Роль международного валютного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что Современные международные валютные отношения очень нестабильны, ситуации, возникающие на валютных рынках отличаются большим риском и неопределенностью для участников валютных сделок. Все это заставляет многие страны участвовать в координации экономической политики в этой области. Эту координацию на практике осуществляют такие органы, как Международный валютный фонд. Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, её подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…….3
Общая характеристика Международный валютный фонда 4
История создания МВФ………………………………………4
Структура управления МВФ...………………….…………...5
Кредитные ресурсы МВФ….…………………….………….7
Роль МВФ в обеспечении мировой финансовой стабильности…………………………………………………………..….11
Предоставление кредитов на реализацию экономических программ…………………………………………………….…………11
Регулирование ликвидности……………………….……….18
Надзор и техническая помощь странам-членам МВФ…...23
Анализ деятельности МВФ за 2011 год ………….………..27
Реформы и укрепление МВФ для оказания более действенной поддержки государствам-членам…………….….…….27
Меры политики для обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста……………………….…28
Финансовая поддержка государств-членов МВФ……..….30
Россия и МВФ………………………………………….……34

Файлы: 1 файл

ДКБ.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

• рассматривал широкий  спектр вопросов, относящихся к укреплению глобальной финансовой системы и вышедших на передний план в свете той критически важной роли, которую сыграл финансовый сектор в недавнем кризисе;

• сосредоточил внимание на проблемах, стоящих перед государствами-членами Фонда с низкими доходами, проведя обсуждения в Совете по вопросам, касающимся макроэкономических проблем и увеличения внутренних доходов, наряду с вопросом о введении аналитической основы для оценки уязвимости, предназначенной для определения рисков, возникающих для этих стран в результате изменений в мировой экономике.

 

3.3. Финансовая поддержка государств-членов МВФ

Нельготное  финансирование

Спрос на ресурсы Фонд оставался высоким в 2011 финансовом году, и выделенные им ресурсы продолжали увеличиваться быстрыми темпами. В течение года Исполнительный совет утвердил 13 договоренностей о нельготном финансировании на общую сумму 142,2 млрд СДР. Утвержденные в 2011 финансовом году две крупнейшие договоренности, не носящие превентивного характера, касались государств-членов зоны евро — Греции и Ирландии. В мае 2010 года Исполнительный совет одобрил трехлетнюю договоренность о кредите «стэнд-бай» с Грецией на сумму в 26,4 млрд СДР (примерно 30 млрд евро) для оказания поддержки многолетней программе экономической стабилизации и преобразований официальных органов страны, основными задачами которой является повышение конкурентоспособности, укрепление стабильности финансового сектора и обеспечение устойчивости государственных финансов в целях восстановления со временем экономического роста и рабочих мест. При разработке этой программы ставилась цель, чтобы бремя было распределено между всеми слоями общества и была обеспечена защита наиболее уязвимых групп населения. Договоренность явилась частью совместного с государствами-членами Европейского союза пакета финансирования на сумму 110 млрд евро. В соответствии с программой официальные органы Греции получили немедленный доступ к финансированию в размере 4,8 млрд СДР (приблизительно 5,5 млрд евро), и после третьего обзора экономических показателей Греции в марте 2011 года общая сумма фактически предоставленного Фондом финансирования на основе договоренности достигла эквивалента 12,7 млрд СДР (приблизительно 14,6 млрд евро). Ухудшение состояния государственного дефицита и долга после того, как банковскому сектору страны была оказана чрезвычайная официальная поддержка, подвергло Ирландию в 2010 году сильному экономическому и финансовому давлению. В декабре 2010 года Совет утвердил трехлетнюю договоренность со страной в рамках механизма расширенного кредитования (ЕФФ) на сумму 19,5 млрд СДР (приблизительно 22,5 млрд евро), предусматривавшую исключительный доступ к ресурсам организации. Как и в случае с Грецией, договоренность являлась частью более крупного пакета финансирования в сотрудничестве с Европейским союзом, в данном случае на сумму 85 млрд евро, включая собственный вклад Ирландии. Главной целью экономической и финансовой программы официальных органов страны, опирающейся на недавно предпринятые страной усилия, является восстановление доверия и финансовой стабильностипутем реструктуризации и рекапитализации банковского сектора, уменьшения его масштабов и повышения его устойчивости, а также проведение бюджетной консолидации и реформ, направленных на повышение конкурентоспособности и темпов экономического роста. Программой предусматривается ускорение и расширение мер для преодоления обеспокоенности стабильностью финансовой и бюджетной сферы в сочетаниис принятием стратегии в отношении финансовой системы, имеющей две опоры: снижение доли заемных средств и реорганизация, обеспечение достаточной капитализации. Значительная доля общего пакета финансирования, 5,0 млрд СДР (приблизительно 5,8 млрд евро), была предоставлена немедленно после вступления в силу договоренности. Совмещенные первый и второй обзоры выполнения программы были завершены Советом в мае 2011 года, и официальным органам страны были предоставлены дополнительные ресурсы Фонда в размере 1,4 млрд СДР (1,6 млрд евро). Более половины валовых нельготных обязательств Фонда по предоставлению финансирования на 2011 финансовый год (82,5 млрд СДР) были приняты в рамках договоренностей об использовании механизма ГКЛ с Колумбией, Мексикой и Польшей. В случае Польши в этот период было утверждено две договоренности об использовании ГКЛ. Первая вступила в силу в июле 2010 года на срок в один год, и по просьбе официальных органов страны и с одобрения Совета она была заменена в январе 2011 года новой договоренностью об использовании ГКЛ на срок в два года с более высоким уровнем доступа к ресурсам. Заключенные с Колумбией и Мексикой последующие договоренности об использовании ГКЛ вступили в силу в мае 2010 года и январе 2011 года на срок в один год и два года, соответственно.

Экстренная  помощь.

Механизм экстренной помощи на случай стихийных бедствий (ЭНДА) МВФ предназначен для удовлетворения неотложных потребностей государств-членов в финансировании платежного баланса вследствие стихийных бедствий без серьезного истощения их внешних резервов, например, при падении экспортной выручки и/или увеличении импорта.

В сентябре 2010 года Исполнительный совет утвердил перечисление Пакистану средств ЭНДА на сумму 296,98 млн СДР (приблизительно 451 млн долл. США) для оказания помощи стране в преодолении последствий сильных разрушительных наводнений, произошедших в июле 2010 года. В январе 2011 года Исполнительный совет утвердил выделение комбинированного пакета экстренной помощи Сент-Люсии на сумму 5,36 млн СДР (приблизительно 8,19 млн долл. США) для оказания помощи в преодолении экономических последствий урагана «Томас», обрушившегося на этот карибский остров в конце октября 2010 года и приведшего к человеческим жертвам и серьезному ущербу для дорожной сети, системы водоснабжения и сельского хозяйства страны. Данная финансовая помощь состоит из 3,83 млн СДР (приблизительно 5,85 млн долл. США) средств, перечисленных из ресурсов механизма ускоренного кредитования (РКФ), и 1,53 млн СДР (приблизительно 2,34 млн долл. США) средств в рамках ЭНДА. Месяцем позже Исполнительный совет утвердил перечисление Сент-Винсент и Гренадинам средств РСФ на сумму, эквивалентную 2,075 млн СДР (приблизительно 3,26 млн долл. США), с целью оказать помощь стране в преодолении экономических последствий урагана «Томас», нанесшего серьезный ущерб сельскому хозяйству, жилому фонду и инфраструктуре страны.

Льготное финансирование

В 2011 финансовом году Фонд принял обязательства о предоставлении кредитов государствам-членам с низкими доходами в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ) на сумму 1,1 млрд СДР. На 30 апреля 2011 года общая сумма непогашенных льготных кредитов 64 государствам-членам составляла 4,9 млрд СДР.

Облегчение  бремени задолженности

Фонд проводит облегчение бремени задолженности стран, отвечающих соответствующим критериям, в рамках Инициативы в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК) и Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе (МДРИ). В 2011 финансовом году Коморские Острова достигли стадии принятия решения12 в рамках Инициативы ХИПК, а четыре государства (Демократическая Республика Конго, Гвинея-Бисау, Либерия и Того) достигли стадии завершения. По состоянию на 30 апреля 2011 года 36 стран достигли стадии принятия решения в рамках Инициативы ХИПК; из них 32 страны достигли стадии завершения. В общей сложности МВФ провел облегчение бремени задолженности на сумму 2,5 млрд СДР и в рамках Инициативы ХИПК и 2,3 млрд СДР в рамках МДРИ. Поскольку подавляющее большинство отвечающих соответствующим критериям стран достигло стадии завершения и получило помощь в форме облегчения бремени задолженности, на которую они имели право, Исполнительный совет провел в феврале неформальное совещание для обсуждения будущего Инициативы ХИПК; ожидается, что обсуждение этого вопроса продолжится в 2012 финансовом году. В июле 2010 года Гаити стала первой страной-получателем помощи на цели облегчения бремени задолженности, финансируемой в рамках вновь созданного Трастового фонда ПКДР 3.1), когда Исполнительный совет принял решение сократить бремя задолженности страны путем предоставления гранта на сумму 178 млн СДР (приблизительно 268 млн долл. США) для погашения всей текущей задолженности станы перед МВФ.

 

3.4 Россия и  МВФ

В настоящее время в качестве источника заемных средств Международный валютный фонд и Всемирный банк больше не представляют для России интерес. К рекомендациям этих организаций здесь давно не прислушиваются. Единственное, чем еще России интересно участие в этих финансовых институтах, так это возможностью решить проблему возвращения миллиардов долгов, что задолжали ей другие страны.

Россия не будет пользоваться правом на получение льготного кредита  МВФ, заявил премьер-министр Владимир Путин на президиуме правительства, прошедшего 4 сентября 2009. Всего страна могла рассчитывать на получение 8,840 млрд долларов. Более того, Россия намерена отказаться от денежных вливаний в программу специальных прав заимствований (SDR), на основе которых ранее предлагалось создать международную валюту, альтернативную доллару США.

«Давайте так договоримся. Мы этими ресурсами (правом на получение льготного кредита в МВФ) пользоваться не будем, но выступать в качестве донора тоже не планируем», − заявил премьер-министр Владимир Путин, выступая на президиуме правительства в четверг, сообщает «Интерфакс».

России предоставлено  право воспользоваться суммой в  размере 4,407 млрд SDR. В переводе на американскую валюту это 6,870 млрд долларов.

Более того, между странами − акционерами МВФ, которые вступили в фонд после 1981 года (Россия является членом МВФ с 1 июня 1992 года) и никогда не получали SDR, должно состояться еще одно, специальное их распределение на 21,4 млрд (33 млрд долларов). В результате Россия получит еще 1,26 млрд SDR, что соответствует 1,970 млрд долларов дополнительных прав на кредиты.

«Это наша резервная  позиция на случай кризиса или  ситуации, в которой потребуется  привлечь кредит для сохранения стабильности российского платежного баланса», − пояснил министр финансов РФ.

«Мы считаем, что у  нас нет необходимости пользоваться этими ресурсами»

По мнению экспертов, у России в ближайшее время  нет необходимости пользоваться правом привлечения этого кредита  МВФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

За время своего существования  МВФ превратился в сильную  организацию, добился широкого признания  в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Ведь предоставление информации о своей экономики довольно ответственный ход государства поскольку экономика движущая сила развития и подчас ее развитие является секретом для внешних игроков.  Одновременно он начинает играть большую роль в реализации решений «Семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, Согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой  и полезный опыт.

Конечно, как и всякая международная организация, МВФ  является ареной не только партнерства, но и соперничества национальных, экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовать свою линию поведения с главными государствами Западной Европы и Японией.

Одновременно в МВФ  усиливается влияние развивающихся  стран Азии, Африки и Латинской  Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активно заявлять о себе и бывшие страны-члены СЭВ, особенно Россия и другие страны СНГ. Из этого потребность в более эффективном механизме сопоставления, учета и примирения конфликтных интересов в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества, необходимость совершенствования, как институциональных структур Фонда, так и реализуемых им программных политических установок.

Результаты взаимоотношений  России с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов различаются в зависимости от идеологических установок и методологических позиций, отдельных общественно-политических сил. Наличие кризисной ситуации вынуждало Россию, равно как и другие государства бывшего СССР, обращаться к Фонду за кредитами. По мнению экспертов, в настоящее время у России нет необходимости пользоваться правом привлечения кредита МВФ.

За последний период наблюдается сильное укрепление данной организации на мировой арене, а также рост экономики в странах  которые входят в Международный  Валютный Фонд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

    1. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков/ под ред. профессора Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2007.
    2. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Ариеляна М.: Правовая культура, 2008.
    3. Казималомедов А.А. Организация денежно-кредитного регулирования. М.: К.И.Т. 2001.
    4. Киреев А.П. Международная экономика. М.: Международные отношения, 2011.
    5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник. М.: Инфра-М. 2007.
    6. Егоров А. В. «Международная финансовая инфраструктура», М.: Линор, 2009.
    7. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Под ред. Круглова В.В. – М.: ИНФРА-М, 2008.
    8. Международный Валютный Фонд. Статьи соглашения Международного Валютного Фонда (1944). Вашингтон, округ Колумбия: Международный Валютный Фонд, 2011.

 




Информация о работе Роль международного валютного фонда