Роль международного валютного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что Современные международные валютные отношения очень нестабильны, ситуации, возникающие на валютных рынках отличаются большим риском и неопределенностью для участников валютных сделок. Все это заставляет многие страны участвовать в координации экономической политики в этой области. Эту координацию на практике осуществляют такие органы, как Международный валютный фонд. Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, её подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…….3
Общая характеристика Международный валютный фонда 4
История создания МВФ………………………………………4
Структура управления МВФ...………………….…………...5
Кредитные ресурсы МВФ….…………………….………….7
Роль МВФ в обеспечении мировой финансовой стабильности…………………………………………………………..….11
Предоставление кредитов на реализацию экономических программ…………………………………………………….…………11
Регулирование ликвидности……………………….……….18
Надзор и техническая помощь странам-членам МВФ…...23
Анализ деятельности МВФ за 2011 год ………….………..27
Реформы и укрепление МВФ для оказания более действенной поддержки государствам-членам…………….….…….27
Меры политики для обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста……………………….…28
Финансовая поддержка государств-членов МВФ……..….30
Россия и МВФ………………………………………….……34

Файлы: 1 файл

ДКБ.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

 


Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3

  1. Общая характеристика Международный валютный фонда 4
    1. История создания МВФ………………………………………4
    2. Структура управления МВФ...………………….…………...5
    3. Кредитные ресурсы МВФ….…………………….………….7
  2. Роль МВФ в обеспечении мировой финансовой стабильности…………………………………………………………..….11
    1. Предоставление кредитов на реализацию экономических программ…………………………………………………….…………11
    2. Регулирование ликвидности……………………….……….18
    3. Надзор и техническая помощь странам-членам МВФ…...23
  3. Анализ деятельности МВФ за 2011 год ………….………..27
    1. Реформы и укрепление МВФ для оказания более действенной поддержки государствам-членам…………….….…….27
    2. Меры политики для обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста……………………….…28
    3. Финансовая поддержка государств-членов МВФ……..….30
    4. Россия и МВФ………………………………………….……34

 

Заключение………………………………………………………………….36

Литература…………………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной работы заключается в том, что  Современные международные валютные отношения очень нестабильны, ситуации, возникающие на валютных рынках отличаются большим риском и неопределенностью для участников валютных сделок. Все это заставляет многие страны участвовать в координации экономической политики в этой области. Эту координацию на практике осуществляют такие органы, как Международный валютный фонд. Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, её подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ.

Целью работы является анализ не только теоретической базы, но еще  и практической деятельности Международного валютного фонда. Рассмотрения некоторых  крупных членов как непосредственных участников международных экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  Международного Валютного Фонда

 

1.1. История  создания МВФ

 

Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью–Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое является его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.

СССР принял участие  в Бреттон-Вудской конференции, но,  впоследствии,  в

связи с холодной войной он не ратифицировал статьи соглашения  МВФ.  По  той же причине на протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша,  Чехословакия  и Куба. В результате глубоких социально-экономических и  политических  реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной  и интегрирование национальных экономик в  мировое  хозяйство,  в  начале  90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства ранее входившие  в состав СССР, вступили в  Фонд  (за  исключением  КНДР  и  Республики  Кубы).

Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г, а остальные страны СНГ  и  Балтии  – на протяжении с апреля по сентябрь 1992г. В 1999г. (по состоянию на Январь) число стран –  членов  МВФ  составляло 182. Кроме того, после завершения всех требуемых процедур место бывшей  СФРЮ может занять ФРЮ (в составе Сербии и Черногории). Постоянное место  пребывания  руководящих  органов  Фонда  –  Вашингтон. Помимо того, имеются отделения в Париже, Женеве, Токио  и  при  ООН  в  Нью-Йорке. Официальными  целями  МВФ   являются:   «способствовать   международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в  рамках  постоянно  действующего учреждения»;   «содействовать   расширению   и    сбалансированному    росту международной  торговли»,   что   имело   бы   своим   следствием   развитие производственных ресурсов, достижение высокого уровня занятости  и  реальных доходов   всех   государств-членов;   «обеспечивать   стабильность    валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной  области  среди  государств-членов» и не допускать «обесценения валют  с  целью  получения  конкурентных преимуществ»; оказывать помощь в создании  многосторонней  системы  расчетов по текущим операциям  между  государствами-членами,  а  также  в  устранении валютных ограничений; предоставлять на временной основе  государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность  «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».  

В связи с эволюцией  мировой валютной системы Устав  МВФ трижды пересматривался:   

 В 1969 году с введением системы СДР;   

 В 1976 году с созданием  Ямайской валютной системы; 

 В ноябре 1992 года  с включением санкции — приостановки  права участвовать в голосовании  — по отношению к странам  не погасившим свои долги Фонду.

1.2. Структура управления МВФ.

Управление в МВФ  осуществляется согласно Статьям Соглашения. В структуру управления МВФ входят Совет Управляющих, Временный Комитет, Комитет Развития, Исполнительный Совет, Управляющий, персонал.

Совет Управляющих — высший руководящий орган МВФ, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. Совет управляющих обычно собирается на сессии один раз в год, но может собираться или принимать постановления, голосованием по почте и чаще. 

Временный Комитет исполняет решения Исполнительного Совета. Состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга. Временный Комитет собирается дважды в год и отчитывается Совету Управляющих об управлении и функционировании международной  валютной (monetary) системы, а также вносит предложения об изменении Статей Соглашения. 

Комитет Развития так же, как и Временный Комитет состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга, дает рекомендации и отчитывается Совету Управляющих МВФ. 

Большую часть своих  полномочий Совет Управляющих делегирует Исполнительному Совету. Исполнительный Совет ведает широким кругом вопросов административного и операционного характера, а также занимается вопросами касающимися политики Фонда в отношении стран-членов. 

Избранный Исполнительным Советом, Управляющий  МВФ возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала  организации. Под управлением Исполнительного  Совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран на последующий срок. 

Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической компетентности, и отражает интернациональность организации. Приблизительно 125 наций представлены среди 2,300 сотрудников организации.

 

1.3. Кредитные ресурсы

 

Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая  равна участию страны-члена в МВФ. СДР [Special Drawing Rights (SDR)] – это производный инструмент, который состоит из корзины валют нескольких стран , на сегодня это 4 валюты: доллар США (44%), Евро (34%), Японская Йена (11%) и Британский Фунт (11%). Фактически это резервная “валюта”, хотя почти не применяется,  доллар США по прежнему главенствует. Квота, которая была придумана для отражения отношения размеров экономики стран-членов, является базовым элементом во взаимоотношениях финансового и организационного характера стран-членов и Фондом. Она определяет количество голосов, имеющихся у страны-члена МВФ, и равна 250 "базисных" голосов, которые предоставляются каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР. Квота также определяет сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность использования ресурсов Фонда. Страна-участник обязана оплатить 25% от величины своей подписки в СДР или в валюте других стран-участниц, определяемой МВФ, согласно уставу; остаток страна оплачивает в своей валюте. Квоты используются для различных целей. Во-первых, они образуют денежный фонд, которым МВФ может пользоваться для кредитования государств-членов, испытывающих финансовые трудности. Во-вторых, квота служит основой определения суммы средств, которую может заимствовать государство-член, оплатившее свой взнос, или которую государство-член может получить при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР. Чем больше взнос страны, тем больший кредит она может при необходимости получить. В-третьих, квота определяет количество голосов государства-члена. МВФ самостоятельно устанавливает размер взноса по квоте на основе анализа богатства и экономических показателей страны. Чем богаче страна, тем больше ее квота. Размер квоты пересматривается каждые пять лет и может быть увеличен или уменьшен, в зависимости от потребностей МВФ и экономического процветания государства-члена. В 1945 году 35 стран-членов МВФ внесли 7,6 млрд СДР; по состоянию на 30 июня 1992 года членами МВФ было выплачено свыше 145,3 млрд СДР. Соединенные Штаты, являясь крупнейшей экономической державой, имеют наибольший взнос в МВФ, составляющий около 18 процентов от общей суммы квот (26 526,8 млн СДР); Республика Палау - островное государство в Тихом океане, имеет наименьшую квоту и внесла 2.2 млн СДР.

Взносы по квоте, или  членские взносы, являются основным источником денежных средств МВФ. Теоретически общая сумма квот в настоящее  время составляет около 130 млрд долл. США, но практически используется значительно меньшая сумма. Поскольку страны-члены выплачивают 75 процентов квот в национальной валюте, а большая часть национальных валют большинства стран членов фонда редко пользуется спросом за пределами страны-эмитента, приблизительно половина средств на балансе МВФ не может использоваться. За редким исключением в обычный год у МВФ заимствуются приблизительно только 20 валют, и большинство потенциальных заемщиков МВФ просят только основные конвертируемые валюты: доллар США, японскую йену, марку ФРГ, фунт стерлингов и французский франк.

Страна-заемщик должна передать в распоряжение Фонда количество собственной валюты, равное стоимости тех валют, которые она желает получить. Процедура погашения обратная: должник перечисляет Фонду суммы в конвертируемой валюте, равные первоначально полученной. Тогда Фонд аннулирует возникший в результате заемной операции долг в валюте должника. Такая операция называется продажей с возвратом платежа. На деле же речь идет о займе. В противоположность предложениям, содержавшимся в плане Кейнса, предусматривавшем почти автоматическое покрытие внешнего дефицита, устав Международного валютного фонда установил достаточно узкие рамки для получения займа государствами. Каждая страна может получать без всяких условий и предварительного изучения кредит в размере 25% своей квоты. Выше этого уровня предоставление помощи обусловлено изучением положения просителя. Если наличность МВФ в валюте какой-либо страны вдвое превышает квоту, то помощь этой стране прекращается.

Таким образом, капитал МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Квота выступает важным  звеном во взаимоотношениях стран-членов с МВФ. Она определяет: 1) сумму подписки страны на капитал МВФ; 2) возможности использования ресурсов Фонда: 3) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 г. 25% квоты оплачивались золотом, ныне — резервными активами (СДР и конвертируемой валютой но согласованию страны с МВФ); 75% суммы подписки национальной валютой. Пересмотр квот производится раз в пять лет. С 1947 г. квоты пересматривались девять раз. В результате повышения квот и увеличения числа стран-членов капитал Фонда увеличился с 7,7 млрд. в 1947 г. до 146 млрд. СДР (свыше 200 млрд. долл.) в 1994 г., т.е. в 19 раз. Однако увеличение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокупного мирового ВВП и еще в большей мере от динамики международных платежей по текущим операциям платежного баланса.

В связи с изменением удельного веса и значения отдельных  стран—членов МВФ в мировой экономике  увеличение квот стран-экспортеров  нефти, в первую очередь Саудовской Аравии, а также ФРГ, Японии и некоторых  других стран, опережало возрастание  квот остальных стран. На долю промышленно развитых стран приходится 60,6% суммы квот, в том числе США - 18,2%, ФРГ — 5,6, Японии - 5,6, Великобритании —- 5,1, Франции — 5,1, Италии — 3,1 и Канады — 2,9% в конце 1993 г. Доля стран ЕС равна 26,7%; развивающихся стран - 29,0%: стран, входивших ранее в СЭВ (Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Монголии, Польши, Румынии, республик бывшего СССР, Словакии. Чехии), а также Албании, Китая и республик бывшей Югославии, -10.4%.

В дополнение к собственному капиталу Фонд имеет возможность привлекать заемные средства. В соответствии с этим в январе 1962 г. «группа десяти» (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада. Нидерланды, США, ФРГ, Франция, Швеция, Япония), а также присоединившаяся к ним в 1964 г. Швейцария заключили Генеральное соглашение о займах, вступившее в силу с 24 октября того же года. Оно предусматривало предоставление кредитов Фонду (на постоянно возобновляемой основе) до 6 млрд. долл. в национальных валютах государств-участников, «чтобы предотвратить или преодолеть расстройство мировой валютной системы». МВФ, в свою очередь, может предоставлять эти средства взаймы на 3-5 лет другим странам-членам. Это соглашение первоначально было заключено на четыре года, затем неоднократно продлевалось. В ходе очередного его пересмотра в декабре 1983 г. участники Соглашения договорились увеличить лимит кредита до 17 млрд. СДР (23,3 млрд. долл.). 5 января 1993 г. МВФ продлил Генеральное соглашение о займах в прежнем объеме на пять лет — до декабря 1998 г. Необходимость увеличения кредитных операций потребовала от МВФ в 80-е годы расширения источников заемных средств с целью укрепления его финансовой базы. Фонд получал займы у казначейств и центральных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и некоторых других стран, а также БМР. К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал.

2. Роль МВФ в обеспечении мировой стабильности

2.1. Предоставление кредитов  на реализацию экономических  программ

 

В Уставе Фонда для  идентификации его кредитной  деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) — предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция (operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами — казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

Информация о работе Роль международного валютного фонда