Современное состояние государственного кредита РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.
Задачи работы:
1) изучение экономического содержания, функций и форм государственного кредита;
2) оценка государственного кредита в России в современных условиях.
3) изучение проблем государственного кредита и путей их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита……………………………………………………………………………5
1.1Сущность и значение государственного кредита…………………………..5
1.2Функции государственного кредита………………………………………...9
1.3Формы государственного кредита…………………………………………..12
Глава 2. Государственный кредит РФ в современных условиях……………..16
2.1 Основные тенденции развития государственного кредита в РФ…………16
2.2 Основные направления долговой политики РФ на 2013-2015 годы…….20
2.3 Структура и динамика государственного долга РФ………………………23
2.4 Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса……………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

современное состояние государственного кредита рф.docx

— 1.40 Мб (Скачать файл)

Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и другие).

Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте.

Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики, среди которых: во-первых, госдолг приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее имущей частью общества. В свою очередь это ведет к углублению расслоения в обществе и росту социальной напряженности. Во-вторых, поиски источников погашения приводят к необходимости повышения налогов и усилению государственного вмешательства в экономику, что отрицательно сказывается на хозяйственной активности. В-третьих, возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Если государственные займы были истрачены на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем. В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам всё более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами бюджета, новыми займами для расчета по старым долгам. В-пятых, рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов.

 

2.2 Основные направления  долговой политики РФ на 2013-2015 годы

Государственная долговая политика в 2013-2015 годы будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков. 
         Реализация долговой политики РФ в 2013-2015 годы будет осуществляться, в частности, в соответствии со следующими целями: поддержание умеренной долговой нагрузки как важнейшего конкурентного преимущества России, превращение национального рынка капитала в стабильный источник удовлетворения потребностей бюджета, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории, создание предпосылок для повышения рейтингов до категории "А". 
         Согласно проекту основных направлений долговой политики РФ на 2013-2015 годы, имеющемуся в распоряжении агентства "Интерфакс", объем валового привлечения госзаимствований, как планируется, составит в 2013 году 1,449 трлн рублей, в 2014 году - 1,079 трлн рублей, в 2015 году - 1,356 трлн.рублей. 
      В том числе объем привлечения внутренних госзаимствований в 2013 году составит 1,213 трлн рублей, в 2014 году - 0,842 млрд рублей, в 2015 году - 1,115 трлн рублей, внешних госзаимствований - в 2013 году 0,236 млрд рублей, в 2014 году 237 млрд рублей, в 2015 году 242 млрд рублей. 
В предстоящий период объем госдолга будет ежегодно возрастать: до 8,7 трлн рублей (13,1% ВВП) в конце 2013 года, 10,1 трлн рублей (13,7% ВВП) в конце 2014 года и 11,1 трлн рублей (13,4% ВВП) в конце 2015 года. 
        В том числе объем внутреннего госдолга запланирован в объеме 6,6 трлн рублей в конце 2013 года, 7,6 трлн рублей в конце 2014 года и 8,3 трлн рублей в конце 2015 года. 
     Объем внешнего долга, как ожидается, вырастет до 2,1 трлн рублей в конце 2013 года, 2,5 трлн рублей в конце 2014 года и 2,8 трлн рублей в конце 2015года. 
       Доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга практически достигнет 80% при соответствующем снижении доли внешнего долга. 
      Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2013-2015 годы, с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения долговой устойчивости РФ останутся вне опасных зон. 
       Вместе с тем по ряду параметров имеющийся запас прочности не может рассматриваться как безусловный, отмечается в документе. 
        Обращается внимание на то, что темпы роста госдолга и, соответственно, расходов на его обслуживание являются весьма высокими. Так соотношение расходов на обслуживание и погашение госдолга к доходам федерального бюджета в 2013 году увеличится до 9,9% с 8,1% в 2012 году при пороговом значении этого показателя, равном 10%. В последующем его планируется снизить до 7,1% в 2014 году и 9,2% в 2015 году. 
        Кроме того, сохраняются риски ухудшения макроэкономической ситуации, что соответственно скажется на показателях долговой устойчивости. 
        Возможное падение цены на нефть на $10 ведет к появлению выпадающих доходов федерального бюджета в сумме порядка 0,6 трлн рублей, что соответствует росту бюджетного дефицита на 0,9% ВВП в 2013 году и на 0,8% в 2014-2015 годах. При таком сценарии показатели долговой устойчивости заметно ухудшаются. 
         Согласно результатам проведенного стресс-тестирования долговых показателей России, в случае установления в предстоящий период фактических цен на нефть на уровнях на $40 ниже прогнозируемых ($97 за баррель в 2013 году, $101 в 2014 году и $104 в 2015 году) в 2015 году соотношение госдолга к ВВП превысит 20%, что отбросит Россию в ситуацию 2004 года, когда страна еще не имела суверенных кредитных рейтингов инвестиционной категории от всех трех ведущих международных рейтинговыхаагентств. 
         Согласно расчетам, в случае развития негативного сценария, при котором цена на нефть упадет до $60 за баррель и останется на этом уровне в течение года, дефицит федерального бюджета превысит 5,5% ВВП. Это потребует изыскания дополнительных источников его финансирования, основным источником покрытия дефицита станут госзаимствования. 
         Принимая во внимание, что объемы последних уже установлены на достаточно высоком уровне, речь идет о накоплении существенных бюджетных рисков, связанных, как минимум, со значительным ухудшением для РФ, как суверенного заемщика, финансовых условий на рынках капитала и резким ростом долговой нагрузки на бюджет, а при самом негативном развитии событий - о невозможности привлечения заемных ресурсов в необходимых объемах на приемлемых условиях. 
           Таким образом, говорится в документе, такой фактор госзаимствований, как низкий текущий уровень госдолга, требует постоянного мониторинга. Пока он позволяет проводить политику наращивания госзаиствований, не опасаясь кардинального ухудшения состояния долговой устойчивости РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Структура и  динамика государственного долга  РФ.

Как уже упоминалось ранее, государственный долг состоит из внешнего и внутреннего долга. Внешний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в иностранной валюте.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1)номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте

2)объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3)объем обязательств по  государственным гарантиям Российской  Федерации, выраженным в иностранной  валюте.5

Внутренний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:1)номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;2)объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;3)объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;4)объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного Кодекса.

 

Таким образом, следует отметить, что совокупный государственный долг Российской Федерации, исходя из проведенного анализа, имеет тенденцию к постоянному росту. Поэтому данная проблема требует выработки четкой политики в области управления государственным долгом России, которая должна быть ориентирована на достижение максимальной эффективности заимствований и снижения долговой нагрузки на экономику страны что, в конечном итоге, должно привести к стабилизации и дальнейшему росту экономического развития Российской Федерации.

 

2.4 Стратегия управления  государственным долгом в условиях  мирового финансового кризиса

Под управлением государственным долгом Российской Федерации следует понимать стратегию управления государственными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, своевременного погашения принятых обязательств, минимизации стоимости его обслуживания и оптимального распределения во времени связанных с долгом платежей.

Основными задачами при управлении государственным долгом в условиях экономического кризиса являются:

·  обеспечение решения важных социально-значимых в условиях кризиса задач, при недопущении неконтролируемого роста долга и увеличения рисков исполнения долговых обязательств Российской Федерации;

·  снижение влияния платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации на финансирование иных статей расходов федерального бюджета;

·  недопущение единовременного отвлечения значительного объема средств федерального бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Принципами политики управления государственным долгом Российской Федерации являются:

·  соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

·  сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне;

·  полнота и своевременность исполнения обязательств;

·  минимизация стоимости обслуживания долга;

·  эффективность использования заемных средств;

·  прозрачность управления долгом.

Значимость, решаемых в рамках бюджетной политики задач в области заимствований и управления государственным долгом как составной части системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, определяет необходимость рассмотрения вопросов нормативно-правового обеспечения деятельности Российской Федерации.

Мировой финансовый кризис, повлекший ухудшение ситуации на фондовом рынке, резкий спад производства в реальном секторе экономики и общее снижение макроэкономических показателей, привели к сокращению доходной части бюджета Российской Федерации.

Превышение расходных полномочий над доходами требует необходимости привлечения заемных средств, доступность которых в условиях кризиса резко снизилась. В более жестких условиях необходимо оптимизировать расходы, сохраняя при этом социально значимые обязательства и финансирование уже строящихся объектов, дефицит бюджета должен быть при этом умеренным, чтобы в условиях кризиса иметь возможность выйти на рынок и занять средства, необходимые для покрытия дефицита и погашения долговых обязательств. При формировании дефицита необходимо создавать запас прочности.

Содержание долговой политики включает широкий комплекс мероприятий: разработку концепции долговой политики, определение ее стратегических направлений, целей, главных задач; создание адекватного механизма реализации долговой политики; управление деятельностью по планированию заимствований; организацию размещения займов; предоставление государственных гарантий; контроль за целевым использованием привлекаемых ресурсов, а также за своевременным погашением государственного долга.

Необходимым элементом долгового управления является расчет долговой нагрузки на бюджет Российской Федерации.

С экономической точки зрения уровень долговой нагрузки является критерием соответствия объема обязательств и выплат по ним, поступлениям в бюджет, степени покрытия обязательств собственными доходами.

При определении объемов и сроков заимствований в условиях финансового кризиса на рынке ценных бумаг необходимо:

·  вести беспрерывный мониторинг рынка ценных бумаг;

·  проводить размещение ценных бумаг Российской Федерации только при благоприятной конъюнктуре на рынке;

· использовать практику заимствований на рынке ценных бумаг для финансирования дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств только с приемлемой (не влекущей излишних расходов на обслуживание государственного долга для бюджета области) доходностью;

·  отдавать приоритет использованию среднесрочных заимствований на рынке ценных бумаг с целью снижения долговой нагрузки на бюджет Российской Федерации;

·  выпускать финансовые инструменты только с постоянной или фиксированной ставкой купонного дохода или дисконта с целью снижения риска непредвиденных расходов на обслуживание государственного долга в будущие периоды.

Основными задачами Российской Федерации по поддержанию надежности и ликвидности ценных бумаг Российской Федерации в условиях финансового кризиса на рынке ценных бумаг определены следующие меры:

·  своевременное погашение и обслуживание заимствований с целью недопущения наступления технического дефолта по существующим обязательствам и безусловное исполнение взятых на себя обязательств по ценным бумагам Российской Федерации;

·  проведение работы с биржевыми площадками по процедуре листинга.

В целях снижения расходов на обслуживание государственных ценных бумаг Российской Федерации предусматривается:

·  выбор контрагентов и заключение договоров на рынке ценных бумаг только через проведение открытых торгов, что позволит снизить выплаты областного бюджета по агентским и прочим договорам;

·  проведение процедуры листинга вновь размещаемых ценных бумаг.

В рамках складывающейся ситуации, вызванной мировым финансовым кризисом, необходимо минимизировать риски и избегать дополнительных расходов федерального бюджета, связанных с возможностью наступления гарантийных случаев.

Совершенствование управления государственным долгом Российской Федерации включает три взаимосвязанных направления деятельности:

1. Формирование бюджетной  политики в части планирования  объема и структуры государственного  долга исходя из постановленных целей перед федеральным бюджетом.

Информация о работе Современное состояние государственного кредита РФ