Развитие форм безналичного рачсчета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы достаточно высока в современных условиях, т.к. в работе раскрываются трудности, особенности и преграды использования безналичных расчетов.
Основными задачами является:
Рассмотреть развитие, сущность и значение безналичных расчетов в РФ;
Раскрыть принципы организации безналичных расчетов;
Рассмотреть формы безналичных расчетов;
Провести анализ форм расчетов, применяемых в России;
Развитие современных форм безналичного платежа.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и значение безналичных расчетов в РФ
1.1.Развитие форм безналичных расчетов в России…………………………...5
1.2.Принципы организации безналичных расчетов……………………………9
1.3 Классификация безналичных расчетов……………………………………13
Глава 2.Анализ практики применения различных форм безналичных расчётов и схемы документооборота
2.1 Расчёты с применением платёжных поручений…………………………..15
2.2 Чековая форма расчётов…………………………………………………….16
2.3 Аккредитивная форма расчётов…………………………………………….19
2.4 Расчёты по инкассо………………………………………………………….23
Глава 3. Развитие и совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях
3.1 Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов...28
3.2 Управление банковскими счетами через Интернет (Интернет-банкинг)..30
3.3 Электронные платежные системы в банковском бизнесе………………...32
3.4 Проблемы совершенствования безналичных платежей…………………..35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………..…….41

Файлы: 1 файл

к печати Office Word (4).docx

— 73.16 Кб (Скачать файл)

 Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик. Банки не рассматривают претензии  по существу отказов от акцепта. Все  возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия  разрешаются в предусмотренном  законом порядке.

 При неполучении банком в установленный  срок отказа плательщика от акцепта  платежного требования оно считается  акцептованным и на следующий  рабочий день после истечения  срока акцепта изымается из картотеки  №1 и оплачивается со счета плательщика. В случае отсутствия или недостаточности  средств на счете платежное требование помещается в картотеку №2 и оплачивается в порядке установленной очередности  платежей.

 Используемая  в настоящее время форма акцепта  платежных требований, при которой  плательщик письменно уведомляет банк только в случае заявления отказа от акцепта, а свое согласие на оплату выражает молчанием, в отечественной  банковской практике получила название «отрицательный (молчаливый) акцепт».

 Платежные требования могут использоваться также  и для безакцептного списания средств со счетов плательщиков. Такой  порядок расчетов возможен лишь в  случаях, предусмотренных законом  либо основным договором между кредитором (получателем платежа) и плательщиком. Например, в соответствии с действующим  законодательством со счетов плательщиков без акцепта оплачиваются платежные  требования:

 - предприятий  топливно-энергетического комплекса  за электрическую и тепловую  энергию, газ, нефть и нефтепродукты,  выписанные на основании показателей  измерительных приборов и действующих  тарифов при расчетах с потребителями,  кроме населения и бюджетных  организаций;

 - коммунальных, энергетических и водопроводно-канализационных  предприятий за отпускаемую электрическую  и тепловую энергию, услуги  водоснабжения и водоотведения,  выписанные на основании показаний  измерительных приборов и действующих  тарифов при расчетах с потребителями,  кроме жилищно-коммунальных, бюджетных  организаций и населения;

 - предприятий  связи за оказываемые услуги, выписанные на основании показаний  измерительных приборов и действующих  тарифов при расчетах с потребителями,  кроме населения.

 Безакцептное  списание денежных средств со счета  клиента возможно также по требованиям  других кредиторов, если такой порядок  расчетов включен в основной договор  кредитора с плательщиком. При  этом условие о безакцептном списании должно быть одновременно отражено в  договоре банковского счета или  дополнительном соглашении к нему. Например, по договору с клиентом в  безакцептном порядке могут взыскиваться платежи клиента самому банку (погашение  кредита при наступлении срока, уплата процентов за кредит, плата  за расчетно-кассовое обслуживание).

 Исполнительные  документы о взыскании периодических  платежей (взыскании алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью сохраняют  силу на все время, на которое присуждены платежи. Такой же порядок действует  и в отношении нотариально  удостоверенных соглашений об уплате алиментов. В указанных случаях  сроки представления исполнительных документов к исполнению исчисляются  для каждого платежа в отдельности.

 При отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете должника банк помещает инкассовое поручение  с приложенным исполнительным документом в картотеку №2 и исполняет  по мере поступления денежных средств  на счет в установленной законом  очередности.

 Ответственность за правомерность выставления платежных  требований на безакцептное списание и инкассовых поручений на бесспорное взыскание несет получатель средств (взыскатель). Банки не рассматривают  по существу возражения плательщиков против списания денежных средств с  их счетов в бесспорном и безакцептном порядке [7], [11].

Глава 3. Развитие и совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях 

3.1 Пластиковые карты, как одна  из основ системы электронных  расчетов

Наиболее перспективной и получающей все большее развитие становится форма электронных расчетов посредством платежных карт и электронных денег. Стратегия развития платежной системы в ближайшее время реализуется по двум направлениям:

  • сокращение наличных денег в обращении путем внедрения расчетов платежными картами;
  • переход к электронной системе дистанционного обслуживания банковских клиентов.

 В настоящее  время пластиковые карточки –  это инструмент, который сейчас являются современным, доступным для общего пользования и в последнее  время все чаще и чаще соперничает  с тем, что мы привыкли называть деньгами в наличной и безналичной форме. Они являются наиболее близкими к  наличным деньгам, уже достаточно устоявшимися и привычными для пользователей.

Механизм функционирования системы электронных расчетов основан  на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте. [4 – 604 с. ].

 Пластиковая карточка – это обобщающий термин, который обобщает все виды карточек, различных как по назначению, набору, оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим  возможностям и организациям их выпускающих. В процессе формирования системы  электронных денежных расчетов на Западе была создана организация ISO (International Standarts Organization), которая разработала  определенные стандарты на внешний  вид пластиковых карт; порядок  нумерации (образования) счетов; формат магнитных полос; формат сообщения, посылаемого владельцу карточки о его операциях. Членами ISO являются такие крупные эмитенты карточек, как VISA, Master Card, American Express. В настоящее  время более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном  обороте, что позволяет сделать  вывод о том, что пластиковые  карты являются важнейшим элементом  так называемой «технологической революции» в банковском деле. Именно пластиковые  карточки в ряде случаев выступают  ключевым элементом электронных  банковских и других систем. Они  вышли на передовые позиции в  организации денежного оборота  индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые  книжки. [4 – 604 с. ].

 За все  операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой  карточки.

 Повышается  конкурентный потенциал банка с  учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет  банка как участника инновационных  процессов.

 Что касается менее приятной стороны «карточного» бизнеса, для банка она связана  с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с карточками (вступление в уже существующую систему или  организация собственного процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспечение, налаживание связей с магазинами и т.д.)

 Высокие затраты, а также слабое развитие современных  средств связи, без которых нельзя вести обслуживание карточек, и некоторые  другие обстоятельства делают крупные  инвестиции в карточный бизнес в  условиях России весьма рискованными. [4 – 604 с.]. Использование новейших платежных  средств, в частности кредитных  карточек, позволяет банкам существенным образом снизить свои издержки на изготовление, обработку, учет бумажноденежной  массы, других бумажных платежных средств, сэкономить время и затраты живого труда. Огромная работа по осуществлению  электронных расчетов выполняется  быстро, надежно, при минимальной  потребности в обслуживании. Кроме  того, пользование кредитной карточкой  в корне меняет психологию клиента, исподволь прививая ему компьютерное мышление, умение обращаться с техникой, рассчитывать собственные траты  на перспективу. 

 3.2 Управление  банковскими счетами через Интернет (Интернет-банкинг)

Следующий этап развития банковских технологий в сфере  безналичных расчетов – так называемый электронный банкинг – был  пройден очень быстро. На его место  пришел интернет-банкинг. Его внедрение  в банковскую практику предопределило использование новых средств  связи. В первую очередь это Интернет и мобильные телефонные сети, которые  существенно расширили возможности  клиентов, ведь для реализации их взаимодействия с банком требуются обычные html и wap-браузеры, которые установлены  практически в каждом современном  ноутбуке или мобильном телефоне.

 Управление  банковскими счетами через Интернет, или по-другому интернет-банкинг, является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений, в силу наиболее широкого спектра  финансовых (в данном случае банковских) услуг, представленных в системах интернет-банкинга. Кроме того, подобные системы могут  быть основой систем дистанционной работы на рынке ценных бумаг и удаленного страхования, т.к. они обеспечивают проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений. [12]

 Классический  вариант системы интернет-банкинга включает в себя полный набор банковских услуг, предоставляемых клиентам –  физическим лицам в офисах банка, естественно, за исключением операций с наличными деньгами. Как правило, с помощью систем интернет-банкинга, можно покупать и продавать безналичную  валюту, оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в Интернет, оплачивать счета операторов сотовой и пейджинговой связей, проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи, переводить средства по своим счетам, и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени.

 Использование систем интернет-банкинга дает ряд  преимуществ: во-первых, существенно  экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично, во-вторых, клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные  счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно  отреагировать на эти изменения (например, закрыв вклады в банке, купив  или продав валюту, и т.п.). Кроме  того системы интернет-банкинга незаменимы для отслеживания операций с пластиковыми картами – любое списание средств  с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что так же способствует повышению контроля со стороны клиента  за своими операциями. Возможность  работать со счетами пластиковых  карт позволяет пользоваться услугами интернет-магазинов на абсолютно  безопасном уровне – достаточно перевести  с помощью системы интернет-банкинга требуемую сумму средств на карту, а затем с помощью этой карты  оплатить какую-либо услугу или товар  в интернет-магазине на веб-сайте  последнего. При этом в системе  будут доступны выписки по карт-счету, из которых можно определить какая  сумма средств списана с карты, за что и т.п. Таким образом, больше, чем стоимость товара и ли услуги с карты клиента просто не спишется и клиент всегда в состоянии отследить подобные операции. Затронув вопрос безопасности финансовых транзакций, и в частности безопасности транзакций в системах интернет-банкинга, можно с уверенностью сказать, что современные технологии программно-аппаратной защиты находятся уровне, обеспечивающим 100% гарантию конфиденциальности операций и сохранности средств. Но самое главное, в сохранности средств заинтересованы прежде всего банки – поставщики услуг интернет-банкинга, отвечающие не только за сохранность финансов своих клиентов, но и за свои средства и репутацию.

3.3 Электронные  платежные системы в банковском  бизнесе

Существует четыре вида традиционных платежных систем, которые уже давно успешно  используются в банковской практике: наличные, безналичные, системы с  использованием чеков, банковских пластиковых  карточек.

 Основные  требования к платежным системам:

 Традиционные  платежные системы для проведения расчетов между сторонами через  сеть Интернет нельзя использовать по следующим причинам:

  1. Неприемлемая рискованность – широко распространены финансовые аферы. Каждый десятый американский пользователь пострадал от мошенничества в Интернете. Как показало исследование компании BAGlobal, почти 10% американцев столкнулись с сетевым мошенничеством, связанным с кредитными/дебетовыми картами. Лишь 15% из 3000 опрошенных потребителей заявили, что они без опасения оплачивают свои покупки в on-line магазинах при помощи кредитных/дебитных карточек. Примерно 8% покупателей сообщили, что номера их карточек были незаконно использованы в течение последних месяцев, 11,7% респондентов пострадали от мошенничества, хотя никто из них не терял карточки. Но, тем не менее, согласно данным Gather Group на пластиковые карточки в 2002 году приходилось примерно 90% всех расчетов, производимых в сети.

 Как показали исследования Национального Совета Потребителей (Великобритания), большинство  англичан не решаются покупать товары через Интернет из боязни стать жертвой  мошенничества (~ 40% взрослых англичан и половина Интернет-пользователей). Из 26% англичан, которые имеют доступ к сети, только 3% активно занимаются электронной коммерцией. Таким образом, повышение безопасности платежных  систем является ключевым моментом для  привлечения клиентов и повышения  доверия покупателей к электронной  торговле.

  1. Отсутствие анонимности – опасение того, что информация об осуществляемых платежах может быть собрана третьими лицами и использована против пользователей. Компания Pew Internet and American Life Project провела опрос Интернет-пользователей, который показал, что их подавляющее большинство опасается использования в корыстных целях частной информации, которую они оставляют на сайтах (86% опрошенных). Среди пользователей сети, которые используют Интернет менее полугода, – 62% боятся огласки, при стаже работы в сети более трех лет боятся попадания информации в чужие руки только половина опрошенных.
  2. Низкая скорость транзакции в сравнении со средней скоростью передачи в Интернете обычной информации.
  3. Сложность. Исследования компании Master Card показали, что 63% пользователей примерно 1 раз в три месяца отказываются от покупки в сети из-за того, что им лень заполнять форму для заказа в Интернет-магазине, 38% опрошенных считают, что заполнение формы в процессе покупки занимает слишком много времени. [11].
  4. Высокая себестоимость транзакции.
  5. Существенные ограничения. Традиционные платежные системы делают осуществление микроплатежей, а значит и ведение определенных видов электронной коммерции, основанных на микроплатежах, абсолютно нерациональным в силу убыточности таких операций.

Информация о работе Развитие форм безналичного рачсчета