Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:28, реферат
В данном реферате будут рассмотрены различные проблемы: начиная от взаимодействия вкладчика и банка, моральной ответственности банка перед гражданином, вложившим деньги в банк, заканчивая юридическими нормами, закрепляющими права граждан в банковской сфере.
Введение ………………………………………………………..……. с.2
Взаимодействие вкладчика и банка ………………………………. с.3
Проблема выбора банка ……………………………………………… с.4
Система страхования вкладов граждан ……………………………… с.5
Надежность банков в Российской Федерации ……………………… с.10
Правовая защита, закрепленная законом …………………………… с.12
Роль государства и систем страхования вкладов …………………… с.15
Страхование вкладов в Евросоюзе …………………………………… с.17
Моральный риск ……………………………………………………… с.18
Минимизация морального вреда …………………………………… с.20
Вывод …………………………………………………………………… с.23
Список литературы ……………………………………………………. с.24
При получении положительного решения выплата компенсации производится в течение 3 рабочих дней со дня обращения. Следовательно, решая положить ли деньги в банк, можно не беспокоиться о том, что вложенные средства на депозит пропадут. Одни клиенты считают, что размещение депозитных вкладов более надежно в коммерческих банках, имеющих плечо иностранного капитала. Другие больше доверяют тем банкам, которые меньше обещают процентов. Какой выбрать – решать вам. Однако всегда стоит проверить надежность банка, ориентируясь на рост вкладов, активов и других показателей.
Роль государства и систем страхования вкладов
В целом государственные средства (то есть деньги налогоплательщиков)
должны использоваться только в исключительных случаях.
16
Банки являются частными коммерческими предприятиями, несущими риск банкротства, поэтому государственное вмешательство должно ограничиваться защитой вкладчиков и ситуациями, когда существует опасность значительного ущерба для всей финансовой системы и, таким образом, потенциальный риск системного кризиса.
Возможные формы государственного вмешательства в ходе кризисного управления и финансового оздоровления банков включают следующие:
– поддержка сделки, в рамках которой слабый банк передается
приобретателю (сделка P&A);
– обеспечение прямого вливания капитала;
– покупка безнадежных активов банка-банкрота. В дальнейшем эти активы возвращаются государством в исходное состояние, обычно при помощи специального, контролируемого государством агентства;
– национализация или решение о создании «мост-банка».
Во всех случаях важно тесное сотрудничество между правительством (которое несет политическую ответственность за государственные средства), надзорным органом и центральным банком (который в экстренном случае может поддержать банк ликвидностью). Полная поддержка, когда государство принимает на себя все расходы в связи с банкротством в финансовом секторе, может обойтись чрезвычайно дорого и связана с моральным риском, так как участники рынка не будут иметь стимулов для осторожного и благоразумного ведения своей деятельности, если будут рассчитывать на такое вмешательство.
При полной государственной гарантии от банкротства в финансовом секторе все заинтересованные стороны будут стремиться исключительно к увеличению своих доходов, поскольку будут считать себя застрахованными от риска убытков в случае банкротства. Во избежание этой проблемы акционеры должны понимать, что их права прекращаются после банкротства банка, поэтому они должны быть заинтересованы в назначении руководства, которое, с одной стороны, обеспечит рост их доходов, а с другой стороны, гарантирует сохранение стоимости их акций.
Разъяснительная работа среди населения, направленная на понимание и принятие им ограниченности масштабов государственной помощи в случае банкротства банка, является нелегкой, но необходимой задачей. Страхование вкладов является важной составляющей формирования и сохранения доверия к национальной банковской системе.
17
Хотя основная цель надзорного органа состоит в защите интересов вкладчиков и поддержании доверия населения и организаций к банковской системе, структура, прямо гарантирующая возврат определенной суммы вкладов, может также сыграть в этом значительную роль. В некоторых странах ЕС системы страхования вкладов являются одним из элементов системы кризисного управления, применяемым, когда их вмешательство дешевле, чем покрытие убытков вкладчиков в случае вынужденного закрытия банка. Они могут помочь в проведении реструктуризации, сделок M&A и P&A или выплате возмещения вкладчикам в случае постепенной ликвидации.
Страхование вкладов в Евросоюзе.
Защита вкладов в ЕС основывается на Директиве ЕС 94/19/EC, принятой 30 мая 1994 года и транспонированной в национальное законодательство каждой страны-участницы. В соответствии с этой директивой каждая страна-участница обязана страховать депозиты вкладчиков банков. Депозиты при этом определяются как кредитовый остаток, получаемый от средств, размещенных на счете, или от временных ситуаций, возникающих в результате обычных банковских операций, который кредитная организация обязана выплатить в соответствии с применимыми юридическими или договорными условиями; а также любой иной долг, подтвержденный свидетельством, выданным кредитной организацией. Кредитная организация определяется как организация, деятельность которой заключается в привлечении депозитов или иных подлежащих возврату средств от населения и организаций и предоставлении кредитов за свой собственный счет. Кредитная организация обязана участвовать в программе страхования вкладов.
В ЕС существуют различные программы этого рода с разной степенью государственного участия. Национальные агентства по страхованию вкладов могут создаваться на частной основе и полностью финансироваться кредитными организациями, но они могут также существовать в форме государственного учреждения, поддерживаемого или обеспечиваемого государством. В отдельных странах ЕС существует порядок, при котором банки обязаны делать определенные отчисления заранее, или порядок, при котором отчисления делаются постфактум (при наступлении события). Независимо от того, финансируется ли национальная программа полностью или только частично, собранные средства, которыми управляет агентство,
18
будут недостаточными для покрытия банкротства организации, имеющей системное значение.
В этом случае может потребоваться вмешательство государства. В принципе программы защиты вкладов являются «неактивными»; они начинают работать только в том случае, если вкладчики лишаются возможности доступа к своим вкладам. Размер компенсации устанавливается законом.
В ЕС указанная директива предусматривает, что минимальная страховая сумма, подлежащая компенсации в каждой стране-члене Европейского Союза, должна составлять 20 тыс. евро. В случае если депозит вкладчика превышает страховую сумму, вкладчик получает право предъявить требование на оставшуюся незастрахованной сумму при ликвидации банка.
Моральный риск.
После принятия Закона о совершенствовании деятельности Федеральной корпорации страхования вкладов ФКСВ вклады в застрахованных банках обеспечиваются совокупными капиталами всей банковской системы. Дело в том, что этот акт предоставляет ФКСВ полномочия в принудительном порядке требовать повышения страховых взносов банковских и сберегательно-кредитных учреждений, если объем Фонда банковского страхования или Фонда страхования ассоциации сберегательных банков составит менее 1,25% общей суммы застрахованных вкладов. До этого ФКСВ и ее аналог, специализирующийся на сберегательно-кредитной сфере, должны были выплачивать страховку по вкладам из средств, накопленных за счет фиксированных ежегодных взносов застрахованных финансовых учреждений. Если общие потери фонда превышали сумму, накопленную за счет взносов, разницу должно было внести государство — то есть налогоплательщики.
Именно это произошло в начале 90-х, когда убытки, понесенные сберегательно-кредитной отраслью, превысили объем накоплений в страховом фонде. Однако когда Конгресс предоставил ФКСВ право увеличивать страховые взносы банков и сберегательно-кредитных институтов — в любой момент и неоднократно — для пополнения фонда, обеспечивающего страхование вкладов, изменилась сама сущность этой системы.
19
Наличие у ФКСВ полномочий по дополнительному обложению всех застрахованных институтов, если у нее возникнет потребность в средствах для компенсаций вкладчикам лопнувшего банка или кредитно-сберегательного учреждения, означает, что главным обеспечением системы страхования теперь служит капитал самих застрахованных структур. Его совокупного объема — 866 миллиардов долларов для банков и 186 миллиардов для сберегательно-кредитных структур — более чем достаточно для защиты вкладчиков при любом из мыслимых вариантов негативного развития событий в экономике. Таким образом, в практическом плане американское государство и налогоплательщики больше не обязаны обеспечивать страхование вкладов.
Конгресс в любом случае вмешается, если застрахованные депозитные институты понесут большие убытки, но такая ситуация маловероятна. Чтобы налогоплательщики согласились финансировать компенсации из своего кармана — притом, что совокупный капитал банковских структур превышает триллион долларов, — эти убытки должны быть поистине колоссальными. В этих условиях представляется очевидным, что в плане защиты государства и налогоплательщиков от последствий банкротства банков и сберегательно-кредитных учреждений в регулировании застрахованных депозитных институтов нет никакой необходимости. Реально в этом заинтересованы сами застрахованные структуры — даже несмотря на то, что ФКСВ управляет системой страхования вкладов и большинство вкладчиков считает, что их депозиты гарантирует само федеральное правительство. В этой связи возникает целый ряд вопросов, рассмотрение которых находится за рамками тематики настоящей статьи.
К примеру, если все депозитные институты теперь отвечают за убытки, понесенные вкладчиками обанкротившихся банков, не следует ли предоставить финансовым институтам больше прав голоса в отношении политики регулирования, проводимой ФКСВ, и способов распоряжения их страховыми взносами. Если правительство заинтересовано лишь в том, чтобы простые граждане имели возможность надежно размещать свои средства, то разве недостаточно было бы в случае банкротства банка просто предоставить мелким вкладчикам приоритет по сравнению с остальными кредиторами. Убытки при подавляющем большинстве банкротств редко превышают 10% от общего объема активов компании, так что средств на приоритетное обеспечение интересов мелких вкладчиков остается больше, чем достаточно.
20
Кроме того, поскольку государственная система страхования вкладов (пусть и обеспеченная капиталом банков и сберегательно-кредитных учреждений) все же создает определенный «моральный риск», не стоит ли преодолевать его за счет придания субординированию структуры задолженности обязательного характера, как рекомендовал в марте 2000 года Теневой комитет по финансовому регулированию (Shadow Financial Regulatory Committee).
Система, в рамках которой решения принимает ФКСВ, а за убытки отвечают депозитные институты, вероятно, по определению не может обладать стабильностью в долгосрочной перспективе. Со временем застрахованные депозитные институты, заинтересованные в том, чтобы защитить себя от банкротства слабых застрахованных учреждений, должны перенять у ФКСВ функции по разработке политического курса — пусть даже сама система выплаты компенсаций мелким вкладчикам останется в ведении этого государственного органа. Впрочем, как бы здесь ни сложилась ситуация, после принятия Закона о совершенствовании деятельности ФКСВ прочных политических оснований для того, чтобы федеральное правительство защищало себя от возможных убытков путем регулирования, не существует.
Минимизация морального вреда.
Снижение уровня морального вреда должно обеспечиваться посредством наделения системы страхования депозитов надлежащими характеристиками, а также использованием других элементов системы поддержания финансовой стабильности. Чрезвычайно важно, чтобы мандат системы страхования был формализован, и чтобы была обеспечена совместимость провозглашенных целей государственной политики с полномочиями и обязанностями страховщика депозитов.
Полномочия: Страховщик депозитов должен иметь все полномочия, необходимые для выполнения его мандата, и эти полномочия должны быть
формально закреплены за ним. Всем страховщикам депозитов требуются полномочия. По финансированию выплаты возмещения, заключению контрактов, утверждению его операционных бюджетов и внутренних процедур, а также по получению доступа к актуальной и достоверной информации с тем, чтобы была обеспечена его способность в сжатые сроки выполнять свои обязательства перед вкладчиками.
Управление: Страховщик депозитов должен быть операционно независим, транспарентен, подотчетен и защищен от необоснованного влияния со
21
стороны политиков и отрасли. Взаимоотношения с другими участниками системы поддержания финансовой стабильности и вопросы трансграничного характера. Взаимоотношения с другими участниками системы поддержания финансовой стабильности: Следует иметь как постоянно функционирующую систему тесной координации действий и обмена.
Страховое покрытие: Политики и законодатели должны четко прописать в законодательстве, регулятивных актах или внутренних регламентах, что признавать страхуемым депозитом. Размер страхового покрытия должен быть ограничен, но он должен быть существенным и позволяющим быстро его определить. Страховое покрытие должно в достаточной мере защищать подавляющее большинство вкладчиков для того чтобы обеспечивалось достижение поставленных перед системой целей государственной политики, и его размер и охват должны быть совместимы с другими характеристиками системы страхования депозитов.
Финансирование: Система страхования депозитов должна иметь возможность использовать все механизмы финансирования, необходимые для обеспечения быстрой выплаты возмещения по требованиям вкладчиков, включая способы получения дополнительных средств для пополнения ликвидности, в случае необходимости. Главная ответственность за оплату страхования депозитов должна лежать на банках, так как они и их клиенты получают прямую выгоду от наличия эффективной системы страхования депозитов.
Информация о работе Проблема морального риска в отношениях банка и вкладчика