Рынок ссудных капиталов, его виды и роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является выявление проблем в развитии рынка ссудных капталов в Республике Беларусь и определение направлений его развития и совершенствования.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
1) дать определение рынка ссудных капиталов;
2) рассмотреть структуру рынка ссудных капиталов;

Содержание работы

Введение……………….…………………………………………………………..... 4
1 Теоретические аспекты функционирования рынка ссудных капиталов……………………………………………………….…………………….5
1.1 Понятие, характеристика и функции рынка ссудных капиталов ………..…. 5
1.2 Структура рынка ссудных капиталов ……………………………………….....8
2 Анализ развития и функционирования кредитного рынка и рынка ценных бумаг в Республике Беларусь……………………………………………………...10
2.1Особенности формирования и функционирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь ………………………………………………………...…….10
2.2 Анализ проблем кредитования субъектов хозяйствования различных форм собственности в Республике Беларусь………………………………………..…..12
2.3 Аналитическое обозрение условий кредитования в Республике Беларусь ……………………………………………………………………………………….14
3 Основные направления совершенствования рынка ссудных капиталов в Республике Беларусь ……………….……………………………………………...17
3.1 Особенности рынка капитала в Республике Беларусь ………………..….....17
3.2 Основные тенденции в кредитной сфере: перспективы развития кредитного рынка ………………………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………….................22
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая по ДКБ ГОТОВАЯ!!!.docx

— 376.95 Кб (Скачать файл)

Современная структура  рынка ссудных капиталов характеризуется  двумя основными признаками: временным  и институциональным.

По временному признаку различают денежный рынок, на котором предоставляются кредиты на период от нескольких недель до одного года, и непосредственно, рынок капиталов, где денежные средства выдаются на более длительные сроки: от года до пяти лет (рынок среднесрочных кредитов) и от пяти и более лет (рынок долгосрочных кредитов).

По функционально-институциональному признаку современный рынок ссудных капиталов подразумевает наличие двух основных звеньев: кредитного рынка и рынка ценных бумаг. Последний, в свою очередь, разделяется на первичный рынок, где продаются и покупаются новые эмиссии ценных бумаг, биржевой (вторичный), где покупаются и продаются ранее выпущенные ценные бумаги, и внебиржевой рынок, где совершается реализация ценных бумаг, которые не могут быть проданы на бирже.

Взаимодействие различных  рынков ссудных капиталов  осуществляется посредством механизма ценообразования, его элементов (ставки процента спроса и предложения, курсовой стоимости, доходности).

Кроме финансовых активов, которые являются товаром на рынке  ссудных капиталов, обязательными  элементами рынка ссудных капиталов, как и любого другого, являются субъекты рынка (включая органы государственного регулирования и надзора и  саморегулируемые организации, инфраструктуру рынка).

Субъекты  рынка  ссудных капиталов — физические и юридические лица, которые продают или покупают финансовые активы, обслуживают их обороты, производят расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения финансовых активов. К ним относят эмитентов и инвесторов. [17]

Государственное регулирование  рынка ссудных капиталов и  надзор осуществляют Президент, Правительство, Министерство финансов Республики Беларусь, его органы на местах. К саморегулируемым организациям относят объединения  профессиональных участников рынка.

Рынок ссудных капиталов  не может существовать без хорошо развитой инфраструктуры. Ее образуют организации, обслуживающие рынок, а также организации, обеспечивающие исполнение сделок (биржи, клиринговые  организации, расчетно-клиринговые  депозитарии).

В зависимости от позиции, которую занимают участники по отношению  к рынку, их подразделяют на покупателей, продавцов и тех, кто обслуживает, регулирует рыночные процессы.

Также участников рынка  ссудных капиталов условно делят  на профессионалов  и  непрофессионалов.

Профессиональные участники рынка ссудных капиталов — юридические лица, зарегистрированные в качестве профессиональных участников и имеющие лицензии соответствующих государственных органов на осуществление деятельности. [17]


В заключение пункта можно  сделать следующий вывод.  Основными  признаками развитого рынка ссудных  капиталов являются стабильность нормативной  правовой базы, достаточно большой  круг участников рынка, информационная прозрачность операций, честность участников рынка и хорошо развитая инфраструктура. Наличие этих признаков обеспечивает участникам рынка быстрое и эффективное  использование денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ развития и функционирования кредитного рынка и  рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

 

 

2.1 Особенности  формирования и функционирования  рынка ценных бумаг Республики  Беларусь

 

 

Началом формирования рынка ценных бумаг  Республики Беларусь можно считать  принятие в 1992 г. Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» и образование 22 мая 1992 г. Государственной инспекции Республики Беларусь по ценным бумагам.

Становление и развитие инфраструктуры рынка  ценных бумаг началось в 1990-х годах, когда возникла ОАО «Белорусская фондовая биржа», специализирующаяся на торговле ценными бумагами.

Сегодня ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» – единственная в республике целостная структура, на основе которой  создана общенациональная система  биржевых торгов на всех основных сегментах  финансового рынка – валютном, фондовом и срочном .

За  ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право  на организацию вторичного обращения  государственных краткосрочных  облигаций, государственных долгосрочных облигаций и краткосрочных облигаций  Национального банка Республики Беларусь. [14]

В настоящее время рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит  из следующих сегментов :

  • корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);
  • государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);
  • муниципальных ценных бумаг (жилищных, облигационных займов);
  • ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);
  • именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».

Последние 10 лет корпоративный рынок ценных бумаг в нашей стране был надежно  «законсервирован» целой системой нормативных запретов и жестких  ограничений, неадекватным налогообложением доходов от операций с негосударственными ценными бумагами. Едва ли не единственным оборотным финансовым инструментом являлась государственная облигация. В государственной экономике  находилось место лишь государственным  ценным бумагам. Министерство финансов Беларуси более 10 лет было фактическим  монополистом на внутреннем рынке оптовых  заимствований, следствием чего стала  постепенная деградация этого сектора  финансового рынка, потеря ликвидности  и сокращение числа инвесторов, участвующих  в операциях с государственными облигациями.

Возобновление внимания к проблемам фондового  рынка — важного для экономики  государства сегмента финансового  рынка — нужно оценивать позитивно. Табу на обсуждение вопросов приватизации и развития рынка ценных бумаг, таким  образом, снято.

Развитию  рынка корпоративных ценных бумаг  в последние годы содействовали  упрощение порядка их допуска  к обращению на биржевом рынке, уменьшение налоговой нагрузки на участников рынка  ценных бумаг, снятие ограничения на отчуждение акций акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов государственной  собственности. Основные параметры и условия выпуска государственных ценных бумаг для юридических и физических лиц устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. К эмиссионным бумагам отнесены государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения до одного года и государственные долгосрочные облигации (ГДО) со сроком обращения один год и более. [14]

Государственное регулирование и контроль за рынком ценных бумаг осуществляется путем принятия соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, государственной регистрации ценных бумаг, лицензирования и аттестации, осуществления контроля и надзора за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг. Проведение единой государственной политики в этой сфере осуществляет Глава государства, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 (с измен. и доп. от 27.06. 2011 № 275) «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» законодательно закреплено разграничение полномочий между Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь по регулированию рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора  за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 982 «Об отдельных вопросах Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»  закреплено за Министерством финансов Республики Беларусь.

Таким образом, в настоящее время создана  система нормативно-правового обеспечения  и регулирования рынка ссудного капитала в Республике Беларусь. На протяжении последних лет в Республике Беларусь планомерно проводилась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере функционирования и регулирования рынка ценных бумаг. [15]

2.2 Анализ проблем кредитования субъектов хозяйствования различных форм собственности в Республике Беларусь

 

 

Основная  цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь – содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.

В Республике Беларусь постепенно развиваются  кредитная система, адекватная рыночным отношениям, и рынок ссудных капиталов. Вместе с тем в трансформационной  экономике действуют факторы, тормозящие данные процессы, связанные с недостаточной  разработанностью общей макроэкономической стратегии трансформации национальной экономики, незрелостью рыночных отношений, кризисом производства, инфляцией, отсутствием  четких правовых основ рыночного  механизма кредитования и низким уровнем развития кредитной системы. В таких условиях перераспределение  кредитных ресурсов приводит к переливу ссудных капиталов из сферы производства в сферу обращения, способствуя  нарушению макроэкономической сбалансированности. В определенной мере это объясняется  тем, что в период трансформации  экономики происходит ломка государственно-административной кредитной системы, восстанавливаются принципы, функции, инструменты рыночной кредитной системы и формируется кредитная инфраструктура.

Беларусь отличается изолированностью от внешних кредитов и инвестиций, незначительностью общих объемов  активов кредитной системы по отношению к ВВП и крайней  неразвитостью или полным отсутствием  небанковских институциональных инвесторов, как то: факторинговые и лизинговые компании, фирмы, обслуживающие оборот ценных бумаг, страховые организации, пенсионные и благотворительные фонды, ломбарды, кредитные кооперативы и товарищества. [16]

Большая часть национального богатства  не вовлечена в национальный оборот, то есть функционирующая кредитная  система страны не в состоянии  аккумулировать и производительно  использовать имеющиеся ресурсы. Активы всей кредитной системы Беларуси составляют лишь 40% от размера ВВП, что  крайне мало. Как минимум, ресурсная  база кредитной системы должна быть сопоставима с ВВП. В ее составе  практически отсутствуют такие  институциональные инвесторы, как  финансовые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и  кооперативы.

Много проблем накопилось также в организации  и механизме функционирования в  других институциональных звеньях  кредитной системы — страховом  секторе, небанковских кредитно-финансовых институтах.

По  существу в Беларуси из небанковских кредитно-финансовых учреждений получил  развитие лишь страховой сектор. Так  же, как и в банковской сфере, многие страховые компании в силу своей  финансовой несостоятельности разорились. Наметилась тенденция укрупнения и объединения страховых компаний. В силу своей маломощности страховые компании располагают, как правило, незначительными кредитными ресурсами.

Другие  структурные элементы кредитной  системы, характерные для большинства  промышленно развитых стран, не получили развития в Беларуси. Это касается пенсионных фондов, трастовых компаний, благотворительных фондов, ссудо-сберегателъных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.

Все это говорит о том, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной  системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Стратегической  целью реформирования кредитных  отношений в республике является формирование и функционирование эффективной  кредитной системы, которая:

а) создаст предпосылки для развития рыночной экономики через ускорение процесса приватизации государственной собственности, развитие частного предпринимательства, рыночной инфраструктуры и т. д.;

б) будет стимулировать развитие реального сектора экономики;

в) обеспечит реализацию механизма долгосрочного вложения денежных средств;

  г) создаст условия для вхождения в мировую кредитную систему. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Аналитическое  обозрение условий кредитования

 в Республике  Беларусь

 

 

В рамках проведения Национальным банком мониторинга и анализа условий  кредитования был проведен экспертный опрос (анкетирование) руководителей  банков об изменении условий банковского  кредитования. Период обследования условий кредитования охватывал III, IV квартал 2011 г., I квартал 2012 г., а также ожидаемые изменения во II квартале 2012 г.

Информация о работе Рынок ссудных капиталов, его виды и роль