Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:32, курсовая работа
Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятия производственной, общей и организационной структур управления.
Совокупность производственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб) прямо или косвенно участвующих в производственном процессе, их количество и состав определяют производственную структуру предприятия
Содержание.
Введение.
1. Производственная структура предприятия.
1.1. Понятие и значение производственной структуры предприятия.
1.2. Факторы формирования оптимальной производственной структуры предприятия.
1.3. Значение совершенствования производственной структуры предприятия.
2. Организационная структура предприятия.
2.1. Понятие и сущность структуры управления.
2.2. Типы организационной структуры, достоинства и недостатки.
2.3. Принципы формирования и факторы воздействия.
2.4. Совершенствование организационной структуры предприятия.
Заключение.
Список литературы.
Производственная структура
предприятия во многом складывается
непосредственно под
- многообразием способов
воздействия на предметы труда,
- числом деталей, узлов,
агрегатов, иных компонентов,
из которых комплектуется
- количеством технологических
операций, которым подвергается
изделие в процессе его
- уровнем предельной точности
и качества исполнения
Таким образом, подводя итоги сказанному, отметим, что на производственную структуру влияет ряд факторов:
- отраслевая принадлежность
предприятия — номенклатура
- тип производства, уровень
его специализации и
- характер производственного процесса в основных, вспомогательных, побочных и подсобных цехах;
- способность производства
оперативно и без больших
В данной главе в рамках совершенствования производственной структуры предприятия разберем метод организации синхронизированного производства, как один из путей совершенствования производственной структуры. Основные принципы организации синхронизированного производства разработаны в 60-е годы, в японской компания "Toyota". Метод синхронизированного производства интегрирует ряд традиционных функций организации производственных процессов: оперативного планирования, контроля складских запасов, управления качеством продукции. Суть метода в отказе от производства продукции крупными партиями и создании непрерывно-поточного многопредметного производства, в котором на всех стадиях производственного цикла требуемый узел или деталь поставляется к месту последующей операции точно в необходимое время.
Поставленная цель реализуется путем создания групповых, многопредметных поточных линий и использования принципа вытягивания в управлении ходом производства. Основными правилами организации производственного процесса в этом случае являются:
- изготовление продукции мелкими партиями;
- формирование серий деталей и применение групповой технологии в целях сокращения времени наладки оборудования;
- преобразование кладовых материалов и полуфабрикатов в буферные склады;
- переход от цеховой структуры производства к предметноспециализированным подразделениям;
- передача функций управления непосредственно исполнителям.
Особое значение имеет использование принципа вытягивания в управлении ходом производства. [5, c 6-8]
При традиционной системе деталь переходит с одного участка на другой (следующий по технологическому процессу) и далее на склад готовой продукции. Такой метод организации производства позволяет задействовать рабочих и оборудование независимо от того, есть ли спрос на данный вид изделий. Напротив, при системе "точно вовремя" план-график выпуска устанавливается только для сборочного участка. Ни одна деталь не изготавливается до того, как возникает потребность в ней на окончательной сборке. Таким образом, сборочный участок определяет количество и порядок запуска деталей в производство.
Управление ходом
Подготовка предприятия к работе в условиях рыночной экономики обязательно включает совершенствование производственной структуры, которая должна: во-первых, быть гибкой, динамичной и постоянно совершенствовать меняющимся частным целям предприятия, например, обеспечивать возможность расширения предприятия без существенных нарушений текущего года производства; во-вторых, быстро приспосабливаться при неожиданных изменениях внешних условий, например при изменении конъюнктуры рынка; в-третьих, иметь способность к эффективной самоорганизации производственных подразделений по мере изменения задач, стоящих перед предприятием.
Совершенствование производственной структуры предприятия создает условия для интенсификации производства, эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышения качества продукции. Оптимизация производственной структуры предприятия повышает функциональные возможности предприятия, что в итоге ведет к ослаблению или полному устранению внутрисистемных негативных процессов. Это важный принцип управления можно сформулировать так - оптимизация структуры повышает эффективность управляемой системы [6, c.354].
Совершенствование производственной структуры - один из важнейших факторов снижения трудоемкости работ по изготовлению продукции.
Важным экономическим
вопросом, связанным с совершенствованием
производственной структуры, является
соотношение между основными, вспомогательными
и обслуживающими цехами. Процесс
изготовления продукции совершается
в основных производственных цехах,
поэтому они должны занимать преобладающее
место не только по своей роли в
работе предприятия, но и по количеству
занятых в них рабочих, по занимаемой
производственной площади. Между тем
очень часто количество рабочих
во вспомогательных цехах
Возникающее неблагоприятное
соотношение в численности
Составной частью производственного
процесса является заготовительная
стадия. Оборудование заготовительных
цехов особенно на малых предприятиях,
а также и средних имеет
низкий коэффициент загрузки, а площади
отводимые под них
В перспективе предприятия
должны прийти к такой производственной
структуре, где отсутствуют
В целом, основные пути совершенствования производственной структуры:
- укрупнение предприятий и цехов;
- поиск и реализация
более совершенного принципа
построения цехов и
- соблюдение рационального
соотношения между основными,
вспомогательными и
- постоянная работа по
рационализации планировки
- интеграция отдельных
предприятий, создание мощных
промышленных и научно-
- обеспечение
- изменение производственного
профиля, т.е. характера
- выявление и реализация
резервов улучшения структуры
цехов и производственных
Соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами и участками должно быть направлено на повышение удельного веса основных цехов по количеству занятых рабочих, стоимости основных фондов, размеру занимаемых площадей.
Подведём итоги. Совершенствование
производственной структуры предприятия
создает условия для
Совершенствование производственной
структуры - один из важнейших факторов
снижения трудоемкости работ по изготовлению
продукции. В рамках совершенствования
организационной структуры
Организационная структура управления - это система управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов.
Любая организация стремится не только к достижению определенных целей, но и к самоорганизации, поэтому формирует некоторую систему управления. Способ группировки видов работ и проведения линий подчинения, объединяющих эти работы, представляют собой организационную структуру. Разработаны и используются различные типы организационных структур, что зависит от конкретных задач организации, ее цели и специфики ее деятельности.
Наилучшая структура - та, которая
наилучшим образом позволяет
организации эффективно взаимодействовать
с внешней средой, продуктивно
и целесообразно распределять и
направлять усилия своих сотрудников
и, таким образом, удовлетворять
потребности клиентов и достигать
своих целей с высокой
Существует несколько
известных вариантов
Бюрократические организационные структуры.
Наиболее разработанной, простой, широко используемой оргструктурой является бюрократическая. Концепция бюрократии сформулирована вначале 1900-х гг. немецким социологом Максом Вебером. Вебер предлагал бюрократию как некую нормативную модель, идеал, к достижению которого организации должны стремиться.
Характеристики рациональной бюрократии:
1. Четкое разделение труда,
которое приводит к появлению
высококвалифицированных
2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
3. Наличие взаимоувязанной
системы обобщенных формальных
правил и стандартов, обеспечивающей
однородность выполнения
Информация о работе Производственная и организационная структура предприятия