Правовой статус центральных банков, их цели и основные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

В современной рыночной экономике центральные банки служат основой и главным звеном денежно-кредитной системы каждого государства, имеющего банковскую систему. Во многих странах совершенствование их деятельности стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. Основной проблемой, касающейся центральных банков в любом государстве, является проблема их независимости от властных структур и самостоятельности в проведении своей политики, поэтому рассмотрение полномочий центрального банка является интереснейшим аспектом. Изучение видов "главенствующих банков" в различных странах, позволяет не только сравнить их, но и сделать выводы, касающиеся улучшения денежно-кредитной политики в нашей стране

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....4
Правовой статус центральных банков, их цели и основные функции.…5
Роль Центрального Банка и проблема определения его независимости
в развитии рыночной экономики……………………………………………..10
Характеристика Национального банка Республики Беларусь и
особенности его функционирования на современном этапе………………..15
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованных источников…………………………………………19

Файлы: 1 файл

для инета.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 27 страниц,  25 ист.

 

Центральный банк, банковские операции, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ, банковская система

 

Объект курсовой работы – центральный банк как институт финансирования экономического развития.

Предмет курсовой работы – центральный банк как важнейший элемент кредитной системы Республики Беларусь.

Цель работы – исследование основных принципов организации и функционирования центральных банков.

Методы исследования: аналитический метод, дедуктивный метод, индуктивный метод, сравнительный метод.

Исследования  и разработки: раскрыто содержание правового статуса центрального банка РБ; определена роль центральных банков в развитии экономики; выделены основные направления деятельности Национального банка Республики Беларусь; исследована проблема степени автономности и самостоятельности центральных банков.

 

 Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический  материал правильно и объективно  отражает состояние исследуемого  процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются  ссылками на их авторов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  ________________

                                                                                 (подпись студента)

 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………....4

  1. Правовой статус центральных банков, их цели и основные функции.…5
  2. Роль Центрального Банка и проблема определения его независимости

 в развитии рыночной  экономики……………………………………………..10

  1. Характеристика Национального банка Республики Беларусь и

особенности его функционирования на современном этапе………………..15

Заключение……………………………………………………………………..18

Список использованных источников…………………………………………19

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современной рыночной экономике центральные банки  служат основой и главным звеном денежно-кредитной системы каждого  государства, имеющего банковскую систему. Во многих странах совершенствование их деятельности стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. Основной проблемой, касающейся центральных банков в любом государстве, является проблема их независимости от властных структур и самостоятельности в проведении своей политики, поэтому рассмотрение полномочий центрального банка является интереснейшим аспектом. Изучение видов "главенствующих банков" в различных странах, позволяет не только сравнить их, но и сделать выводы, касающиеся улучшения денежно-кредитной политики в нашей стране. Этим и обусловлена актуальность данной темы. Целью данной работы является исследование основных принципов организации и функционирования центральных банков.

  • раскрыть содержание правового статуса центральных банков;
  • определить роль центральных банков в развитии экономики;
  • выделить основные направления деятельности Национального банка Республики Беларусь;
  • исследовать проблему степени автономности и самостоятельности центральных банков.

При написании курсовой работы был использован широкий  круг литературы. Основной материал взят из учебных пособий по курсу "Деньги, кредит, банки". Материалы периодической печати последних лет дали возможность осветить основные проблемы с позиции современных взглядов. Что касается особенностей функционирования Национального банка нашей республики, то основой при их освещении служил Банковский кодекс Республики Беларусь, в котором отражены все важнейшие аспекты.

 

1. Правовой статус центральных  банков, их цели и основные  функции

 

 

В современной экономике  центральные банки служат осью и главным звеном денежно-кредитной системы каждого государства, имеющего банковскую систему. Центральный банк – это привилегированная и элементарная финансовая организация, наделённая функциями административного органа. Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Однако в разных государствах они создавались различными путями и поэтому сегодня имеют неодинаковый статус. Одни центральные банки сразу были созданы как государственные, другие изначально были частными, а затем полностью либо частично национализировались.

В настоящее время  центральные банки имеют различный  правовой статус - в зависимости  от национальных особенностей юридических  лиц. В законодательстве большинства  стран центральные банки обозначены как юридические лица - "legal persons", в некоторых государствах, в первую очередь Великобритании и ее бывших колониях - Индии, Пакистане, Канаде, Австралии, законодательство определяет статус центральных банков как "bodies corporate" - корпорации. Субъектом права в таком качестве может быть или сам центральный банк (Австралия, Канада), или в некоторых случаях его органы управления - Совет директоров (Пакистан) или Совет директоров и управляющий (Великобритания). [10, с. 15]

В отношении собственности  на капитал и имущество центральных банков в законодательстве прослеживается три варианта. Центральные банки могут полностью принадлежать государству - государственные (Великобритания, Франция, Канада, Россия). Государство совместно с другими лицами может владеть акциями центрального банка – разновидность акционерных банков, которые называют смешанными (Япония, Бельгия). Наконец, центральные банки могут быть акционерными – не обязательно государству будет принадлежать 50% акций и выше как это существует в смешанных (США, Италия).

В настоящее время  большинство центральных банков является собственностью государства. Законы некоторых стран называют собственником капитала центральных  банков правительство, в других странах  законодательство определяет, что права  собственника от имени государства осуществляет министр финансов или иное высшее должностное лицо правительства. Если же центральный банк является акционерным обществом, где правительству принадлежит часть акций, то законодательство содержит требования к соотношению долей собственности государства и частных лиц. Однако в разных странах они различны.

В одних случаях правительство  владеет 51 % акций центральных банков, в других - 55%. В Мексике, например, капитал национального банка, составляющий 50 миллионов песо, разделен на акции двух серий - серии "А", принадлежащей федеральному правительству и неизменно составляющей 51%, и серии "В", акции которой составляют 49% от общего размера капитала и принадлежат кредитным учреждениям страны. [10, с. 18]

В редких случаях законодательство не регламентирует точное соотношение государственного и частного участия в капитале центрального банка, устанавливая лишь минимальную границу доли государственной собственности и предоставляя правительству право самостоятельно изменять ее. В некоторых странах акции центральных банков поделены поровну (Австрия, Бельгия).

Но какой бы статус ни имел центральный банк, цели его  деятельности не изменяются. Являясь  регулирующим звеном в банковской системе, центральные банки призваны укреплять  денежное обращение, защищать и обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развивать и укреплять банковскую систему страны; обеспечивать эффективное и бесперебойное осуществление расчетов.

Главной задачей центрального банка обычно считается обеспечение устойчивости покупательной способности национальной денежной единицы и соответственно поддержание стабильных внутренних цен.

Для решения этой задачи центральные банки выполняют  свои пять основных функций:

  1. монопольная денежная эмиссия;
  2. денежно-кредитное регулирование;
  3. функция банка банков (главного банкира страны);
  4. функция банка правительства;
  5. хранение централизованного золотовалютного запаса страны. [8, с.381]

Монопольная денежная эмиссия. За центральным банком законодательно закрепляется монополия на выпуск банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег. В некоторых странах центральный банк может осуществлять эмиссию монет, но обычно этим занимается министерство финансов (казначейство), а центральный банк покупает у него монеты, выпуская их затем в обращение вместе с банкнотами. Кроме того, что центральные банки выпускают банкноты, они еще занимаются разработкой их дизайна и защитой от подделок.

Выпущенные банкноты продаются коммерческим банкам по номиналу, а в некоторых странах взимаются комиссионные за доставку их получателю, например, в Норвегии, где центральный банк берет дополнительную плату за поставки банкнот, пригодных для использования в автоматических кассовых аппаратах, а также за специально упакованные монеты. [4, с.97]

От продажи банкнот  центральный банк получает прибыль - эмиссионный доход, который выступает  в виде разницы между номиналом  и издержками изготовления. В связи  с этим, можно сказать, что банкноты для центральных банков - это производимая ими продукция.

Необходимо отметить, что монополия центрального банка  на эмиссию не распространяется на безналичные средства обращения, поскольку  их могут выпускать и остальные  субъекты банковской системы.

Денежно-кредитное регулирование. Выполняя эту функцию, центральные банки тесно сотрудничают с правительством, так как регулирование экономики путем воздействия на кредит и денежное обращение - составной элемент экономической политики, основными целями которой являются экономический рост, снижение инфляции и безработицы, выравнивание платежного баланса страны.

Центральный банк является проводником денежно-кредитной политики, имея в арсенале следующие основные инструменты:

изменение процентных ставок (учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);

изменение норм обязательных резервов коммерческих банков; операции с ценными бумагами на открытом рынке;

политика валютного  курса. [7, с.235]

Манипуляция уровнем  процентных ставок позволяет центральным  банкам проводить два противоположных  комплекса мероприятий: по ограничению либо стимулированию темпов роста денежной массы в обращении. В связи с этим выделяется денежно-кредитная рестрикция, при которой повышаются официальные ставки, уменьшая возможности коммерческих банков в получении кредита и заставляя их сокращать количество ссуд путем повышения рыночных процентных ставок; и денежно-кредитная экспансия, сопровождаемая противоположными явлениями.

Обязательные резервы - часть кредитных ресурсов банков и кредитных учреждений, содержащаяся по требованию центрального банка на открытом в нем беспроцентном (как правило) счете. [4, с. 100] Увеличивая либо уменьшая норму этих резервов, центральные банки также могут проводить соответственно рестрикцию или экспансию. Однако обязательные резервы в значительной мере представляют собой административный рычаг. В ряде стран они были либо полностью отменены, либо их размер существенно занижен. В некоторых странах во избежание злоупотреблений максимальный размер таких резервов фиксируется в законе.

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке. Они представляют собой официальные операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе.

К основным ценным бумагам, с которыми совершаются операции на открытом рынке, относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, краткосрочные ценные бумаги. [19, с.283]

Механизм использования  операций на открытом рынке в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования заключается в том, что центральный банк, покупая либо продавая коммерческим банкам ценные бумаги, перечисляет либо снимает с их корреспондентских счетов соответствующие суммы, расширяя или сокращая тем самым кредитные ресурсы коммерческих банков.

Валютная интервенция  как элемент валютной политики представляет собой куплю-продажу валюты центральным  банком с целью регулирования  валютного курса и оказывает  непосредственное воздействие на количество денежной массы в обращении.

Функция банка банков. Важнейшей чертой., которая отличает центральные банки от коммерческих, является то, что они не имеют  дела непосредственно с населением. Его основными клиентами являются коммерческие банки, которые выступают в роли посредников между экономикой и центральным банком. Он принимает на хранение кассовые резервы коммерческих банков и оказывает им кредитную поддержку. Центральные банки в этой функции можно назвать кредитором последней инстанции, представляющим национальным институтам возможность рефинансирования на определенных условиях в случае временного дефицита ликвидных средств. Кредитную помощь центральные банки могут оказывать еще и в форме переучета векселей или предоставления кредитов под залог ценных бумаг (ломбардный кредит).

К данной функции можно  отнести деятельность центральных  банков по надзору, в результате чего поддерживается необходимый уровень  стандартизации и профессионализма в национальной банковской системе. Центральные банки осуществляют регистрацию коммерческих банков и лицензирование их деятельности. Они также определяют направления развития коммерческих банков, их слияние и реорганизацию, размещения отделений и филиалов банков по территории страны.

Функция банка правительства. В этой функции центральный банк выступает в качестве кассира, кредитора и финансового консультанта правительства. Он ведет счета по всем поступлениям средств и расходов правительства, а также счета всех государственных предприятий, организаций и учреждений. Кредитная деятельность центральных банков в отношении правительства связана с кредитованием финансовых потребностей государства и его властных органов.

Информация о работе Правовой статус центральных банков, их цели и основные функции