Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 07:27, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что Современные международные валютные отношения очень нестабильны, ситуации, возникающие на валютных рынках отличаются большим риском и неопределенностью для участников валютных сделок. Все это заставляет многие страны участвовать в координации экономической политики в этой области. Эту координацию на практике осуществляют такие органы, как Международный валютный фонд. Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, её подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ.
Введение………………………………………………………………..…….3
Общая характеристика Международный валютный фонда 4
История создания МВФ………………………………………4
Структура управления МВФ...………………….…………...5
Кредитные ресурсы МВФ….…………………….………….7
Роль МВФ в обеспечении мировой финансовой стабильности…………………………………………………………..….11
Предоставление кредитов на реализацию экономических программ…………………………………………………….…………11
Регулирование ликвидности……………………….……….18
Надзор и техническая помощь странам-членам МВФ…...23
Анализ деятельности МВФ за 2011 год ………….………..27
Реформы и укрепление МВФ для оказания более действенной поддержки государствам-членам…………….….…….27
Меры политики для обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста……………………….…28
Финансовая поддержка государств-членов МВФ……..….30
Россия и МВФ………………………………………….……34
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.
С момента создания МВФ постоянно добивается от стран-членов устранения валютных ограничений и множественности валютных курсов. Однако значительная часть развивающихся, а также восточноевропейских стран все еще не имеет возможности установить в полном объеме свободную конвертируемость своих валют.
В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ. с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с другой.
МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников. Поэтому эффективность регулирования спекулятивных перемещений краткосрочных капиталов, координации процесса выравнивания диспропорций в международных платежах, целенаправленного воздействия на международную ликвидность в ряде случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.
В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики.
МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями.
За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.
Конечно, как и всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и соперничества национальных экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовывать свою линию поведения с главными государствами Западной Европы и Японией. Одновременно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активнее заявлять о себе и бывшие страны — члены СЭВ, особенно Россия и другие государства СНГ. Из этого вытекает потребность в более эффективном механизме сопоставления, учета и примирения конфликтных интересов в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества, необходимость совершенствования как институциональных структур Фонда, так и реализуемых им программных политических установок.
В первые годы все страны, вступая в МВФ, обязались применять один и тот же метод расчета стоимости своей валюты. Это была так называемая паритетная система. В то время Соединенные Штаты выражали стоимость доллара в золоте. Цена одной унции золота составляла ровно 35 долларов. Золотое содержание доллара обеспечивалось правительством США, которое в случае надобности обменивало золото на доллары именно по этому курсу. Вступая в МВФ, все остальные члены также должны были выражать стоимость своей валюты в золоте, а поскольку, если каждый из двух предметов равен третьему, то они равны между собой, стоимость всех валют для большего удобства было принято котировать в долларах США. Государства-члены поддерживали стоимость своих валют в пределах 1 процента данного паритета, и, если они считали, что изменение курса отвечает их экономическим интересам, они обсуждали предлагаемые изменения с другими странами в рамках МВФ и должны были получить их согласие на такие изменения. Система паритетной стоимости имела то значительное преимущество, что курс валют оставался стабильным и предсказуемым. Это было весьма удобно для международных инвесторов, дилеров и туристов, но со временем проявились и некоторые недостатки системы. Изменение паритетной стоимости валюты представляло собой огромную проблему для правительства, связанную со значительным политическим риском, и каждое изменение паритетной стоимости одной из основной валют грозило общим кризисом системы. Паритетная система достаточно успешно применялась в течение приблизительно 25 лет. Однако она была отменена в начале 70-х годов, когда золотые запасы США оказались недостаточными для удовлетворения спроса всех желающих обменять доллары на золото: возможность получить унцию золота за 35 долларов представлялась слишком заманчивой сделкой.
После отмены паритетной системы государства-члены МВФ решили, что каждая страна будет иметь право самостоятельно выбирать метод определения стоимости валюты. Единственное требование - страны не должны больше определять стоимость валюты в золоте и должны точно информировать других членов, по какому методу устанавливается стоимость валюты. Существуют самые разнообразные методы. Многие крупные промышленно развитые страны используют плавающий валютный курс: деньги стоят столько, сколько за них готовы платить участники рынка. Другие страны привязывают курс валюты к одной из основных валют или группе валют, и тогда, например, при росте стоимости доллара США растет и курс их валют. Многие европейские страны поддерживают курс своей валюты по отношениям к другим валютам группы в определенном заранее установленном диапазоне.
Проводя периодические консультации с государствами-членами, МВФ получает информацию, позволяющую судить, насколько ответственно и открыто действует страна, определяя условия купли и продажи ее валюты правительствами и гражданами других стран, а также информацию об общем экономическом положении страны.
Второй этап заключается в проведении обсуждений с высокопоставленными государственными лицами для определения эффективности экономической политики в течение предыдущего года и ожидаемых изменений в следующем году, а также прогресса, достигнутого страной в устранении возможных ограничений на валютный обмен. По завершении совещаний группа возвращается в штаб-квартиру в Вашингтоне и готовит подробный доклад персонала для обсуждения на Исполнительном совете. В обсуждениях, естественно, участвует исполнительный директор, представляющий страну. Он поясняет экономическое положение страны и заслушивает оценки ее экономических показателей другими исполнительными директорами. Резюме обсуждения, часто содержащее предложения по преодолению экономических недостатков, затем передается правительству страны.
Кроме контроля за международной
валютной системой и финансовой поддержки
стран-членов, МВФ оказывает содействие
путем подготовки кадров в своем
учебном институте в
В Институте МВФ, с момента его основания при штаб-квартире в Вашингтоне в 1964 году, были организованы курсы и семинары для почти 10 000 должностных лиц из практически всех стран-членов, которые по работе тесно связаны с деятельностью МВФ. Большинство слушателей являются работниками министерств финансов, центральных банков и других государственных финансовых ведомств. За это время Институт добился значительных успехов в ознакомлении слушателей с работой валютной системы и ролью МВФ в ее функционировании. Обучение в Институте также помогло стандартизировать в мировых масштабах методы сбора и представления статистических данных о платежном балансе, денежно-кредитной системе и финансах, что было на пользу всему сообществу. Кроме того, около 1 300 человек прошли обучение на курсах и семинарах МВФ в Объединенном венском институте, используемом МВФ и другими международными организациями.
Доступ к данным о
положении в налогово-
В дополнение к статистическим публикациям и выходящему два раза в год справочнику "World Economic Outlook" («Перспективы мировой экономики»), МВФ издает серию брошюр, разъясняющих его политику и программы, непериодические серии документов по долгосрочным вопросам финансов и торговли, экономические обзоры по странам.
3.1. Реформы и укрепление МВФ для оказания более действенной поддержки государствам-членам
В декабре 2010 года было достигнуто соглашение о фундаментальном преобразовании структуры управления МВФ. Реформа квот и изменения в составе Исполнительного совета организации повысят авторитет и эффективность Фонда, приведя его структуры управления в большее соответствие с сегодняшними мировыми реалиями. Реформа квот, опирающаяся на реформы, начатые в 2008 году, удвоит квоты до приблизительно 476,8 млрд СДР (около 733 млрд долл. США), перераспределит более 6 процентов долей квот динамичным странам с формирующимся рынком и развивающимся странам и сохранит доли квот и число голосов беднейших государств-членов. После этих изменений Бразилия, Россия, Индия и Китай (так называемые страны БРИК) будут в числе 10 крупнейших акционеров Фонда. Предлагаемые реформы для изменения структуры и состава Исполнительного совета МВФ, сила которого жизненно важна для эффективного функционирования организации, включают переход к полностью выборному Совету и сокращение общего представительства европейских стран с развитой экономикой в Совете на два члена. Предлагаемое увеличение квот и поправка к Статьям соглашения Фонда должны быть приняты государствами-членами, этот процесс во многих случаях связан с утверждением парламентом. Государствам-членам предложено завершить ратификацию этих решений к Ежегодным совещаниям 2012 года. В марте 2011 года государства-члены Международного валютно-финансового комитета (МВФК) избрали председателем Комитета министра финансов и заместителя премьер-министра Сингапура Тармана Шанмугаратнама на срок до трех лет. Г-н Шанмугаратнам сменил на этом посту министра финансов Египта Юсефа Бутроса-Гали, который подал в отставку в предыдущем месяце. В 2011 финансовом году МВФ продолжал реформу своих инструментов финансирования. Созданная в марте 2009 года гибкая кредитная линия была доработана, чтобы сделать ее более полезной и действенной для предотвращения кризисов. Была введена новая превентивная кредитная линия (ПКЛ), которой может воспользоваться более широкий круг стран по сравнению с ГКЛ; был также создан Трастовый фонд для облегчения бремени задолженности после катастроф (ПКДР), позволяющий Фонду подключаться к международным действиям по облегчению бремени долга для бедных стран, пострадавших от самых катастрофических стихийных бедствий.
В 2011 финансовом году продолжалось предоставление большого объема технической помощи, которая по-прежнему была направлена на содействие странам в преодолении последствий мирового финансового кризиса и укреплении основ политики для поддержки устойчивого экономического роста. В течение года были сформированы новые партнерства с донорами, чтобы обеспечить достаточный уровень ресурсов для удовлетворения сохраняющегося высокого спроса на техническую помощь. Продолжалась оценка и адаптация учебных курсов МВФ, чтобы они учитывали приоритетные задачи и удовлетворяли потребностям государств-членов. В 2011 финансовом году были организованы дополнительные программы по обучению макроэкономической диагностике и вопросам финансового сектора.
3.2. Меры политики для обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста
В условиях, когда в 2011 финансовом году экономический подъем в мире после глобального кризиса продолжался разными темпами и в различной форме, деятельность МВ Ф была направлена на определение мер политики, которые обеспечили бы устойчивый и сбалансированный рост мировой экономики, и содействие их реализации. Фонд также продолжал предлагать финансовую и иную помощь государствам-членам, которые страдали от затянувшихся последствий кризиса.
Спрос на ресурсы Фонда оставался высоким, и в течение года было утверждено 30 договоренностей (13 нельготных, 17 льготных); из всего нельготного финансирования в размере 142,2 млрд СДР более половины (82,5 млрд СДР ) было предоставлено в рамках механизма ГКЛ Колумбии, Мексике и Польше, и еще 45,9 млрд СДР — Греции и Ирландии. Поддержка стран с низкими доходами также оставалась на высоком уровне, и объемы льготного финансирования за год составили 1,1 млрд СДР . Стремясь обеспечивать неотложные потребности в финансировании государств-членов, МВФ:
• продолжил расширение своего финансового инструментария, исходя из перспективных потребностей, и с этой целью ввел механизм ПКЛ, который, подобно успешно действовавшему механизму ГКЛ, опирается на предварительное определение соответствия критериям, но предусматривает предварительные условия и может быть открыт для более широкой группы стран, а также создал Трастовый фонд для облегчения бремени задолженности после катастроф, с тем чтобы иметь возможность предлагать дополнительную помощь государствам-членам, пострадавшим от наиболее сильных стихийных бедствий;
• усовершенствовал работу в одной из основных областей своей деятельности - сфере надзора, сосредоточив внимание на анализе своих полномочий в этой области, а также на условиях ведения надзора, и установив приоритет в отношении обеспечения функционирования и стабильности международной валютной системы, а также на работе Исполнительного совета и персонала в отношении потоков капитала, резервов и роли СДР в целях содействия международной валютной стабильности;