Правовое регулирование государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:48, лекция

Описание работы

Как правовая категория государственный кредит - это институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также в целях предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Содержание работы

1. Понятие, функции и принципы государственного кредита
2. Формы государственного кредита
3. Понятие и виды государственного долга.
4. Управление государственным долгом.

Файлы: 1 файл

гос кредит 2011.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Государственные займы – займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги.

Основной долг – сумма займа (кредита), полученная заемщиком, эмитентом ценной бумаги и не возвращенная ими.

Резиденты Республики Беларусь:

- физические лица – граждане Республики Беларусь, а также лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь;

- юридические лица  и организации, не являющиеся  юридическими лицами, с местонахождением в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством, а также их представительства и филиалы, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

- дипломатические и  другие официальные представительства  Республики Беларусь, находящиеся  за пределами Республики Беларусь;

- Республика Беларусь, ее административно-территориальные  единицы.

Нерезиденты Республики Беларусь:

- физические лица – иностранные граждане и лица без гражданства, кроме лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;

- юридические лица  и организации, не являющиеся  юридическими лицами, с местонахождением  за пределами Республики Беларусь, созданные по праву иностранных  государств, а также их представительства,  находящиеся в Республике Беларусь;

- дипломатические и другие официальные представительства иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь;

- международные организации  и их представительства;

- иностранные государства,  их административно-территориальные  единицы.

Государственные заимствования – привлечение государственных займов.

Право осуществлять государственные  заимствования принадлежит Республике Беларусь, Правительству Республики Беларусь.

Привлечение внутренних государственных займов осуществляется Правительством Республики Беларусь либо по его поручению Министерством финансов.

Привлечение внешних  государственных займов от имени  Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

Привлечение внешних  государственных займов Правительством Республики Беларусь и привлечение внешних займов резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь осуществляются по решению Правительства Республики Беларусь, согласованному с Президентом Республики Беларусь.

Долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в виде долговых обязательств по:

1. кредитам (займам), привлеченным от имени Республики Беларусь как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, международных организаций и иных резидентов и нерезидентов Республики Беларусь;

2. государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Республики Беларусь;

3. гарантиям Правительства Республики Беларусь;

4. иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством на государственный долг Республики Беларусь.

Долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до одного года) и долгосрочными (свыше одного года).

Государственными ценными  бумагами являются ценные бумаги, выпускаемые  Министерством финансов от имени  Республики Беларусь. Порядок привлечения внутренних государственных займов посредством выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг утверждается Правительством Республики Беларусь. Объем выпуска государственных ценных бумаг определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Под реструктуризацией государственного долга Республики Беларусь понимается основанное на соглашении с заимодавцем прекращение долговых обязательств Республики Беларусь, составляющих государственный долг Республики Беларусь, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами Республики Беларусь, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долговых обязательств Республики Беларусь. Порядок и условия реструктуризации долговых обязательств перед республиканским бюджетом по платежам, выполненным Правительством Республики Беларусь в связи с исполнением гарантийных обязательств по займам (кредитам), определяются Президентом Республики Беларусь. Реструктуризация задолженности по займу (кредиту) перед республиканским бюджетом осуществляется на основе платности, срочности и возвратности.

Министерство финансов ведет учет внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, и осуществляет регистрацию внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь.

Учет внутреннего государственного долга и внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, осуществляется Министерством финансов посредством ведения соответствующего реестра.

Лимиты внутреннего  государственного долга и внутреннего  долга, гарантированного Республикой  Беларусь, внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, устанавливаются  законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Органы местного управления и самоуправления несут безусловные  обязательства по обслуживанию и  погашению долга органов местного управления и самоуправления. Долг органов местного управления и самоуправления полностью обеспечивается средствами соответствующего местного бюджета и иным имуществом, находящимся в собственности административно-территориальной единицы.

Долговые обязательства  органов местного управления и самоуправления могут существовать в виде долговых обязательств по:

1. ценным бумагам, размещенным местными исполнительными и распорядительными органами на внутреннем финансовом рынке;

2. гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);

3. бюджетным кредитам;

4. иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством на долг органов местного управления и самоуправления.

Лимит долга органов  местного управления и самоуправления на очередной финансовый год и лимит долга, гарантированного местными исполнительными и распорядительными органами, устанавливаются решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Лимиты долга органов местного управления и самоуправления областей и г. Минска и долга, гарантированного местными исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска, на очередной финансовый год подлежат согласованию с Министерством финансов.

Гарантии местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выданным банками Республики Беларусь, предоставляются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, организациям коммунальной формы собственности, а также организациям, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат административно-территориальным единицам, и негосударственным организациям местными исполнительными и распорядительными органами на платной основе в пределах сумм, утвержденных решением соответствующего местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Размер платы за предоставление гарантии местного исполнительного и распорядительного органа устанавливается решением соответствующего местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Гарантии Правительства  Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, и внешним займам предоставляются резидентам Республики Беларусь на платной основе Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Гарантии Правительства  Республики Беларусь не предоставляются  по займам (кредитам) резидентов Республики Беларусь, имеющих задолженность  по платежам в республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджеты  государственных внебюджетных фондов, не выполнивших своих обязательств по ранее предоставленным займам (кредитам), в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также не выполнивших своих обязательств по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, бюджетным ссудам, бюджетным займам либо выполнивших указанные обязательства за счет бюджетных средств.

Государственные кредиты – кредиты (займы), по которым у иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь возникают долговые обязательства перед Республикой Беларусь как кредитором.

Государственные кредиты  предоставляются Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь.

Предоставление государственных  кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

В случае предоставления Республикой Беларусь государственных  кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь законом  о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждаются:

1. предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь;

2. программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь.

Государственный кредит может быть предоставлен Республикой  Беларусь только тем иностранным  государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным государственным кредитам.

Сведения о размерах и структуре долга иностранных  государств, международных организаций  и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь по видам долговых обязательств и по кредитополучателям прилагаются к проекту закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год при внесении его в Палату представителей.  

Программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь (далее – программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов) за счет средств республиканского бюджета представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименований кредитополучателей, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в текущем финансовом году. 

Программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов утверждается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год в качестве приложения к этому закону в случае, если планируется предоставление Республикой Беларусь государственных кредитов.

Договор о предоставлении Республикой Беларусь государственных кредитов может быть подписан белорусской стороной только в случае его включения в программу предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов.

 

 

4. Управление  государственным долгом.

Управление государственным  долгом Республики Беларусь представляет собой деятельность государства по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания.

Управление государственным  долгом Республики Беларусь, кроме  долга органов местного управления и самоуправления, осуществляется Правительством Республики Беларусь. Управление долгом органов местного управления и самоуправления осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В основе управления государственным  долгом лежат определенные принципы:

- безусловность  - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

- единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами государственной власти;

- согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

- снижение рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

- оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

Информация о работе Правовое регулирование государственного кредита