Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 00:25, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также обоснование мероприятий по развитию и улучшению лизинга в России.
При реализации данной цели решались следующие задачи:
- Определение лизинга и его классификация;
- Описание основных преимуществ лизинга;
- Изучение особенностей развития лизинга в судостроении;
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА I.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЗИНГА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и функции лизинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Формы и виды лизинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3 История развития лизинга в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
ГЛАВА II. ЛИЗИНГ В СУДОСТРОЕНИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
2.1. Анализ судостроительного лизинга в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
2.2. Влияние лизинга в судостроении на экономику России. . . . . . . . . . . . . 35
ГЛАВА III. СТРАТЕГИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
В ОСК расширение государственных субсидий приветствуют, но просят о дополнительных мерах поддержки. Госкомпания, консолидировавшая основные активы в отечественном судостроении, хочет свести на нет конкуренцию с зарубежными верфями. Дмитрий Мироненков считает, что государство должно запретить эксплуатацию на внутренних водных путях судов иностранного производства. В ОСК ссылаются на зарубежный опыт: подобный режим в течение последних 80 лет действует в США.
Однако, из-за ужесточения экологических требований дефицит новых танкеров в России может составить почти 400 единиц.
В мировой практике судно считается молодым, если его возраст не превышает восьми лет. Средний возраст судов, которые ходят по российским рекам,- примерно 28 лет. Они не только не справляются с нагрузками, но и всерьез угрожают окружающей среде. Почти все танкеры, работающие в российских портах, однокорпусные, хотя, например, в Европе точку в истории однокорпусного транспорта поставили еще в 2003 году.
Но с 2014 года в России наконец вступят в действие правила МАРПОЛ (Конвенция по предотвращению загрязнений с судов), которые полностью запретят использование однокорпусных танкеров. Россия присоединилась к этой конвенции еще в конце 2007 года, но уже тогда сроки вывода однокорпусных танкеров назывались отдаленные (одним из них был, кстати, 2010 год). Правила МАРПОЛ обяжут судовладельцев использовать более безопасные двухкорпусные суда, что, по оценкам ОСК, сразу же создаст колоссальный дефицит тоннажа на рынке. Как говорят в корпорации, по танкерам он может составить почти 400 единиц.
Таким образом, госрегулирование создаст крайне интересный для российских судостроителей рынок. До 2030 года в России должно быть построено не менее 1,5 тыс. единиц самоходного грузового транспортного флота, около 2,4 тыс. единиц несамоходного транспортного флота, 290 пассажирских судов, 1,5 тыс. вспомогательных судов, включая технические. В общей сложности, по подсчетам Минпромторга , потребность в новых судах "река-море" составляет как минимум 6 тыс. судов.
Замене подлежит относительно простой тоннаж: танкеры, сухогрузы, суда снабжения то есть , то что не обязательно строить за рубежом и можно недорого построить на российской верфи. Основные активы, на которые ОСК намерена опираться в строительстве судов "река-море",- это в первую очередь завод "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде, а также судостроительный завод "Лотос" в Астраханской области. Строительство судов обеспечения планируется развивать на Амурском и Хабаровском судостроительных заводах, а позднее - на дальневосточной "Звездочке".
Для поддержки судостроения ОСК вместе с Минпромторгом, Минтрансом и другими ведомствами разработала законопроект, а также программу субсидирования лизинга судов. Проект ФЗ "О мерах по поддержке судостроения и судоходства в РФ" предусматривает создание девяти специализированных судостроительных зон, которые будут иметь особые налоговые и таможенные режимы. Такие зоны ОСК планирует расположить во Владивостоке, Северодвинске, Мурманске и Санкт-Петербурге, а также в Калининграде, Новороссийске и Астрахани. В Центральном регионе будет еще одна судостроительная зона - на "Красном Сормово", а также на ООО "Верфь братьев Нобель" (Рыбинск), то есть фактически на всех крупнейших российских судостроительных верфях.
Таким
образом, будут созданы
Еще
одна проблема - высокие кредитные и
лизинговые ставки на рынке. В начале 2010
года средние кредитные ставки на строительство
судов в России составляли от 13,5 до 18% годовых,
а предельный срок кредитования - не более
пяти лет при оплате процентов ежеквартально.
Ставка по лизингу достигала 16% годовых,
при этом строящееся судно не являлось
обеспечением по лизингу. Сейчас ситуация
такова, что лизинговые компании требуют
до 50% обеспечения от сумм кредита, а также
15% авансового платежа от лизингополучателя.
Зачастую это делает использование лизинговых
схем бессмысленным.
Конечно, с увеличением количества
лизинговых операторов вырастет конкуренция
на этом рынке и, соответственно, ставки
по лизингу пойдут вниз. Однако пока этого
не происходит, и с нового года Минпромторг
намерен запустить программу увеличения
субсидирования процентных ставок по
лизингу судов - с нынешних двух третей
ставки рефинансирования ЦБ РФ до девяти
десятых, чтобы сравнять условия кредитования
в России с мировыми. Этот проект касается
договоров лизинга, которые были и будут
заключены с 2008 по 2011 год, и министерство
планирует в дальнейшем его пролонгировать.
Согласно проекту, государство должно
компенсировать процентную ставку по
лизинговым платежам в течение семи-восьми
лет после начала их погашения компанией.
Одновременно летом текущего года
ОСК запустила программу льготного лизинга
под 2,6% годовых на строительство судов
в России. Компания открыла конкурс среди
лизинговых компаний, готовых на 1 руб.
ОСК, вкладываемый в строительство судна,
привлечь 1 руб. собственных средств. Цель
программы - увеличение количества лизинговых
компаний, с которыми сотрудничает корпорация,
до трех-четырех, таких как "Газпром-Лизинг",
"Сбербанк Лизинг". Пока единственным
партнером ОСК выступает "ВЭБ-Лизинг".
Именно ему корпорация предоставила заем
для финансирования строительства на
"Окской судоверфи" десяти речных
сухогрузов и передачи их в лизинг Волжскому
пароходству, которое входит в Universal Cargo
Logistics Holding Владимира Лисина.
Однако
условия конкурса, итоги которого
будут подведены до конца года,
подразумевают финансирование
Сейчас
почти все суда регистрируются в офшорных
государствах под удобными флагами, и
эту ситуацию не изменить, если не предложить
судовладельцам ряд льгот в обмен на регистрацию
российского судна в международном реестре.
Этот вопрос также может быть решен с принятием
закона о поддержке российского судостроения
и судоходства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объем новых сделок на рынке лизинга в 1 полугодии 2010 года вырос в 2,8 раза по сравнению с 1 полугодием 2009 года. Сумма вновь заключенных сделок по итогам 1 полугодия 2010 года составила 255,5 млрд рублей (в 1 полугодии 2009 года - 90,1 млрд рублей). Предпосылками быстрого роста рынка стали стабилизация в экономике, существенное снижение процентных ставок, рост доступности финансирования, а также эффект «низкой базы» после значительного сокращения рынка в 2009 году. Лизинговый портфель в целом по рынку увеличился на 4,5% и составил 1037 млрд рублей.
Все говорит о том, что рынок лизинга восстанавливается после кризиса. Эффект «низкой базы» после значительного сокращения объема рынка лизинга в 2009 году, стабилизация в экономике и существенное снижение процентных ставок в нынешнем году позволили участникам лизингового рынка быстро нарастить масштабы сотрудничества. Позитивно повлиял на работу лизингодателей и ощутимый рост предложения заемных средств со стороны банков, которые в настоящее время активно ищут надежные объекты для размещения своих активов.
В опубликованных Министерством финансов РФ документах о налоговой политике на ближайшие годы предлагается поставить под сомнение необходимость применения в лизинговых сделках повышающих коэффициентов к норме амортизации. В случае отмены ускоренной амортизации последует как минимум снижение спроса на лизинговые услуги, а в худшем случае еще и парализация работы лизинговых компаний (в частности бухгалтерских и договорных подразделений). Возможно ли осуществление этих изменений в ближайшее время пока не ясно.
По итогам 2009 года участниками рынка прогнозировался рост нового бизнеса в 2010 году на уровне 10-15%. Однако уже сейчас большинство респондентов (60%) придерживаются оптимистичных прогнозов и ожидают увеличения суммы контрактов не менее чем на 30%. По оценке «Эксперта РА», в случае сохранения на рынке докризисных тенденций развития (когда в 3 квартале заключается не меньше сделок, чем в среднем в 1 и 2 кварталах, а 4 квартал составляет около 40% общегодового объема контрактов) прирост новых сделок по итогам года может составить до 60%.
Так что по моему мнению отмена ускоренной амортизации только принесет вред, что может крайне негативно скажется на заключении лизинговых сделок в судостроении и принесет сложности в выполнении своих обязательств лизингополучателями.
Можно говорить о том, что интерес к лизингу останется только со стороны тех компаний, которые будут рассматривать его не как финансовый инструмент, а как сервисную услугу, позволяющую приобретать имущество с минимальным взносом и широким набором сопутствующих услуг. Однако будут ли при этом существовать компании-лизингодатели, способные в должной мере оказывать такие услуги?
Вероятность принятия закона, отменяющего возможность ускоренной амортизации, оценить пока трудно, поскольку неизвестен инициатор данного предложения. Заинтересованной стороной такой отмены могут быть Министерство финансов и ФНС, предполагая повышение налоговых сборов, а также банки, желающие привлечь новых клиентов и устранить дополнительное звено в виде лизинговых компаний. Однако проигравшей стороной в таком случае окажется экономика России, которая потеряет один из инструментов развития и модернизации производства.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Законы и постановления:
Печатные источники:
Ссылки в интернете.
Приложение 1
Таблица №1. Индикаторы развития рынка лизинга в России.
Показатели |
2007 г. |
1 полугодие 2008 |
2008г. |
1 полугодие 2009 |
2009г. |
1 полугодие 2010г. |
Объем нового бизнеса, млрд. руб. (млрд. долл.) |
997,5 (39) |
430 (18) |
720 (28,95) |
90,1 (2,72) |
315 (10,4) |
255,5 (8,5) |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд. руб. |
294294 |
215,5 |
402,8 |
167,2 |
320 |
159 |
Объем профинансированных средств, млрд. руб. |
5537 |
2422 |
442 |
57,2 |
154 |
152 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд. руб. |
1 202 |
1 320 |
1 390 |
992 |
960 |
1 037 |
Номинальный ВВП России, Млрд. руб. (по данным Росстата) |
33 113,5 |
– |
41 540,4 |
– |
39 016,1 |
– |
Доля лизинга в ВВП, % |
3,01 |
– |
1,73 |
– |
0,81 |
– |
Приложение 2
Таблица 2. Структура рынка по предметам лизинга
Предмет лизинга |
Доля в новом бизнесе в I полугод. 2010г.. %я |
Доля в новом бизнесе в I полугод. 2009г.. |
Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента |
Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.07.2010г. в % |
Железнодорожная техника |
37,14 |
8,67 |
1114,18 |
40,44 |
Грузовой автотранспорт |
8,34 |
8,45 |
179,87 |
5,72 |
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) |
8,16 |
7,50 |
208,36 |
13,27 |
Легковые автомобили |
7,56 |
13,97 |
53,42 |
4,14 |
Суда (морские и речные) |
5,36 |
0,00 |
– |
1,74 |
Энергетическое оборудование |
4,30 |
4,83 |
152,47 |
6,25 |
Дорожно-строительная техника |
4,28 |
0,86 |
1 310,74 |
2,22 |
Строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах |
3,92 |
5,43 |
105,02 |
3,56 |
Здания и сооружения |
2,68 |
7,18 |
5,71 |
3,04 |
Оборудование для газодобычи и переработки |
1,88 |
4,10 |
29,79 |
1,37 |