Состояние и развитие банковской системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение роли золота в современной экономике.
В соответствии с указанной целью при написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Изучить роль золота в экономике, рассмотреть рынок золота, его механизм и тенденции развития
Рассмотреть исторические аспекты введения в России золотого стандарта и его последствия;
В соответствии с поставленными задачами выстроена структура данной курсовой работы.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Рынок золота: роль, механизм и тенденции 3
1.1. Развитие рынка золота 3
1.2. Торговля золотом и его производными 8
1.3. Функции и компоненты ЗВР 12
1.4. Роль золота в денежно-кредитной системе 14
2. Введение в России золотого стандарта и его последствия 17
2.1. Регулирование золотовалютных резервов 21
3.Возможности Расширения совокупного предложения на мировом рынке золота и место россии в этом процессе 26
3.1. Анализ совокупного предложения золота и тенденции его развития 26
3.2.Направления рационального использования 29
3.3 Инвестиционный спрос на драгоценные металлы 31
Заключение 37
Список литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Файлы: 1 файл

курсовая по деньги, кредиты,банк.docx

— 216.02 Кб (Скачать файл)

Инициатива в восстановлении металлического обращения в России на основе золотого стандарта принадлежала трем министрам финансов: Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградскому и С.Ю. Витте. Важность проведения такой денежной реформы руководящие финансовые круги России мотивировали стремлением «собрать как можно больше золота в единый государственный кулак». Бунге предпринял ряд мер по накоплению золотого запаса, которые помимо увеличения добычи золота включали взимание таможенных пошлин в золоте, а также конверсию русских государственных займов. Непосредственная подготовка к денежной реформе началась под руководством Вышнеградского. Он наметил денежную реформу в виде девальвации кредитного рубля и перехода к золотой валюте, что, по его мнению, было необходимо для укрепления кредитных и финансовых связей с иностранным капиталом. Проведение этой реформы требовало накопления больших запасов золота.

Главными источниками их пополнения должны были стать не только добыча золота, но и поступления от внешней торговли (главным образом за экспорт хлеба), специальные займы за границей, конверсия государственных займов с понижением выплат по ним процентов, таможенный протекционизм.

Также надо отметить, что в результате проведения денежной реформы, в стране произошло значительное сжатие наличной денежной массы в обращении, что существенно повлияло на платежно-расчетные и кредитно-финансовые возможности российской валюты. По данным Н.Н. Шипова, в середине XIX в. на одного жителя России приходилось в среднем более 30 руб., или 120 фр. франков, а к 1899 г. — только 10 руб., или 25 фр. франков. И через 15 лет, к 1914 г. наличный душевой оборот в России не превышал 10 руб., или 25 фр. франков, в то время как в Германии он составлял 115 фр. франков, в США — 125, Англии — 140 и во Франции - 210.

Важно также подчеркнуть, что в  России (как и в других странах) банкнотное обращение постепенно стало  вытеснять золотые монеты, хотя механизм автоматического регулирования денежной массы, свойственный системе золотого стандарта, продолжал действовать. Золото втягивалось в наличный оборот или изымалось из него в зависимости от потребностей народного хозяйства и экономической конъюнктуры. В России все расчеты по внешнеэкономическим операциям, как это отметил С.М. Борисов,1 велись преимущественно в иностранных денежных единицах, тогда как национальные деньги для этого почти не использовались. Большинство расчетов велось посредством переводных векселей (тратт), которые русские экспортеры выписывали на иностранных покупателей и на иностранные банки либо в собственных валютах покупателей, либо в фунтах стерлингов, франках или марках. А так как в России для производства и для покупки товаров требовались рубли, то экспортеры обычно не инкассировали эти инвалютные тратты за рубежом, а продавали их за кредитную валюту русским импортерам, которые расплачивались ими с заграничными поставщиками. Наряду с импортерами, иностранную валюту в таком виде приобретали граждане, выезжающие за рубеж, а также правительство, скупавшее за границей золото.

Одним из важных результатов введения золотого стандарта в России считалось то, что российская экономика была интегрирована в мировую экономику. Но так ли это? Как известно, сложившийся в мировой практике порядок подразумевал, в частности, первоначальный обмен между странами, продающими сырьевые ресурсы (в их числе была и Россия), и странами, продающими промышленную продукцию. При этом цены на сырье искусственно сдерживались, а на промышленную продукция специально повышались. Страны-поставщики сырья были обречены на постоянную выплату своего рода дани странам, более промышленно развитым. В результате происходил отток за границу отечественных ресурсов, и прежде всего золота, ранее полученного в виде займов, но теперь отягощенного огромными процентами.

Как видно, для поддержания системы  золотого стандарта необходимо было постоянно увеличивать золотой запас, как за счет добычи золота, так и за счет эффективного роста национальной экономики. Что касается добычи золота, то Россия в конца XIX в. утратила свое лидирующее положение в этой области. В 1901 г. объем российской добычи золота, по данным Ф.И. Михалевского, составил 39,1 тыс. кг, а в 1914 г. — 50,8 тыс. кг, в то время как мировая добыча золота (Австралия, Канада, США), по данным З.С. Кацеленбаума, увеличилась с 382,7 тыс. кг в 1901 г. до 673,5 тыс. кг в 1914 г. Следовательно, появилась тенденция к понижению доли добычи золота в России в общем объеме с мировой добычи.

 

Форсированный экспорт сельскохозяйственной продукции и природных ресурсов сделал торговый баланс активным, тогда как платежный баланс имел отрицательное сальдо, которые покрывалось за счет новых внешних займов.

Следовательно, отток золота и необходимость  новых долгов становились бедой  России. Утечка золота за границу — спутник экономического кризиса, усугубляющий этот кризис. Экономический кризис 1900-1903 гг., русско-японская война и революция 1906 г. значительно подорвали экономику России. Расходы бюджета превысили доходы. Пришлось выпустить в обращение кредитные билеты. Золотой запас Госбанка стал уменьшаться, а выпуск кредитных билетов увеличиваться. Николай II издал специальный указ о том, что выпуск кредитных билетов не должен впредь служить источником доходов казны.

2.1Регулирование золотовалютных резервов

 

При управлении ЗВР необходимо стремиться к обеспечению максимальной эффективности их использования. В  этих целях органы валютного регулирования  страны должны всесторонне анализировать  динамику ЗВР и вырабатывать управленческие решения по нескольким направлениям.

Во-первых, нужно определить оптимальный для данных условий  объем ЗВР. Чрезмерное снижение их уровня под влиянием складывающегося в  течение длительного времени  дефицита платежного баланса чревато  тем, что страна не сможет удовлетворять  свои жизненно важные потребности за счет импорта или окажется не в  состоянии обслуживать внешние  долговые обязательства. Печальный  пример такого рода - дефолт в России в августе 1998 г. При всех конъюнктурных  колебаниях валютного рынка объем  ЗВР для их компенсации, по нашим  оценкам, должен составлять сравнительно небольшую величину - примерно 10 млрд. долл.

В целях экономического анализа, выработки рациональных критериев минимальной достаточности ЗВР в международной практике используется ряд показателей, в частности соотнесение величины резервов с усредненными показателями объема импорта. Достаточной считается величина ЗВР, равная стоимости импорта товаров и нефакторных услуг за три месяца. Отметим, что корректность и универсальность этого показателя подвергались сомнению. Поэтому с учетом имеющихся в российской экономике проблем минимально достаточный объем ЗВР должен быть увеличен, по крайней мере, вдвое - до 6 месяцев стоимости импорта. Федеральным бюджетом на 2007 г. и трехлетним бюджетом на 2008—2010 гг. предусмотрено, что объем импорта возрастет с 169 млрд. долл. в 2007 г. до 257 млрд. долл. в 2010 г. Таким образом, минимально достаточные размеры ЗВР, согласно этому критерию, составят соответственно 85 млрд. и 130 млрд. долл., что в несколько раз меньше их нынешней величины (41.6 млрд. долл. на 1 сентября 2007 г.).

Применяются и другие критерии - сопоставление уровня резервов с  суммой всех внешних расходов, размерами  пассивного или активного сальдо торгового и платежного балансов, наконец, величиной внешних долговых обязательств. Согласно основным параметрам трехлетнего бюджета, верхний предел государственного внешнего долга на 1 января 2011 г. прогнозируется в 45 млрд. долл., то есть примерно на уровне 2007 г. Конечно, эти показатели минимально допустимых ЗВР не являются универсальными, годными на все случаи жизни. Каждая страна определяет их эмпирическим путем  с учетом многообразия конкретных обстоятельств. Однако по всем перечисленным критериям  ЗВР России заметно превышают  необходимый уровень, что свидетельствует  о неэффективности проводимой финансовой политики.

Во-вторых, существует проблема выбора между отдельными компонентами резервов, установления их целесообразного  соотношения. Поскольку резервная  позиция в МВФ составляет небольшую  долю в общей величине резервов, и ее размеры определяются уставом  МВФ, эта проблема практически сводится к фиксированию соотношения между  иностранной валютой и золотом, определению размеров золотого запаса. А данное соотношение, в свою очередь, всегда являлось компромиссом между  стремлением к обеспечению доходности ЗВР, с одной стороны, и требованиями поддержания надлежащего уровня их ликвидности - с другой.

Страны, переживающие экономический  кризис или сталкивающиеся с проблемой  покрытия дефицита платежного баланса, используют золото в качестве залога для получения внешних кредитов. Центральные банки практикуют операции с золотом типа «своп», которые  представляют собой продажу золота за иностранную свободно конвертируемую валюту при одновременном совершении сделки, предусматривающей обратную его покупку через определенный срок. К операциям «своп» с золотом прибегал в свое время и Банк России.

В-третьих, перед властями стоит задача диверсификации ЗВР - формирования валютной корзины, то есть выбора конкретных валют и установления их удельного  веса в ней. Актуальность данной проблемы обусловлена присущей современной  валютной системе тенденцией движения к валютному полицентризму, процессом  перехода от долларового к мультивалютному  стандарту. Валютная «плюрализация» - следствие реальных сдвигов в  соотношении сил между ведущими державами Запада, утраты США их прежней доминирующей позиции в  мировой экономике, увеличения экономического потенциала стран Западной Европы, Японии и Китая.

В-четвертых, государственным  органам приходится осуществлять выбор  финансовых инструментов для инвестирования ЗВР. При этом важно учитывать  степень их срочности, поскольку  более долгосрочные вложения, как  правило, приносят больший процентный доход. Поэтому при выборе финансовых инструментов для размещения ЗВР  властям необходимо находить некий  баланс между критериями срочности, прибыльности и ликвидности, определяемый прогнозными оценками состояния  международных расчетов страны, потребностей обслуживания внешнего долга, движения валютного курса.

Роль ЗВР в качестве главного инструмента регулирования  рыночного обменного курса побуждает  власти заботиться в первую очередь  именно о поддержании надлежащей ликвидности резервных активов. Этого же требует от стран-членов и МВФ, который признает валютными  резервами только активы, размещенные  в центральных и первоклассных  заграничных коммерческих банках.

Поскольку денежные власти России считают возможным использование  ЗВР лишь в целях регулирования  валютного курса рубля, они уделяют  особое внимание поддержанию ликвидности  резервных ресурсов. Подавляющая  их часть инвестирована в высоколиквидные  инструменты рынка государственных  ценных бумаг, а именно в кратко- и среднесрочные казначейские обязательства  правительств США и европейских  стран. Средства, вложенные в подобные бумаги, могут быть мобилизованы в  течение одного-двух дней и обеспечивают возможность расчетов сроком «завтра».

Оставшаяся сравнительно небольшая часть валютного резерва  Центрального банка РФ размещена  в ликвидных инструментах денежного  рынка - это депозиты на условиях «овернайт» в первоклассных зарубежных коммерческих банках. В результате степень ликвидности  ЗВР России существенно выше, чем  у большинства развитых стран.

Наконец, в-пятых, и это  главное, при определенных обстоятельствах  власти могут использовать ЗВР для  финансирования расходов государственного бюджета и решения важнейших  социально-экономических задач. Развитые капиталистические страны обычно не прибегают к подобной практике, поскольку  они сами являются эмитентами свободно конвертируемой валюты, однако в России по мере интенсивного увеличения ЗВР  стало закономерно усиливаться  стремление использовать их избыточную часть на удовлетворение потребностей экономики и населения страны.

Первым из числа официальных  лиц с соображениями по поводу подобного использования ЗВР  выступил в свое время премьер-министр  В.Черномырдин. В интервью телекомпании «Останкино» 20 сентября 1994 г. он заявил о намерении правительства направить  средства золотовалютного резерва  на погашение задолженности государства  по выплате заработной платы. В 1995 и 1996 гг. валютные средства, поступившие  от МВФ и других международных  валютно-финансовых организации в распоряжение Министерства финансов РФ, были зачислены в государственный бюджет в качестве одного из источников покрытия его дефицита. Директор-распорядитель МВФ М.Камдессю в ходе своих переговоров в Москве с руководством России в 1996 г. выражал пожелание, чтобы часть трехгодичного «расширенного» кредита МВФ была израсходована на социальные цели, в частности на погашение задолженности по заработной плате.

Но руководство Банка  России еще в 1995 г. категорически  отвергало подобную перспективу: «Всякое  отвлечение средств валютного резерва  Центрального банка на иные, за исключением  курсовой политики, цели будет означать нарушение пропорций внутреннего  денежного обращения и возможность  создания кризисной ситуации на отечественном  валютном рынке». В те годы в рамках либерально-монетаристского подхода  опасение использовать ограниченные ЗВР  для внутренних целей было вполне обоснованным.

В сегодняшних условиях, по нашему мнению, возможно использование  значительной части ЗВР для финансирования экономики и социальной сферы. Впрочем, существуют и другие соображения, а  именно: чем ЗВР больше, тем лучше, а использовать их следует лишь в  форс-мажорных обстоятельствах, чтобы не подвергать риску сам институт резервирования. В данной связи приведем высказывание директора Института экономики РАН Р.Гринберга, с которым мы полностью согласны: «Копить на черный день бессмысленно, поскольку он уже наступил! Социальные и экономические проблемы России надо решать сейчас, а не передавать их в наследство будущим поколениям».

 

 

3. ВОЗМОЖНОСТИ  РАСШИРЕНИЯ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ  НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЗОЛОТА И  МЕСТО РОССИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ  

 

3.1 Анализ совокупного  предложения золота и тенденции  его развития

Еще несколько лет назад  эксперты отрасли были уверены, что  рынок золота безнадежно умирает. Казалось, что металлу, фактически не имеющему промышленного применения, но при  этом очень дорогому, нет места  в современном обществе. В последнее  десятилетие мировые банки с  большим скепсисом стали относиться к золоту как средству резервирования фондов. Более предпочтительными  резервами считались валюты ведущих  экономических держав. Поэтому финансовые институты и кредитные учреждения охотно избавлялись от металла на биржах. Именно неконтролируемые продажи  золота центральными банками ряда стран  и негативная динамика котировок  металла стали официальными причинами  заключения 26 сентября 1999 г. так называемого  Вашингтонского соглашения. Документ, подписанный пятнадцатью центральными банками экономически развитых стран, подтвердил статус золота как важного  элемента мировых монетарных резервов и ограничил продажи металла  банками-участниками соглашения объемом  в 400 т. золота ежегодно в течение  пяти лет. При этом общий объем  продаж золота из резервов центральных  банков, согласно условиям соглашения, не мог превышать 2 тыс. т. за весь период действия соглашения.

Информация о работе Состояние и развитие банковской системы России