы государственного кредита.

Формами государственного кредита выступают государственные займы, которые классифицируются по самым различным основаниям.

1. По способу обращения:

- Рыночные займы - это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются после их первичного размещения на рынке.

- Нерыночные займы - это займы, оформленные в фондовые инструменты, которые покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему.

2. По сроку заимствования:

-краткосрочные займы (со сроком погашения до 1 года),

- среднесрочные (со сроком погашения от 1 до 5 лет),

- долгосрочные (со сроком погашения от 5 лет и выше).

3. По месту размещения:

- Внешние займы - это обязательства государства перед нерезидентами;

- внутренние займы – обязательства государства перед резидентами.

4. В зависимости от  обеспеченности долговых обязательств:

- Закладные займы - обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом.

- Беззакладные займы - не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства.

5. По форме выплаты  дохода:

- процентные - доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала,

- дисконтные - доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику, т.е. инвестор приобретает облигацию по цене ниже номинальной, а погашает по номинальной;

- выигрышные - доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрышей;

- индексационные - доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

6. В зависимости от  обязанности заемщика твердо  соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске:

- займы с правом досрочного погашения;

- займы без права досрочного погашения.

7. По признаку держателей  цепных бумаг:

- займы, реализуемые  только среди физических лиц, 

- займы, реализуемые  среди юридических лиц,

- универсальные займы,  т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц.

8. По субъектам (эмитентам):

- займы, выпускаемые правительством;

- займы, выпускаемые местными органами управления.

9. По направлениям  использования заемных средств:

- целевые займы – привлеченные средства должны быть использованы только для финансирования отдельных конкретных программ, для реализации которых они и размещаются;

- нецелевые займы – полученные средства могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или же на другие нужды.

В Республике Беларусь механизм функционирования государственного кредита  на практике реализуется посредством размещения государственных займов в форме выпуска государственных ценных бумаг, к которым относятся:

- государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года (ГКО);

- государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более (ГДО).

Выпуск, размещение, обращение  и погашение ГКО и ГДО, номинированных в белорусских рублях, осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. № 173 «Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь».

К государственным эмиссионным  ценным бумагам относятся:

- государственные краткосрочные  облигации со сроком обращения  до одного года;

- государственные долгосрочные  облигации со сроком обращения  один год и более.

Государственные краткосрочные  облигации и государственные  долгосрочные облигации (далее – облигации) могут выпускаться с дисконтным и процентным доходами.

Облигации с дисконтным доходом размещаются по стоимости  ниже номинальной. При их погашении  владельцам таких облигаций эмитент  выплачивает номинальную стоимость  облигаций.

Облигации с процентным доходом размещаются по номинальной стоимости или выше номинальной стоимости. При их погашении владельцам таких облигаций эмитент выплачивает номинальную стоимость облигаций и вознаграждение (процентный доход). Номинальная стоимость и процентный доход выплачиваются в течение срока обращения облигаций или при их погашении в порядке и размерах, установленных Министерством финансов.

Облигации эмитируются  от имени Республики Беларусь Министерством  финансов.

Эмиссия облигаций производится в целях привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, в том числе иностранных (далее – инвесторы), для финансирования дефицита республиканского бюджета, а также погашения обязательств Республики Беларусь по ранее осуществленным выпускам государственных эмиссионных ценных бумаг.

Объем эмиссии и расходы  по обслуживанию облигаций определяются Министерством финансов при составлении  проекта республиканского бюджета  на очередной финансовый год, уточняется при его исполнении в установленном  законодательством порядке.

В пределах объема эмиссии  облигации эмитируются отдельными выпусками в бездокументарной форме.

Размещение облигаций  среди юридических лиц осуществляется путем:

1. продажи на аукционе:

2. прямой продажи Министерством финансов юридическим лицам на условиях, утвержденных этим Министерством;

3. их передачи или продажи банкам для их последующей реализации. Отношения банков и Министерства финансов регулируются договорами.

Размещение облигаций  среди физических лиц осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов.

Учет всех размещенных  облигаций производится на счетах депо в депозитариях, определенных республиканским  унитарным предприятием «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» по согласованию с Министерством  финансов. Республиканское унитарное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении облигаций.

Министерство финансов имеет право:

- досрочного погашения облигаций путем выкупа всего выпуска или его части;

- обмена облигаций,  срок погашения по которым  наступил, на облигации других  выпусков.

Порядок досрочного погашения  и обмена облигаций устанавливается  Министерством финансов.

Национальный банк и инвесторы имеют право совершать сделки по купле-продаже облигаций на рынке ценных бумаг в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Министерство финансов не имеет права участвовать в обращении облигаций.

Министерство финансов осуществляет расчеты по погашению облигаций или выплате дохода по ним с депозитариями, осуществляющими учет облигаций, в день наступления срока погашения облигаций или даты выплаты дохода.

Депозитарии, осуществляющие учет облигаций, производят расчеты  с инвесторами в течение одного рабочего дня после поступления средств от Министерства финансов.

За нарушение установленных  сроков расчетов по погашению облигаций  или выплате доходов по ним  виновная сторона за каждый день просрочки  уплачивает пеню в размере 0,1 процента от суммы, подлежащей выплате.

В целях привлечения  дополнительных средств для финансирования дефицита бюджета допускается использование такого инструмента, как государственные облигации, номинированные в иностранной валюте (далее - облигации), порядок выпуска, размещения и погашения которых определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. № 1929.

Выпуск облигаций осуществляется в целях привлечения временно свободных   валютных  средств  юридических  лиц  для  финансирования дефицита республиканского бюджета.

Облигации   являются   именными   государственными   ценными бумагами  и  выпускаются  Министерством финансов от имени  Республики Беларусь   в    пределах    источников    финансирования    дефицита республиканского  бюджета,  установленных  законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Владельцами   облигаций  могут  быть  юридические  лица  - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.

Облигации могут быть долгосрочными и краткосрочными  ценными бумагами  с купонным или процентным доходом.  Указанные облигации не могут обращаться на вторичном рынке.

Объемы   эмиссии   облигаций  учитываются  при  формировании республиканского бюджета и могут  уточняться  при  его  исполнении  с учетом условий финансирования дефицита бюджета, определенных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Облигации выпускаются  в виде записей по счетам.

Республиканское   унитарное   предприятие   "Республиканский  центральный депозитарий ценных бумаг" выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за общим количеством  облигаций.

Очередной  выпуск  облигаций  осуществляется  на  основании решения  Министерства   финансов  об  объеме   выпуска,  номинальной стоимости,  валюте  номинала,  сроке   обращения,  датах  выпуска  и погашения,  порядке   выплаты  дохода,  а   также  других  условиях, объявляемых юридическим лицам - резидентам и нерезидентам Республики Беларусь не позднее чем за три дня до даты выпуска облигаций.

Информация о работе Правовое регулирование государственного кредита