Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 17:10, курсовая работа
Целью работы является характеристика валютных операций в современной рыночной экономике.
Задачи :
- изучить виды и классификации валютных операций;
- рассмотреть регулирование валютных операций КБ, его составляющие;
-составить заключение , сделать вывод по проделанной работе.
Введение. 3 Глава1.Теоретические аспекты валютных операций КБ. 5 1.1 Виды и классификации валютных операций. 1.2 Характеристика основных валютных операций. 12 Глава 2. Регулирование валютных операций КБ. 22 2.1 Лицензирование валютных операций 2.2Основные принципы и методы валютного регулирования. 31 Заключение. 40 Список литературы. 43 Приложения.
Содержание.
Введение.
Нормальное функционирование международных товарно-денежных отношений возможно лишь при условии свободного обмена национальной валюты на валюту других стран. В современной экономике неизменно возрастает роль национального законодательства в определении статуса иностранной валюты, порядка ее обращения, обеспечении приоритета национальной валюты и защите ее покупательной способности, урегулировании других факторов, влияющих на конвертируемость национальной валюты.
Внешнеэкономические связи между странами обуславливают необходимость в обмене их национальных валют. Обеспечение конвертируемости национальной валюты является важнейшим условием успешного вхождения страны в систему международного разделения труда и международную торговлю, обеспечения защиты экономических интересов государства в системе мирохозяйственных связей, значение которого трудно переоценить.(Приложение 1)
Обмен валют и расчеты между государствами осуществляются на основе валютного курса.
Вступление России в ВТО привело к установлению формальных ограничений для экономической политики будущих правительств России. Ограничения касаются и торговли валютой. Согласно докладу о вступлении России в ВТО, любые ограничения на валютные операции в России или платежи в валюте будут соответствовать нормам ВТО.
Изменения, которые были внесены в Федеральный закон №173 «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года, в том числе:
- в отдельную статью выделены нарушения, связанные с непредставлением в срок форм учета по валютным операциям, а также дифференцированы размеры штрафов, в зависимости от времени задержки;
- определена
обязанность резидента
- внесено новое
положение, согласно которому
документы в контролирующие
- уточнено содержание «паспорта сделки», в частности, из перечня информации, которую необходимо указывать в данном документе, исключены сведения о порядке оплаты товаров и сроках возвращения валютной выручки.
Расширяющиеся
международные связи, возрастающая
интернационализация
Реализация этой необходимости происходит через особый валютный рынок, где под влиянием спроса и предложения стихийно формируется валютный курс, а валютные операции становятся подчас одними из основных операций коммерческих банков.
Целью работы является характеристика валютных операций в современной рыночной экономике.
Задачи :
- изучить виды и классификации валютных операций;
- рассмотреть регулирование валютных операций КБ, его составляющие;
-составить заключение , сделать вывод по проделанной работе.
Актуальность темы курсовой состоит в том что, необходимо изучить материал работы для адекватной оценки ситуации на рынке,.
Глава 1. Теоретические аспекты валютных операций КБ.
Валютные операции в широком смысле ― это ряд последовательных действий по оформлению и оплате документов и сделок, номинированных в иностранной валюте. Они могут охватывать все виды операций кредитной организации.
Валютные операции в узком смысле ― это сделки по покупке и продаже иностранной валюты.
Валюта ― это денежные знаки иностранных государств:
1) денежные
знаки в виде банкнот,
2) средства
на банковских счетах и в
банковских вкладах в денежных
единицах иностранных
Согласно
п. 7 ст. 1 Закона о валютном
а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
в) международные денежные переводы;
г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.
Определить юридическую сущность категории “валютная операция”, можно через характеристику ее особенностей.
Во-первых, это действия, как совершаемые в процессе осуществления гражданско-правовых сделок (например, при купле-продаже иностранной валюты или расчетах по внешнеторговым сделкам), так и не имеющие никакого отношения к сделкам. Валютной операцией, например, будет являться оплата налогов и сборов в иностранной валюте, то есть в данном случае валютная операция имеет ярко выраженный публичный характер и вытекает из налоговых (финансовых) отношений. Другой пример ― выплата предприятием заработной платы в иностранной валюте работнику, в данном случае подразумевается ситуация, связанная с трудовыми правоотношениями. Наконец, ввоз на таможенную территорию и вывоз с таможенной территории валютных ценностей ― тоже валютная операция.
Во-вторых, валютные операции отличает их субъектный состав. Деление всех их участников на резидентов и нерезидентов ― лишнее подтверждение того, что это особая юридическая категория.
Большинство валютных операций резиденты, и нерезиденты могут осуществлять исключительно через уполномоченные банки, получившие лицензии на совершение операций с иностранной валютой и операций с драгоценными металлами. Таким образом, еще одна особенность валютных операций ― императив, ограничивающий круг потенциальных контрагентов по сделке.
В-третьих, как особенность валютных операций, вероятно, следует расценивать и наличие в отношении них специального источника права ―Закона о валютном регулировании и контроле.
В-четвертых, важной особенностью значительной части валютных операций является также регистрационный, или разрешительный, порядок их совершения.
Наконец, в-пятых, все валютные операции выступают объектом особого государственного контроля, осуществляемого специальными субъектами ― органами и агентами валютного контроля.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что валютная операция ― самостоятельная публично-правовая категория.
Закон о валютном регулировании и контроле делит участников валютных операций на две категории ― резидентов и нерезидентов. Круг же субъектов валютных отношений намного шире и включает в себя также органы и агентов валютного контроля. Учитывая, что валютные операции главным образом совершаются в процессе осуществления гражданско-правовых сделок, можно сделать вывод, что отношения между участниками валютных операций строятся на основе равенства, в то время как отношения между субъектами валютных отношений основаны также на властном подчинении одной стороны другой.
Статус филиалов и представительств юридических лиц в валютном законодательстве определяется исходя из статуса лиц, обособленными подразделениями которых они являются.
Официальные представительства ― это представительства иностранных государств в Российской Федерации: иностранные дипломатические представительства в Российской Федерации (посольства, миссии, отделы посольств и миссий, учреждения, входящие в состав дипломатического представительства), консульские учреждения в Российской Федерации (генеральные консульства, консульства, вицеконсульства, консульские агентства). Официальные представительства заключают договоры банковского счета с уполномоченными банками Российской Федерации от своего имени.
Филиалы нерезидентов, а также представительства нерезидентов, не относящиеся к официальным представительствам, заключают договоры банковского счета от имени своих учредителей. При этом права и обязанности по договору банковского счета возникают у нерезидентов ― учредителей представительств и филиалов.
Резиденты, и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации, имеют право: а) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; б) обжаловать действия агентов валютного контроля в соответствующие органы валютного контроля, а также действия органов валютного контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в) другие права, установленные иными законодательными актами Российской Федерации.
Резиденты, и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации, обязаны: а) представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций; б) представлять органам и агентам валютного контроля объяснения в ходе проведения ими проверок, а также по их результатам; в) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной органами и агентами валютного контроля, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта; г) вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность документов учета и отчетности не менее пяти лет; д) выполнять требования (предписания) органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений; е) выполнять другие обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.
Субъектами валютных отношений являются юридические и физические лица (резиденты, нерезиденты), осуществляющие валютные сделки и расчеты, а также посредники и участники взаимосвязей на валютных рынках и сфере международных расчетов.
Резиденты: физические
лица, являющиеся гражданами Российской
федерации,постоянно
Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов; Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории РФ, а так же постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях РФ, муниципальные образования.