Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:32, курсовая работа
Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятия производственной, общей и организационной структур управления.
Совокупность производственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб) прямо или косвенно участвующих в производственном процессе, их количество и состав определяют производственную структуру предприятия
Содержание.
Введение.
1. Производственная структура предприятия.
1.1. Понятие и значение производственной структуры предприятия.
1.2. Факторы формирования оптимальной производственной структуры предприятия.
1.3. Значение совершенствования производственной структуры предприятия.
2. Организационная структура предприятия.
2.1. Понятие и сущность структуры управления.
2.2. Типы организационной структуры, достоинства и недостатки.
2.3. Принципы формирования и факторы воздействия.
2.4. Совершенствование организационной структуры предприятия.
Заключение.
Список литературы.
4. Дух формальной обезличенности,
с которым официальные лица
выполняют свои должностные
5. Осуществление найма
на работу в строгом
Бюрократию называют классической или традиционной оргструктурой. Большинство современных организаций представляет собой варианты бюрократии, т.к. ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Концепция социального равенства, заложенная в бюрократической структуре, совпадает с системами ценностей демократических стран. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных специалистов и административных работников.
Однако существуют и отрицательные характеристики бюрократии. Трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих выполнение сотрудниками своих задач, выполнение запросов других подразделений этой организации, а также взаимодействие с клиентами и общественностью. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения. Поиск альтернатив сокращается, клиенты и общественность могут ощущать неадекватность реакции на их потребности, поскольку все их проблемы решаются в соответствии с установленными правилами. Еще одним негативным свойством бюрократических структур является отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия, что необходимо для эффективного функционирования организации. Почти исключительный упор на строгое соблюдение правил ведет к негибкости и полному нарушению способности организации порождать и вводить новые элементы в свою деятельность. Бюрократическая модель неприменима без детальной проработки.
Чтобы организации имели возможность эффективно реагировать на изменения окружающей среды, были разработаны адаптивные оргструктуры.
Такие структуры называются
адаптивными, поскольку их можно
быстро модифицировать в соответствии
с изменениями окружающей среды
и потребностями самой
Органическая структура
строится на целях и
В механистической структуре
проблемы задачи, с которыми сталкивается
организация в целом, разбиваются
на множество мелких составляющих по
отдельным специальностям. Каждый специалист
решает свою задачу как нечто обособленное
от реальных задач, стоящих перед
организацией в целом. Руководство
решает, насколько эти частные
задачи соответствуют задачам всей
организации. Технические методы и
средства решения задач, права и
обязанности каждого
Такая иерархическая система строится на том, что вся информация о положении фирмы и ее задачах доступна или может быть доступна только главе фирмы. Руководство такой организацией использует очень простую систему контроля, где информация поступает снизу вверх.
Когда возникающие проблемы и требуемые действия нельзя разложить на отдельные элементы и распределить по специалистам в соответствии с четко определенной иерархической ролью каждого, органические системы адаптируются к нестабильным условиям. В этом случае сотрудники должны решать свои конкретные задачи в свете задач фирмы в целом.
Значительная часть формальных
характеристик и определений
должностных обязанностей отпадает,
так как их необходимо постоянно
пересматривать в результате взаимодействия
с другими участниками решения
данной задачи. Это взаимодействие
происходит как по вертикали, так
и по горизонтали. Взаимодействие между
сотрудниками различных уровней
напоминает скорее консультацию двух
коллег, чем приказ начальника подчиненному.
Руководителей такой
Новые органические типы оргструктур нельзя в любой ситуации считать более эффективными, чем механистические. Выбор структуры зависит от темпа изменений окружающей среды. Часто бывает так, что различные подразделения внутри одной и той же организации имеют разные структуры. Так, в крупных организациях, в производственных подразделениях используются механистические структуры, а в научно-исследовательских - органические.
Выделяются несколько основных типов или видов структуры организации – функциональная, линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная, матричная.
Функциональная структура основана на принципе специализации организационных подструктур по функциональным признакам (производство, персонал, финансы, снабжение и др., т.е. однородных видов деятельности). (рис.2.1) Каждая специализированная функциональная подструктура подчиняется соответственно лицу Высшего руководства, ответственному за это направление деятельности. Рациональность функциональной конфигурации лежит в эффективности специализации. Вместе с тем, разноподчиненность по функциональному принципу рождает проблему множественности подчиненности персонала разным руководителям в соответствии с кругом решаемых задач.[10, c. 65]
Недостатки: высокая степень заинтересованности в реализации целей функциональных подразделений в ущерб общим целям организации.
Преимущества: высокий уровень
специализации профессиональной деятельности;
отсутствие дублирования линейных и
функциональных взаимосвязей. Превалирующая
область использования –
Рис. 2.1. Функциональная структура организации .
Линейная структура –
это тип организационной
Преимущества:
* четкая система взаимных связей;
* быстрота реакции в ответ на прямые приказания;
* согласованность действий исполнителей;
* оперативность в принятии решений
* простота организационных форм и четкость взаимосвязей.
Недостатки высокая степень бюрократизациии деятельности отдельных звеньев управления, – длинная цепь организационного воздействия от руководителя до конечного исполнителя. Превалирующая область использования – организации со строгим подчинением и субординацией (например, военные организации).
Рис. 2.2. Линейная структура организации
Линейно-функциональная структура представлена на рисунке 2.3.
Данный тип структуры
предприятия характеризуется
1) двойное подчинение
персонала линейному и
2) специализация управленческого процесса по функциональному признаку;
3) «шахтный» принцип построения организации.
Недостатки: во-первых, дублирование
функций руководителя и специалистов
в процессе управленческой деятельности
и во-вторых, неадекватность реагирования
на изменения внешней и внутренней
среды. Преимущества: рациональное сочетание
линейных и функциональных взаимосвязей;
стабильность полномочий и ответственности
за персоналом. Превалирующая область
использования – небольшие
Рис.2.3. Линейно-функциональная структура организации
Дивизионная структура характеризуется
тем, что организационные
Недостатки: 1) многозвенность управления; 2) рост иерархичности;
3) усложнение информационных связей; 4) рост затрат на содержание аппарата управления.
Преимущества: 1) оперативность
взаимодействия с
2) повышение скорости
реагирования; 3) повышение гибкости
системы в целом. Область
крупные организации с высокоразвитым специализированным производством; организации с высоким уровнем диверсификации производства; при создании филиалов, дочерних компаний и пр.; при укреплении организаций.
Рис. 2.4. Дивизиональная структура (продуктовая)
Матричная структура представлена на рис.2.5.
Матричная организационная
структура, прежде всего, – это «решетчатая»
организация, построенная по принципу
неординарного подчинения исполнителей,
а управленческое воздействие осуществляется
линейно, функционально и предметно.
Основные недостатки такой структуры:
1) усложнение организационных
Преимущества: повышение ответственности исполнителей; * усиление функций руководителей; быстрота реагирования на изменение внешней и внутренней среды организации.
Превалирующая область использования:
специализированные научные организации;
крупные научно-
Рис. 2.5. Матричная структура организации.
Эволюция организационных структур свидетельствует о том, что не существует в чистом виде какой-либо одной структуры. В каждой структуре всегда в той или иной степени присутствуют элементы других структур. Для оптимального выбора той или иной конфигурации необходимо учитывать внешнее окружение фирмы, ее стратегию и потенциал. [9]
Если размер организации
средний, она может иметь дивизионную/
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования структуры управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать
оптимальное разделение труда
между органами управления и
отдельными работниками,
3. Формирование структуры
управления надлежит связывать
с определением полномочий и
ответственности каждого
4. Между функциями и
обязанностями, с одной
5. Организационная структура
управления призвана быть
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на организационную структуру управления.
Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления, – сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны, в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и «плоских», и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного – двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.
Информация о работе Производственная и организационная структура предприятия