Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 13:45, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения. Задачи работы: 1) изучение экономического содержания, функций и форм государственного кредита; 2) оценка государственного кредита в России в современных условиях. 3) изучение проблем государственного кредита и путей их решения.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1.Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита……………………………………………………………………………5 1.1Сущность и значение государственного кредита…………………………..5 1.2Функции государственного кредита………………………………………...9 1.3Формы государственного кредита…………………………………………..12 Глава 2. Государственный кредит РФ в современных условиях……………..16 2.1 Основные тенденции развития государственного кредита в РФ…………16 2.2 Основные направления долговой политики РФ на 2013-2015 годы…….20 2.3 Структура и динамика государственного долга РФ………………………23 2.4 Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса……………………………………………………………26 Заключение…………………………………………………………………….....32 Список использованной литературы………
Спрос со стороны инвесторов
на любые ценные бумаги, в том числе и государственные,
формируется на основе следующих факторов:
Доходности – способности приносить
доход (через проценты, дивиденды или рост
курсовой стоимости);
Надежности – низкой вероятности
понести потери (минимальный риск невозврата
вложенных средств);
Ликвидности – возможности
скорейшего для держателя ценных бумаг
получения денежных средств.
Государственные бумаги считаются,
как правило, надежными финансовыми инструментами
со средним и низким уровнем доходности.
Они привлекательны прежде всего для консервативных
инвесторов, наибольшее значение для которых
имеют гарантии сохранности капитала
и которые готовы получать относительно
небольшой, но гарантированный доход.
Как в России, так и в промышленно развитых
странах наиболее распространенной формой
государственных займов являются облигации.
Государственная облигация представляет
собой ценную бумагу, являющуюся долговым
обязательством государства, которая
дает ее держателю право получить в определенный
срок основную сумму долга и проценты.
Номинальная цена облигации устанавливается
эмитентом и выражает сумму, полученную
во временное пользование и подлежащую
возврату с начисленными на нее процентами
в оговоренный срок;
Использования денежных фондов
– необходимости возврата привлеченных
средств, который осуществляется как за
счет налоговых и неналоговых доходов
бюджета, так и за счет механизма рефинансирования,
т.е. погашения задолженности по ранее
выпущенным обязательствам с помощью
средств, полученных от размещения новых
обязательств;
Контроля – влияния на уровень
ликвидности коммерческих банков, структуру
платежеспособного спроса, темпы экономического
роста, объем денежной массы в обращении.
Кроме того, государственный
кредит играет важную роль:
В перераспределении финансовых
ресурсов в процессе перераспределения
капитала между сферами производства
и обращения. На практике это выражается
в том, что государство, являясь активным
участником рынка капиталов и выступая
на нем чаще всего в качестве заемщика,
оказывает существенное влияние на уровень
кредитной ставки, поскольку выступает
конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы,
и обусловливает изменение минимального
уровня доходности для инвестиционных
проектов в реальном секторе;
В повышении эффективности использования средств , обеспечивая необходимость максимально эффективного использования государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования как при недостатке, так и избытке финансовых ресурсов;
В ускорении концентрации финансовых
ресурсов, создавая возможность государству
привлекать их значительные объемы, в
том числе для финансирования чрезвычайных
расходов, в самое короткое время.
При оценке роли
воздействия государственного кредита
на социально-экономические процессы
в обществе важно отметить, что
обеспечение на его основе
сбалансированности бюджета в
значительной степени носит фиктивный
характер. Это объясняется тем, что
средства, привлеченные в бюджет
с помощью государственного кредита,
используются не как капитал,
приносящий доход, а как платежные
и покупательные средства, т.е. направляются
на финансирование всей совокупности
государственных расходов. Они не
приносят дополнительного дохода
и увеличивают «цену» бюджетных
доходов государства за счет
последующей выплаты процентов
или дисконта. Единственным реальным
источником погашения долговых
обязательств государства являются
налоги, а их увеличение, связанное
с обслуживанием долга, угнетающе
влияет на экономику.
1.3 Формы
государственного кредита
Государственный кредит может
иметь две формы: сберегательное дело
и государственные займы.
Сберегательное дело принадлежит
к государственному кредиту, если привлеченные
средства направляются в доходы бюджета.
Однако, как правило, сберегательные банки,
независимо от формы собственности действуют
на коммерческой основе и мобилизированные
средства формируют их кредитные ресурсы.
Часть этих ресурсов может направляться
на приобретение государственных ценных
бумаг и таким образом принадлежать к
государственному кредиту.
Государственные займы являются
основной формой государственного кредита.
По правовому оформлению подразделяют
государственные займы, которые предоставляются
на основании правительственных соглашений
и обеспечиваются выпуском ценных бумаг.
Соглашениями оформляются, как правило,
кредиты от правительств и других государств,
Международных организаций и финансовых
институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются
средства на финансовом рынке.
Оформление государственных
займов может осуществляться двумя видами
ценных бумаг - облигациями и казначейскими
обязательствами (векселями).
Облигации представляют собой
долговое обязательство государства,
по которому в установленные сроки возвращается
долг и выплачивается доход в форме процента
или выигрыша. Они могут быть обезличенными
(для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми
(под конкретные проекты).
Облигация имеет номинальную
стоимость - обозначенную сумму долга
- и курсовую цену, по которой она продается
и перепродается в зависимости от ее доходности,
надежности и ликвидности. Разница между
курсовой ценою и номинальной стоимостью
представляет собой курсовую разницу.
Казначейские обязательства
(векселя), имеют характер долгового обязательства,
направленного только на покрытие бюджетного
дефицита. Выплата дохода осуществляется
в форме процентов. Казначейскими обязательствами,
как правило, оформляются займы (иногда
среднесрочные - казначейские ноты), облигациями
- средне - и долгосрочные.
В зависимости от места размещения
займов их подразделяют на внутренние
- на внутреннем финансовом рынке (представляются
юридическими и физическими лицами данной
страны и нерезидентами) - и внешние - поступают
извне от правительств, юридических и
физических лиц, других государств, международных
организаций и финансовых институтов.
По праву эмиссии подразделяют
государственные и местные займы.
Государственные займы выпускаются
центральными органами управления. Поступления
по ним направляются в Государственный
бюджет.
Местные займы выпускаются
местными органами управления и направляются
в соответствующие местные бюджеты.
По признаку характера использования
ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные
займы.
Облигации (казначейские обязательства)
рыночных займов свободно покупаются,
продаются и перепродаются на рынке ценных
бумаг.
Нерыночные займы не допускают
выхода ценных бумаг на рынок, то есть
их владельцы не могут их перепродавать.
В зависимости от установления
обеспеченности государственные займы
подразделяются на залоговые и беззалоговые.
Залоговые займы отражают один из основных
принципов кредитования - материальной
обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются
государственным имуществом или конкретными
доходами. Беззалоговые не имеют конкретного
материального обеспечения. Их надежность
определяется авторитетом государства.
В зависимости от срока погашения
задолженности подразделяют краткосрочные
(срок погашения до одного года), среднесрочные
(от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
По характеру выплаты дохода
государственные займы подразделяются
на процентные, выигрышные и дисконтные
(с нулевым купоном).
По процентным займам доход
устанавливается в виде заемного процента.
При этом может устанавливаться как твердо
фиксированная на весь период займа ставка,
так и плавающая, то есть такая, которая
изменяется в зависимости от различных
факторов, прежде всего спроса и предложения
на кредитном рынке.
Выплаты процентного дохода
осуществляется на купонной основе. Она
может проводиться ежегодно, раз в полугодие,
ежеквартально. При выигрышных займах
выплата дохода осуществляется на основании
проведения тиражей выигрышей. Доход,
таким образом, получают не все кредиторы,
а только, те, чьи облигации выиграли.
Дисконтные займы характерны
тем, что государственные ценные бумаги
приобретаются с определенной скидкой,
а погашаются по номинальной стоимости.
Данная разница представляет доход кредитора.
На таких ценных бумагах отсутствуют купоны,
поэтому их еще называют облигациями с
нулевым купоном.
По характеру погашения задолженности
разделяются два варианта: одноразовая
выплата и выплата частями. При погашении
частями может применяться три варианта.
Первый - займ погашается равными частями
на протяжении нескольких лет. Второй
- займ погашается постоянно возрастающими
суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается.
Второй вариант применяется тогда, когда
предусматривается в перспективе ежегодное
повышение доходов государства, третий
- напротив, когда доходы будут уменьшаться
либо увеличиваться государственные расходы.
В зависимости от обязательств
государства по погашению долга различают
займы с правом и без права долгосрочного
погашения. Право долгосрочного погашения
дает возможность государству учитывать
ситуацию на финансовом рынке.
Государственный кредит требует
особенного контроля. Этот контроль распространяется
как на привлечение заемных средств, так
и на их погашение.
Привлечение займов должно
основываться на двух принципах: минимизация
стоимости займа и установление стабильности
государственных ценных бумаг на финансовом
рынке.
Выпуск государственных займов
основывается на следующих условиях:
- наличие кредиторов, у
которых есть временно свободные
средства;
- доверие кредиторов государству;
- заинтересованность кредиторов
в предоставлении займов государству;
- возможность государства
своевременно и полностью возвратить
долг и выплатить доход.
Источниками погашения государственных
займов могут выступать:
а) доходы от инвестирования
заемных средств в высокоэффективные
проекты;
б) дополнительные поступления
от налогов;
в) экономия средств от сокращения
расходов;
г) эмиссия денег;
д) привлечение средств от новых
займов (рефинансирование долга).
Таким образом, государственный
кредит представляет собой совокупность
достаточно разнообразных форм и методов
финансовых отношений.
Такой подход направлен на создание
благоприятных условий для привлечения
средств, как для государства, так и для
ее кредитов. Разнообразие форм позволяет
учитывать интересы юридических и физических
лиц.
Глава 2. Государственный
кредит РФ в современных условиях
2.1
Основные тенденции развития
государственного кредита в РФ
К государственному долгу Российской
Федерации относятся долговые обязательства
Российской Федерации перед физическими
и юридическими лицами Российской Федерации,
субъектами Российской Федерации, муниципальными
образованиями, иностранными государствами,
международными финансовыми организациями,
иными субъектами международного права,
иностранными физическими и юридическими
лицами, возникшие в результате государственных
заимствований Российской Федерации,
а также долговые обязательства по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией, и долговые обязательства,
возникшие в результате принятия законодательных
актов Российской Федерации об отнесении
на государственный долг долговых обязательств
третьих лиц, возникших до введения в действие
настоящего Кодекса.(3)
Структура государственного
долга Российской Федерации представляет
собой группировку долговых обязательств
Российской Федерации по установленным
настоящей статьей видам долговых обязательств.
Долговые обязательства Российской
Федерации могут существовать в виде обязательств
по:
1) кредитам, привлеченным
от имени Российской Федерации
как заемщика от кредитных
организаций, иностранных государств,
в том числе по целевым иностранным
кредитам (заимствованиям) международных
финансовых организаций, иных субъектов
международного права, иностранных
юридических лиц;
2) государственным ценным
бумагам, выпущенным от имени
Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным
в федеральный бюджет из других
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации;
4) государственным гарантиям
Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам,
ранее отнесенным в соответствии
с законодательством Российской
Федерации на государственный
долг Российской Федерации.
Долговые обязательства Российской
Федерации могут быть краткосрочными
(менее одного года), среднесрочными (от
одного года до пяти лет) и долгосрочными
(от пяти до 30 лет включительно).(4)
Внутренний государственный долг возникает
в результате размещения на внутреннем
рынке государственных займов. Они оформляются
путем выпуска и продажи государственных
ценных бумаг. Государственные ценные
бумаги подразделяются на: краткосрочные
казначейские обязательства (со сроком
погашения до 1 года), среднесрочные - ноты
(до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше
5 лет). Основными держателями государственных
ценных бумаг являются правительственные
учреждения и фонды, центральный и коммерческие
банки, другие финансовые институты, население.
На долю государственных ценных бумаг
приходится до 90% всей суммы государственного
долга развитых стран.
В объем государственного внутреннего
долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга
по государственным ценным бумагам
Российской Федерации, обязательства
по которым выражены в валюте
Российской Федерации;
2) объем основного долга
по кредитам, которые получены
Российской Федерацией и обязательства
по которым выражены в валюте Российской
Федерации;
3) объем основного долга
по бюджетным кредитам, полученным
Российской Федерацией;
4) объем обязательств
по государственным гарантиям, выраженным
в валюте Российской Федерации;
5) объем иных (за исключением
указанных) долговых обязательств
Российской Федерации, оплата которых
в валюте Российской Федерации
предусмотрена федеральными законами
до введения в действие настоящего
Кодекса.