Публичные и частные финансы: понятие общие черты и принципиальные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:11, реферат

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что разделение финансов на публичные и частные имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет в условиях рыночной экономики выявлять приоритеты в использовании тех или иных форм финансов при решении государственных, муниципальных и иных общезначимых задач. Состояние государственных и муниципальных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Цель данной работы - рассмотреть особенности правовых режимов публичных и частных финансов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Публичные и частные финансы: понятие общие черты и принципиальные особенности………………………………………………....5
Характеристика публичных и частных финансов………………………..5
Функции финансов. Общие черты и принципиальные отличия публичных и частных финансов…………………………………………14
Глава 2. Судебная практика Республики Карелия в области публичных и частных финансов……………………………………………………………17
2.1. Судебная практика в области публичных финансов……………………..17
2.2. Судебная практика в области частных финансов………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы…………………………...31

Файлы: 1 файл

Реферат. Особенности правовых режимов публичных и частных финансов.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 83). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень.

В структуре государственных и  муниципальных финансов главным  элементом выступают взаимосвязанные  бюджеты трех уровней - федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязь обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

И.Н. Мысляева отмечает, что государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль10.

На государственном уровне денежные средства мобилизуются в бюджетной системе, во внебюджетных фондах, в страховой и кредитной сферах. Важное значение имеют финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, с помощью которых в государстве осуществляется кругооборот основной массы денежных средств.

Таким образом, финансы функционируют  в двух основных формах: экономические денежные отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований; экономические отношения, обслуживающие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий, учреждений, организаций.

Сущность финансов проявляется в их функциях - формировании денежных фондов государства и местного самоуправления и использовании денежных фондов в публичных интересах.

Аккумулирование денежных фондов означает создание государством финансово правового механизма, направленного на аккумулирование денежных средств в его пользу. Выполнение государством своих функций и задач нуждается в материальном обеспечении, что объясняет право государства требовать от иных субъектов отчисления доли их частной собственности в доход казны. Государство не является производственным инструментом, поэтому оно вынуждено вступать в финансовые отношения на стадии их распределения в целях перераспределения части дохода граждан или прибыли предприятий и направления полученных таким образом денежных средств в специально образованные фонды. Никакое государство не имеет иного способа формирования своих денежных фондов, кроме финансов. Формирование де нежных фондов осуществляется различными методами, основной из которых налоги11.

Использование денежных фондов означает направления государственных средств на реализацию публичных мероприятий. Посредством материального обеспечения государство осуществляет руководство обществом, выделяя денежные средства для сбалансирования уровня жизни в территориальных субъектах, осуществляя бюджетное регулирование, финансируя министерства, ведомства, предоставляя бюджетные кредиты негосударственным юридическим лицам и т. д. Использование денежных фондов отражает перераспределительный характер финансов, т. е. возможность их вторичного движения от государства к иным субъектам - получателям бюджетных средств или кредиторам.

В совокупности функции финансов отражают их общественное предназначение. Они  не свойственны никакой иной экономико-правовой категории. Формирование и использование денежных фондов выражают главные особенности финансов, позволяют отграничивать их от смежных денежных отношений.

Важное значение финансов в механизме  обеспечения экономического суверенитета обусловило гарантированность функций  финансов принудительной силой государства12.

Практическое применение финансов позволяет государству реализовывать иные публичные функции. Выполнение государством посредством использования финансовых инструментов «нефинансовых» функций отражает роль финансов, т. е. результаты их практического использования. Роль финансов выражается в возможности регулирования общественных отношений и осуществления контроля за этими отношениями.

Посредством использования финансов государство осуществляет регулирование экономики, влияет на социальные и политические процессы.

Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. То же касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

Формы государственного регулирования разнообразны и зависят от многих факторов: уровня развития производственных отношений в обществе, его политической стабильности, потребности в денежных средствах, размера государственного долга, степени соблюдения финансового законодательства и т. д. 13

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле. В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

1) контроль за правильностью  и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением  заданных параметров централизованных  фондов денежных средств с  учетом потребностей производственного  и социального развития;

3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Контрольная функция  государственных и муниципальных  финансов заключается в том, что  через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Широкое понимание контрольной  функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования14.

 

    1. Общие черты и принципиальные отличия публичных и частных финансов

 

По средствам финансовой деятельности создается материальная база, необходимая  для функционирования органов государственной  власти, местного самоуправления, в том числе правоохранительных органов, обеспечение обороны и безопасности страны, выполнение социальных программ и др.  Государство и муниципальные образования осуществляют ее через свои органы, которые наделены для этого определенными полномочия.

По своей сути, форме и методу правового регулирования финансовая деятельность государства и муниципальных образований всегда публична, с соответствующим распределением предметов ведения и компетенции, поэтому она «в тех или иных формах осуществляется всеми органами государства».

Поскольку рассматриваемая деятельность носит публичный характер, то ее называют публичной финансовой деятельностью. В ее основе - интересы государства, «государственные дела», поэтому в общественных отношениях, связанных с ее осуществлением, всегда хотя бы одной их сторон выступает государство (Российская федерация, Субъект РФ) или муниципальное образование в лице своих органов, что считается особенностью этого вида деятельности. Для правового регулирования такого рода отношений характерен специфический юридический порядок, в соответствии с которым лица, обладающие властью, вправе односторонне и непосредственно определять поведение других  (подвластных) субъектов. Иначе говоря, государство и местное самоуправление определяют условия и «правила игр в этой сфере»15.

Вместе с тем было бы не правильно  считать, что частное начало неизвестно финансовой деятельности государства  и муниципальных образований. В  современный период развития общества и юриспруденции в практической деятельности публичное проникает в частное, и наоборот. Действительность указывает на то, что государство, так или иначе, выходит за рамки собственной финансовой деятельности. Оно не редко прибегало и прибегает к частно-правовым приемам (лотереи, продажа государственных и муниципальных ценных бумаг и т.д.). К тому же государство как таковое денег не создает, оно может изыскивать их путем обращения из негосударственной собственности в государственную посредством собирания налогов или иных обязательных платежей, а так же передавать деньги иным субъектам, в том числе и негосударственным. В итого негосударственные финансы выступают источником образования государственных. Однако это не касается отношений по государственному и муниципальному займу (внешнему долгу), когда речь идет о собственности другого (других) государств16.

Подводя итоги первой главы, необходимо отметить отличие государственных финансов от частных:

  1. частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.
  2. в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.
  3. государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.

В то же время автором установлена неразрывная взаимосвязь между государственными и частными финансами. Состояние и объем частных финансов оказывают влияние на уровень доходов государства, а в некоторых случаях государственные финансы практически целиком зависят от частных. Так или иначе, государственные финансы обладают приоритетом перед частными, поскольку именно посредством государственных доходов можно воздействовать на экономическую конъюнктуру рынка.

Глава 2. Судебная практика Республики Карелия в области публичных и частных финансов

 

2.1. Судебная  практика в области публичных  финансов

 

Начиная с 90-х гг. прошлого века финансовое законодательство претерпело глобальные трансформации, связанные  с переориентацией вектора экономического развития России, изменением фундаментальных принципов взаимодействия государства и личности, провозглашением социальных ценностей, соответствующих общемировым гуманитарным стандартам, получившим закрепление в Конституции 1993 г.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ  «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров. Это экономические споры и иные дела с участием организаций, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя; споры с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в установленных законом случаях17Арбитражным судам подведомственны споры, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства, возникающие из публичных правоотношений, таких как:

1) об оспаривании нормативных  правовых актов в сфере налогообложения;  валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы и т.п.; 2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; 3) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания18.

Информация о работе Публичные и частные финансы: понятие общие черты и принципиальные особенности