Сберегательные учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно
свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное
пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных
платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными
лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию)
новых денег.
Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит
государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом
(США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония -
55%), центральный банк выполняет функции государственного органа.
Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение
(эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы.

Файлы: 1 файл

сберегательные учреждения.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, сберегательные кассы становились составной частью государственного аппарата, а выполняемые ими функции были призваны содействовать росту общественного богатства.

К концу 4-й пятилетки  число счетов вкладчиков возросло по сравнению с 1946 г. в 2,8 раза, а сумма  вкладов увеличилась более чем  вдвое. Рост суммы вкладов наблюдался по всем группам вкладчиков: по городскому рабочему населению - на 116%, по сельскому населению - на 88%.

За годы пятой пятилетки  количество выполняемых кассами  операций увеличилось на 61%, сумма  вкладов населения - на 245%, а число вкладчиков - на 187%. Основным видом операций сберегательных касс являлись операции по вкладам, число которых выросло почти в 2 раза; далее следовали операции по госзаймам (30-31%); число переводных операций снизилось (до 0,7%); наблюдался резкий рост аккредитивных операций (рост составил с 6,5 млн. руб. до 17,4 млн. руб.)

С 1 января 1963 г. Совет  Министров возложил на Государственный  банк организацию сберегательного  дела и координирование развития сберегательной системы, и передал  всю систему сберегательных касс из Министерства финансов в его ведение.

Основная цель данной передачи - обеспечение улучшения  деятельности сберегательных касс и  расширение их операционной деятельности. Сберегательная политика государства  была направлена на то, чтобы вклады населения в рамках реализации государственной сберегательно-инвестиционной стратегии использовались как один из основных источников кредитных ресурсов государства.

Так, в 60-х годах за счет привлеченных средств сберкассами  обеспечивалось около 1/3 потребностей народного хозяйства в краткосрочных кредитах, а к середине 70-х годов - более 1/2. За период 1966-1970 гг. произведенный национальный доход страны в целом увеличился с 193,5 млрд. руб. в 1965 г. до 275 млрд. руб. в 1970 г..

В связи с этим с 1968 г. в стране была повышена минимальная заработная плата (до 60 руб.), произошло улучшение в пенсионном обеспечении, введена гарантированная оплата труда в сельской местности, повышена заработная плата в районах Крайнего Севера и т.д. Все эти мероприятия повлекли за собой рост денежных доходов и сбережений населения.

С конца 60-70-х годов  особое значение получают и сбережения юридических лиц, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании в сберкассах и в Госбанке СССР. В практическую деятельность сберегательных касс внедряется прогрессивная форма обслуживания клиентов: юридических лиц с использованием механизмов безналичных расчетов; выплата заработной платы рабочим предприятий через сберкассы. Часть перечислений, поступающих в кассы в форме средств на выплату заработной платы, приобретали характер стабильных сбережений, которые не были востребованы в течение продолжительного времени и давали возможность Госбанку СССР, использовать эти сбережения как ресурс краткосрочного кредитования. В среднем из заработной платы в качестве сбережений оседало около 10% в год, которые использовались для кредитования народного хозяйства. В 1976 г. на выплату заработной платы через сберегательные кассы перешли 1300 предприятий, 1983 году - 19000.

В 1972 г. Совет Министров  СССР принимает Постановление, предусматривающее меры по развитию сберегательной системы в стране и укреплению системы сберегательных касс как единого общесоюзного кредитного учреждения. В 1977 г.  Совет Министров СССР утвердил новый Устав сберегательных касс, в котором отразились все происшедшие за 30 лет изменения в их деятельности.

Новым Уставом сберегательных касс закреплялось руководство деятельностью  сберкасс Государственным банком СССР. По Уставу сберегательные кассы представляли собой единое общесоюзное государственное учреждение, в систему которого входили:

1.Правление сберегательными  кассами. В состав Правления  входили Председатель, три его  заместителя и  три члена  Правления Госбанка. Управления  представлены:

- Управлением сбережений  и расчетно-кассового обслуживания;

- Управлением государственных  займов и лотерей; 

- Управлением бухгалтерского  учета и контроля;

- Управлением автоматизации  сберегательных касс.

2. Республиканские управления, образованные в союзных и автономных  республиках.

3. Краевые, областные, окружные и городские управления .

4. Центральные сберегательные  кассы .

5. Сберегательные кассы  1-го и 2-го разрядов и агентства,  создаваемые при предприятиях, учреждениях. 

Появляются новые виды вкладов - вклады до востребования, срочные  и  срочные с дополнительными взносами, молодежно-премиальные вклады, выигрышные, денежно-вещевые выигрышные, целевые, вклады. С расширением функционального назначения сберкасс в экономической жизни общества, за период 60-80-х годов укрупняется и сама сеть сберкасс.

 

5  Пятый  этап: с 1988 до нашего времени

 

Преобразования сберегательной системы  и ее "модернизация", вызванные  проводимыми радикальными экономическими реформами конца 80-х - начала 90-х годов, обусловили новый, пятый этап ее формирования и развития (1988 г. - по настоящее время).

В начале 1988 г. произошла реорганизация  банковской системы, в результате которой  начала действовать новая система  банков: Государственный банк СССР (Госбанк СССР), специализированные государственные банки, в числе  которых:

- Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк СССР);

- Промышленно-строительный банк (Промстройбанк  СССР);

- Агропромышленный банк (Агропромбанк  СССР);

- Банк жилищного хозяйства и  коммунального строительства СССР;

- Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк СССР).

В рамках проводимой реформы банковской системы, объектами сбережений наряду с Государственными трудовыми сберкассами, преобразованными в Сберегательный банк СССР как государственный специализированный банк по обслуживанию как физических, так и юридических лиц, начинают создаваться и функционировать коммерческие банки, как своего рода новый тип сберегательных учреждений.

К началу 1988 г. в систему Сбербанка  СССР входили 15 республиканских банков, 166 краевых, областных и городских управлений, 4,1 тыс. отделений с 50,7 тыс. филиалов и 22,1 тыс. агентств, коммерческих и кооперативных банков насчитывалось к концу 1988 г. не более 43.

В 1990 г. в связи с распадом СССР бывший Российский республиканский  банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью России, и после принятия Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности" в декабре 1990 г. Сбербанк России был преобразован в акционерный коммерческий банк.

С 1990-х годов и по настоящее время главным монополистом на рынке сбережений населения в  Российской Федерации, является Сбербанк России, деятельность которого сводится, главным образом, к организации  сберегательного дела в масштабах  всей страны.

Наряду со Сбербанком РФ, в настоящее время функционируют большое количество коммерческих банков, многие из которых приступили с начала 90-х годов к приему сбережений граждан во вклады и обслуживанию юридических лиц.

 

 

Заключение

 

Итак, видим, в действительности, сберегательная система в своём развитии и становлении прошла ряд определённых этапов. Представленное выше разделение истории сберегательного дела на пять этапов, несомненно, может быть  признано ошибочным, но, тем не менее, оно используется некоторыми исследователями при изучении исторического процесса развития и становления сберегательной системы России, так и при определении основных тенденций ее развития в будущем.

Политика государства, на всех стадиях  развития сберегательного дела в  России, представляла собой политику государственной монополии и централизации сберегательного дела, закрепленную специально принятыми нормативно-законодательными актами.

Так как сберкассы носили статус государственных учреждений, то регулирование  создания сберегательных касс и их операционной деятельности также являлось основным направлением сберегательной политики государства. На протяжении всей истории развития сберегательного дела в России денежные накопления населения, хранившиеся в сберкассах, активно вовлекались с учетом интересов государства, на развитие народного хозяйства. Именно денежные сбережения населения выступали как важный источник новых инвестиций и увеличения общественного капитала.

Несмотря на трудности, которые  складываются в результате политической и экономической обстановки в стране с которыми столкнулось в своем развитии сберегательное дело, оно продолжает успешно функционировать и развиваться.

 


Информация о работе Сберегательные учреждения