Расчетно-кассовое обслуживание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 04:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть существующую систему безналичных расчетов при расчетно-кассовом обслуживании юридических лиц коммерческими банками, операции с наличными денежными средствами. Помимо базовых услуг, банки предлагают и дополнения к расчетно-кассовому обслуживанию. К таким дополнениям относятся услуги инкассации и совершение операций по счетам через систему удаленного доступа «Клиент-Банк». РКО – это услуга банка, на которой он зарабатывает деньги. Причем базовые услуги, как правило, или бесплатны, или за них берутся небольшие комиссии. За дополнительные услуги банки взимают оплату в виде процентов или в форме ежемесячной стоимости обслуживания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…...3

Договор на расчетно-кассовое обслуживание…………………………..…5

2. Кассовое обслуживание юридических лиц…………………………………..8

3. Порядок безналичных расчетов с юридическими лицами…………..……..12
4.Прибыль и риски банка при осуществлении расчетно-кассового обслуживания клиентов………………………..………………………………..19

Заключение………………………………………………………………….21

Список использованных источников………………………….…………23

Файлы: 1 файл

курсовая РКО.docx

— 60.79 Кб (Скачать файл)

Операции  по доставке и инкассации денег и  других ценностей производятся бригадами  инкассаторов. Количественный состав бригады инкассаторов определяется в зависимости от объема работы и  сложности выполнения указанных  операций. Они из членов бригады назначается старшим бригады. При инкассации ценностей другой инкассатор назначается инкассатором сборщиком. В подразделении инкассации банка для работы с клиентами ведется список организаций обслуживаемых инкассаторами банка.

Организации предоставляют в подразделение  инкассации образцы оттисков пломбиров, которыми будут опломбированы сумки. Оттиск пломбы содержит номер и сокращенное  наименование организации или ее фирменный знак. Все экземпляры образцов оттисков пломбиров заверяются пломбиром  руководителя подразделения инкассации путем наложения пломбы банка  на шпагат ниже пломбы клиента. Один экземпляр  заверенного образца пломбы передается организации для предъявления инкассаторам при получении ими сумок с  ценностями, второй экземпляр –  в кассовое подразделение банка  для осуществления контроля при  приеме денег от инкассаторов.

На каждую организацию для инкассации рублевой денежной наличности ежемесячно выписывается явочная карточка с присвоением  ей номера, указанного в списке. Для  инкассации наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной  валюте используется явочная карточка с надписью «Валютная». Количество сумок, выдаваемых организации, определяется объемом инкассируемой выручки. На каждой сумке проставляется номер. Сумки, используемые для инкассации иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, имеют надпись «Валюта или другие отличительные знаки и символы. Кассир организации к каждой сдаваемой инкассаторам сумке с рублевой денежной наличностью выписывает препроводительную ведомость.

Первый  экземпляр препроводительной ведомости  вкладывается в сумку, второй – накладная  к сумке – передается инкассатору  при получении им сумки, третий –  копия препроводительной ведомости  – остается у клиента.

Сумка с  денежной наличностью пломбируется кассиром организации таким образом, чтобы предотвратить ее вскрытие.

Перед получением ценностей инкассатор – сборщик  предъявляет кассиру организации  служебное удостоверение, доверенность на получение ценностей, явочную  карточку и порожнюю сумку. Кассир организации  предъявляет образец оттисков пломбиров, сумку с ценностями и два экземпляра препроводительной ведомости.

Инкассатор  – сборщик принимает сумку  с ценностями с проверкой целости  упаковки, наличия целых и четких оттисков пломб, соответствия их имеющемуся образцу, проверяет правильность заполнения препроводительной ведомости и  передает кассиру организации порожнюю сумку и явочную карточку для заполнения. Затем инкассатор проверяет соответствие суммы, указанной в явочной карточке кассиром, суммам в накладной и копии препроводительной ведомости, сумм цифрами и прописью, номера сумки, указанного в явочной карточке и сопроводительных документах, номер принимаемой сумки, после чего на копии препроводительной ведомости расписывается, ставит печать и дату приема сумки.

В случае выявления нарушения целости  сумки или неправильного оформления сопроводительных документов прием  ценностей прекращается. В присутствии  инкассатора устраняются лишь ошибки и дефекты, исправление которых  не нарушает графика работы инкассаторов.

В остальных  случаях прием ценностей в  организации осуществляется повторным  заездом в удобное для бригады  инкассаторов время, о чем делается соответствующая запись в явочной  карточке. В случае отказа от сдачи  денежной наличности кассир организации  делает запись в явочной карточке «Отказ» и заверяет ее своей подписью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

Порядок безналичных расчетов с  юридическими лицами.

 

Основу  проведения безналичных расчетов составляет расчетно-денежная документация. Конкретное применение тех или иных документов определяется формой безналичных расчетов. Расчетные документы должны соответствовать  требованиям установленных стандартов. Порядок и оформления регламентирует Положение о безналичных расчетах в РФ, которое предусматривает  единый документооборот в банке. При безналичных расчетах применяются  формы, основанные на следующих основных расчетных документах:

-инкассо;

-платежные  поручения;

-чеки;

-аккредитивы;

Безналичные расчеты могут быть организованы с использованием векселя и пластиковой  карточки.

Помимо  форм расчетов можно говорить о способах и видах платежа. Выделяют такие  способы платежа как:

-перечисление  денежных средств расчетных и  других счетов плательщиков на  счета получателей;

-зачет  взаимных требований плательщиков  и получателей с перечислением  на соответствующие счета участников  лиш незачетной суммы;

-гарантированный  платеж получателя, который может  осуществляться банком из средств специально созданного депозита плательщика, а также без такового.

По видам  выделяют такие платежи как:

-полной  суммой;

-частями;

-по сальдо  взаимных требований.

Платежное поручение представляет собой поручение  юридического лица обслуживающему его  банку о перечислении определенной суммы денег со своего счета. Плательщик представляет в банк поручение на бланке установленной формы. Платежное  поручение принимается от владельца  счета только при наличии средств  на его счете. Если в условиях договора предусмотрен овердрафт, то платежные  поручения принимаются в пределах установленного размера дебетового сальдо. При равномерных и постоянных поставках между поставщиком  и покупателем расчеты между  ними могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании соглашений с использованием в расчетах платежных поручений.

С применением  указанной формы расчетов плательщик на основании надлежаще исполненного получателем средств основного  обязательства (предоставления товаров, выполнения работ, оказания услуг) заполняет  платежное поручение о перечислении определенной денежной суммы и направляет его в обслуживающий банк, который  производит списание указанных средств  со счета плательщика, и на основании  которого обслуживающим получателя банком производится зачисление данной суммы на счет своего клиента.

Платежными  поручениями могут производиться:

-перечисления  денежных средств з поставленные  товары, выполненные работы, оказанные  услуги;

-перечисления  денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

-перечисления  денежных средств с целью возврата (размещения кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним;

Использование платежных поручений означает, что  банк берет на себя ответственность  по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную сумму на счет указанного плательщиком лица в  этом или ином банке в срок, закрепленный законом и в соответствии с  ним.

Использование в качестве формы расчетов платежных  поручений наиболее соответствует  интересам плательщика. Платежные  поручения используются во всех случаях, когда условиями договора предусмотрена  предоплата. Вместе с тем действующее  законодательство не запрещает проведения расчетов после отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Преимуществом  данной формы служит также и то, что простая схема осуществления  расчетов в соответствии с ее требованиями предполагает высокую скорость производства платежа.

Платежное поручение выполняется на бланке формы №0401060 Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»). В число обязательных реквизитов платежного поручения включаются следующие: идентификационные номера налогоплательщика самого плательщика и получателя средств, наименования и номера счета в кредитной организации; наименования и местонахождение кредитных организаций, их банковские идентификационные коды и номера счетов для проведения расчетных операций.

Платежные поручения действительны в течении 10 дней со дня выписки (не включая дня выписки). Принимаются к исполнению платежные поручения только при наличии денежных средств на счете, если иное (например, возможность предоставления кредитной организацией кредита) не оговорено между банком и владельцем счета. При отсутствии денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету №90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств.

Согласно  требованиям п.п.1, 2 ст 864 ГК РФ, содержание платежного поручения и предоставляемых вместе с ним расчетных документов и их форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. При несоответствии платежного поручения подобным правилам банк может уточнить содержание поручения. Такой запрос должен быть сделан плательщику незамедлительно для получения поручения. При неполучении ответа в срок банк может оставить поручение без исполнения и возвратить его плательщику, если иное не предусмотрено договором между банком и плательщиком.

Статья 2 Унифицированных правил по инкассо, действующих в редакции 1995 года (публикация Международной торговой палаты «522) гласит, что «инкассо означает операцию, осуществляемую банками на основании  полученных инструкций в форме инкассового  поручения с документами с  целью получить платеж или акцепт, выдать документы против платежа  или акцепт либо на других условиях».

Осуществление расчетов посредством инкассо возможно с использованием платежных требований, оплачиваемых как с акцептом, так и без акцепта плательщика и инкассовых поручений.

Инкассовые  поручения выставляются государственными органами – налоговыми инспекциями, народными и арбитражными судами. Инкассовые поручения регистрируются в специальном журнале и исполняются  в течение трех дней.  В случае отказа от оплаты инкассового поручения  ответ должен быть направлен в  орган, выставивший его, в течение  трех дней. Если на счете клиента  не хватает средств для перевода по инкассовому поручению, оно оплачивается частично, и по мере поступления денег на счет инкассовое поручение оплачивается полностью.

В платежном  требовании указываются наименование товара, выполненных работ, оказанных  услуг номера, даты и суммы товарных документов, договоров, способов отправления. Дата отгрузки, номера транспортных документов, грузоотправитель, грузополучатель, НДС. Платежные требования выписываются на бланках установленной формы Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»), №0401061.

Инкассовое  поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.

Чек –  это письменное поручение чекодателя обслуживающему его банку перечислить  определенную сумму денег с его  счета на счет получателя средств (чекодержателя). Согласно ст. 877 ГК РФ чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной  в нем суммы чекодержателю.

Расчеты чеками являются самой удобной формой расчетов, особенно в случаях, когда  плательщик не желает производить оплату до получения товара, а поставщик  не намерен передавать товар до получения  гарантий платежа, а также в случаях, когда изначально не известен продавец.

Следует отметить, что когда поставщик  и покупатель являются клиентами  одного банковского учреждения, особых сложностей при непосредственном осуществлении  между ними расчетов не возникает, тогда  как в ситуации, когда вышеуказанные  лица обслуживаются разными банками, применяются правила осуществления  межбанковских расчетов.

Использование чековой формы расчетов имеет  ряд особенностей, в частности:

-чек,  согласно действующему законодательству, является ценной бумагой по  своей правовой природе, то  есть документом, удостоверяющим (при  соблюдении установленной формы,  а также обязательных реквизитов) имущественные права, осуществление  или передача которых возможны  лишь при его предъявлении;

-особенностью  является и тот факт, что способность  являться реальным плательщиком  по чеку наделены исключительно  банковские учреждения либо иные  кредитные организации, имеющие  лицензию на занятие банковской  деятельностью;

- чек  оплачивается за счет денежных  средств чекодателя;

- плательщик по чеку должен удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возмещения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством;

- в настоящее  время сфера применения чека  существенно ограничена. Согласно  п.7.9 Положения №2 –П, для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями, однако подобные чеки не принимаются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России. В случае, когда сфера обращения чеков ограничивается кредитной организацией и ее клиентами, чеки используются на основании договора о расчетах чеками, заключаемого между кредитной организацией и клиентом. Кроме того, подобные чеки могут применяться в межбанковских расчетах на основании договоров, заключаемых с клиентами; межбанковских соглашений о расчетах чеками; в соответствии с внутрибанковскими правилами проведения операций с чеками.

Межбанковские соглашения о расчетах чеками может  предусматривать:

-условия  обращения чеков при осуществлении  расчетов;

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание