Правовой статус центральных банков, их цели и основные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

В современной рыночной экономике центральные банки служат основой и главным звеном денежно-кредитной системы каждого государства, имеющего банковскую систему. Во многих странах совершенствование их деятельности стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. Основной проблемой, касающейся центральных банков в любом государстве, является проблема их независимости от властных структур и самостоятельности в проведении своей политики, поэтому рассмотрение полномочий центрального банка является интереснейшим аспектом. Изучение видов "главенствующих банков" в различных странах, позволяет не только сравнить их, но и сделать выводы, касающиеся улучшения денежно-кредитной политики в нашей стране

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....4
Правовой статус центральных банков, их цели и основные функции.…5
Роль Центрального Банка и проблема определения его независимости
в развитии рыночной экономики……………………………………………..10
Характеристика Национального банка Республики Беларусь и
особенности его функционирования на современном этапе………………..15
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованных источников…………………………………………19

Файлы: 1 файл

для инета.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Однако во многих странах  существуют довольно жесткие ограничения  на предоставление средне- и долгосрочных кассовых кредитов казначейству, являющихся наиболее простым и техничным способом покрытия дефицита государственного бюджета. Например, в Канаде, США, Швеции и Японии кассовые кредиты казначейству либо вообще не практикуются, либо эти кредиты предоставляются государству центральными банками в исключительных случаях. [12, с.63]

В современных условиях прямые кассовые кредиты центрального банка, используемые для покрытия бюджетного дефицита, широко распространены в  развивающихся странах. В странах  с переходной экономикой отдельные центральные банки уже перестали финансировать в кредитной форме расходы государственного бюджета.

В этой функции важно  выделить деятельность центральных  банков по управлению государственным  долгом, а также то, что они  консультируют Минфин по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора дат эмиссии и определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации.

Хранение централизованного  золотовалютного запаса страны. Данную функцию можно отнести к древнейшей. Она позволяет центральным банкам производить международные расчеты по всем кредитам и займам государства, активно участвовать на рынке международных ссудных капиталов, регулировать платежный баланс по счетам текущих операций и по счетам операций с капиталом и финансовыми инструментами. Эта функция обусловлена, прежде всего, взаимоотношениями и обязательствами центрального банка с международными фондами и организациями.

Одновременно с вышеизложенными  функциями центральные банки  выполняют ряд системных мероприятий, которые дополняют их деятельность в денежно-кредитной сфере страны, и способствуют выполнению их первоочередных задач. [19, с.278]

Таким образом, центральный  банк – это привилегированная  и элементарная финансовая организация, наделённая функциями административного органа. В разных государствах они создавались различными путями и поэтому сегодня имеют неодинаковый статус. Большинство центральных банков является собственностью государства. Однако он может быть и акционерным обществом, где правительству принадлежит часть акций. Главной задачей центрального банка обычно считается обеспечение устойчивости покупательной способности национальной денежной единицы и соответственно поддержание стабильных внутренних цен. Для решения этой задачи центральные банки выполняют свои основные функции.

 

 

2. Роль Центрального  Банка и проблема определения его независимости в развитии рыночной экономики

 

 

Значение банков как  важнейшего звена в экономике  существенно возросло после Второй мировой войны. Усиление концентрации и централизации капитала банков укрепило их позиции, а стремление увеличить размеры получаемой прибыли определило развитие диверсификации и универсализации банковской деятельности, привело к расширению международных операций, образованию новых межбанковских объединений как на национальном, так и на интернациональном уровне.

Роль Центрального Банка  в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения  потребностей народного хозяйства  в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.

Центральный банк может  выполнять роль финансового агента правительства. В этом качестве центральный  банк мог бы контролировать многие операционные моменты, связанные с выпуском и погашение государственных ценных бумаг. Он мог бы также руководить системой ведения записи владельцев и передачи ценных бумаг от одного держателя к другому. По этим соображениям техническая экспертиза гарантий, платежей и клиринга должна концентрироваться в одной организации. Также в качестве финансового агента центральный банк может хорошо выполнять роль правительственного советника по руководству выпуском займов. 

Центральный банк также особенно заинтересован  в рынке государственных займов из-за неизбежной связи между денежной политикой, банковской системой и рынком государственных ценных бумаг. Вовлечение центрального банка в роль финансового агента, а также его участие в проведении денежной политики позволяет органам, регулирующим денежное обращение, быть в курсе событий, происходящих на рынках, реагировать на них должным образом и тем самым более эффективно выполнять свою роль надзора над банковской системой и системой платежей.

В период перехода к рыночным отношениям, банковское регулирование отличается особой сложностью и требует решения ряда проблем, противоречащих друг другу. Отсюда вытекает чрезвычайная актуальность поиска инструментов денежно-кредитного регулирования, адекватных экономике. Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений, что объективно определяет ключевую роль Центрального банка в регулировании банковской деятельности.

Дальнейшее развитие и укрепление банковской системы предполагает решение  ряда проблем, основными из которых являются:

  • поиск действенных форм, методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. На его основе необходима разработка модели банковской системы, адекватной особенностям и условиям переходного периода в экономике;
  • формирование основательно продуманной, проработанной и устойчивой нормативно-правовой базы для обеспечения эффективного функционирования банковской системы, которая должна включать борьбу с банковским монополизмом (Главный банк страны), криминализацией в банковской сфере, закрепление многообразия типов банков, как по функциональному назначению (характеру деятельности), так и по виду собственности;
  • создание эффективного механизма денежно-кредитного регулирования на основе более целесообразного использования операций на открытом рынке и гибкого управления учетной ставкой, фондом обязательного резервирования, развитием рынка ценных бумаг (государственных и корпоративных);
  • укрепление основ финансовой стабильности и безопасности банковской системы путем жесткого контроля за финансовыми операциями на межбанковском рынке, регулирования кредитной политики коммерческих банков, страхования вкладов населения, введения жесткой платежно-расчетной дисциплины и т.п.;
  • формирование современной банковской инфраструктуры, основанной на использовании новейших информационных систем и технологий расчетов и платежей;
  • расширение и развитие сферы банковских услуг и т.д.

Решение этих и других многочисленных проблем и противоречий послужит оздоровлению и укреплению как банковского сектора в частности, так и всей экономики в целом.

Связь центрального банка  с правительством очевидна и с  развитием экономики она только усиливается. Но это не означает, что  государство безгранично расширяет свое влияние на политику центрального банка. Какой бы правовой статус ни имел центральный банк, он является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства.

Независимость центрального банка  связана с его подотчетностью. Большей самостоятельностью пользуются банки по закону, подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньше - подотчетные Министерству финансов. Таких банков большинство.

Проблема независимости  центрального банка весьма актуальна, поскольку его автономность является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. Будучи тесно связанным с государством, центральный банк, между тем, преследует несколько иную цель. Он должен обеспечивать стабильность цен, избегая инфляции. Это его долгосрочный план. Правительство же для достижения своих целей широко использует инфляцию, поскольку это наиболее легкий способ решения проблем. Однако он дает лишь временное разрешение трудностей, которые впоследствии неизбежно возникают вновь.

Поэтому очевидно, что  центральный банк должен быть независим  в своей деятельности. Но в то же время полномочия центрального банка  не могут быть безграничны, т.е. в вопросе о независимости центральных банков нельзя говорить об абсолютной их автономности, поскольку здесь имеет место лишь относительная самостоятельность, которая предполагает:

  • независимость в выборе основной цели денежно-кредитной политики;
  • независимость в выборе промежуточных целевых ориентиров денежно-кредитной политики;
  • самостоятельность выбора и применения инструментов денежно-кредитной политики. [11, с.43]

Обладая такой самостоятельностью, центральные банки для успешного  выполнения стоящих перед ними задач должны также иметь своего рода иммунитет против пересмотра принятых ими решений.

Их деятельность не должна подвергаться пересмотру до тех пор, пока не будут приняты соответствующие  решения высших законодательных  органов. [9, с.39]

В то же время, говоря об относительной независимости центральных банков от правительства, следует отметить такой аргумент против их полной автономности, как четкое согласование и тесная увязка денежно-кредитной и финансовой политики центрального банка с экономической политикой государства. И какие бы краткосрочные задачи ни ставило правительство, приоритеты его макроэкономического курса определяют политику центрального банка в долгосрочном плане.

Современные центральные  банки развиваются по направлению  усиления независимости от государственных управленческих и законодательных структур. Однако теоретическая и законодательно закрепленная независимость не всегда и не в указанной степени означает их фактическую автономность.

В мировой практике среди  множества объективных факторов оценки независимости центральных банков принято выделять следующие:

  • доля собственности государства в капитале центрального банка;
  • процедура назначения или выбора руководства банка;
  • степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  • право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  • наличие законодательного ограничения кредитования правительства. [17, с.48]

Оценка независимости  центральных банков по данным критериям  показывает одну важную закономерность: в странах, где центральные банки проводят более независимую политику, среднегодовые темпы роста инфляции ниже, а темпы экономического роста выше.

Реальная независимость  центральных банков определяется с  помощью так называемого агрегатного  индекса. Чем он выше, тем более независим центральный банк. Индекс рассчитывается на основе показателей, характеризующих тот или иной аспект независимости. Эти показатели основываются на выше обозначенных объективных факторах оценки независимости центральных банков.

Следует также отметить, что исследования в данной области показывают такую закономерность: расхождения между реальной и законодательно установленной независимостью центральных банков в развивающихся странах шире, чем в развитых, где сильны принципы демократического общества, которым соответствует и независимость центрального банка. В связи с этим можно выделить следующие шесть факторов отмеченного соответствия:

  1. В демократическом обществе определенные политические и экономические решения принимаются на основе положений конституции, которые не могут часто пересматриваться.
  2. Основные стратегические цели кредитно-денежной политики, реализуемые центральным банком, определяются избранными законодателями, а не аппаратом банка.
  3. Общественность вправе требовать от работников центрального банка открытости информации; если центральный банк скрывает ее, его действия считаются недемократичными.
  4. Руководство центрального банка, как правило, назначается главой государства. При этом обязательно должно соблюдаться условие, что никто из руководящего состава банка никогда не участвовал ни в каких избирательных кампаниях. Это необходимо для того, чтобы центральные банки не превращались в вотчину финансово- промышленных олигархов.
  5. Наличие возможности пересмотра законодателями решений, принимаемых центральным банком, но только в исключительных случаях.
  6. Подотчетность и открытость центрального банка для общественности. [9, с. 42-43]

Таким образом, фактическая  независимость центральных банков более характерна для развитых стран. Страны же с переходной экономикой пока еще не могут позволить себе такую "роскошь", поскольку более высокая степень зависимости их центральных банков - объективная необходимость, так как уровень развития экономики не позволяет наделить центральные банки более широкими полномочиями, а требует частого вмешательства государства. Борьба с инфляцией в этих странах отягощена иными проблемами, требующими зачастую противоположных подходов (например, необходимостью противодействовать падению производства и занятости). Поэтому, хотя в большинстве переходных экономик центральный банк юридически независим, на практике эта независимость еще далека от реальности и соответственно не может обеспечивать успеха в деятельности центрального банка по снижению инфляции. Данное явление характерно и для Республики Беларусь, которая, находясь на пути перехода к рыночной экономике, не является исключением из этого правила.

Рассматривая  фактическую независимость Национального  банка Республики Беларусь в разрезе  упоминавшихся выше факторов, получим  следующую картину.

Уставный  капитал Национального банка  является собственностью государства. Однако практика показывает, что этот фактор существенно не влияет на независимость  центральных банков. Что касается порядка формирования Правления  Национального банка, то его председатель и члены назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на 5 лет. В большинстве промышленно развитых стран руководство Центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Здесь наш Национальный банк более зависим от государства.

В законодательстве отражаются цели и задачи деятельности Национального банка. В частности, Конституция закрепляет основополагающие идеи организации и деятельности Национального банка, а Банковский кодекс - его задачи и функции.

Направления денежно-кредитной политики определяются Национальным банком совместно с  Правительством и представляются Президенту Республики Беларусь. Другими словами, здесь зависимость Национального  банка достаточно высока и в принципе оправдана. Низкая степень независимости отмечается и в вопросе законодательного ограничения кредитования правительства. Об этом свидетельствует тот факт, что объем кредитов Правительству определяется в соответствии с законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

Проблема  автономности и самостоятельности  центральных банков вызывает большой  интерес в последние годы, поскольку  независимость центрального банка  принято считать одной из необходимых  предпосылок успешного осуществления стабилизационных программ и обеспечения устойчивости национальной денежной единицы. Но центральный банк, хотя и является главой банковской системы, - всего лишь одно из звеньев во всей экономике и должен действовать не только в своих интересах, но и согласованно с другими звеньями системы. Так как уровень экономического развития стран мира различен, то и реальная степень независимости центрального банка для каждого государства сугубо индивидуальна. И нельзя сказать, что та или иная форма независимости является показательной и к ней нужно стремиться.

Информация о работе Правовой статус центральных банков, их цели и основные функции