Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является выявление проблем в развитии рынка ссудных капталов в Республике Беларусь и определение направлений его развития и совершенствования.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
1) дать определение рынка ссудных капиталов;
2) рассмотреть структуру рынка ссудных капиталов;
Введение……………….…………………………………………………………..... 4
1 Теоретические аспекты функционирования рынка ссудных капиталов……………………………………………………….…………………….5
1.1 Понятие, характеристика и функции рынка ссудных капиталов ………..…. 5
1.2 Структура рынка ссудных капиталов ……………………………………….....8
2 Анализ развития и функционирования кредитного рынка и рынка ценных бумаг в Республике Беларусь……………………………………………………...10
2.1Особенности формирования и функционирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь ………………………………………………………...…….10
2.2 Анализ проблем кредитования субъектов хозяйствования различных форм собственности в Республике Беларусь………………………………………..…..12
2.3 Аналитическое обозрение условий кредитования в Республике Беларусь ……………………………………………………………………………………….14
3 Основные направления совершенствования рынка ссудных капиталов в Республике Беларусь ……………….……………………………………………...17
3.1 Особенности рынка капитала в Республике Беларусь ………………..….....17
3.2 Основные тенденции в кредитной сфере: перспективы развития кредитного рынка ………………………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………….................22
Список использованных источников
Современная структура
рынка ссудных капиталов
По временному признаку различают денежный рынок, на котором предоставляются кредиты на период от нескольких недель до одного года, и непосредственно, рынок капиталов, где денежные средства выдаются на более длительные сроки: от года до пяти лет (рынок среднесрочных кредитов) и от пяти и более лет (рынок долгосрочных кредитов).
По функционально-
Взаимодействие различных
рынков ссудных капиталов осуществляется
посредством механизма
Кроме финансовых активов, которые являются товаром на рынке ссудных капиталов, обязательными элементами рынка ссудных капиталов, как и любого другого, являются субъекты рынка (включая органы государственного регулирования и надзора и саморегулируемые организации, инфраструктуру рынка).
Субъекты рынка ссудных капиталов — физические и юридические лица, которые продают или покупают финансовые активы, обслуживают их обороты, производят расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения финансовых активов. К ним относят эмитентов и инвесторов. [17]
Государственное регулирование рынка ссудных капиталов и надзор осуществляют Президент, Правительство, Министерство финансов Республики Беларусь, его органы на местах. К саморегулируемым организациям относят объединения профессиональных участников рынка.
Рынок ссудных капиталов не может существовать без хорошо развитой инфраструктуры. Ее образуют организации, обслуживающие рынок, а также организации, обеспечивающие исполнение сделок (биржи, клиринговые организации, расчетно-клиринговые депозитарии).
В зависимости от позиции, которую занимают участники по отношению к рынку, их подразделяют на покупателей, продавцов и тех, кто обслуживает, регулирует рыночные процессы.
Также участников рынка
ссудных капиталов условно
Профессиональные участники рынка ссудных капиталов — юридические лица, зарегистрированные в качестве профессиональных участников и имеющие лицензии соответствующих государственных органов на осуществление деятельности. [17]
В заключение пункта можно сделать следующий вывод. Основными признаками развитого рынка ссудных капиталов являются стабильность нормативной правовой базы, достаточно большой круг участников рынка, информационная прозрачность операций, честность участников рынка и хорошо развитая инфраструктура. Наличие этих признаков обеспечивает участникам рынка быстрое и эффективное использование денежных средств.
2.1 Особенности
формирования и
Началом формирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь можно считать принятие в 1992 г. Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» и образование 22 мая 1992 г. Государственной инспекции Республики Беларусь по ценным бумагам.
Становление и развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг началось в 1990-х годах, когда возникла ОАО «Белорусская фондовая биржа», специализирующаяся на торговле ценными бумагами.
Сегодня ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» – единственная в республике целостная структура, на основе которой создана общенациональная система биржевых торгов на всех основных сегментах финансового рынка – валютном, фондовом и срочном .
За
ОАО «Белорусская валютно-фондовая
биржа» закреплено исключительное право
на организацию вторичного обращения
государственных краткосрочных
облигаций, государственных долгосрочных
облигаций и краткосрочных
В настоящее время рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих сегментов :
Последние
10 лет корпоративный рынок ценных
бумаг в нашей стране был надежно
«законсервирован» целой
Возобновление
внимания к проблемам фондового
рынка — важного для экономики
государства сегмента финансового
рынка — нужно оценивать
Развитию рынка корпоративных ценных бумаг в последние годы содействовали упрощение порядка их допуска к обращению на биржевом рынке, уменьшение налоговой нагрузки на участников рынка ценных бумаг, снятие ограничения на отчуждение акций акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. Основные параметры и условия выпуска государственных ценных бумаг для юридических и физических лиц устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. К эмиссионным бумагам отнесены государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения до одного года и государственные долгосрочные облигации (ГДО) со сроком обращения один год и более. [14]
Государственное регулирование и контроль за рынком ценных бумаг осуществляется путем принятия соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, государственной регистрации ценных бумаг, лицензирования и аттестации, осуществления контроля и надзора за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг. Проведение единой государственной политики в этой сфере осуществляет Глава государства, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 (с измен. и доп. от 27.06. 2011 № 275) «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» законодательно закреплено разграничение полномочий между Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь по регулированию рынка ценных бумаг.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 982 «Об отдельных вопросах Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» закреплено за Министерством финансов Республики Беларусь.
Таким
образом, в настоящее время создана
система нормативно-правового
Основная цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь – содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.
В
Республике Беларусь постепенно развиваются
кредитная система, адекватная рыночным
отношениям, и рынок ссудных капиталов.
Вместе с тем в трансформационной
экономике действуют факторы, тормозящие
данные процессы, связанные с недостаточной
разработанностью общей макроэкономической
стратегии трансформации
Беларусь отличается изолированностью
от внешних кредитов и инвестиций,
незначительностью общих
Большая часть национального богатства не вовлечена в национальный оборот, то есть функционирующая кредитная система страны не в состоянии аккумулировать и производительно использовать имеющиеся ресурсы. Активы всей кредитной системы Беларуси составляют лишь 40% от размера ВВП, что крайне мало. Как минимум, ресурсная база кредитной системы должна быть сопоставима с ВВП. В ее составе практически отсутствуют такие институциональные инвесторы, как финансовые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и кооперативы.
Много проблем накопилось также в организации и механизме функционирования в других институциональных звеньях кредитной системы — страховом секторе, небанковских кредитно-финансовых институтах.
По существу в Беларуси из небанковских кредитно-финансовых учреждений получил развитие лишь страховой сектор. Так же, как и в банковской сфере, многие страховые компании в силу своей финансовой несостоятельности разорились. Наметилась тенденция укрупнения и объединения страховых компаний. В силу своей маломощности страховые компании располагают, как правило, незначительными кредитными ресурсами.
Другие структурные элементы кредитной системы, характерные для большинства промышленно развитых стран, не получили развития в Беларуси. Это касается пенсионных фондов, трастовых компаний, благотворительных фондов, ссудо-сберегателъных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.
Все это говорит о том, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Стратегической целью реформирования кредитных отношений в республике является формирование и функционирование эффективной кредитной системы, которая:
а) создаст предпосылки для развития рыночной экономики через ускорение процесса приватизации государственной собственности, развитие частного предпринимательства, рыночной инфраструктуры и т. д.;
б) будет стимулировать развитие реального сектора экономики;
в) обеспечит реализацию механизма долгосрочного вложения денежных средств;
г) создаст условия для вхождения в мировую кредитную систему. [15]
2.3 Аналитическое обозрение условий кредитования
в Республике Беларусь
В рамках проведения Национальным банком мониторинга и анализа условий кредитования был проведен экспертный опрос (анкетирование) руководителей банков об изменении условий банковского кредитования. Период обследования условий кредитования охватывал III, IV квартал 2011 г., I квартал 2012 г., а также ожидаемые изменения во II квартале 2012 г.
Информация о работе Рынок ссудных капиталов, его виды и роль