Расчетно-кассовое обслуживание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 04:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть существующую систему безналичных расчетов при расчетно-кассовом обслуживании юридических лиц коммерческими банками, операции с наличными денежными средствами. Помимо базовых услуг, банки предлагают и дополнения к расчетно-кассовому обслуживанию. К таким дополнениям относятся услуги инкассации и совершение операций по счетам через систему удаленного доступа «Клиент-Банк». РКО – это услуга банка, на которой он зарабатывает деньги. Причем базовые услуги, как правило, или бесплатны, или за них берутся небольшие комиссии. За дополнительные услуги банки взимают оплату в виде процентов или в форме ежемесячной стоимости обслуживания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…...3

Договор на расчетно-кассовое обслуживание…………………………..…5

2. Кассовое обслуживание юридических лиц…………………………………..8

3. Порядок безналичных расчетов с юридическими лицами…………..……..12
4.Прибыль и риски банка при осуществлении расчетно-кассового обслуживания клиентов………………………..………………………………..19

Заключение………………………………………………………………….21

Список использованных источников………………………….…………23

Файлы: 1 файл

курсовая РКО.docx

— 60.79 Кб (Скачать файл)

-порядок  открытия и ведения счетов, на  которых учитываются операции  с чеками;

-состав, способы и сроки передачи информации, связанной с обращением чеков;

-порядок  подкрепления счетов кредитных  организаций – участников расчетов;

Обязательства и ответственность кредитных  организаций – участников расчетов.

Внутрибанковские  правила проведения операций с чеками, определяющие порядок и условия  их использования, должны предусматривать:

-форму  чека, перечень его реквизитов (обязательных, дополнительных) и порядок заполнения  чека;

-срок  предъявления чека к оплате;

-условия  оплаты чеков;

-ведение  и состав операций по чекообороту;

-бухгалтерское  оформление операций с чеками;

-порядок  архивации чеков.

Чек удобен для расчетов в случаях, когда  плательщик не желает отдавать деньги до получения товара, а поставщик  не хочет передать товар до получения  гарантий платежа. Кроме того, при  расчетах чеками поставщик полностью  может обезопасить себя от сомнений по поводу сроков расчета с покупателями и сроков оплаты. Чек удобен также  при расчетах во всех случаях, когда  изначально неизвестен продавец.

Покрытием чека в банке чекодателя могут  быть:

-средства, депонированные чекодателем на  отдельном счете;

-средства  на соответствующем счете чекодателя, но не выше суммы, гарантированной  банком по согласованию с чекодателем  при выдаче чеков.

В последнем  случае банк может гарантировать  чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков  за счет банка.

Для получения  чеков предприятие предоставляет  в банк заявление за подписью уполномоченных лиц и с оттиском печати. Чек может быть предъявлен к оплате в течение 10 дней (без учета дня его выдачи).

Вместе  с чеками банк обязан выдать клиенту  идентификационную карточку, которая  должна содержать на лицевой стороне:

-наименование  банка и его местонахождение;

-имя  юридического лица;

-подпись  чекодателя;

-номер  счета для чекодателя.

Банки сдают  чеки в РКЦ, если плательщиками являются другие банки. Банки производят списание средств со счета чекодателя на основании  поступивших из РКЦ реестра чеков. Сами чеки остаются на хранении в РКЦ.

Предприятие, принимающее к оплате чек, обязано  проверить:

-не превышает  ли сумма чека лимитов, проставленных  на оборотной стороне чека  и в чековой карточке;

-несоответствие  счета чекодателя в чеке и  карточке;

-сравнить  подписи в чековой карточке  и в чеке в момент его  заполнения.

В случае утери чеков предприятие должно подать в банк, выдавший чеки, заявление, в котором указываются номера уже использованных чеков.

Аккредитив  представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. Если банк-эмитент по поручению плательщика переводит средства в другой банк – банк поставщик, то для осуществления платежа при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет №40901 «Аккредитивы к оплате».

Могут открываться  следующие виды аккредитивов:

-покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

-отзывные  или безотзывные.

Покрытыми считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет  собственные средства плательщика  или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный  балансовый счет «Аккредитивы к оплате»  на весь срок действия обязательств банка-эмитента. Аналогичный внебалансовый учет ведется в банке продавца. Расчет непокрытыми (гарантированными) аккредитивами характеризуется тем, что в банке продавца не будет происходить депонирование на счет №40901, а при выполнении условий аккредитива перечисление средств на расчетный счет получателя будет происходить с корреспондентского счета банка покупателя.

При установлении корреспондентских отношений между  банками плательщика и поставщика непокрыты аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущего у него счета банка-эмитента. В этом случае депонирование суммы по аккредитиву происходит в банке плательщика на счету №40901 «Аккредитивы к оплате».

Отзывной  аккредитив может быть изменен или  аннулирован банком-эмитентом без  предварительного согласования с поставщиком.

Безотзывной аккредитив не может быть изменен  или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он был  открыт.

Поставщик может досрочно отказаться от использования  аккредитива, если это предусмотрено  условиями аккредитива. Аккредитив может быть предназначен для использования  только одним поставщиком. Аккредитив может быть предоставлен на срок до 15 дней. Для продления срока действия аккредитива банка – эмитент  должен предоставить в банк – исполнитель  заявления на продление срока  действия аккредитива. Для получения  средств по аккредитиву поставщик  должен предоставить счета об отгрузке и другие документы, предусмотренные  в условиях аккредитива, в банк –  исполнитель до истечения срока  действия аккредитива. Выплаты с аккредитива наличными деньгами не допускаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4

Прибыль и риски банка  при осуществлении расчетно-кассового  обслуживания клиентов

 

В заключение хотелось бы остановиться на таких  немаловажных вопросах, как прибыль, которую получает банк при осуществлении  расчетно-кассового обслуживания клиентов, и риски, которые у него при  этом возникают.

На начальной  стадии развития современной банковской системы России банки, стремясь получить максимальную прибыль, брали с клиентов комиссию за открытие банковского счета  и за проведение всех видов операций по нему.

Сейчас  картина коренным образом изменилась. Открытие банковского счета клиенту  осуществляется бесплатно. Комиссия же за проведение операций по нему взимается  лишь по отдельным видам операций (проведение расчетов по аккредитивам, инкассо и пластиковым картам, выдача наличных денежных средств и  др.) и, как правило, ее величина не превышает  расходов банка по их проведению. Основным источником прибыли для банков при  этом становятся средства, которые  они получают от использования денежных остатков на счетах клиентов в собственных  интересах (чаще всего путем предоставления их в виде краткосрочных межбанковских  кредитов).

Помимо  этого, остатки денежных средств  на счетах клиентов способствуют поддержанию  ликвидности банка, что тоже немаловажно. Таким образом, мы видим, что денежные средства, находящиеся на счетах клиентов, играют для банков огромную роль. Поэтому  банки стремятся привлекать на расчетно-кассовое обслуживание новых клиентов. С этой целью большинство банков, помимо прочего, начисляет проценты на сумму  остатков денежных средств на счете  клиента по ставке, равной ставке процентов  по вкладам до востребования.

Осуществляя расчетно-кассовое обслуживание клиентов, банки не должны забывать про связанные  с ним риски. Основной риск, возникающий  при проведении банком данного вида деятельности, обусловлен тем, что банк не сможет своевременно провести платежи  клиента по предъявленным им расчетно-платежным  документам. Данный риск непосредственно  связан с двумя внутренними банковскими  рисками: риском потери ликвидности  банка и операционным риском, а  также с рядом внешних банковских рисков из-за введения законодательных  ограничений, нарушения системы  безналичных расчетов в стране и  т.д.

Проведение  клиентских платежей в связи с  потерей ликвидности банка станет невозможным потому, что у банка  не будет для этого достаточного количества денежных ресурсов. Это  может быть вызвано неэффективным  или неграмотным управлением  активами и пассивами банка.

В свою очередь, операционный риск может быть разбит на несколько видов:

— технологический, связанный с невозможностью проведения клиентских платежей из-за сбоев в  компьютерной системе или программном  обеспечении банка; 
— бухгалтерский, связанный с неправильным зачислением (не на тот счет) поступивших в банк денежных средств или с неправомерным списанием средств со счета; 
— риск нарушения внутреннего контроля в банке.

В заключение можно сделать вывод, что для  осуществления расчетно-кассового  обслуживания, которое бы удовлетворяло  и защищало интересы клиентов, банк должен проводить все связанные  с ним операции максимально качественно, не задерживать платежи клиентов, по возможности расширять перечень сопутствующих услуг, а также  не забывать про возникающие при  этом риски и принимать все  необходимые меры по управлению ими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ накопление

Расчетно-кассовые операции позволяют концентрировать  в банках значительные и относительно дешевые ресурсы, устанавливать  с клиентами деловые связи, которые, как правило, перерастают в различные  формы сотрудничества: кредитование, лизинг и т. д.; кроме того, при  осуществлении расчетных и кассовых операций банки взимают комиссии. Поэтому любой банк заинтересован  в привлечении новых клиентов на расчетно-кассовое обслуживание. В  то же время клиент также заинтересован  в выборе банка, наиболее полно отвечающего  его требованиям: имеющего приемлемые тарифы, проводящего вовремя платежи, работающего с современными технологиями. Поэтому, говоря о перспективах развития расчетно-кассового обслуживания, необходимо рассматривать, прежде всего, отношения, строящиеся между клиентом и банком. В данном разрезе можно выделить следующие направления развития:

- отношения  между клиентом и банком должны  строиться на комплексной основе, т. е. клиент, привлекаемый на  расчетно-кассовое обслуживание, должен  также быть ознакомлен со всеми  возможностями, предоставляемыми  банком (ценные бумаги, кредиты, депозиты  и т. д.);

- использование  современных технологий: системы  «Клиент-банк», телебанкинга, интернет-банкинга;

- установление  тарифов, отвечающим интересам  и банка, и клиента.

Однако, «идя навстречу» клиенту, банк не должен забывать о рисках, которые связаны  с расчетно-кассовым обслуживанием, принимать необходимые меры по управлению ими. Банк, который стремится к  получению наибольших доходов при  минимизации рисков, должен:

- стремиться  к дифференциации обслуживаемых  клиентов как в разрезе представляемых  ими отраслей, так и в разрезе  масштабов их деятельности, т.  е. стремиться к привлечению  как «крупных», так и «мелких»  и «средних» клиентов;

- учитывать,  что грамотно организованное  расчетно-кассовое обслуживание  является основой для всех  остальных операций банка, в  то же время, уровень организации  других банковских операций может  сказаться на доходности расчетно-кассового  обслуживания, т. е. кассовые и  расчетные операции должны рассматриваться  не как отдельные операции  банка, а как часть единой  системы, направленной на поучение  максимальной прибыли.

Однако, рассматривая данный вопрос, необходимо также остановиться и на общереспубликанских  формах совершенствования данных услуг  банка: необходимо произвести упрощение  оформления расчетов. Также, одной из форм развития обслуживания клиентов является дифференциация форм расчетов, проводимых по их поручениям. Это можно  произвести путем более активной рекламы данных банковских продуктов, рекламы их достоинств и установления выгодных для клиентов тарифов.

Более активное использование таких форм расчетов, как пластиковые карточки, чеки, аккредитивы выгодно, прежде всего, для банков, так как позволяет им привлекать дополнительные дешевые ресурсы путем депонирования средств на специальных счетах, взимать дополнительные комиссии. Однако уровень их развития в рамках государства показывает развитость платежной системы в целом, позволяет снизить объем наличных денег в обращении (путем внедрения пластиковых карточек), решить проблему неплатежей (чеки, аккредитивы). Для клиентов использование данных форм расчетов также является выгодным, поскольку при использовании чеков и аккредитивов возникает гарантия платежа, при использовании пластиковых карточек отпадают проблемы, связанные с использованием наличных денежных средств.

Таким образом, расчетно-кассовое обслуживание являются неотъемлемой частью деятельности любого банка. В данной работе была сделана  попытка раскрыть сущность расчетных  и кассовых операций, а также выработать перспективные направления их развития.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание