Принципы и функции анализа деятельности банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Анализ деятельности любого экономического субъекта – это трудная методологическая и аналитическая задача, для выполнения которой требуется хорошая информационная, профессиональная и организационная база. Современная динамика развития банковского сектора и экономики страны в целом со всей очевидностью подтвердила необходимость формирования в каждом коммерческом банке серьёзного подхода к анализу всех аспектов банковской деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность и содержание аналитической работы в банке……………....5
2. Принципы и функции анализа деятельности банка…………………..25
2.1 Принципы и функции анализа………………………………………..25
2.2 Виды и направления анализа……………………………………….…28
2.3 Этапы аналитического анализа…………………………………….…35
Заключение……………………………………………………………….. 37
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РABOTA В БАНКЕ.docx

— 69.17 Кб (Скачать файл)

Они в некотором смысле - «материальная основа» управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения. Причем в некоторых случаях нематериальные компоненты могут иметь основополагающее значение.

Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает естественный отпечаток как на порядок подготовки аналитических документов, так и на саму последовательность процедур анализа финансового состояния: они не могут быть раз и навсегда жестко заданными, а, напротив, должны корректироваться как по форме, так и по существу. Именно такое понимание логики экономического анализа является наиболее соответствующим логике функционирования банка в условиях рыночной экономики.

Таким образом, на уровне банка экономический анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

    • оценить текущее и перспективное финансовое состояние банка;
    • оценить возможные и целесообразные темпы развития банка с позиции финансового их обеспечения;
    • выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
    • спрогнозировать положение банка на рынке банковских услуг, финансовом и проч.[12]

Факторы, снижающие достоверность анализа. Почти все аналитические задачи требуют прогнозирования. Например, расчет реальной стоимости активов банка - во многом прогноз того, по какой цене и когда удастся реализовать активы банка.

Оценка финансового состояния банка - тоже во многом прогноз способности банка своевременно отвечать по своим обязательствам, достаточности капитала, устойчивости ресурсной базы и т.д.

Планирование баланса платежей - это в основном прогноз поступления ресурсов. А любой прогноз характеризуется вероятностью его наступления, и соответственно почти всегда результаты прогноза будут иметь определенную погрешность расчета. Среди факторов, способных оказать наибольшее влияние на уровень достоверности результатов, выделяются следующие.

Неопределенность прогноза поведения клиентов связана прежде всего с тем, что очень сложно заставить того или иного клиента проводить операции через определенный банк. Причин, по которым клиент приходит в банк или покидает его, достаточно много, и на большинство из них банк не может повлиять. Если учесть, что и появляться они могут весьма спонтанно, становится очевидным сложность прогнозирования потребности клиентов в проведении платежей.

Свое влияние на точность результатов анализа оказывают и характеристики анализируемой информации: достоверность, актуальность, уровень детализации, диапазон и динамика исходных данных. Влияние достоверности анализируемой информации на конечный результат очевидно. Если в отчетности банка значительно завышен показатель его капитала, вывод о достаточности капитала банка исходно уже не может оказаться верным.

Требования по актуальности анализируемой информации связаны прежде всего с высокой скоростью и неожиданностью изменений, происходящих в деятельности коммерческих банков. Практически любой банк может в течение короткого промежутка времени (от нескольких дней до нескольких месяцев) из успешно функционирующей кредитной организации превратиться в неплатежеспособную КО. Поэтому, если последняя отчетная дата отстоит от даты анализа на несколько недель, а еще хуже - месяцев, вероятность несоответствия данных значительно возрастает.[21]

Уровень детализации определяет возможность наиболее однозначной интерпретации результатов анализа. Например, если анализировать качество кредитного портфеля банка, единственной, да и то косвенной информацией может служить величина сформированного резерва под возможные потери по ссудам. Если же есть данные по балансовым счетам второго порядка, а еще лучше данные кредитных досье по конкретным кредитам, то точность анализа возрастет на порядок.

Под диапазоном информации понимается возможность расширить количество источников или информационных баз, доступных для анализа. Предыдущий пример наглядно это иллюстрирует.

Большинство характеристик и оценок банка имеют не абсолютное, а относительное выражение. Например, картотека неоплаченных платежей может образоваться из-за технического сбоя и быть устраненной уже на следующий день.

Анализ динамики показателей позволяет выявить существующие тенденции их изменения и кроме того наглядно проследить взаимосвязи отдельных показателей. Например, если картотека неоплаченных платежей клиентов образовалась после того, как у банка ухудшались показатели ликвидности, случайными его проблемы с проведением клиентских платежей назвать уже нельзя.

Влияние адекватности используемой аналитической модели оцениваемому реальному процессу на точность результатов анализа связано с тем, что любое моделирование сложных процессов, к которым бесспорно относится и банковская деятельность, невозможно описать точно. Обязательно будет существовать некоторое расхождение между моделью и оригиналом. Чем сложнее процесс и проще используемая модель, тем больше вероятность возникновения и величина погрешности.[11]

Не последнюю роль играет уровень квалификации аналитиков. И, к сожалению, технические ошибки, несмотря на очевидность своего происхождения, встречаются достаточно часто и представляют собой серьезную угрозу. В той или иной форме аналитические службы есть в каждом банке, и часто организация анализа зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов, таких, например, как личные качества, авторитет начальника аналитической службы или степень востребованности результатов анализа руководством банка.

Тем не менее, можно выделить основные факторы, влияющие на организацию аналитической работы в банке, а именно: размер банка, наличие (отсутствие) филиальной сети, специализация банка, культура управления, приоритеты в банковской деятельности.

Аналитическая работа в коммерческом банке может быть организована по-разному. Например, формируются самостоятельные аналитические службы в подразделениях банка (кредитном, фондовом, валютном и других), подчиняющихся начальникам этих подразделений. Такие аналитики детально разбираются в технологии оказания конкретных услуг, знают о потребностях клиентов, но имеют узкую специализацию.

Кроме того, проводимый в подразделениях анализ и предоставляемая на его основе руководству банка информация, скорее всего, не будут вполне объективными, поскольку сами подразделения обычно заинтересованы в некотором приукрашивании результатов своей деятельности.

В силу этих причин в банке организовывают самостоятельный отдел экономического анализа и отчетности, которому поручается выполнение ограниченных функций, связанных со сведением отчетности и планов. Как правило, этому отделу поручается затем и методическая работа, связанная с обеспечением сопоставимости информации, которую представляют разные службы, анализ общих результатов деятельности банка, определение сравнительной эффективности услуг, подразделений.[19]

Таким образом, в процессе своего развития банк логически подходит к другому варианту организации аналитической работы – формированию сводного аналитического подразделения, находящегося в подчинении у руководителя банка или его заместителя. Такое подразделение (управление, департамент) преодолевает местнические интересы обособленных подразделений и решает поставленные задачи с общебанковских позиций, постоянно взаимодействуя со всеми службами банка. Это взаимодействие строится на обмене информацией и совместном поиске резервов увеличения объемов, снижения затрат, оптимизации технологии выполняемых операций.

В банках, имеющих сложную организационную структуру в связи с выполнением большого количества операций и наличием филиалов, дополнительных офисов, роль аналитических подразделений возрастает, поскольку результаты деятельности удаленных подразделений, рентабельность отдельных услуг можно выявить только на основе данных управленческого учета, организацией которого и занимаются аналитики.[3]

 

2. Принципы  и функции анализа деятельности  банка

2.1 Принципы и  функции анализа

Важное значение в раскрытии содержания и направленности анализа деятельности банка (АДБ) имеют принципы его проведения, которые выполняют двоякую роль: определяют основы организации и проведения АДБ и раскрывают содержание требований (критериев), предъявляемых пользователями к результатам (выводам), полученным в ходе анализа.

К принципам анализа банковской деятельности относят следующие:

    • принцип внешнего взаимодействия. При анализе банковской деятельности учитывается экономическая, социальная и политическая структура страны, на территории которой действует коммерческий банк (законодательство, нормативные требования регулирующих органов, экономическая политика правительства и т.д.);
    • принцип научного подхода. Анализ должен базироваться на комплексном научном подходе и учитывать новейшие разработки в области оценки различных направлений банковской деятельности и опыт их применения на практике;
    • принцип комплексности. Анализ должен учитывать все стороны деятельности коммерческого банка, чтобы затем был выработан пакет комплексных мер по устранению недостатков и повышению результативности деятельности банка;
    • принцип системности. Анализ должен быть системным, т.е. каждый элемент финансовой и коммерческой деятельности банка должен рассматриваться как часть единой сложной системы, имеющей целый набор связей как с самой системой коммерческого банка, так и с внешней средой. Все эти взаимосвязи также обязательно подлежат изучению.[6]

Например, при анализе инвестиционной деятельности банка изучается весь набор рисков, которые сопровождают эту деятельность. При этом и качество самого риск-менеджмента в банке является объектом отдельного анализа.

    • принцип точности. Анализ должен базироваться на точной и достоверной информации, подкрепляться соответствующими расчетами и аналитически обоснованными выводами;
    • принцип полезности (практической значимости, прогностической ценности). Результаты анализа должны активно применяться в дальнейшей деятельности коммерческого банка. Материалы анализа должны активно использоваться при обосновании, корректировке и уточнении плановых показателей;
    • принцип плановости. Анализ должен проводиться регулярно, в банке должен существовать утвержденный план проведения аналитических исследований;
    • принцип оперативности. Анализ должен проводиться оперативно, поскольку его результаты соответствуют именно той конъюнктуре рынка, которая сложилась на данный момент.

И потому только в данный момент выводы анализа могут быть эффективно использованы менеджментом коммерческого банка.

Результаты и выводы анализа должны исследоваться менеджментом банка в его повседневной деятельности, принятии оперативных решений и разработке стратегических планов.

Имеет смысл создать в банке соответствующую базу данных по результатам исследований его деятельности за ряд лет;

    • принцип объективности (беспристрастности, непредвзятости). Анализ должен проводиться абсолютно объективно с использованием знаний, опыта и с учетом мнений всех сотрудников банка, имеющих полномочия на его проведение;
    • принцип сопоставимости. Результаты анализа должны быть сопоставимыми с аналогичными данными, полученными по другим банкам, с усредненными показателями банковской системы, с данными по другим странам, а также с результатами этого же банка за ряд предшествующих периодов;
    • ринцип экономичности. Затраты на проведения анализа должны быть минимальны, много меньше получаемого эффекта.[3]

Взаимосвязь принципов АДБ и требований (критериев), предъявляемых пользователями к его результатам представлены в табл.2.1.

Таблица 2.1.

Взаимосвязь принципов АДБ и требований (критериев), предъявляемых пользователями к его результатам

Критерии (требования), которым должны отвечать выводы, полученные на основе АДБ

Принципы АДБ

Ценность для пользователя

Практическая значимость

Оперативность

Плановость

Экономичность

Надежность, достоверность (обеспечивает достоверное представление о финансовом положении банка, его финансовой устойчивости и конкурентоспособности)

Научный подход

Объективность

Принцип внешнего взаимодействия

Точность

Полнота, достаточность для принятия управленческих решений

Системность

Комплексность

Точность

Научный подход

Ясность интерпретации результатов анализа

Сопоставимость


 

 

Основные функции анализа банковской деятельности можно свести к следующему:

    • изучение влияния различных макроэкономических и социальных законов на финансовую деятельность банка, установление закономерностей и тенденций экономических явлений в их взаимодействии на существование конкретного банка (например, изменение рыночной ситуации, рыночных ставок, валютных курсов, влияющих на коммерческую деятельность банка и его финансовые показатели);
    • обоснование текущих и перспективных планов (без углубленного анализа деятельности банка и обоснования прогнозов, без изучения закономерностей развития финансово-кредитного учреждения и выявления соответствующих недоработок не представляется возможным разработать план, адекватный успешному развитию банка);
    • контроль за выполнением планов и менеджерских решений при осуществлении активно-пассивных операций;
    • поиск резервов повышения эффективности работы банка;
    • оценка результатов деятельности коммерческого банка и выполнения разработанных планов, оценку достигнутого банком уровня в его коммерческой и финансовой деятельности, оценку полноты использования всех ресурсов банка (такая оценка позволяет оперативно вмешиваться в текущую деятельность банка с целью устранения выявленных недочетов);
    • разработку комплекса мер по использованию выявленных дополнительных ресурсов (разработка внутрибанковских документов и положений, позволяющих повысить прибыльность банка при минимизации рисков и поддержании ликвидности на должном уровне).[7]

Информация о работе Принципы и функции анализа деятельности банка