Проблемы трансформации экономических систем постсоциа-листических стран и динамика экономической трансформации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Республика Беларусь как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (среди белорусских и среди зарубежных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая трансформационная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 1
1.Понятие и содержание трансформации экономических систем................. 3
2. Трансформационные процессы в переходной экономике: векторы и типы...................................................................................................................... 11
2.1 Векторы трансформации ………………………………............................. 11
2.2 Типы трансформационных процессов.…................ …………………….. 20
3. Теории трансформации постсоциалистических стран…………................ 23
4. Особенности социально-экономических преобразований в Республике Беларусь………………………………………………………………............... 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 176.36 Кб (Скачать файл)

Понятие трансформационного отечественного производства необходимо для того, чтобы обозначить новый этап в становлении и развитии постиндустриальной экономической системы. Предпосылки формирования новой экономической системы вызревают по мере того, как технологический и хозяйственный прогресс в общественном производстве начинает воплощаться не столько в наращивании объемов и разнообразия производимых материальных благ, сколько в изменяющемся отношении человека к самому себе и своему месту в общественном производстве. Материальный прогресс выступает необходимым условием становления новой экономической системы, однако, достаточным условием ее формирования служит изменение ценностных ориентиров человека, приводящее к тому, что главным мотивом его деятельности становятся знания. Процесс формирования ценностных ориентиров сложен и противоречив, он растягивается на десятилетия, так как зависит, не в последнюю очередь, от смены поколений, каждому из которых свойственны определенные стереотипы мировоззрения. Исследователь А.В. Мартынов определяет сущность трансформационного процесса как динамичные перемены в макроэкономике, отражающие итоговые результаты экономической деятельности и ее влияния на другие стороны жизни общества, а также структурные экономические преобразования во взаимосвязи с наиболее существенными социальными и институциональными изменениями.

Процесс трансформации охватывает такие звенья экономики, как 1) добывающие и сырьевые отрасли; 2) обрабатывающие отрасли; 3) торгово-посреднический сектор; 4) сектор услуг материального характера; 5) отрасли услуг нематериального характера; 6) отрасли, связанные с информационно-компьютерными технологиями. Выделение сектора информационных технологий в качестве самостоятельной сферы дает возможность реально оценить степень продвижения национальной экономики к информационной стадии развития. Эволюция экономики от доиндустриального к индустриальному этапам развития и, далее, к постиндустриальной стадии сопровождается ростом числа секторов, а также изменением их значимости.

Структурная трансформация общественного производства — это трансформация сложной социально-экономической системы, в которой приоритеты смещаются в сторону научной организации системы образования и создания экономики знаний. В такой экономике класс технических специалистов становится основной профессиональной группой, а внедрение нововведений во все большей степени зависит от уровня развития теоретического знания.

Внешние причины экономической трансформации можно разделить на две большие группы. В первую группу исследователи включают те движущие силы изменений, которые определяются конкурентным положением страны относительно экономик других стран мира. Вторую группу внешних движущих сил составляют экономические и политические интересы, которые имеются у высокоразвитых стран в отношении России. По своей природе, трансформационная экономика неустойчива. Последнее свойство обусловливает целый спектр специфических микроэкономических характеристик в системе организации общественного производства, которые определяют направления реформирования производственной деятельности отраслей и предприятий. В реформировании микроэкономики особую роль играет промышленная политика государства. В теории трансформационной экономики промышленная политика — это последовательная организация работы государственного и частного секторов с целью количественного, качественного и структурного стимулирования развития отечественного производства на основе принятия эффективных производственных и инвестиционных решений, развития инфраструктуры и человеческого капитала, а также формирования благоприятных условий внешней торговли. В нашей стране процесс реформирования отечественного производства основывался на принципе минимального вмешательства государства. Такая политика не способствовала появлению у предпринимателей заинтересованности в технологическом прогрессе. В российском случае, чистая теория явно не соответствует реальной практике.

 

 

 

 

 

 

2. Трансформационные  процессы в переходной экономике: векторы и типы.

2.1 Векторы трансформации.

Переход от одной социально-экономической системы к другой – весьма сложный процесс ее реформирования, трансформации и развития. Это процесс постепенного подрыва коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых. Это процесс ущемления интересов (в первую очередь материальных) одних социальных групп другими, а значит – процесс реформирования не только экономических, но и политических и иных отношений в обществе.

Период, в течение которого происходит трансформация прежней экономической системы и зарождение новой, составляет так называемый переходной период. В течение этого периода существует переходная экономическая система, или переходная экономика.

Для переходной экономики характерны следующие основные черты:

а) изменчивость и нестабильность, носящие «безвозвратный» характер.

Переход от одной экономической системы к другой – это прежде всего процесс ломки старых (причем не только экономических) отношений и зарождения новых. Любое реформирование экономической системы затрагивает духовно-нравственные стороны бытия, связанные с психическим состоянием человека и уровнем его «включенности» в сами реформы. Реформирование происходит быстро и достигает цели в том случае, если оно не отрывается от реалий жизни народа и учитывает объективный закон «минимальной трансформации»: из всех возможных вариантов преобразований достигает цели тот, который позволяет адаптировать общество к новым условиям хозяйственной деятельности, не грозящим фундаментальным сущностям данной цивилизации.

Как показывает практика, если придаются забвению духовная и этническая основа, разрушается экономическое пространство и государственность, то реформирование из созидательной силы превращается в разрушительную и этот процесс растягивается на многие годы. Порожденная последним неуверенность людей в завтрашнем дне определяет политическую нестабильность в обществе и как результат множественность вариантов реформирования, изменчивость характера и методов осуществления экономической власти.

Тем не менее прогрессивное развитие стран с уже сложившейся новой экономической системой вынуждает необратимо следовать курсу реформ, чтобы не остаться на задворках мировой цивилизации.

б) многообразие переходных форм общественного хозяйства (укладов).

Экономический уклад – это особый тип хозяйства, в основе которого лежит определенная форма собственности на средства производства и соответствующие ей производственные отношения.

Количество экономических укладов и их доля в экономике той или иной страны, ее социально-экономического уровня, общественно-политического строя. Это могут быть:

- патриархальный уклад, представленный в основном натуральными крестьянскими хозяйствами, не связанными с рынком;

- частный уклад, представленный предприятиями мелкого и среднего бизнеса;

- государственный уклад, к которому относятся предприятия с государственной собственностью;

- смешанный уклад, к которому относятся государственно-частные предприятия;

- и др.

в) особый характер противоречий.

Борьба нового со старым, борьба отживающих экономических укладов с вновь зарождающимися – это всегда борьба интересов. Поэтому становление новой экономической системы – не только борьба экономическая, но и борьба политическая. Борьба за власть – это всегда борьба за обладание собственностью. Противоречия переходной экономики – это противоречия различных, стоящих за теми или иными субъектами хозяйствования слоев общества. Они часто могут приводить к социально-политическим потрясениям в обществе.

г) историчность.

Она обусловлена особенностями развития той или иной страны (уровнем экономического развития, уровнем культуры населения, религиозными традициями и др.), что определяет темпы проведения реформ. Так, например, Польша быстрее других стран, входивших в мировую систему социализма, адаптировалась к условиям рыночной экономики, так как у нее еще до переходного периода существовали некоторые рыночные институты (например, частная собственность на землю).

Историчность переходной экономики обусловливает тот факт, что общие для нее закономерности получают разные формы проявления в различных странах. Поэтому прямое копирование чужого опыта нецелесообразно.

Рассматривая переход от одной экономической системы к другой следует заметить, что переходный период – неотъемлемая часть перехода от одной экономической системы к другой. Однако если соответствующим системам присуща однотипная форма собственности, то этот переход совершается методом конвергенции, т.е. врастания одной экономической системы в другую.

Переход же от командно-административной экономической системы, основанной на общественной собственности, к рыночной, в основе которой лежит частная собственность, предполагает коренную ломку экономических отношений, а поэтому имеет свои особенности, соответствующие задачи и пути их реализации.

К основным задачам данной переходной экономики можно отнести:

а) создание экономического механизма нового типа.

Суть этой задачи состоит в том, чтобы изменить деформированный экономический механизм, приспособленный к плановой командно-административной экономике, оторванной от конкретных интересов человека. Рыночная система предполагает наличие соответствующей инфраструктуры хозяйства: коммерческих банков; бирж; лизинговых, страховых, и иных компаний и др. Это задача не одного дня и требует немалых инвестиционных ресурсов.

б) обеспечение и развитие экономической свободы и инициативы субъектов рыночных отношений.

Весь предшествующий опыт показал, что плановая экономика, основанная на общественной собственности на средства производства и производимый продукт, подрывает стимулы к труду, невосприимчива к достижениям НТП, убивает инициативу и предприимчивость людей. Экономическая свобода, равно как и инициатива и предприимчивость, не могут быть обеспечены принудительными мерами. Главным и решающим условием этого является преобразование отношений собственности.

в) создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий.

Двигателем рыночной экономики, как известно, является конкуренция. В этой жесткой борьбе выживает и чувствует себя комфортно человек физически сильный, умный, образованный. Дифференциация населения по материальному признаку – неизбежный спутник рыночной экономической системы. Поэтому социальная защита населения и социальные гарантии – одно из условий стабильного и эффективного функционирования данной системы.

Своеобразие задач переходной экономики определяет и своеобразие путей их решения, основными из которых являются:

  1. Демонополизация экономики посредством принятия законодательных актов, ограничивающих межфирменные соглашения о слиянии и образовании монополий, а также проведение разукрупнения уже сложившихся предпринимательских монополий.
  2. Разгосударствление и приватизация и создание на этой основе предпринимательства и конкуренции.
  3. Стабилизация денежного обращения и подавление на этой основе инфляционных ожиданий и ажиотажного спроса, что в конечном итоге позволит определить правильные ориентиры в формировании рыночного спроса и предложения.
  4. Либерализация цен, что позволит в полной мере проявиться закону стоимости.
  5. Создание рыночной инфраструктуры, т.е. создание экономических институтов (банков, бирж, компаний и др.), призванных обслуживать субъектов рыночных отношений.
  6. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику.
  7. И др.[2].

В теории и практике проведения трансформационных преобразований сложились два противоположных друг другу направления. Одно из них называется "градуализм" (от английского слова «gradual» - постепенный), а второе – «шоковая терапия».

Градуализм – это концепция проведения медленных, последовательных реформ, которая отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники данной концепции считают, что так можно избежать резкого снижения производства и смягчить негативные социальные последствия рыночных преобразований. В качестве удачного примера постепенных реформ градуалисты ссылаются на опыт Китая.

Реформа не была предварительным проектом китайского руководства, а результатом принятия правильных решений, соответствующих объективным тенденциям развития («Переходи реку, ощупывая камни» - советовал Д. Сяопин). Стремление к переменам родилось снизу. После провала маоистской авантюристической политики «Великого скачка» (1958 – 1959) и Культурной революции (1966 – 1969) в Китае наступил хаос и голод, от которого умерли несколько десятков миллионов человек. В декабре 1978 г. 18 крестьянских дворов из провинции Аньхой от безысходности решились на отчаянный по тем временам шаг – раздел земли по дворам. При этом крестьяне обязались не просить у государства денег, а гарантированно отдавать ему часть урожая в форме продналога. Власти не подавили мятеж, и поддержали почин, который стал фундаментом «китайского чуда».

Сторонники градуализма в китайском опыте постепенных реформ отмечают следующие принципы градуалистской политики: 1) может существовать система параллельных цен, а ценовая реформа может быть неполной и постепенной; 2) приватизация не является необходимой предпосылкой для повышения эффективности производства на госпредприятиях; 3) переход к рыночной экономике может осуществляться без жесткой макроэкономической политики; 4) либерализация внешнеэкономической политики может осуществляться постепенно (через постепенное увеличение зон свободной торговли; 5) важен порядок реформ. Например, в Китае сельская реформа предшествовала городской, ценовая – реформе собственности.

К началу реформ Китай был отсталой страной, с ручным трудом в сельском хозяйстве, где было занято 70 % населения, с устаревшим оборудованием в промышленности. Ключом к развитию Китая стала политика открытости по отношению ко всем странам мира. Постепенно, начиная с 1979 г., создавались и расширялись «островки капитализма» - СЭЗ и открытые экономические районы, города, провинции. В зонах высоких технологий частные предприятия составляют свыше 90%. Одновременно проходит процесс дерегулирования внешней торговли. Основным фактором регулирования валютного регулирования стали рыночный спрос и предложение.

Информация о работе Проблемы трансформации экономических систем постсоциа-листических стран и динамика экономической трансформации в Республике Беларусь