Принципы и функции анализа деятельности банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Анализ деятельности любого экономического субъекта – это трудная методологическая и аналитическая задача, для выполнения которой требуется хорошая информационная, профессиональная и организационная база. Современная динамика развития банковского сектора и экономики страны в целом со всей очевидностью подтвердила необходимость формирования в каждом коммерческом банке серьёзного подхода к анализу всех аспектов банковской деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность и содержание аналитической работы в банке……………....5
2. Принципы и функции анализа деятельности банка…………………..25
2.1 Принципы и функции анализа………………………………………..25
2.2 Виды и направления анализа……………………………………….…28
2.3 Этапы аналитического анализа…………………………………….…35
Заключение……………………………………………………………….. 37
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РABOTA В БАНКЕ.docx

— 69.17 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Сущность и содержание  аналитической работы в банке……………....5

2. Принципы и функции анализа деятельности банка…………………..25

2.1 Принципы и функции  анализа………………………………………..25

2.2 Виды и направления  анализа……………………………………….…28

2.3 Этапы аналитического  анализа…………………………………….…35

Заключение……………………………………………………………….. 37

Список литературы………………………………………………………..39

 

Введение

Успешное развитие и надежность банковской системы в условиях рынка во многом зависит от постановки в банках аналитической работы, позволяющей дать реальную и всестороннюю оценку достигнутым результатам деятельности банка, выявить их сильные и слабые стороны, определять конкретные пути по решению возникающих проблем. При нормальном режиме работы банка внутренний анализ его финансового состояния должен являться основой для принятия её менеджерами всех управленческих решений.

Поддержание устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с применением широкого набора аналитических приемов.

Несомненная актуальность данной темы заставляет все большее количество различных государственных и коммерческих структур заниматься анализом надежности коммерческих банков.

Анализ деятельности любого экономического субъекта – это трудная методологическая и аналитическая задача, для выполнения которой требуется хорошая информационная, профессиональная и организационная база. Современная динамика развития банковского сектора и экономики страны в целом со всей очевидностью подтвердила необходимость формирования в каждом коммерческом банке серьёзного подхода к анализу всех аспектов банковской деятельности.

В условиях рыночной нестабильности и незрелости финансового рынка проблема оценки деятельности кредитных организаций становится более актуальной.

С одной стороны, коммерческим банкам необходимо самостоятельно проводить внутренний анализ своего финансового состояния для выявления скрытых резервов, а с другой стороны, – для внешней оценки со стороны акционеров, вкладчиков, органов контроля и др., поскольку банковские банкротства оказывают большие неблагоприятные воздействия на экономику в целом и банковскую систему в частности, чем банкротства предприятий.

Наряду с надежностью и стабильностью банка в качестве одного из важнейших условий выживания банков при растущей конкуренции на первый план выходит качество обслуживания и расширение круга предоставляемых услуг. Это, в свою очередь, требует решения целого ряда частных задач.

К числу основных задач, стоящих перед российскими банками, можно отнести: повышение эффективности обработки платежного документооборота, реализация системы валютной бухгалтерии, сложная аналитическая обработка финансовой информации с последующим принятием обоснованных решений по управлению ресурсами, обеспечение составления отчетности, подготовка документов, анализа, планирования и контроля деятельности банка; создание механизма быстрого реагирования на изменение ситуации (в экономике, политике, законодательстве, банковском секторе, собственной деятельности); распространение необходимых знаний среди сотрудников банка и повышение уровня их профессиональной подготовки; проблемы, связанные с увеличением численности персонала, появлением у банков новых зданий и т.д.

Совершенно очевидно, что решить перечисленные задачи может лишь эффективный менеджмент на основе качественной и грамотной аналитики.

 

 

1. Сущность  и содержание аналитической работы  в банке

Анализ сопровождает все стадии деятельности банка: планирование, оперативную деятельность, контроль, оценку результатов и эффективности деятельности. Качество планирования напрямую связано с анализом деятельности банка в предшествующие периоды. Управленческие решения, принятые без учета сложившейся в банке и на рынке реальной обстановки, могут носить ошибочный, неадекватный характер. Получение необходимой информации для принятия управленческих решений является задачей оперативного анализа. Оценить эффективность использования средств, прибыльность отдельных операций, качество работы сотрудников помогают приемы и инструменты анализа. [5]

Аналитическая работа в банке ведется как в целом по банку, так и в разрезе отдельных банковских структур, отдельных операций.

В условиях административной системы управления анализ носил в основном ретроспективный характер. В современных условиях анализ в банковской деятельности является, прежде всего, основой для планирования последующих действий и решений.

Целью аналитической работы является обеспечение бесперебойной деятельности банка, его безубыточности, т.е. получение дохода в объеме, позволяющем покрыть расходы на содержание аппарата управления, содержание зданий и сооружений, банковской техники, возмещение затрат на оплату привлеченных ресурсов и т.п. Эти цели можно назвать минимальными. Но кроме этого банковская аналитика ставит перед собой цель повышения экономической эффективности деятельности банка, улучшения его конкурентоспособности, внешнего имиджа, снижения и ограничения рисков банковской деятельности. Особую важность анализ приобретает в условиях обострившейся конкуренции, усиления контроля со стороны государственных органов, стремления банков соответствовать международным стандартам банковской деятельности.[10]

За последние годы в российской банковской системе, как и в экономике страны в целом, произошли серьезные перемены. Изменились требования к банковской аналитике. Однако динамика этих перемен традиционно отставала от динамики изменений в банковском деле. С обострением конкуренции на рынке банковских услуг и кризисами, которые периодически сотрясали банковскую систему страны, приоритеты сместились на показатели, связанные со способностью банка управлять рисками, с качеством банковских продуктов, а также производительностью труда, контролем за затратами, обоснованностью ценообразования.

В настоящее время банковская аналитика не просто фиксирует сложившуюся в отчетном периоде картину и соответствие фактических показателей плановым, но стремится выявлять возможные негативные тенденции и регистрировать их, поскольку они могут проявляться в виде потери прибыли или в виде проблем, связанных с ликвидностью активов либо нанесением урона имиджу банка.[20]

Важной особенностью анализа в банках является то, что деятельность их неразрывно связана с процессами и явлениями, происходящими в той среде, где они функционируют. Поэтому проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности в банке должен предшествовать анализ окружающей его финансово-политической, деловой и экономической среды, суть которого состоит в изучении и оценке уровня планируемых инвестиций в банковский сектор, доступа банка к существующим инструментам рефинансирования, в анализе индикаторов состояния денежно-кредитной сферы, таких, как уровень номинальных и реальных процентных ставок, динамики валютного курса, кривых доходности различных финансовых инструментов. Анализу подлежат:

    • существующая сегментация рынка;
    • эффективность банковского бизнеса в целом;
    • характеристика ниши банка на рынке финансовых услуг;
    • возможности поиска клиентов;
    • конкурентная среда банка (сравнение качества и стоимости услуг с банками- конкурентами);
    • демографические аспекты рыночной среды;
    • опыт адаптации других коммерческих банков к рынку и его изменениям и др.[15]

Анализ деятельности банка (АДБ) – составная часть управленческого и финансового учета банка, основа планирования деятельности банка. Он представляет собой систему специальных знаний, связанных с изучением финансово-экономических результатов банка, выявлением факторов, тенденций и пропорций хозяйственных процессов, обоснованием направлений развития банка.

Анализ должен дать реальную и всестороннюю оценку достигнутым результатам его деятельности и финансовому состоянию, выявить недостатки банковского менеджмента; получить количественную оценку экономического потенциала банка, за счет которого будет осуществляться его дальнейшее развитие; выработать стратегию дальнейшего развития исходя из реально складывающихся условий на финансовых рынках.

В последние годы наметилась тенденция, главным образом в анализе деятельности производственных предприятий, выделения в рамках экономического анализа двух тесно взаимосвязанных, но все-таки самостоятельных частей: финансового и управленческого анализа. Понятие финансового анализа подразумевает причастность его к обработке и изучению обобщенных экономических данных, содержащихся в бухгалтерской и финансовой отчетности, что позволяет оценить эффективность управления организацией в целом.

Финансовый анализ - это, прежде всего, анализ финансовых результатов и финансового состояния анализируемого объекта, оценка эффективности управления его активами и обязательствами.

Внутренний финансовый анализ включает в себя анализ обоснования и реализации бизнес-планов; комплексный анализ эффективности деятельности; анализ показателей прибыли, рентабельности; анализ рыночной устойчивости, ликвидности, платежеспособности; анализ использования собственного капитала, заемных средств.

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовой отчетности используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Основная цель финансового анализа – получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. А также: структура операций; характеристика ресурсной базы; качество активов; ликвидность банка; достаточность капитала; эффективность деятельности банка.

Основными функциями финансового анализа являются:

    • объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;
    • выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;
    • подготовка принимаемых управленческих решений;
    • выявление резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышение эффективности всей деятельности.[13]

В отличие от финансового, управленческий анализ проводится на более глубоком уровне, обеспечивая возможность доступа ко всей бухгалтерской информации, включая данные оперативного учета.

Особенностями управленческого анализа являются:

    • ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства;
    • использование всей доступной информационной базы;
    • закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;
    • интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений.

В современных кредитных организациях финансовый анализ представляет собой не просто элемент финансового управления, а его основу, поскольку финансовая деятельность является преобладающей в их деятельности.

По существу, выполняемых процедур и целям проводимый на практике аудиторскими фирмами финансовый анализ имеет очень много сходных черт с управленческим. Если проверяемый объект - постоянный клиент, аудитор-аналитик обладает практически полной информацией о деятельности кредитной организации за продолжительный период времени, а сам анализ преследует разнообразные задачи, в т. ч. и подготовку базы для принятия управленческих решений администрацией. [7]

Степень детализации и характер получаемой информации определяют существенные различия между управленческим и финансовым (бухгалтерским) учетом (табл. 1).

Таблица 1.

Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета

Область сравнения

Управленческий учет

Финансовый учет

Обязательность ведения учета

Определяется руководством (компании) банка, которое устанавливает его организационную форму и способы осуществления

Требуется по законодательству, регламентируются стандарты учета, формы отчетности и их содержание, порядок расчета показателей

Цель учета

Представление информации высшему и среднему руководству, специалистам для принятий управленческих решений

Формирование полной и достоверной информации о наличии и движении имущества и обязательств банка как объекта, об осуществлении хозяйственных операций и их целесообразности

Источники информации

Данные учетной системы компании; информация о внешней среде, рынках, контрагентах; внутренние документы (нормативные, коммерческие договоры, другая первичная информация); информация об организационной структуре и персонале

Данные учетной системы компании, данные системы налогообложения

Виды систем бухгалтерского учета

Может придерживаться принципа двойной записи полностью или частично, а может и не придерживаться. Измерение и оценка доходов, издержек и активов осуществляется путем использования системы счетов, а также методами выборки и накопления

Ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета

Пользователи информации

Предназначен для руководителей разного уровня полномочий и ответственности. Устанавливается индивидуальный перечень информации, соответствующий их правам и обязанностям

Представляет информацию как «внутрь», так и «наружу». Главными потребителями являются акционеры, потенциальные инвесторы, государственные органы

Базисная структура

Различна в зависимости от цели использования информации

Обязательно выполнение основного равенства: Активы = Обязательства + Капитал владельцев

Точность информации

Допускаются приблизительные оценки, вероятностные расчеты, ориентировочные показатели. Точность может не играть решающей роли, первостепенное значение имеет быстрота получения информации для управления, ее многовариантность, т.е. соответствие целям управления

Основывается на точности полученной информации; отражает операции, которые уже совершены; законодательство регламентирует степень точности; содержит небольшое число приблизительных оценок

Масштабы информации

Ведется по местам формирования затрат, центрам ответственности, видам деятельности и т.д.

Данные обобщаются лишь для высшего руководства. Ведется в целом по банку, рассматривая его как единый хозяйственный комплекс

Принципы учета

Удовлетворение информационных потребностей для управления и решения задач внутрифирменного менеджмента; группировка затрат и результатов деятельности по внутрифирменным подразделениям; использование наряду с абсолютными значениями отклонений от заданных параметров и выявление факторов, влияющих на отклонения. Законодательно установленных требований, норм и стандартов нет

Строится на основе общепринятых стандартов бухгалтерского учета, что позволяет пользователям информации проводить сравнения и сопоставления, а также судить о достоверности учета

Привязка по времени

Наряду с информацией «исторического» характера содержит оценки и планы на будущее. Цель управленческого учета – показать «как это должно быть», бухгалтерского учета – «как это было»

Информация отражает финансовую историю банка. Бухгалтерские проводки выполняются уже после совершения соответствующих операций. Оценка дается на момент совершения и отражения в учете

Виды выражения информации

Информация представляется как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении

Финансовые документы являются конечным продуктом финансового учета, поэтому информация имеет преимущественно денежное выражение

Частота и сроки представления информации

Отчеты могут составляться как периодически, так и по запросу, т.е. в зависимости от решаемых задач, так как управленческие отчеты содержат оперативную информацию, требующую немедленных действий. Представляются сразу по окончании отчетного периода или по мере готовности

Финансовые отчеты подготавливаются на регулярной основе: ежедневно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Представляется с некоторым опозданием

Объект учета

Секторы рынка, места формирования затрат, центры финансового учета, продукты, услуги, клиенты, причины и виновники отклонений

Коммерческий банк в целом и его филиалы

Масштаб учета

Исчисление затрат и результатов, выявление отклонений от оптимального использования средств по избираемым объектам

Охватывает все хозяйственные операции, всю деятельность организации, ее имущество, обязательства и расчеты

Степень ответственности

Точность ведения определяется руководством банка; степень ответственности устанавливается администрацией в соответствии с внутрибанковскими стандартами и трудовым законодательством

За нарушение установленных правил ведения финансового учета может быть предусмотрено уголовная, административная и финансовая ответственность

Открытость (закрытость) информации

Имеет закрытый характер, является объектом коммерческой тайны. Степень конфиденциальности информации для управления различна и зависит от уровня руководства, которому она представляется: на уровне низшего управленческого звена она открыта; на уровне членов совета директоров, руководителя компании, его заместителей и начальников управлений - закрыта

Информация открыта для всех заинтересованных пользователей

Горизонт сравнения

Короткий период (ежедневный, 5-10 дней, т.е. по усмотрению руководства)

Определен установленной периодичностью представления отчетности

Информация о работе Принципы и функции анализа деятельности банка