Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:27, курсовая работа
Республика Беларусь как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (среди белорусских и среди зарубежных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая трансформационная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 1
1.Понятие и содержание трансформации экономических систем................. 3
2. Трансформационные процессы в переходной экономике: векторы и типы...................................................................................................................... 11
2.1 Векторы трансформации ………………………………............................. 11
2.2 Типы трансформационных процессов.…................ …………………….. 20
3. Теории трансформации постсоциалистических стран…………................ 23
4. Особенности социально-экономических преобразований в Республике Беларусь………………………………………………………………............... 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (среди белорусских и среди зарубежных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая трансформационная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.
Экономическая теория разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода, однако это были проблемы стран, переходящих от традиционной к современной рыночной системе, т.е. развивающихся стран. Эти решения пригодны лишь частично, а остро необходимое для постсоциалистических стран новое направление экономической теории – экономические проблемы трансформационного периода – еще только в стадии становления. Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.
Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы – исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
Целью данной работы является: выявить основные проблемы трансформации «постсоциалистических» экономических систем и проанализировать динамику экономической трансформации в Республике Беларусь.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
- проанализировать зарубежный
опыт формирования рыночной
- исследовать состояние
и особенности процесса
В ходе написания работы были использованы учебники и учебные пособия по теории и практике макроэкономических преобразований, международных экономических отношений и конкурентоспособности национальной экономики, статьи и публикации из специализированных журналов. Использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнительный, исторических аналогий и др.
1.Понятие и
содержание трансформации
Термин «система» прочно вошел в экономическую науку, и категория «экономическая система» широко в ней используется. Система означает упорядоченный объект, который указывает на определенное правило (порядок) организации. В соответствии с этим правилом выделены составляющие элементы и указаны связи между ними. Понятие экономических, социально-экономических систем раскрывается при помощи одного из важнейших свойств сложных неравновесных систем — когерентности. Оно означает, что поведение системы в условиях неустойчивости соответствует наличию «сколь угодно дальнодействующих связей» между любыми ее частями, т.е. для частей и элементов системы характерно совместное действие, причем активность проявления этого свойства системы зависит от типа ее нелинейности. Отсюда следует, что в приложении к экономическим, социально-экономическим системам скорость протекания процессов в системах зависит от уровня их развития, типа системы. Также именно постоянное нарушение состояния равновесия, отсутствие равновесия как такового в системах служит той непреодолимой побудительной силой, которая вызывает развитие таких систем. Введение нового элемента или качественная перемена имеющегося может вызвать изменение характера совместного действия элементов системы. Устойчивое равновесие систем означает игнорирование ею всевозможных изменений и воздействий, направляемых на нее, ее полную индифферентность по отношению к ним. Система может быть охарактеризована с количественной и качественной стороны. Проявление качественной стороны системы— ее целостность, интегративное свойство, присущее системе как целому, отличное от свойств составляющих ее элементов. Появление нового качества связано с процессом интеграции системы, с действием структурирующего фактора, соединяющего элементы системы в неразрывное целое.
Системы различаются по степени интегративности. Если элементы слабо связаны между собой, автономны, связи носят скорее внешний характер, относятся к числу несущественных, качество составляющих элементов и системы в целом практически совпадает, то в этом случае системность объекта выражена слабо, интегративность системы условна, она близка к нулю. Такие системы классифицируются как суммативные. В противном случае система относится к числу целостных систем. Структурирующий фактор выражает зависимость всех составных частей системы (элементов и подсистем всех уровней иерархии). Взаимозависимость частей системы представлена совокупностью целей, интересов экономических агентов (общественных, коллективных, индивидуальных). Она определяет их целенаправленную совместную деятельность. Поэтому в качестве основы структурирующего фактора, его аргументом для всех экономических систем выступают интересы (индивидуальные, коллективные, общественные), проявляющиеся в рамках соответствующей системы, и, которые реализуются в процессе ее движения. Структурирующий фактор в каждом конкретном случае диктует условия функционирования и развития системы в целом и любой из ее частей. Для микросистем системообразующим является процесс индивидуального воспроизводства. Для макроэкономических систем —процессы общественного жизнеобеспечения, например, общественного воспроизводства. Процесс формирования метасистемы также связан с усложнением, усилением взаимозависимости между ее составными частями (национальными экономическими системами и подсистемами систем). Он может быть вызван экономическими, экологическими, политическими, социальными причинами, которые провоцируют процессы образования новой системы. Соответственно этому возникает структурирующий фактор глобальной системы, в основе которого также будет лежать система целей, интересов, а их иерархия будет задавать направление и скорость развития системы.
Качество системы выражается в ее структуре. Структура — это совокупность устойчивых отношений, закономерных связей между элементами. С понятием структуры системы связаны состав элементов, их общая организация, способ соединения, пространственное расположение и т.п. Структура экономической (сложноорганизованной, саморазвивающейся) системы сложная, иерархическая, обладающая свойством полиструктурности. Различные пресекающиеся группы элементов экономической системы детерминируют различные структуры. Такие структуры будут переплетаться между собой. Структурные образования экономической системы многообразны. Их число возрастает в связи с усложнением системы. Изменения структуры приводят к качественному преобразованию системы, и структура выступает одной из главных характеристик развития системы. Взаимосвязь проявляется в том, что количественные изменения в системе и, связанные с ними, изменения структуры вызывают качественные изменения системы, а изменение качества системы сопровождается перестройкой ее структуры. Можно сказать, что между качеством системы и ее структурой существует взаимооднозначное соответствие. На основании этой взаимозависимости возникает техническая возможность перенесения свойств одной системы на другую при условии изоморфизма их структур. Структуру системы характеризует ее объем (число элементов) и сложность (совокупность связей элементов). Системы одного объема могут иметь разную сложность, изменение структуры даже при сохранении числа элементов системы влечет изменение сложности системы. Вообще системы по сложности подразделяются на линейные, многосложные, иерархические системы. Типы структур системы: а) линейная; б) иерархическая; в) многосвязная (связи элементов и частей системы – на прямые и опосредованные, которые организованы по типу звенных цепей). Линейная структура имеет минимальное число прямых связей (в линейной незамкнутой связи элементов число прямых связей меньше числа элементов системы на единицу: Свптіп = U{gh (эл ЭЛ])} = k - 1). В многосвязной структуре каждый элемент будет иметь прямую связь с любым другим элементом системы: Свптах = U{gh (злі? эл} = к (к - 1)/2, опосредованных связей нет. Иерархическая структура (или система с централизацией), характерная для общественных систем, имеет сложность среднюю между этими двумя предельными случаями. Структура реальной системы описывается как совокупность прямых и опосредованных связей. Их число всякий раз колеблется между минимальным и максимальным числом суммарных связей. В примере организации систем, состоящих из 6-ти элементов, по типу связей линейной, иерархической и многосвязной прямых связей будет соответственно 5, 6, 14. Опосредованные связи между элементами линейной структуры равны 10, иерархической структуры - 7. Поэтому суммарная сложность систем, включающая прямые и опосредованные связи, для них составит соответственно 15, 13 и 14.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что такое экономическая система как таковая. Экономическая система – это исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления экономического продукта.
В современной экономической науке выделяют четыре модели (типа) экономических систем:
- чистый капитализм,
-командную экономику,
-смешанные экономические системы,
-традиционную экономику.
Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, представляет собой такую экономическую систему, в которой материальные ресурсы находятся в частной собственности, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.
Основным регулирующим инструментом в такой системе является закон стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Каждый субъект экономических отношений стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. В такой системе существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Экономическая власть здесь широко рассеяна, здесь мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном вмешательстве в экономический процесс и в правительственном контроле. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.
Командная экономика – это способ ориентации и управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности. Все крупные решения, касающиеся использования ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральными органами власти и управления. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. В такой системе у покупателя отсутствует свобода выбора и возможность воздействовать на цены, качество и др.
Смешанная экономическая система представляет такую экономическую систему, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономики. Образование таких систем обусловлено тем, что конкуренция в эпоху чистого капитализма неизбежно порождает могущественные экономические организации (монополии), которые стремятся противостоять этой конкуренции и обеспечить себе экономические преимущества. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах объективно требует вмешательства государства в процесс регулирования экономических процессов. Причем усложнение механизмов рыночной системы ведет к расширению этого вмешательства как методами экономического характера, так и административными методами.
Экономические системы, в которых присутствуют два звена – рынок и государство, называются смешанными экономическими системами.
Традиционная экономика – это такая экономическая система, в которой традиции и обычаи играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления экономических благ. Она, как правило, присуща слаборазвитым странам. Наследственность и касты в странах с традиционной экономикой диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс и внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью[2].
Минувший век принес много глубоких изменений в жизнь экономической системы. Как бы ни были противоречивы эти изменения, в своей совокупности они привели к тому, что экономическая система достигла новой, качественно более высокой ступени развития. В основе механизма такого развития лежит трансформационный процесс, позволяющий человечеству осмысливать свою потребность в изменениях общества, периодически ощущать исчерпание потенциала прогресса, находить пути и ресурсы для осуществления перемен. Уже сам факт того, что экономическая система является трансформационной, позволяет выделить наиболее очевидную ее характеристику — противоречие между пассивностью динамики социально-экономических отношений и качественным характером происходящих изменений.
Термин «трансформация» подразумевает существенное изменение формы и свойств объекта. Например, в естественных науках принято говорить о трансформации куколки в бабочку или атомной энергии в электрическую. В общественных науках под трансформацией понимают переход общества из одного состояния в другое, например, из рабовладельческого строя к феодализму, от феодализма к капитализму. При этом изменяются отношения собственности, методы координации экономической деятельности, распределение общественного дохода и другие устойчивые отношения, накладывающие отпечаток на все сферы общественной жизни[6].
Содержанием трансформационной экономики является преобразование системы социально-экономических отношений. Меняются практически все слагаемые экономики: способ координации и поддержания равновесия, отношения собственности, тип воспроизводства, структура производства, институты и право. В этой связи, представляется крайне ограниченным фактическое сведение трансформационных процессов к трем моментам — либерализации, приватизации и стабилизации, которое типично для многих зарубежных и отечественных исследователей. Качественное изменение в экономической системе осуществляется в силу действия экономических закономерностей. Главная закономерность переходного периода — это утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Вторая закономерность переходного периода заключается в бюджетном кризисе. Он тесно связан с изменением положения государства в экономике. Третьей закономерностью переходного периода является трансформационный спад. Данный термин был введен в научный оборот Я.Корнаи, который утверждал, что в переходный период экономика переживает глубокий кризис, вызванный отсутствием координации между экономическими агентами. Это связано с тем, что прежние, плановые механизмы координации хозяйственной деятельности, уже разрушены, а новые рыночные механизмы координации еще слабы или отсутствуют вообще. Раз есть общие для всех переходных экономик формы проявления кризиса, то логично допустить и существование общих направлений преобразования экономических систем, которые можно было бы назвать закономерностями реформирования. Действительно, ученые выделяют три такие закономерности: достижение макроэкономической или финансовой стабилизации, проведение приватизации и осуществление интеграции в мировое хозяйство. Макроэкономическая или финансовая стабилизация необходима в обстановке стремительной инфляции, так как без твердой денежной единицы экономика обречена на кризис. Второй неотъемлемый элемент трансформации — это приватизация. Без частной собственности рынок невозможен. Рынок требует децентрализованного принятия решений. Для этого нужны независимые собственники, действующие в конкурентной среде и стремящиеся к максимизации прибыли. Наконец, третья закономерность трансформации — это интеграция в мировое хозяйство. Определения закономерностей трансформационного процесса недостаточно для реализации реформ. Путь развития зависит от внутренних и внешних факторов, влияющих на данное развитие, а также национальных особенностей конкретного государства. Переход от индустриальной к постиндустриальной экономической системе насыщен процессами социально-экономических преобразований, которые радикально меняют структуру экономики.