Публичные и частные финансы: понятие общие черты и принципиальные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:11, реферат

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что разделение финансов на публичные и частные имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет в условиях рыночной экономики выявлять приоритеты в использовании тех или иных форм финансов при решении государственных, муниципальных и иных общезначимых задач. Состояние государственных и муниципальных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Цель данной работы - рассмотреть особенности правовых режимов публичных и частных финансов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Публичные и частные финансы: понятие общие черты и принципиальные особенности………………………………………………....5
Характеристика публичных и частных финансов………………………..5
Функции финансов. Общие черты и принципиальные отличия публичных и частных финансов…………………………………………14
Глава 2. Судебная практика Республики Карелия в области публичных и частных финансов……………………………………………………………17
2.1. Судебная практика в области публичных финансов……………………..17
2.2. Судебная практика в области частных финансов………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы…………………………...31

Файлы: 1 файл

Реферат. Особенности правовых режимов публичных и частных финансов.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Публичные и частные финансы: понятие общие черты и принципиальные особенности………………………………………………....5

    1. Характеристика публичных и частных финансов………………………..5
    2. Функции финансов. Общие черты и принципиальные отличия публичных и частных финансов…………………………………………14

Глава 2. Судебная практика Республики Карелия в области публичных и частных финансов……………………………………………………………17

2.1. Судебная практика  в области публичных финансов……………………..17

2.2. Судебная практика в области частных финансов………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников и литературы…………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансы с экономической  точки зрения представляют собой  часть денежных отношений. Финансовые отношения охватывают две сферы: первая - экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, вторая – экономические денежные отношения, опосредующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Экономическая сущность финансов не изменяется в зависимости от формы  собственности финансов. Однако для  юриспруденции это имеет существенное значение, и именно вследствие этого  в теории финансового права различают  две взаимосвязанные группы финансов – публичные и частные финансы.

Финансы, будучи одинаковыми  по своей экономической природе, реализуют различные социальные цели. Еще римские юристы обращали внимание на это целевое различие, выделяя публичное и частное  право. Аналогично можно сказать, что публичные финансы обращены к пользе государства, а частные - к пользе отдельных лиц. Существуют и иные различия между публичными и частными финансами.

По поводу различий между  государственными (публичными) и частными финансами известный французский теоретик финансового права Поль Мари Годме высказывался следующим образом «государственные финансы регламентируются специальными государственными нормами, дающими возможность распоряжаться средствами в достаточном их количестве (нормами, регулирующими доходы); точно учитывающими движение средств (казначейскими правилами); обеспечивающими их использование (бюджетными правилами)».

Для современного финансового  права важно понимать, что частные  финансы могут перерасти в  публичные фонды денежных средств и наоборот. Как только частные финансы «приобретают» власть государства, они превращаются в публичные финансы, а значит, попадают в область финансово-правового регулирования. Происходит это в силу прямого указания законодателя. Примером, когда финансы юридических лиц являются публичными финансами, могут служить денежные средства государственных и муниципальных унитарных, в том числе казенных предприятий. Некоторые ученые относят финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий к финансам организаций юридических лиц, т.е. к частным финансам.

Актуальность данной работы состоит  в том, что разделение финансов на публичные и частные имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет в условиях рыночной экономики выявлять приоритеты в использовании тех или иных форм финансов при решении государственных, муниципальных и иных общезначимых задач. Состояние государственных и муниципальных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы.

Цель данной работы - рассмотреть особенности правовых режимов публичных и частных финансов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие публичных и  частных финансов, выявить общие  черты и принципиальные отличия;

- привести примеры судебной практики Республики Карелия в области публичных и частных финансов.

Теоретической основой послужили: Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.06.2012), Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) «Об арбитражных судах в Российской Федерации», учебная литература по финансовому праву.

Глава 1. Публичные и частные финансы: понятие общие черты и принципиальные особенности

 

    1. Характеристика публичных и частных финансов

 

Финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.

Такой подход отражен  и в самом термине «финансы» (finances - денежные средства). Считается, что впервые его ввел французский ученый Ж. Боден в 1577 г. в своей работе «Шесть книг о республике». В русский язык этот термин перешел в XVIII в. и в течение долгого времени употреблялся как синоним понятию «казна». Русский профессор права Московского университета Семен Ефимович Десницкий в работе «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» так определял финансы: «Финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобности доходов»1.

Современная финансовая наука определяет категорию финансы как совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования и государства для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных и других потребностей общества.

Материальным выражением финансов  являются финансовые ресурсы.

Сущность финансов проявляется  в специфических функциях, т. е. формах выражения значения данной экономической категории в системе общественных отношений2.

Как видно из определения, финансы подразделяются на два основных вида: государственные и частные (финансы предприятий). Они имеют принципиальные различия, но и взаимосвязаны между собой. Так, французский юрист Поль Мари Годме писал: «Ни в коем случае не следует забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами. Основные отличия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики... Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти»3.

К частным (негосударственным) финансам относятся денежные средства принадлежащие частным, корпоративным и общественным организациям, а так же отдельным лицам. В отличие от государственных и муниципальных финансов, состояние и динамика которых в основном определяется решением государственных местных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского права4.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей.

Децентрализованные финансы - это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

Финансы предприятий  представляют собой совокупность экономических  денежных отношений, связанных с  образованием первичных доходов  и накоплений, их распределением и  использованием.

На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности организационно правовой формы предприятий. По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно разделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства, дорожного хозяйства, жилищно- коммунального хозяйства и т.п.5

Финансы предприятий (организаций, учреждений), включают финансы коммерческих организаций, некоммерческих организаций  и общественных учреждений.

В структуре финансовых взаимодействий указанная занимает «исходное, определяющее положение, так как обслуживает основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны».

Финансовые ресурсы, создаваемые  в процессе деятельности организаций, направляются на формирование различных фондов, используемых для целей воспроизводства, экономического развития, социальной поддержки сотрудников. Через налогообложение, страхование, государственный и банковский кредит, фондовый рынок и другие механизмы финансы предприятий встраиваются в общую финансовую систему и участвуют в процессе аккумуляции, распределения и перераспределения денежных фондов.6

Финансы домохозяйств - это денежные средства граждан, которыми они располагают в рамках отдельной экономической ячейки общества. Такой ячейкой является домохозяйство. Домохозяйство охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство, поэтому финансы домохозяйств - это денежные отношения между гражданами, совместно ведущими общее хозяйство. Они используются в целях удовлетворения личных и семейных потребностей и являются материальной основой жизни граждан. Выделяют денежные доходы и расходы домохозяйств.

В денежные доходы домохозяйств входят:

1) оплату труда членов  семьи;

2) доходы от предпринимательской деятельности, операций с личным имуществом и кредитно финансовых операций;

3) государственные пенсии, пособия, стипендии и другие  социальные трансферты.

Денежные расходы бюджета домохозяйств делятся на три группы:

1) потребительские расходы (покупка потребительских товаров, товаров длительного пользования, оплата услуг);

2) налоги, обязательные платежи  и добровольные взносы;

3) денежные накопления и сбережения7.

Так как  государство обладает  управленческой функций, в обществе формируется особая группа денежных отношений, возникающая вне производственной сферы, - государственные (публичные) финансы. Данные отношения формируют денежные фонды, необходимые для функционирования государства в целом и его отдельных органов. Экономика не может функционировать без государственных (публичных) финансов, поскольку на любом этапе исторического развития общества всегда существуют такие потребности, которые обязано финансировать только государство. Это инфраструктура общего назначения (например, почта, транспорт, телеграф), атомная энергетика, освоение космического пространства, инвестирование наиболее приоритетных отраслей экономики и т. д.

Благодаря экономической сущности финансы придают первоначальный импульс распределению прибыли, доходов, а в отдельных случаях и основного капитала в пользу государства или в соответствии с его интересами. Через финансы государство накапливает свое состояние. Государственные накопления формируются в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса, страховых фондов, банковского капитала и т. д. Подобные накопления служат не только важным стабилизатором экономических отношений и гарантом экономического суверенитета государства, но и регулятором производства, а также инфляционных процессов.

Регулирование и управление публичными финансовыми ресурсами является главным направлением деятельности любого государства в любой исторический период.

Деятельность государства (муниципальных  образований) по планомерному формированию, распределению и использованию  денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач признается финансовая деятельность. Финансовая деятельность государства (муниципального образования) осуществляется в соответствии с финансовой политикой, представляющей собой «систему целей и концептуальных идей», направленных на развитие и совершенствование функционирования финансовой системы.

Финансовая деятельность государства  и муниципальных образований - это разновидность государственной деятельности, а в более узком смысле- деятельности социальной.

По мнению И. Ш. Килясханова в науке финансового права «финансовая деятельность государства и муниципальных образований» как юридическая категория считается относительно новым понятием, которому, исходя из принципов финансового права, присущи целостность, глобальность и основательность8.

Традиционно под финансовой деятельностью  государства и муниципальных  образований подразумевается деятельность, необходимая для выполнения задач  и функций государства и муниципальных  образовании. Обусловленная товарно-денежными  отношениями, она связана с образование, распределением, перераспределением и использование фондов денежных средств, которые взаимно увязаны и взаимно обусловлены. Финансовая деятельность государства обеспечивает движение финансовых ресурсов в интересах всего общества, а ее итогом является эффективное управлениями финансами9.

Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по воду распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

Информация о работе Публичные и частные финансы: понятие общие черты и принципиальные особенности