Профессиональные участники на рынке государственных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение профессиональных участников на рынке государственных ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг являются ключевым звеном в системе функционирования рынка ценных бумаг, обеспечивающим взаимодействие между поставщиками капитала на рынке ценных бумаг (инвесторами) и его потребителями (эмитентами).
От того насколько рационально и эффективно осуществляется государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг во многом зависит успешное функционирование всего рынка ценных бумаг.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическая сущность и основы деятельности профессиональных участников на рынке государственных ценных бумаг в России 5
Рынок государственных ценных бумаг как элемент рынка ценных бумаг в России: его структура, участники, их характеристика 5
Виды профессиональной деятельности на рынке 15
Анализ деятельности профессиональных участников на рынке государственных ценных бумаг 22
Дилерская деятельность на рынке государственных ценных бумаг 22
Деятельность депозитариев на рынке государственных ценных бумаг (на примере ММВБ) 26
Основные направления совершенствования деятельности профессиональных участников на рынке государственных ценных бумаг 32
Заключение 37
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг Участники РЦБ.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

- результаты анализа данных отчетности и информации организаций;

- окончание срока действия лицензии, выданной контролирующим органом;

- жалобы, заявления и обращения юридических и физических лиц;

- сообщения в средствах массовой информации;

- обращения государственных и муниципальных органов, а также Банка России.

Не все указанные  основания можно рассматривать  как удачно сформулированные. Например, одним из оснований проведения проверки являются результаты анализа данных отчетности и информации организаций. При этом не определен характер указанных результатов. По всей видимости, имеются в виду результаты, отражающие определенные нарушения, в противном случае смысл проверки совершенно не очевиден. Однако существующая формулировка предоставляет возможность ФКЦБ России осуществлять проверку профессионального участника по любым результатам анализа данных отчетности и информации, независимо от их характера.

Положением о порядке  проведения проверок установлен достаточно широкий перечень обстоятельств, позволяющий  при их наличии также проводить  проверку профессионального участника. А именно, проверки могут проводиться  при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

имеются факты нарушений  организацией законодательства о ценных бумагах или прав инвесторов на рынке  ценных бумаг;

имеются факты, позволяющие  предполагать возможность совершения организацией нарушений законодательства о ценных бумагах, прав инвесторов на рынке ценных бумаг;

в результате предыдущей проверки выявлены существенные нарушения  организацией законодательства о ценных бумагах, а также прав инвесторов на рынке ценных бумаг;

в случае непредставления  или несвоевременного представления в контролирующий орган отчетности и информации, установленной законодательством о ценных бумагах;

наличия недостоверной  информации в документах и отчетности, представленных организацией в контролирующий орган;

наличия признаков несостоятельности (банкротства) организации в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

реорганизации или ликвидации организации;

иных обстоятельств, предусмотренных  законодательством о ценных бумагах.

Некоторые из указанных обстоятельств требуют внимательного рассмотрения. Например, наличие фактов, позволяющих предполагать возможность совершения организацией нарушений законодательства о ценных бумагах, прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Данная формулировка имеет настолько общий характер, что объем свободы контролирующего органа в отнесении фактов к тем, которые позволяют предполагать, или к тем, которые не позволяют предполагать возможность совершения нарушений, практически не имеет границ. В такой ситуации любые факты, имеющиеся в распоряжении контролирующего органа, могут быть истолкованы как позволяющие предполагать возможность совершения правонарушения. Все это может привести к злоупотреблениям со стороны контролирующего органа. Следовательно, представляется целесообразным конкретизировать рассматриваемое обстоятельство, хотя бы путем определения критериев отнесения фактов к позволяющим предполагать или к не позволяющим предполагать возможность совершения профессиональным участником правонарушения.

Следует обратить внимание и на выявление существенных нарушений организацией законодательства о ценных бумагах, а также прав инвесторов на рынке ценных бумаг в результате предыдущей проверки. Здесь существует неопределенность в том, что считать существенными фактами, а что нет. Критериев существенности совершенных нарушений не установлено.

Проверки, осуществляемые контролирующим органом, могут быть плановыми и внеплановыми, а также  комплексными и совместными.

Ряд вопросов, имеющих  принципиальное значение, не получили отражения в Положении о порядке проведения проверок. Во-первых, нормативно не установлено ограничение периодичности проведения проверок одного профессионального участника. Если снова вернуться для сравнения к налоговым правоотношениям, то такие ограничения четко определены Налоговым кодексом. Во-вторых, не определен предельный период времени деятельности профессионального участника, который может быть подвержен проверке.

В принципе, с точки  зрения защиты прав и законных интересов  юридических лиц, ограничения произвольных решений контролирующего органа Положение о порядке проведения проверок требует значительной переработки.

В частности, следует  обратить внимание на следующие принципы:

- презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- соблюдение международных договоров Российской Федерации;

- соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

- периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

- учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

- возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

- ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации.

 

 

Заключение

 

Рынок государственных  ценных бумаг является одной из важных составляющих национальной финансовой системы ввиду выполнения государственными ценными бумагами значимых функций, таких как покрытие постоянного дефицита государственного бюджета и обслуживание систематической задолженности государства. Государственные ценные бумаги предоставляют возможность привлечения ресурсов для осуществления крупных проектов, для покрытия целевых расходов Правительства, а также в целях привлечения средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

Рынок государственных  ценных бумаг – это неотъемлемая часть внутреннего финансового рынка, и его рост в большей мере может способствовать развитию, стабильности и эффективности финансовой системы.

Подводя итог исследованию, можно сделать вывод, что система  государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг требует серьезного реформирования. Можно выделить следующие основные направления деятельности в этой связи:

- снижение излишних  административных барьеров для  выхода на рынок профессиональных  участников рынка ценных бумаг;

- стимулирование дальнейшего  развития инфраструктуры рынка  ценных бумаг;

- обеспечение получения  достоверной информации о профессиональных  участниках рынка ценных бумаг;

- установление дополнительной  ответственности (административной, уголовной) профессиональных участников в целях предотвращения наиболее опасных правонарушений на рынке ценных бумаг.

Таким образом, отечественный  рынок государственных ценных бумаг  находится в стадии становления, однако опыт зарубежных стран свидетельствует о важной роли этих ценных бумаг как источника формирования заемного капитала. В условиях развитой рыночной экономики государственные ценные бумаги, послужат необходимым средством мобилизации денежных средств. Для инвестора облигации будут одним из надежнейших способов помещения капитала.

 

Список использованных источников

 

  1. Гражданский кодекс РФ. – М., 2003

2. Федеральный закон N 39-ФЗ от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг" (ред. от 03.06.2009, с изм. от 18.07.2009)

3. Алехин Б. История развития рынка государственных ценных бумаг//Рынок ценных бумаг. - 2005. - № 8. - С. 26-30.

4. Абрамов А. Современные тенденции развития рынка ценных бумаг открытых инвестиционных фондов // Биржевое обозрение.-2004.-№10.-С. 8-11.

5. Бердникова Т. Рынок ценных бумаг. – М.: Инфра-М, 2004. – 278 с.

6. Бессарабов Д.В. Правовое положение субъектов рынка ценных бумаг. Автореф. дис…. канд. юрид. наук. М., 2006.

7. Воробьева З. Кризисный период на рынке государственных ценных бумаг// Рынок ценных бумаг.- 2008.- № 21.- С. 28-37.

8. Вьюгин О. Ликвидность государственных ценных бумаг//Рынок ценных бумаг.- 2008.- №4.- С. 42-50.

9.  Гнедина И.С. Российское предпринимательское право. – М.: Юрист, 2009.

10.  Губин Е.П. Правовое регулирование отношений на срочном рынке (рынке производных финансовых инструментов) // Банковское право Российской Федерации. Особенная часть: В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. Г.А. Тосунян. М., 2007.

11. Гамбаров Г. Совокупный оборот рынка государственных ценных бумаг//Рынок ценных бумаг.- 2008.- № 16.- С. 17-22.

12. Другов А. Рынок государственных ценных бумаг в 2008 году: тенденции и перспективы//Биржевое обозрение.- 2008.- № 12.- С. 5-9.

13. Зенькович Е. Взаимодействие государственных и саморегулируемых органов в сфере контроля и надзора на рынке ценных бумаг//Рынок ценных бумаг.- 2008.- № 13.- С. 18-21.

14. Ершова, И.В. Предпринимательское право: учебник/ Инна Е80 Владимировна Ершова. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2008.

15. Кравцов. А. Доходность рынка государственных ценных бумаг//Биржевое обозрение.- 2008.- № 14.- С. 15-23.

16. Кашырин А.А. Правовые проблемы регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг. Автореф. дис….канд. юрид. наук. М., 2008.

17. Малюгин В.И. Рынок ценных бумаг:Количественные методы анализа. -М.:Дело, 2003.-320с.

18. Попова М.В. Предпринимательское право. – М.: Норма, 2008.

19. Прозоров Ю. Смена стратегии: перспектива государственных и муниципальных заимствований//Рынок ценных бумаг.- 2007.- № 7.- С. 47-50.

20. Смыслов Д. Российский рынок государственных ценных бумаг: становление, эволюция, перспективы//МЭ и МО.- 2008.- № 1.- С. 34-44.

21. Ульянецкий М. Политика рынка государственных ценных бумаг//Рынок ценных бумаг.- 2007.- №19.- С. 16-23.

22. Холтуев. Е. Взаимосвязь рынка государственных ценных бумаг РФ с мировым рынком// Рынок ценных бумаг.- 2008.- № 3.- С. 61-66.

23. Чинкарев В. Тяжелое время для рынка государственных ценных бумаг. Необходимость стабилизации//Рынок ценных бумаг.- 2007.- №9.- С. 37-44.

24. Щербаков А. Рынок государственных ценных бумаг Российской Федерации и перспективы его развития на 2007-2009 годы//Рынок ценных бумаг.- 2007.- № 8.- С. 3-7.

25. www.cbr.ru – Официальный сайт Центрального Банка РФ

26. www.minfin.ru - Официальный сайт Министерства Финансов РФ

27. www.rbc.ru – «РосБизнесКонсалтинг» Годовой отчет о результатах деятельности ММВБ за 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Структура рынка  ГКО-ОФЗ по номиналу за 2007-2009 гг.

            

Рисунок 1 –  Структура рынка ГКО-ФЗО за 2007 г.

            

Рисунок 2 - Структура  рынка ГКО-ФЗО за 2008 г.

             

Рисунок 3 - Структура  рынка ГКО-ФЗО за 2009

1 Вестник ФКЦБ России. 1998. № 4.




Информация о работе Профессиональные участники на рынке государственных ценных бумаг