Современное состояние банковского дела в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории развития банковского дела в России, начиная с возникновения первых банков и заканчивая современным состоянием банковской системы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1)Изучить историю возникновения банков
2)Поэтапно рассмотреть процесс становления банковской системы в России
3) Выявить основные проблемы банковской деятельности в России

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…..3
Сущность банков. Банковское дело в России до 1917 года………6
Банк: понятие и сущность…………………………………….…….6
Зарождение банковской системы в России………………………10
Пассивные, активные и комиссионные операции банков…...…..15
Банковское дело в СССР……………………………………….….17
Этапы становления банковского дела в СССР…………..……….17
Государственный банк СССР. Его роль в послевоенный
период…………………………………………………………………….………22
Деятельность Государственного банка СССР в период стабилизации экономики (1953-1988)…………………………………….……26
Современное состояние банковского дела в России……...……..32
Структурные особенности современной банковской системы России и основные этапы ее развития……………………………...…………..32
Несовершенство современной банковской системы России……37
Основные взгляды относительно дальнейшего развития банковской системы России……………………………….……………………39
Заключение……………………………………….……………………….43
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

дкб.docx

— 68.22 Кб (Скачать файл)

Теперь специальные банки, сформировавшиеся в годы НЭПа в качестве коммерческих должны были ограничить свою деятельность операциями по долгосрочному кредитованию и финансированию капитальных вложений. На Госбанк было возложено руководство всей банковской системой. Он получил право непосредственного наблюдения за использованием банками открываемых им кредитов и за их направлением в конкретные отрасли народного хозяйства в соответствии с правительственными директивами. Постановлением от 15 июня 1927 г. был реализован принцип “Один клиент - один банк”. Это означало, что клиенты должны были пользоваться краткосрочным кредитом и сосредоточивать свои свободные средства в одном определенном банке в соответствии с характером своей организации и хозяйственной деятельности. Краткосрочные операции спецбанков постепенно свертывались. Сформированная в СССР к началу 30-х годов в общих чертах командно-административная система управления экономикой потребовала скорейшего завершения централизации банковской системы. В этих целях в 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа, принципиально изменившая характер кредитных отношений в стране и создавшая систему банков, не имевшую аналогов. Ее идейная направленность определялась все той же мыслью о «едином банке». Во второй половине 50-х годов серьезные преобразования коснулись специальных банков. Коротко суть преобразований сводилась к сокращению количества банков.

Функционировавшие в стране банки в полной мере отвечали требованиям командно-административной системы управления экономикой. Банки стремились контролировать весь процесс производства обслуживаемых предприятий и организаций.

В итоге банковская система оказалась крайне неповоротливой, мало учитывала специфику тех или иных отраслей и сфер экономики. Крайне неэластичная, лишенная необходимой оперативности, банковская система служила «зеркалом» функционировавшего в стране хозяйственного механизма. Длительное господство командно-административной системы вызывало отставание экономики страны от стран с развитой рыночной экономикой. Отчетливо вырисовывалась перспектива превращения СССР во второразрядное и даже третьеразрядное государство. В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования. В свою очередь это требовало перестройки банковской системы. Вся низовая сеть Госбанка была передана специализированным банкам. Вновь созданные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк) образовали в центре правления, в союзных республиках – соответствующие республиканские банки, а в областях, краях и автономных республиках, как и Госбанк, – управления. Каждое из управлений спецбанков получило в свое подчинение ряд бывших отделений Госбанка. Благодаря проведенной реорганизации в одном отделении (филиале) банка сосредоточивалось обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности предприятий. В целом же реорганизация только усугубила недостатки в работе банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными. Одним из существенных недостатков реформы банковской системы является тот факт, что любое бывшее отделение Госбанка, переданное в состав одного из специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятия других отраслей в соответствии с нормативными документами этих банков. Таким образом, отделение, получившее статус подразделения одного из специализированных банков, по-прежнему оставалось универсальным учреждением. Существенный недостаток заключался и в том, что над каждым бывшим отделением Госбанка, переименованным в отделение одного из специализированных банков, возникло четыре управленческие структуры в виде областных управлений Госбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка.

Каждое из них, руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в отделение соответствующие указания и рекомендации. Вследствие такой «перестройки» значительно возросло управленческое звено банковской системы на уровне области, края и автономной республики. Поскольку реорганизация проводилась в пределах имевшейся штатной численности Госбанка и Стройбанка, а областное звено потребовало существенного увеличения числа работников, то нередко это обеспечивалось путем сокращения штатной численности отделений, которые и без того были перегружены работой. Реорганизация системы банков не затронула системы безналичных расчетов с помощью межфилиальных оборотов (МФО). Безналичные расчеты между предприятиями и организациями продолжали осуществляться так, будто в стране сохранился единый банк с разветвленной сетью своих учреждений (филиалов).

На рубеже 80-х и 90-х годов в общественном мнении стала утверждаться мысль о необходимости перехода к рыночной экономике. На фоне ожесточенной идеологической дискуссии вокруг данной проблемы стали создаваться первые негосударственные коммерческие и кооперативные банки. Тем самым возникло качественно новое направление формирования банковской системы. Идеологически и экономически была подготовлена почва для возрождения коммерческих банков, судьба которых. Численность вновь созданных коммерческих и кооперативных банков быстро возрастала.

  1. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось всего 43 коммерческих и кооперативных банка, а через 2 года их число возросло до 1357, в том числе в России – до 1215. В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро возрастать. В этих условиях возникла необходимость в соответствующей законодательной базе, юридически закрепляющей статус как центрального банка, так и коммерческих банков. Необходимые законы были приняты в декабре 1990 г. На союзном уровне Верховным Советом СССР II декабря 1990 г. были приняты законы “О Государственном банке СССР” и “О банках и банковской деятельности”‘, в Российской Федерации – законы “О Центральном банке РСФСР (Банке России)” и “О банках и банковской деятельности в РСФСР” (2 декабря 1990 г.). С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков характеризовалась еще более быстрыми темпами и определенной уверенностью.  
    Государственный банк СССР. Его роль в послевоенный период

В настоящее время сложно представить экономику любого государства без центрального банка. Данный экономический институт является главным банком государства, эмиссионным центром, основным звеном кредитной системы. Поэтому для того что бы лучше разобраться в деятельности банковского дела в период СССР необходимо проанализировать сферы деятельности ЦБ СССР и его роль в экономике страны.

Центральным банком Советского Союза с 1987 года являлся Государственный банк СССР (до 1923 года Государственный банк РСФСР)[3, c. 180] .В период до этого времени банк представлял собой единый эмиссионный, кассовый и расчётный центр СССР, основной банк кредитования и финансирования народного хозяйства и населения.[4, c. 69]

Государственный банк СССР представлял собой единую централизованную систему, подотчётную, в соответствии с Законом СССР от 11 декабря 1990 года, Верховному Совету СССР и независимую от исполнительных и распорядительных органов государственной власти.[5]

Для начала нужно рассмотреть роль Государственного банка СССР в восстановлении экономики страны в послевоенные годы (1946-1952), для этого нужно рассмотреть состояние экономики на этом этапе.

После окончания Великой отечественной войны экономика страны была разрушена, требовалось скоропостижная перестройка экономики страны с военных рельсов на мирное время. Чтобы осуществить перестройку, политическое руководство СССР принимает план восстановления и развития экономики, который был нацелен на максимальное форсирование развития тяжелой индустрии и военно-промышленного комплекса, развития легкой и пищевой промышленности. Для того чтобы осуществить план восстановления экономики, необходимо иметь в стране мощную банковскую систему, которая будет способствовать этому. Но банковская система страны после окончания войны находилась не в лучшем положении, поскольку многие города были разрушены, а, следовательно, и банки, к тому же в это время требовалось наладить денежное обращение в стране.

Решение всех этих проблем легли на плечи Государственного банка СССР, так как ему отводили особо значимую роль в восстановлении экономики из-за его особого статуса, который определяет его как главного банка страны.

Для того чтобы осуществить послевоенный подъем социалистической экономики, сопровождающийся непрерывным ростом кредитно-расчетных операций, Государственному банку СССР требовалось произвести значительное расширение своей сети, поэтому им была проделана большая работа по восстановлению банковских учреждений на освобожденной территории. За период с 1 января 1946 г. по 1 октября 1950 г. было открыто 712 новых отделений.

Следующая проблема, которую решил Государственный банк СССР, заключалось в налаживание в стране денежного обращения, так как во время Великой Отечественной войны Госбанк для покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза и потеряла свою ценность. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый образец.

Таким образом, Государственному банку СССР на начальном этапе удалось наладить банковскую систему и денежное обращение в стране, после чего можно было преступать к другим основным задачам. Банковские ресурсы Государственного банка СССР формировались за счет средств государственного бюджета, временно свободных остатков денежных хозяйств и собственных средств Госбанка СССР, создаваемые с помощью эмиссии денег.

Создание устойчивой ресурсной базы Государственного банка СССР позволило в целом удовлетворить потребности народного хозяйства в кредитах, так как в послевоенный период быстрыми темпами росли краткосрочные кредитные вложения Государственного банка СССР. За 1946-1951 гг. они возросли почти втрое. Значительная доля кредитов приходилась на тяжелую промышленность, включая металлургию и машиностроение, так как кредитование тяжелой промышленности соответствовало государственной концепции развития народного хозяйства, которая основывалась на решающей роли тяжелой индустрии в ходе восстановления экономики страны.

Статистические данные Государственного банка СССР (1941-1951г) показывают, что в четвертой пятилетке кредиты промышленности возросли в 2, 5 раза, сельскому хозяйству - в 3 раза, транспорту и связи - в 1, 5 раза, торговле - в 3 раза.

Исследуя кредитование Государственного банка СССР в послевоенный период, можно выделить его особенность, которая заключалось в предоставление банковских ссуд: кредитование по остатку и обороту товарноматериальных ценностей.

При кредитовании по остатку ссуды предоставлялись в разовом порядке под отдельные виды ценностей по простым ссудным счетам. Эти ссуды выдавались в основном предприятиям и хозяйственным организациям, производственнохозяйственная деятельность, которых была подвержена воздействию сезонности. К сезонным отраслям относились сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, оптовая и розничная торговля.

При кредитовании по обороту оплата ценностей происходила по мере их поступления с использованием постоянно действующих специальных ссудных счетов. На кредитование по обороту переводились такие предприятия, как тяжелой промышленности, включая металлургическую, химическую, машиностроительную и другие отрасли хозяйствования, которые имели непрерывный производственный цикл, не зависящий от сезонности, как в первом методе кредитования.

Вышеперечисленные методы позволяли Государственному банку СССР целесообразно и экономно распределять кредиты субъектам экономики в зависимости от их потребностей, к тому же кредитование являлось интенсивной поддержкой отраслей хозяйства со стороны банка, так как наблюдается рост показателей по промышленности, торговле и прочим отраслям экономики. Следует отметить, что кредиты, предоставляемые Государственным банком СССР, способствовали восстановлению хозяйства страны. За короткий промежуток времени частично удалось в стране наладить отрасли экономики, уже в 1948 году объем промышленного производства в СССР достиг довоенного уровня, но выделялись проблемы в сельскохозяйственной отрасли, так как не удалось достичь объема сельскохозяйственного производства довоенного уровня, но все-таки наблюдался прирост. Государственный банк СССР проводил работу по улучшению безналичного расчета, формами безналичного расчета выступали платежные требования, платежные поручения, аккредитивы и чеки, что позволяло проводить операции в ускоренном режиме.

Таким образом, роль Государственного банка СССР в восстановлении и развитии экономики была значима, так как благодаря усиленной работе Государственного банка СССР, был восстановлен экономический потенциал колхозов, промышленности, т. е. удалось достичь поставленных целей государства. В результате такой работы изменился статус Государственного банка СССР, поэтому руководством СССР был принят новый устав Государственного банка СССР, так как прежний устав, принятый в 1929 г., перестал соответствовать условиям работы банка в соответствие с новыми возложенными на него задачами. Новый устав Госбанк СССР позволил осуществить переход экономики с военных рельсов на мирное время.

 

  1. Деятельность Государственного банка СССР в период стабилизации экономики (1953-1988)

С 1953 года экономика страны стабилизовалась, были восстановлены отрасли хозяйствования, продолжали развиваться тяжелая промышленность. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства составляли 10%, что является невероятным достижением страны послевоенной разрухи.

Благоприятное экономическое развитие страны стимулировало правительство СССР принять новый план развития страны, который предусматривал быстрый темп роста экономики с целью догнать экономику США. Главная задача, которое ставило правительство СССР - это всестороннее развитие производительных сил, всех отраслей экономики, значительное усиление экономического потенциала страны, обеспечение непрерывного повышения жизненного уровня народа. Особое внимание уделялось развитию современных высокоэффективных отраслей и производств.

Чтобы достичь запланированных результатов, нужно было изменить кредитно-расчетные отношения, которые были направлены на послевоенное восстановление экономики СССР. Поэтому государственные органы СССР принимают в 1954 году новое постановление «О роли и задачах Государственного банка СССР».

В области кредитования были утверждены новые правила долгосрочного кредитования колхозов.

В области расчетов появились децентрализованные зачеты, т. е. зачёты взаимных требований хозяйственных организаций, осуществляемые учреждениями Госбанка по месту нахождения расчётных счетов плательщиков. Децентрализованные зачеты начали применяться с 1954 и охватили многие отрасли промышленности и транспорта.

В период стабилизации экономики выявилась проблема в промышленности, связанная с фондом заработной платой и процентом выполнения плана производства. Для решения этой проблемы, Государственный банк СССР стал осуществлять контроль за расходованием средств на заработную плату в промышленности, сельскохозяйственных и в транспортных предприятиях.

Информация о работе Современное состояние банковского дела в России