Современная банковская система России: проблемы развития и совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение банковской системы России, проблем и перспектив развития для стабилизации ее функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть сущность и структуру банковской системы;
· раскрыть роль и значение Банка России в банковской системе;
· выявить основные факторы, влияющие на развитие банковской системы;
· провести анализ банковской системы России в условиях мирового финансового кризиса;
· выявить перспективы развития банковской системы РФ.
Объект исследования: Банковская система РФ.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования банковской системы России 5
1.1 Понятие, сущность и принципы организации банковской системы России 5
1.2 Особенности функционирования банковской системы РФ 8
1.3 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы 12
ГЛАВА 2. Развитие банковской системы России и перспективы её совершенствования 15
2.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов 15
2.2 Тенденции развития банковской системы России 23
Заключение 27
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

куррс.docx

— 68.26 Кб (Скачать файл)

Сам Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной системой управления. В эту систему входят центральный аппарат, территориальные  учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия  и организации, необходимые для  осуществления деятельности Банка  России. Территориальными учреждениями Банка России являются и национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации.

В организационном плане структуру  центрального аппарата Банка России представляют 25 департаментов и  два управления, которые в совокупности осуществляют реализацию возложенных на Банк России функций.

Задачей департамента пруденциального (смысл регулирования которого состоит в том, чтобы уменьшить риск банковских операций и предотвратить крах и системный кризис банков) банковского надзора является методическое и организационное обеспечение функций Банка России в сфере пруденциального надзора за деятельностью кредитных организаций.

Департамент инспектирования занимается организацией инспекционной деятельности территориальных учреждений Банка  России, координацией их работы при  подготовке и проведении инспекционных  проверок. Кроме того, в задачи этого  департамента входит нормативное, методическое и информационно-аналитическое обеспечение  деятельности подразделений инспектирования  кредитных организаций в территориальных  учреждениях Банка России.

Коммерческие банки - составное звено банковской системы. Они осуществляют активные и пассивные операции и оказывают комплекс услуг клиентам - юридическим и физическим лицам.

Первым и основополагающим принципом  деятельности коммерческого банка  является работа в пределах реально  имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные  платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты  и получать деньги наличными в  пределах остатка средств на своих  корреспондентских счетах. Возможности  самостоятельно создавать денежные средства, на расчетных счетах своей  клиентуры сверх имеющихся у  них ресурсов, ограничены.

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая  самостоятельность, подразумевающая  и экономическую ответственность  банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность  предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и  привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.

Банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую  свободу в распоряжении своими фондами  и доходами. Доходы6 (прибыль) банка, остающиеся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяются в соответствии с решением общего собрания акционеров.

Третий принцип заключается  в том, что взаимоотношения коммерческого  банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев  прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы»  не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется  для него кризисом ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого  банка заключается в том, что  регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Таким образом, основными функциями  Центрального Банка являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы  Российской Федерации, и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

1.3 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы

На процесс развития банковской системы влияет совокупность факторов как внешних по отношению к  банковской системе, так и внутренних.

К внешним факторам следует отнести  макрофакторы, или факторы среды. Эта группа факторов представляет собой  вероятностную совокупность взаимоувязанных  и взаимообусловленных факторов, которые с определенной степенью условности можно разделить на пять основных групп: экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные.

Совокупность экономических факторов отражает состояние экономики7, выраженное в интенсивности и способах установления эко- номических отношений с участием банков.

К экономическим факторам следует  отнести принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной  политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты проведения экономических  реформ, формирующие общие условия  функционирования банковской системы.

В случае кризисного развития наблюдаются  противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие  деятельность отдельных банков, снижая их надежность8 и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на прибыль банков, отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижение уровня доходов населения.

К политическим факторам относятся  те решения органов власти и управления на федеральном, региональном и местном  уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы: Центральным банком, банками, кредитными организациями, банковскими  ассоциациями. Это в первую очередь:

- принципы денежно-кредитной политики;

- заявленные принципы формирования бюджета и его про порций;

- основные направления совершенствования налогообложения;

- реализуемые на практике Принципы развития национального хозяйства и его отдельных отраслей, отношение к предпринимательству, к банковской деятельности, к ответственности государства и бизнеса перед обществом.

В мировой практике страны9 ранжируются по критерию политического риска. Чем выше этот показатель, тем менее стабильна социально-экономическая ситуация в стране. Странам с высоким рейтингом политического риска, сокращается либо полностью прекращается кредитная поддержка со стороны международных банковских институтов, а также со стороны отдельных стран, располагающих свободными денежными средствами.

Экономические, правовые и политические факторы во многом определяют комплекс социально-психологических факторов. К социально-психологическим факторам относятся: уверенность большинства  населения в правильности проводимых экономических преобразований, в  стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших  перспективах для экономики в  целом и ее отдельных отраслей. Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к  банковской системе, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.

Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и  непредсказуемых событий, которые  приводят к сбоям в платежных  системах, могут быть разделены на:

- природные (наводнения, землетрясения,  ураганы), которые тех нически  затрудняют функционирование банковской  системы;

- политические (закрытие границ, введение  международных запретов на экономические  отношения с другими государствами,  военные конфликты), которые приводят  к необходимости существенного  пересмотра условий взаимодействия  банков и их клиентов;

- экономические (отказ государства  от выполнения своих финансовых  обязательств, изменение правил  расчетов, изменение системы налогообложения,  введение ограничений на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности.

Под внутренними факторами, влияющими  на результаты функционирования банковской системы как единого целого, следует  понимать совокупность факторов, которые  формируются субъектами банковской системы: Центральным банком, коммерческими  банками, банковскими ассоциациями. Внутренние факторы поддаются влиянию  со стороны субъектов банковской системы и определяются следующими основными моментами:

- ролью и авторитетом Центрального банка в банковской системе;

- компетенцией руководителей банков и квалификацией банковских работников;

- степенью осознания банковским сообществом своей роли в экономике и целей развития банковской системы;

ГЛАВА 2. Развитие банковской системы России и перспективы её совершенствования

2.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов

В 2012–2014 годах деятельность Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора будет сосредоточена на реализации мер, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года в части повышения качества банковской деятельности и обеспечения устойчивости кредитных организаций.

 Банковский сектор будет развиваться в условиях обострения конкуренции (как внутриотраслевой, так и межотраслевой) на наиболее доходных сегментах рынка банковских услуг. Это обусловливает необходимость реализации кредитными организациями мер по повышению их капитализации. Ожидается также активизация процессов консолидации в банковском секторе с формированием более крупных банковских структур.

Одновременно получат развитие процессы диверсификации банковского бизнеса и доходов, в том числе в связи с внедрением новых технологий, совершенствованием систем управления банковскими рисками и банковского регулирования. Предстоит обеспечить снижение концентрации рисков, в том числе на заемщика (группу связанных заемщиков), объект вложений, вид деятельности, отрасль. Предполагается, что для поддержания стабильного уровня доходов банки будут развивать продукты, генерирующие комиссионный доход.

Существенное внимание кредитные  организации уделят формированию долгосрочной ресурсной базы, все более важным элементом которой становятся вклады населения.

 Указанные тенденции должны оказать благоприятное влияние на уровень обеспеченности банковскими услугами граждан и организаций.

Усиление конкуренции  и меры по развитию банковского регулирования и банковского надзора должны способствовать повышению транспарентности и рыночной дисциплины в банковском секторе. В результате кредитные организации будут в большей мере ориентироваться на долгосрочные результаты деятельности, более рациональное ведение бизнеса, построение эффективных систем управления, включая управление рисками.

В сфере совершенствования банковского регулирования и банковского надзора Банк России в 2012–2014 годах продолжит работу, направленную на повышение качества банковского капитала и активов, ограничение уровня рисков, включая степень их концентрации, повышение достоверности учета и отчетности кредитных организаций. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и банковского надзора будет развитие риск ориентированных, содержательных подходов, базирующихся на отечественном опыте и международной практике.

Совершенствование практики банковского надзора и повышение его качества намечается осуществлять по следующим на-правлениям:

– идентификация принятых банками рисков с учетом перспектив состояния экономики и финансовой сферы, развитие си-стемы раннего реагирования;

– реализация дифференцированного  подхода к режиму надзора с учетом системной значимости, профиля и уровня рисков, а также степени транспарентности кредитных организаций;

– осуществление надзорных  мероприятий по снижению концентрации рисков, в том числе рисков на бизнес аффилированных с банками лиц;

– развитие надзора на консолидированной основе;

– развитие взаимодействия с органами государственного регулирования и контроля, включая зарубежные, по вопросам обмена информацией.

Предусматривается развитие системы контроля со стороны центрального аппарата Банка России за ситуацией, прежде всего в системно значимых кредитных организациях. Банк России исходит из необходимости создания законодательных основ внедрения в Российской Федерации всех стандартов банковского регулирования и банковского надзора, установленных Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН), включая предоставление Банку России права определять для кредитных организаций требования к системам корпоративного управления, управления рисками и капиталом, осуществлять консолидированный надзор, использовать в надзорной практике профессиональное суждение, а также определять применение мер воздействия в отношении членов исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) за недостатки в деятельности кредитных организаций

Информация о работе Современная банковская система России: проблемы развития и совершенствования