Система ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 10:47, курсовая работа
Описание работы
Целью исследования является анализ современного состояния системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, выявление основных проблем, сдерживающих ее развитие на современном этапе и возможностей их решения на примере Пермского края. Данная цель обусловила постановку следующих задач: 1. рассмотреть организационно-правовые основы, созданные для развития ипотечного жилищного кредитования; 2. выявить основные проблемы и возможные перспективы развития ипотеки в нашем регионе; 3. изучить и обобщить опыт Пермского края в сфере ипотечного кредитования; 4. разработать предложения и рекомендаций по совершенствованию системы жилищной ипотеки и развитию ипотечного кредитования в Пермском крае.
Проблемы развития ипотечного
кредитования в Пермском крае тесно связаны
с проблемами ипотечного кредитования
в России. К началу 2009 года в результате
ужесточения условий выдачи жилищных
кредитов (роста ставок, увеличение первоначальных
взносов и др.) количество домохозяйств,
способных получить кредит на покупку
квартиры сократилось в три раза. Продолжающиеся
негативные тенденции в российской экономике
только уменьшают это количество, а значит
и базу потенциальных клиентов для банков,
занимающихся ипотечным кредитованием.
Простой расчет, основанный
на данных Росстата, показывает, что 3-4
процента российских семей, с доходами
на каждого члена семьи свыше 25 000 рублей
в месяц, могут приобрести квартиры по
социальным нормам жилья и выше при ипотечном
кредите сроком на 20 лет. 5-6 процентов российских
семей, с доходами на каждого члена семьи
от 15000 до 25000 рублей могут приобрести в
собственность дополнительно порядка
40 кв. м. (при 20-летнем ипотечном кредите).
6-7 процентов российских семей, члены которых
обладают доходами от 10000 до 15000 рублей
на человека, могут приобрести дополнительную
жилую площадь порядка 20 кв. метров (при
20-летнем кредите). Для остальных граждан
ипотечное жилищное кредитование недоступно.
Жилищное кредитования операций
по улучшению жилищных условий в 2009 году
будет в наиболее благоприятном положении,
в отличие от рынка кредитования жилья
в новостройках, который находится в глубоком
кризисе. Банки настроены применять механизмы
целевого кредитования на первичном рынке
жилья, т.е. давать кредиты только на покупку
квартир в объектах, с застройщиками которых
их связывают кредитные и иные отношения.
Как-то положительно изменить
сложившуюся ситуацию сможет только эффективная
и быстрая реализация властями страны
программ по поддержке государственного
агентства по ипотечному жилищному кредитованию
(АИЖК), системы жилищного кредитования
в целом и банковской системы. АИЖК уже
получило от государства на нормализацию
рынка жилищного кредитования, рефинансирование
кредитов и поддержку заемщиков 60 млрд.
рублей и ждет еще 200 млрд. обещанных Правительством
страны. В случае претворения разработанных
программ поддержки в жизнь, объем выдачи
новых кредитов по итогам года может составить
до 450 млрд. рублей. Агентство по ипотечному
и жилищному кредитованию РФ определило
объёмы рефинансирования ипотечных кредитов
в регионах страны. Всего планируется
рефинансировать кредиты на общую сумму
29 миллиардов 563,47 миллиона рублей, а Пермскому
краю достанется 1,34% от данной суммы.
Между тем, сами клиенты, взявшие
ипотечный кредит, перемен на себе не почувствуют,
т.е. для них ставка остаётся прежней. АИЖК
рефинансирует кредиты в регионах исходя
из активности работы корпораций, помогая
тем самым, увеличивать объёмы ипотечного
кредитования.
Объем жилищного кредитования
в валюте будет оставаться на низком уровне,
поскольку неопределенность в дальнейшей
судьбе национальной валюты будет отпугивать
многих потенциальных заемщиков, несмотря
на то, что ставки по таким кредитам будут
на 3-5% ниже, чем ставки по кредитам в рублях.
Доля валютных кредитов может сократиться
до 10%.
После адаптации населения
к кризисной экономике, предлагаемые сейчас
банками проценты по жилищным кредитам
во многом перестанут казаться неадекватными.
Особенно на фоне высокого уровня инфляции,
которая по итогам года может превысить
20%. В Пермском крае продолжают работать
программы по субсидированию процентных
ставок и льготной ипотеке, а в некоторых
такие программы собираются внедрить
в 2011 году. Однако роль этих программ будет
существенно ограничена сокращающимися
возможностями местного бюджета.
Анализ существующего в регионе
подхода к жилищному финансированию позволяет
сделать вывод о том, что в Пермском крае
по мере расширения масштабов ипотечного
жилищного кредитования и спроса на ипотечные
жилищные кредиты нужно начинать переходить
к рыночным формам привлечения средств
в сферу ипотечного жилищного кредитования,
созданию вторичного рынка ипотечных
кредитов.
Одним из потенциальных инвесторов
является само население, хранящее свои
средства во вкладах в коммерческих банках.
Для их привлечения необходимы всего лишь
понятные и прозрачные механизмы участия
населения в ипотечном кредитовании в
качестве инвестора.
Государство должно способствовать
организации внутреннего спроса на ипотечные
ценные бумаги. В этих целях необходима
государственная поддержка в области
законодательного регулирования, направленная
на расширение базы внутренних инвесторов
за счет включения ипотечных ценных бумаг
в перечень разрешенных объектов для инвестирования
средств пенсионных накоплений, находящихся
в управлении у государственной управляющей
компании, средств государственных корпораций,
а также расширения возможностей инвестирования
в ипотечные ценные бумаги страховых резервов
и включения ипотечных ценных бумаг в
ломбардный список Банка России.
Основной стратегической задачей
дальнейшего развития строительства жилья
в Пермском крае является создание наиболее
благоприятных условий для улучшения
качества жизни населения как с точки
зрения строительства и развития производственно-экономической
базы, так и обеспечения жителей жильем
и его благоустройство социальной инфраструктурой.
В связи с этим для достижения
поставленной задачи в части проведения
жилищной политики планируется реализация
следующих мероприятий:
создание сбалансированной
системы расселения;
проведение мероприятий по
обеспечению доступности жилья для всех
категорий граждан, в том числе за счет
значительного увеличения в общем объеме
строительства доли строительства индивидуальных
жилых домов и развития системы ипотечного
кредитования;
совершенствование действующих
институтов жилищного рынка и разработка
новых, обеспечивающих повышение доступности
жилья, а именно: жилищной земельной ипотеки,
развитие рынка ипотечных ценных бумаг,
строительно-сберегательных кооперативов;
приведение в соответствие
объемов комфортного жилищного фонда
потребностям населения;
создание безопасной среды
обитания и жизнедеятельности человека;
обеспечение участков массового
жилищного строительства инженерной,
коммуникационной и социальной инфраструктурой;
внедрение ресурсосберегающих
технологий и оборудования, и создание
условий для более широко использования
малой энергетики и нетрадиционных видов
топливно-энергетических ресурсов;
модернизация жилищно-коммунальной
отрасли и обеспечение доступности расходов
на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных
услуг для населения через развитие конкуренции
в управлении жилищным фондом и его обслуживании,
в том числе путем содействия самоорганизации
населения с целью создания товариществ
собственников жилья, развитие механизмов
государственно-частного партнерства
в сфере предоставления коммунальных
услуг;
Список используемых
источников
1. Гражданский процессуальный
кодекс РФ
2. Федеральный закон «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним» // Собрание законодательства.
– 30. — 1997. – С. 236 – 247.
3. Федеральный закон «Об ипотеке
(залоге недвижимости)» // Собрание законодательства.
– № 29. — 1998. – С. 129 – 139.
4. Федеральный закон «Об оценочной
деятельности». // Собрание законодательства.
– № 31.— 1998. – С. 221 – 232
5. Багаев А. Н., Багаева М. В. Как
приобрести жилье в кредит по ипотечным
программам? // А. Н. Багаев, М. В. Багаева.
— Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 160 с. - (Качество
жизни).
6. Ем В. С. Правовые проблемы
организации рынка ипотечного кредитования
в России // В. С. Ем. - М.: Статут, 1999. — 85 с.
7. Земельное право : сборник
нормативных документов. — М.: Гросс-Медиа,
2006. — 296 с.
8. Иванов В. В. Информация о товаре
«ипотечное кредитование» // В. В. Иванов.
- М.: Маркетинг, 2000. — 131 с.
9. Русецкий А. Е. Ипотека: как
обезопасить себя при совершении сделок
с недвижимостью // А. Е. Русецкий. — М.:
Эксмо, 2007. — 176 с — (Мой законный интерес).
10. Филлипова Е. С. Ипотечное
жилищное кредитование в условиях реформы
законодательства в России : [Электронный
ресурс] //Е. С. Филлипова. – М.: Статус, 2009.
– 328 с.
11. Хрулева З. В. Земельно-имущественные
отношения и ипотека [Электронный ресурс]
// З. В. Хрулева. - М.: Эксмо, 2008. – 298 с.
12. Чепенко Е. Ипотека для граждан:
комментарий к законодательству, схемы
и пояснения. // Е. Чепенко. – М.: Эксмо, 2009.
– 231 с.
Периодические издания:
13.Бабкин С. А. Возникновение
ипотеки силу закона. // Нотариус. – 2008.
- № 1. – С. 5 – 8.
14. Бабкин С. А. Про ипотеку. //
Взгляд. — 2009. — № 12. – С. 25 – 31.
15. Глазкова О.А., Пути и проблемы
развития кредитования / О.А. Глазкова
// Банковское кредитование. – 2008. - № 4.
– С. 2 - 10.
16. Гойхер О. Л., Закирова М. И.
Текущее состояние ипотечного кредитования
в России // Экономика региона. - 2007. - №18.
– С. 9 – 21.