Принципы и функции анализа деятельности банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Анализ деятельности любого экономического субъекта – это трудная методологическая и аналитическая задача, для выполнения которой требуется хорошая информационная, профессиональная и организационная база. Современная динамика развития банковского сектора и экономики страны в целом со всей очевидностью подтвердила необходимость формирования в каждом коммерческом банке серьёзного подхода к анализу всех аспектов банковской деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность и содержание аналитической работы в банке……………....5
2. Принципы и функции анализа деятельности банка…………………..25
2.1 Принципы и функции анализа………………………………………..25
2.2 Виды и направления анализа……………………………………….…28
2.3 Этапы аналитического анализа…………………………………….…35
Заключение……………………………………………………………….. 37
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РABOTA В БАНКЕ.docx

— 69.17 Кб (Скачать файл)

2.2 Виды и направления  анализа

В зависимости от характера пользователей информацией анализа – анализ банковской деятельности подразделяется – на внутренний и внешний.

Применительно к коммерческим банкам наиболее существенные различия в содержании внутреннего и внешнего финансового анализа представлены в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2.

Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего анализа

Сравниваемые признаки

Особенности

Внутреннего анализа

Внешнего анализа

Предмет анализа

финансово-экономические процессы их факторы и результаты

Результаты финансово-экономические процессов

Объект анализа

финансовые результаты. рентабельность и финансовое состояние банка, экономическая эффективность и эффективность управления

Показатели финансовых результатов, рентабельности и финансового состояния банка

Субъект анализа

большинство банковских специалистов, менеджеры разных уровней и видов управления, аналитики. внутренние аудиторы и контролеры, руководство банка, привлекаемые аудиторы и консультанты

Аутсайдеры банка, органы надзора, собственники

Степень регламентации

решения органов управления банка

Международные и национальные стандарты

Объем используемой информации

вся система информации о деятельности банка и об окружающей его среде

в рамках действующей финансовой отчетности

Качество получаемой в результате анализа информации

носит в значительной степени вероятностный и субъективный характер

более объективно, т.к. анализ основывается на утвержденной надзорными органами информации по уже осуществленным операциям

Способы отражения информации

любые

на основе общепринятых принципов и стандартов учета

Виды анализа в зависимости от того, к какому времени относится используемая при его проведении информация

текущий, ретроспективный, перспективный анализ

Ретроспективный

Единицы измерения

любые

денежные безразмерные

Регулярность проведения

любые

установленная нормативными актами

Степень ответственности

дисциплинарная

административная


 

 

Внутренний анализ осуществляется с позиций и для реализации целей функционирования самих хозяйственных субъектов (т.е. с точки зрения менеджеров и собственников банка), а внешний – с позиций всех тех, кто находится за его пределами, но имеет к нему свои интересы.

Таким образом, внутренний учет банка является составной частью внутреннего контроля и осуществляется для анализа его деятельности. Это теория и практика управленческих действий в связи с выполнением управленческих решений по формированию, фиксации и анализу документированной информации, относящейся к деятельности банка, материальных и нематериальных активов собственного и заемного капиталов, депозитов, инвестиций и обязательств, позволяющих проводить анализ эффективности деятельности банка. Эффективность внутреннего учета и анализа зависит от:

    • четкого разграничения ответственности между отдельными работниками за ведение бухгалтерских записей и за непосредственное распоряжение денежными средствами и иными товарно-материальными ценностями;
    • качества внутрибанковского планирования;
    • соответствия квалификации работников занимаемым должностям;
    • применения единой системы нумерации всех документов, используемых в учетном процессе.[5]

Традиционно выделяют три основных типа проведения внутреннего анализа:

  1. Поисковый анализ. Поисковый анализ данных нацелен на выделение в имеющийся информации (т.е. данных о настоящем и прошлом) систематически проявляющихся связей и закономерностей. Следовательно, цель поиска – устойчивые связи и закономерности, существующие в данных, в показателях, но не выявленные в ходе анализа ранее.
  2. Рутинный анализ. Анализ, основанный на расчете предписанных нормативов и показателей. Он практически не воспринимается банкирами как элемент аналитической работы, но его проведение обязательно для всех кредитных организаций.
  3. Целевой анализ. Осуществляется непосредственно по заданию руководства. Сочетает в себе элементы поискового и рутинного анализа с применением большого числа экономических показателей и базируется на всей, имеющейся в распоряжении аналитика, информации.[7]

В зависимости от спектра изучаемых вопросов анализ финансово-хозяйственной деятельности банка делится на полный и тематический. Оба вида анализа осуществляются на основе соблюдения принципа комплексности. При полном анализе изучаются все стороны работы банка, т.е. как внешние, так и внутренние его связи, при тематическом затрагивается лишь узкий круг вопросов, позволяющих выявить возможности улучшения отдельных сторон деятельности банка (например, анализ банковской прибыли, структуры кредитов, депозитов, финансовых результатов, анализ ликвидности, рискованности операций и т. д).

В зависимости от периода, за который проводится анализ, анализ может быть классифицирован следующим образом: ежедневный, еженедельный, ежедекадный месячный, квартальный, полугодовой, годовой. В зависимости от частоты проведения: систематический; периодический; эпизодический; разовый.

Исходя из целей и характера исследований, различают предварительный, оперативный (контрольно-оперативный), итоговый (окончательный, последующий) и перспективный (стратегический, прогнозный) анализ.

Предварительный анализ применяется при оценке состояния счетов для выявления возможности осуществления банком каких-либо операций. К оперативному анализу прибегают в ходе текущей работы банка для оценки соблюдения нормативов ликвидности и прочих показателей и принятия срочных мер, обеспечивающих их выполнение, а также получение достаточной прибыли.[13]

Итоговый анализ используется при определении эффективности деятельности банка за изучаемый период и выявлении резервов повышения доходности. Перспективный – для прогнозирования ожидаемых результатов в предстоящем периоде и определения дальнейших направлений денежно-кредитной политики.

Его разновидностями являются фьючерсный анализ; экстраполятивный и интерполятивный анализ (основаны на двух видах прогнозирования: экстраполяции и интерполяции, которые предполагают нахождение отсутствующего показателя внутри и соответственно вне существующего ряда динамики); вариантный анализ (предполагает сравнение нормативных и нескольких вариантов фактических показателей); конъюнктурный анализ; экспериментальный анализ и др.

В зависимости от объекта исследования анализ баланса банка подразделяется на функциональный, структурный, операционно-стоимостной, народнохозяйственный (анализ масштабности активно-пассивных операций).[6]

Функциональный анализ позволяет выявить специализацию деятельности коммерческого банка, его место в системе взаимоотношений банков, возможные формы и перспективы взаимодействия с другими контрагентами этой системы, а также произвести оценку эффективности и целесообразности выполняемых банком функций.

Структурный анализ производится по видам банковских операций. Посредством данного анализа определяются состав и удельный вес экономических контрагентов по активным и пассивным операциям, а также структура доходов, расходов и прибыли.

Операционно-стоимостной анализ углубляет исследование доходности банка и дает представление о стоимости и рентабельности (или убыточности) конкретных операций. Он позволяет оценить значимость каждого вида операций в формировании прибыли банка и выработать основные направления депозитно-ссудной политики банка по отношению к конкретным контрагентам с целью максимизации дохода.

Народнохозяйственный анализ позволяет определить масштабность активно-пассивных операций и банковской прибыли, а также степень участия коммерческого банка в формировании денежной массы и ссудного фонда страны. Анализ масштабности активно-пассивных операций проводится путем сопоставления масштабов конкретных видов операций со средним уровнем аналогичных показателей или их абсолютными масштабами по банковской системе в целом.

В зависимости от субъекта проведения анализа выделяют следующие виды анализа деятельности коммерческого банка: внутренний самоанализ банков, проводимый ими самими; дистанционный анализ банков, в том числе банков-контрагентов (анализ деятельности и её финансовых результатов, структуры и динамики собственного капитала, ресурсной базы и активов, факторов устойчивости финансового состояния банка на основе его официальной и публикуемой отчетности); анализ банков с целью составления их рейтинговых оценок.

Существующие методы рейтинговой оценки банков основываются на анализе таких факторов как:

    • перспективы развития банковской системы и банковского сектора;
    • способность банка адаптироваться к внешней среде;
    • наличие необходимых ресурсов (персонала, информационных технологий и т.п.);
    • качество операционных отделов банка;
    • эффективность механизмов управления и контроля;
    • качество управленческого персонала (опыт работы, образование);
    • устойчивость результатов текущей деятельности и обоснованность банком выбранной стратегии;
    • соответствие уровня рисков собственным фондам банка;
    • способность банка к увеличению собственных средств и др.[14]

На рис.2.2. дана классификация видов анализа в зависимости от различных критериев.

Рисунок 2.2.

Виды анализа в зависимости от различных критериев

 

Направления аналитической работы в банке. Говоря об основных направлениях экономического анализа коммерческого банка, их можно представить в виде 3-х блоков (приведённое деление достаточно условно, между ними существует органическое единство, они чаще всего дополняют друг друга):

  1. Первый блок «Анализ ресурсов, операций и финансового состояния банка»: анализ ресурсной базы банка и оценка ее качества; анализ собственных средств; анализ депозитной базы банка и ее устойчивости; анализ активных операций банка и оценка качества активов; анализ портфелей активов банка (кредитного, портфеля ценных бумаг, валютного и пр.); анализ сбалансированности кредиторской и дебиторской задолженности банка; анализ доходов и расходов банка; оценка уровня доходности и рентабельности банковской деятельности.
  2. Второй блок «Анализ факторов, влияющих на деятельность банка»: анализ конъюнктуры рынка; анализ изменения законодательной и нормативной базы; анализ политики Банка России; анализ социальных факторов; анализ развития региона, в котором работает банк; анализ внешнеэкономических факторов; анализ внешних рисков и пр.
  3. Третий блок «Анализ и оценка уровня менеджмента банка»: оценка оптимальности организационной структуры банка и структуры аппарата управления; оценка принятых руководителями банка (различных уровней) управленческих решений; оценка политики, тактики и стратегии банка; общая оценка эффективности кадровой политики.[20]

2.3 Этапы аналитического  анализа

Выделяют следующие этапы аналитического анализа.

Подготовительный этап анализа включает в себя определение объектов и субъектов анализа. Объектом экономического анализа (то на что направлен анализ) выступает коммерческая деятельность каждого отдельного банка и их группировок (по территориальному, функциональному признаку и т.п.).

Так, объектами финансового анализа могут быть: ресурсная база банка, банковские операции и банковские услуги, финансовые результаты работы банка и его филиалов, финансовое состояние банка, сложившаяся система финансового управления в банке, используемые технологии и системы финансовой безопасности и др. По мере углубления анализа все его объекты могут детализироваться.

Субъектами анализа (тот кто может проводить анализ) являются:

    1. коммерческие банки (отдельные банковские специалисты – экономисты, аналитики, соответствующие структурные подразделения);
    2. контрагенты и корреспонденты банка, включая Банк России;
    3. кредитные организации;
    4. государственные налоговые органы;
    5. аудиторские фирмы;
    6. местные и центральные органы власти;
    7. реальные и потенциальные клиенты банка;
    8. прочие юридические и физические лица.[18]

Во время подготовительного этапа происходит отработка и детализация организационных моментов, в т. ч. выбор организационных форм проведения анализа, распределение обязанностей между отдельными субъектами анализа, подготовка и отбор первичных данных; планирование аналитической работы, постановка задачи и определение целей; разработка необходимого программного обеспечения и подготовка макета выходных данных; методологическое и информационное обеспечение аналитической работы.

Предварительный этап состоит из следующих шагов: проверка достоверности, анализ качества и отбор данных; группировка, комбинирование и структурирование данных; расчет оценочных и нормативных абсолютных и относительных показателей.

Аналитический этап. Включает в себя описание полученных показателей на основе изучения динамики, структуры и группировок показателей; сопоставление текущей позиции банка с результатами работы банков-конкурентов, с нормативными показателями, установленными ЦБ РФ; окончательное изложение результатов исследования.

На заключительном этапе предполагается проведение оценки уровня и качества менеджмента банка, а также выработку прогнозов и рекомендаций.[14]

Информация о работе Принципы и функции анализа деятельности банка