Сберегательные учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно
свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное
пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных
платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными
лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию)
новых денег.
Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит
государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом
(США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония -
55%), центральный банк выполняет функции государственного органа.
Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение
(эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы.

Файлы: 1 файл

сберегательные учреждения.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Уже позднее, в 1826 г. Николай I поставил вопрос о разработке проекта общеимперской организации сберегательных касс при Приказах общественного призрения. Исходя из опыта работы сберегательных касс в Германии и некоторых других европейских странах, рассмотревший данный вопрос Государственный совет Российской империи признал необходимость их организации в России. Но в результате того, что по  оценкам большинства руководителей местных Приказов (заключавшим в себе статистические данные об очень низком уровне жизни бедного класса) Совет вынес решение о невозможности в этот период создания широкой сети сберегательных институтов. В итоге данный проект был отложен до середины 1830-х гг. В этот же период член Совета Министр финансов граф А.Г. Кушелев-Безбородко предлагает новый проект организации сберегательных касс во всех уездных городах Российской империи. В последствие данный проект стал основой функционирования созданных уже позднее сберегательных касс в Российской империи, но в данный период не был реализован из-за своей масштабности и грандиозности – необходимо было организовывать несколько сот сберегательных касс сразу, реально же, государство не имело такой возможности.

Родоначальником сберегательного  дела в России считается Е.Ф. Канкарин, возглавляющий Министерство финансов в 1824-1844 гг.. Он способствовал разработке и подписанию в октябре 1841 г. Николаем I  первого Устава сберегательных касс и учреждению первых сберегательных касс: сначала в Санкт-Петербурге, затем в Москве, а несколько позже и в Одессе.

Первые два десятилетия  существования этих сберегательных институтов не стали периодом  значительного их развития (при этом деятельность уставных сберкасс оставалась незначительной и малопривлекательной не только в силу организационных недочетов – малой распространенности и бюрократизации, но и конкуренции собственно банков, среди которых Заемный банк и сами Приказы общественного призрения также могли наравне со сберкассами принимать и самые мелкие суммы).

Процесс распространения  этих учреждений после 1849 г. был прекращен, а сумма вложенных вкладчиками денег увеличивалась очень медленно. Положение стало постепенно меняться лишь после ликвидации крепостного права и с принятием первого варианта нового Устава в 1862 г. – с этого момента, на мой взгляд, начинается второй этап в развитии сберегательного дела в России.

 

 

2 Второй этап: 1862-1895гг

 

Выделение данного этапа  в развитии российского сберегательного  дела предопределили радикальные преобразования эпохи «великих реформ» 1860-х гг., коренным образом изменивших облик  России, одним из которых явилась и «реорганизация кредитной системы страны».

Период с 1862-1864 гг. стал временем реформы Устава сберкасс, который был утверждён и подписан Александром II 16 октября 1862 г. и, одновременно, временем принятия Положения о городских (муниципальных) банках, при которых с 1864 г. разрешалось открывать и сберегательные учреждения. По Уставу, сберкассы были переданы в полное ведение Министерства финансов, при этом управление кассами было возложено на Государственный банк под наблюдением Министерства финансов.

С введением в действие нового Устава в 1862 г., обе столичные кассы – Санкт-Петербургская и Московская кассы – сохранялись (с остатком денежных средств на сумму 8,5 млн. руб.) и переходили в подчинение Государственного банка. Причем все губернские сберегательные учреждения (городские (муниципальные) сберегательные учреждения) подлежали ликвидации, а взносы вкладчиков – возврату. Самым сложным временем для сберкасс и, соответственно, для развития сберегательного дела, в этот период оказались первые два десятилетия пореформенного периода, когда общая сумма вкладов не только не возрастала, но неуклонно сокращалась.

Последующее десятилетие  стало для отечественных сберегательных учреждений переломным, так в 1880-е  и 1890-е годы коренным образом изменилось место и значение касс в жизни государства. Развитие сберкасс в этот период было основано на предоставлении клиентам различного рода новых услуг: кассы стали принимать вклады на имя детей, выдавать сбережения умерших клиентов их наследникам, переводить средства их одной кассы в другую. В 1888 г. кассы впервые начинают работать с юридическими лицами, в частности, был разрешен прием средств на сумму свыше 1 тыс. руб. от церквей и монастырей и за счет штрафных капиталов предприятий, которые по закону 1887 г. должны были расходоваться на нужды самих рабочих. Общее количество юридических лиц, имевших счета в сберкассах за период с 1888-1895 гг., не превышало более 8% всего состава вкладчиков.

При Александре III наметилось реальное стремление правительства к расширению сберегательного дела и развитию российской сберегательной системы. В частности, в 1881 г. это привело к повышению процента в сберкассах (с 3% до 4%), а с 1884 г. сберкассы стали учреждать при всех губернских и уездных казначействах и в важных торгово-промышленных центрах страны. При этом государственная политика в организации сбережений сводилась «к мобилизации средств, накопленных в сберегательных кассах, которые в дальнейшем использовались государством с целью облегчения конверсий внутренних государственных займов в 1891 г. и 1894 г., а также для реализации железнодорожных займов».

Вкладчиками сберкасс в  этот период стали миллионы жителей  России. Что касается распределения  вкладов частных лиц, то при оценке сберегательных операций, характерных  для этого этапа, в распределении вкладов наблюдалось увеличение количества мелких взносов частных вкладчиков и изменения в профессиональном составе основных вкладчиков сберкасс.

На начало 1860-х гг. структура  вкладов (по суммам вкладов) имела следующий  вид: более половины всего остатка денежных сбережений приходилось на вклады свыше 500 руб., около 2/5 взносов – на вклады от 100 до 500 руб. и более 1/9 части приходилось на мелкие вклады до 100 руб., причем самые мелкие взносы – до 25 руб. составляли около 2% всей суммы вложенных денег. Так, по данным Государственного банка по городским сберегательных кассам за 1963 г., известно, что взносы в этот период осуществлялись преимущественно максимально допустимыми суммами, т.е. 85% внесенных денег относились к вкладам от 21 до 25 руб., что соответствовало предельной норме, допускавшейся при единовременном взносе.

Несколько другая картина  наблюдается на конец рассматриваемого периода. Так, взносы размером от 25 до 100 руб. в 1895 г. составляли около 1/4 их общего количества, и в совокупности с первой категорией (до 25 руб.) число мелких вкладов достигло 60,1%, т.е. 3/5 всего числа вкладов. В этот же период вклады от 100 до 500 руб. составляли 27%, т.е. не более 1/4 общего числа вкладов, а взносы свыше 500 руб. – около 12,9% или 1/8 всего числа внесенных денежных средств.

Одновременно с этим численность действовавших касс достигла четырехзначной цифры. Число  сберегательных учреждений при казначействах  возросло с 42 в 1884 г. до 614 в 1895 г., а при  отделениях Государственного банка  с 58 в 1882 г. до 125 в 1895 г..

Значительное увеличение количества сберкасс произошло после  их учреждения при таможнях, фабриках и заводах и особенно при почтово-телеграфных  конторах. Общее развитие сберегательной системы в России в рассматриваемый  период достигло достаточно высокого уровня. Этот этап развития сберегательной системы характеризуется тем, что в это время сберегательные учреждения начинают воплощать в жизнь, выработанную Министерством финансов (совместно с Государственным банком) общегосударственную сберегательную политику, не только с точки зрения привлечения средств вкладчиков, но и с учетом дальнейшего размещения сберегательного фонда (осуществления инвестиционной деятельности). Так, по принятому Уставу в 1862 г., свободные суммы сберкасс могли направляться на следующие основные цели: вложения в банковские билеты различных выпусков и другие правительственные ценные бумаги, в том числе процентные облигации внутреннего займа, процентные конвертированные бумаги; покупка консолидированных облигаций российских железных дорог, гарантированных государством; вложение в выпуски свидетельств Крестьянского поземельного банка и в выпуски закладных листов Дворянского земельного банка.

Так, в этот же период (в 1865 г.) в Рождественской волости  Костромской губернии возникло первое ссудо-сберегательное товарищество – специализированное сберегательное учреждение. Согласно уставу, задачи ссудо-сберегательного товарищества состояли в создании оборотного капитала для занятий его членов земледелием и промыслами. Вносимый пай составлял 50 руб. с правом на кредит в полуторном размере. Срочные вклады обеспечивались круговой ответственностью членов товарищества (уже к 1.01.1881 г. в России имелось уже 729 товариществ с числом членов более 183 тыс. человек с паевым и запасным капиталом в 5 млн. руб., вкладами в 3,1 млн. руб., займом в 3,4 млн. и ссудами – 11,2 млн. руб.).

Таким образом, с гигантским ростом сберегательных учреждений на рубеже 1880-1890-х гг. явственно обозначилась необходимость реформы Устава 1862 г. В подготовленном в 1893 г. проекте нового Устава высказывалась мысль о дополнительном расширении круга совершаемых операций сберкассами, о гарантиях сохранности привлеченных средств и хранении тайны вкладов, о прядке прохождения процесса открытия новых касс и т.д. Одновременно, стало очевидным, что по мере развития сберегательного дела в России денежные накопления населения, хранившиеся в сберкассах, все активнее стали вовлекаться в развитие народного хозяйства (привлеченные средства населения инвестировались в железнодорожное строительство, в операции государственного земельного кредита и т.п.). Всем этим в совокупности, на мой взгляд, и ознаменовался новый этап развития российской сберегательной системы.

 

3 Третий этап: конец XIXI века – начало XX века (до 1916 г.)

 

Третий этап развития российского сберегательного дела (его временные границы - с 1896 г. по 1916 г.) можно определить как новый  этап становления сберегательной системы, период реформирования сберегательного  дела. Казенные сберкассы становятся основными аккумуляторами народных сбережений в Российской империи, обеспечивая доступ к сберегательным операциям самому широкому кругу населения.

Прежде всего, данный этап характеризуется принятием  нового Устава сберегательных учреждений. Новый Устав сберегательных касс был одобрен Государственным советом и 1.06.1895 г. утвержден Николаем II. По Уставу в основе деятельности сберкасс была заложена несколько скорректированная «французская сберегательная модель». При этом за сберегательными кассами официально закреплялся статус «финансового подспорья» правительства.

При разработке нового Устава министром финансов С.Ю. Витте был  всесторонне изучен опыт развития некоторых  европейских сберегательных систем с целью нахождения наиболее благоприятного варианта для российской экономики и базы развития российского сберегательного дела. Приемлемыми оказались системы пяти стран: Великобритании, Франции, Австрии, Италии, Германии (в этих странах эволюция сберегательного дела шла, по пути усиления роли государства на всех отрезках организации сберегательного процесса).

Так, в Англии, Франции, Австрии и Италии существовало два  самостоятельных типа сберегательных касс: частные (общественные) и государственные. В Англии к первому типу относились так называемые «доверительные»  кассы, второй был представлен введенными в 1861 году государственными почтовыми кассами. К 1900 г. в Великобритании действовало 1625 почтовых касс с привлеченными ресурсами в сумме 135 млн. фунтов стерлингов и 230 частных касс с привлеченными ресурсами в сумме 56 млн. фунтов стерлингов.

Во Франции подобным образом действовали как частные, так и введенные в 1881 году по примеру  Англии, государственные почтовые кассы. К 1914 году в государственных кассах было сосредоточено около 1,8 млрд. франков, в неправительственных – 4,0 млрд. франков. Кассы в законодательном порядке обязаны были помещать собранные средства в государственную ренту, государственные ценные бумаги.

В Германии практически  все кассы сохранили общественный характер управления и инвестирования капиталов, обладая правом вести активные операции, в том числе предоставляя различные виды кредитов. К 1900 году в Германии насчитывалось 2685 сберегательных касс с 8,6 млрд. марок вкладов и 8,9 млрд. марок активов. Размещая сбережения в кредиты, германские кассы приобретали характер народных банков (около 2/3 их капиталов было инвестировано в ссуды под залог недвижимости и 1/4  в процентные государственные ценные бумаги). Государство, не отвечало по обязательствам касс, потому не вмешивалось в их деятельность, предоставляя свободу в распоряжении своими средствами.

Таким образом, опыт Франции  был наиболее удачным на взгляд С.Ю. Витте, поэтому основные характеристики сберегательной системы Франции  легли в основу работы сберегательных учреждений Российской империи.

По Уставу 1895 года, российские сберегательные кассы, являясь по существу правительственными, получали официальное  название «государственных»; правительство  гарантировало сохранность привлеченных сбережений вкладчиков, кассы обязывались  хранить тайну вкладов, о состоянии которых имели право сообщать только самому вкладчику или его наследникам и т.п. В административном отношении общее руководство кассами возлагалось на специальное Управление во главе с управляющим, являющимся одновременно одним их директоров Государственного банка. В соответствии с новым Уставом в круг основных операций сберегательных касс вошли:

-        прием вкладов с одновременной  выдачей сберегательной книжки (вклады  до востребования, условные взносы, взносы с особым назначением:  на детей до их совершеннолетия, «на погребение» и т.п.);

-        приобретение ценных бумаг по  поручению клиентов касс;

-       услуги  по переводу вкладов в другие  сберегательные учреждения;

-        предоставление ссуд и другие  операции.

Клиенты, имевшие вклады в кассах, делились на две группы: единоличные (граждане) и коллективные (юридические лица).

Число вкладчиков в рассматриваемый  период увеличивалось весьма неравномерно. Так, если до 1903 года наблюдалось постоянное увеличение и приток числа клиентов, то в 1905 году из-за политической нестабильности в стране рост организованных сбережений был прерван. Уже на протяжении 1906-1909 гг. ситуация несколько изменилась, темп прироста денежных сбережений и количества сберегательных книжек был невелик. Так, прирост сберегательных книжек в 1909 г. составил 350 тыс., 677 тыс. в 1906 г. и 545 тыс. в 1907 г.

Информация о работе Сберегательные учреждения