Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 13:45, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения. Задачи работы: 1) изучение экономического содержания, функций и форм государственного кредита; 2) оценка государственного кредита в России в современных условиях. 3) изучение проблем государственного кредита и путей их решения.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1.Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита……………………………………………………………………………5 1.1Сущность и значение государственного кредита…………………………..5 1.2Функции государственного кредита………………………………………...9 1.3Формы государственного кредита…………………………………………..12 Глава 2. Государственный кредит РФ в современных условиях……………..16 2.1 Основные тенденции развития государственного кредита в РФ…………16 2.2 Основные направления долговой политики РФ на 2013-2015 годы…….20 2.3 Структура и динамика государственного долга РФ………………………23 2.4 Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса……………………………………………………………26 Заключение…………………………………………………………………….....32 Список использованной литературы………
Внешний долг возникает при мобилизации
государством финансовых ресурсов, находящихся
за границей. Держателями внешнего долга
выступают компании, банки, государственные
учреждения различных стран, а также международные
финансовые организации (Международный
банк реконструкции и развития, Международный
валютный фонд и другие).
Бремя внешнего долга является
более тяжелым, нежели бремя внутреннего
долга. Для покрытия внешнего долга стране
требуется иностранная валюта, для получения
которой необходимо сокращать импорт
и увеличивать экспорт, при этом выручка
идет не на цели развития, а на погашение
долга, что замедляет темпы экономического
роста и снижает уровень жизни.
В объем государственного внешнего
долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга
по государственным ценным бумагам
Российской Федерации, обязательства
по которым выражены в иностранной
валюте;
2) объем основного долга
по кредитам, которые получены
Российской Федерацией и обязательства
по которым выражены в иностранной валюте,
в том числе по целевым иностранным кредитам
(заимствованиям), привлеченным под государственные
гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств
по государственным гарантиям
Российской Федерации, выраженным
в иностранной валюте.
Государственный долг, особенно
при условии его возрастания, вызывает
определенные негативные последствия
для национальной экономики, среди которых:
во-первых, госдолг приводит к перераспределению
доходов среди населения в пользу держателей
государственных ценных бумаг, которые,
как правило, являются наиболее имущей
частью общества. В свою очередь это ведет
к углублению расслоения в обществе и
росту социальной напряженности. Во-вторых,
поиски источников погашения приводят
к необходимости повышения налогов и усилению
государственного вмешательства в экономику,
что отрицательно сказывается на хозяйственной
активности. В-третьих, возможно переложение
долгового бремени на будущие поколения.
Если государственные займы были истрачены
на текущее потребление, а не на инвестиции
и модернизацию производства, доходы от
которых дали бы возможность расплатиться
с долгами то рост долга и процентов по
нему приведет к снижению темпов роста
и ограничению потребления в будущем.
В-четвертых, быстро растущие издержки
по процентам всё более затрудняют сокращение
бюджетного дефицита, так как выплаты
процентов по государственному долгу
оборачиваются новыми расходами бюджета,
новыми займами для расчета по старым
долгам. В-пятых, рост внешнего долга способствует
усилению зависимости страны от других
государств что ограничивает возможности
ведения самостоятельной внешней политики
с целью обеспечения собственных интересов.
Также значительный и возрастающий внешний
долг вызывает значительные трудности
при получении новых кредитов.
2.2 Основные направления
долговой политики РФ на 2013-2015
годы
Государственная долговая политика
в 2013-2015 годы будет направлена на обеспечение
финансирования дефицита федерального
бюджета путем привлечения ресурсов на
российском и международном рынках капитала
на благоприятных условиях, поддержание
высокого уровня кредитных рейтингов
страны, формирование адекватных ориентиров
по уровню кредитного риска для российских
корпоративных заемщиков.
Реализация долговой политики РФ в 2013-2015
годы будет осуществляться, в частности,
в соответствии со следующими целями:
поддержание умеренной долговой нагрузки
как важнейшего конкурентного преимущества
России, превращение национального рынка
капитала в стабильный источник удовлетворения
потребностей бюджета, поддержание высокого
уровня кредитных рейтингов России инвестиционной
категории, создание предпосылок для повышения
рейтингов до категории "А".
Согласно проекту основных направлений
долговой политики РФ на 2013-2015 годы, имеющемуся
в распоряжении агентства "Интерфакс",
объем валового привлечения госзаимствований,
как планируется, составит в 2013 году 1,449
трлн рублей, в 2014 году - 1,079 трлн рублей,
в 2015 году - 1,356 трлн.рублей.
В том числе
объем привлечения внутренних госзаимствований
в 2013 году составит 1,213 трлн рублей, в 2014
году - 0,842 млрд рублей, в 2015 году - 1,115 трлн
рублей, внешних госзаимствований - в 2013
году 0,236 млрд рублей, в 2014 году 237 млрд
рублей, в 2015 году 242 млрд рублей.
В предстоящий период объем
госдолга будет ежегодно возрастать: до
8,7 трлн рублей (13,1% ВВП) в конце 2013 года,
10,1 трлн рублей (13,7% ВВП) в конце 2014 года
и 11,1 трлн рублей (13,4% ВВП) в конце 2015 года.
В том
числе объем внутреннего госдолга запланирован
в объеме 6,6 трлн рублей в конце 2013 года,
7,6 трлн рублей в конце 2014 года и 8,3 трлн
рублей в конце 2015 года.
Объем внешнего
долга, как ожидается, вырастет до 2,1 трлн
рублей в конце 2013 года, 2,5 трлн рублей
в конце 2014 года и 2,8 трлн рублей в конце
2015года.
Доля внутреннего
долга в совокупном объеме госдолга практически
достигнет 80% при соответствующем снижении
доли внешнего долга.
Исходя из
параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического
развития РФ на 2013-2015 годы, с учетом планируемых
объемов заимствований, в предстоящий
период значения долговой устойчивости
РФ останутся вне опасных зон.
Вместе
с тем по ряду параметров имеющийся запас
прочности не может рассматриваться как
безусловный, отмечается в документе.
Обращается
внимание на то, что темпы роста госдолга
и, соответственно, расходов на его обслуживание
являются весьма высокими. Так соотношение
расходов на обслуживание и погашение
госдолга к доходам федерального бюджета
в 2013 году увеличится до 9,9% с 8,1% в 2012 году
при пороговом значении этого показателя,
равном 10%. В последующем его планируется
снизить до 7,1% в 2014 году и 9,2% в 2015 году.
Кроме
того, сохраняются риски ухудшения макроэкономической
ситуации, что соответственно скажется
на показателях долговой устойчивости.
Возможное
падение цены на нефть на $10 ведет к появлению
выпадающих доходов федерального бюджета
в сумме порядка 0,6 трлн рублей, что соответствует
росту бюджетного дефицита на 0,9% ВВП в
2013 году и на 0,8% в 2014-2015 годах. При таком
сценарии показатели долговой устойчивости
заметно ухудшаются.
Согласно результатам проведенного стресс-тестирования
долговых показателей России, в случае
установления в предстоящий период фактических
цен на нефть на уровнях на $40 ниже прогнозируемых
($97 за баррель в 2013 году, $101 в 2014 году и
$104 в 2015 году) в 2015 году соотношение госдолга
к ВВП превысит 20%, что отбросит Россию
в ситуацию 2004 года, когда страна еще не
имела суверенных кредитных рейтингов
инвестиционной категории от всех трех
ведущих международных рейтинговыхаагентств.
Согласно расчетам, в случае развития
негативного сценария, при котором цена
на нефть упадет до $60 за баррель и останется
на этом уровне в течение года, дефицит
федерального бюджета превысит 5,5% ВВП.
Это потребует изыскания дополнительных
источников его финансирования, основным
источником покрытия дефицита станут
госзаимствования.
Принимая во внимание, что объемы последних
уже установлены на достаточно высоком
уровне, речь идет о накоплении существенных
бюджетных рисков, связанных, как минимум,
со значительным ухудшением для РФ, как
суверенного заемщика, финансовых условий
на рынках капитала и резким ростом долговой
нагрузки на бюджет, а при самом негативном
развитии событий - о невозможности привлечения
заемных ресурсов в необходимых объемах
на приемлемых условиях.
Таким образом, говорится в документе,
такой фактор госзаимствований, как низкий
текущий уровень госдолга, требует постоянного
мониторинга. Пока он позволяет проводить
политику наращивания госзаиствований,
не опасаясь кардинального ухудшения
состояния долговой устойчивости РФ.
2.3 Структура и
динамика государственного долга
РФ.
Как уже упоминалось ранее,
государственный долг состоит из внешнего
и внутреннего долга. Внешний долг
Российской Федерации - обязательства,
возникающие в иностранной валюте.
В объем государственного внешнего
долга Российской Федерации включаются:
1)номинальная сумма долга
по государственным ценным бумагам
Российской Федерации, обязательства
по которым выражены в иностранной
валюте
2)объем основного долга
по кредитам, которые получены
Российской Федерацией и обязательства
по которым выражены в иностранной валюте,
в том числе по целевым иностранным кредитам
(заимствованиям), привлеченным под государственные
гарантии Российской Федерации;
3)объем обязательств по
государственным гарантиям Российской
Федерации, выраженным в иностранной
валюте.5
Внутренний долг Российской Федерации - обязательства,
возникающие в валюте Российской Федерации.
В объем государственного внутреннего
долга Российской Федерации включаются:1)номинальная
сумма долга по государственным ценным
бумагам Российской Федерации, обязательства
по которым выражены в валюте Российской
Федерации;2)объем основного долга по кредитам,
которые получены Российской Федерацией
и обязательства по которым выражены в
валюте Российской Федерации;3)объем обязательств
по государственным гарантиям, выраженным
в валюте Российской Федерации;4)объем
иных (за исключением указанных) долговых
обязательств Российской Федерации, оплата
которых в валюте Российской Федерации
предусмотрена федеральными законами
до введения в действие Бюджетного Кодекса.
Таким образом, следует отметить,
что совокупный государственный долг
Российской Федерации, исходя из проведенного
анализа, имеет тенденцию к постоянному
росту. Поэтому данная проблема требует
выработки четкой политики в области управления
государственным долгом России, которая
должна быть ориентирована на достижение
максимальной эффективности заимствований
и снижения долговой нагрузки на экономику
страны что, в конечном итоге, должно привести
к стабилизации и дальнейшему росту экономического
развития Российской Федерации.
2.4 Стратегия управления
государственным долгом в условиях
мирового финансового кризиса
Под управлением государственным
долгом Российской Федерации следует
понимать стратегию управления государственными
заимствованиями в целях поддержания
объема долга на экономически безопасном
уровне, своевременного погашения принятых
обязательств, минимизации стоимости
его обслуживания и оптимального распределения
во времени связанных с долгом платежей.
Основными задачами при управлении
государственным долгом в условиях экономического
кризиса являются:
· обеспечение решения важных
социально-значимых в условиях кризиса
задач, при недопущении неконтролируемого
роста долга и увеличения рисков исполнения
долговых обязательств Российской Федерации;
· снижение влияния платежей
по погашению и обслуживанию государственного
долга Российской Федерации на финансирование
иных статей расходов федерального бюджета;
· недопущение единовременного
отвлечения значительного объема средств
федерального бюджета на погашение и обслуживание
государственного долга Российской Федерации.
Принципами политики управления
государственным долгом Российской Федерации
являются:
· соблюдение ограничений,
установленных Бюджетным кодексом Российской
Федерации;
· сохранение объема долговых
обязательств на экономически безопасном
уровне;
· полнота и своевременность
исполнения обязательств;
· минимизация стоимости
обслуживания долга;
· эффективность использования
заемных средств;
· прозрачность управления
долгом.
Значимость, решаемых в рамках
бюджетной политики задач в области заимствований
и управления государственным долгом
как составной части системы управления
финансовыми ресурсами Российской Федерации,
определяет необходимость рассмотрения
вопросов нормативно-правового обеспечения
деятельности Российской Федерации.
Мировой финансовый кризис,
повлекший ухудшение ситуации на фондовом
рынке, резкий спад производства в реальном
секторе экономики и общее снижение макроэкономических
показателей, привели к сокращению доходной
части бюджета Российской Федерации.
Превышение расходных полномочий
над доходами требует необходимости привлечения
заемных средств, доступность которых
в условиях кризиса резко снизилась. В
более жестких условиях необходимо оптимизировать
расходы, сохраняя при этом социально
значимые обязательства и финансирование
уже строящихся объектов, дефицит бюджета
должен быть при этом умеренным, чтобы
в условиях кризиса иметь возможность
выйти на рынок и занять средства, необходимые
для покрытия дефицита и погашения долговых
обязательств. При формировании дефицита
необходимо создавать запас прочности.
Содержание долговой политики
включает широкий комплекс мероприятий:
разработку концепции долговой политики,
определение ее стратегических направлений,
целей, главных задач; создание адекватного
механизма реализации долговой политики;
управление деятельностью по планированию
заимствований; организацию размещения
займов; предоставление государственных
гарантий; контроль за целевым использованием
привлекаемых ресурсов, а также за своевременным
погашением государственного долга.
Необходимым элементом долгового
управления является расчет долговой
нагрузки на бюджет Российской Федерации.
С экономической точки зрения
уровень долговой нагрузки является критерием
соответствия объема обязательств и выплат
по ним, поступлениям в бюджет, степени
покрытия обязательств собственными доходами.
При определении объемов и сроков
заимствований в условиях финансового
кризиса на рынке ценных бумаг необходимо:
· вести беспрерывный мониторинг
рынка ценных бумаг;
· проводить размещение
ценных бумаг Российской Федерации только
при благоприятной конъюнктуре на рынке;
· использовать практику заимствований
на рынке ценных бумаг для финансирования
дефицита федерального бюджета и погашения
долговых обязательств только с приемлемой
(не влекущей излишних расходов на обслуживание
государственного долга для бюджета области)
доходностью;
· отдавать приоритет использованию
среднесрочных заимствований на рынке
ценных бумаг с целью снижения долговой
нагрузки на бюджет Российской Федерации;
· выпускать финансовые
инструменты только с постоянной или фиксированной
ставкой купонного дохода или дисконта
с целью снижения риска непредвиденных
расходов на обслуживание государственного
долга в будущие периоды.
Основными задачами Российской
Федерации по поддержанию надежности
и ликвидности ценных бумаг Российской
Федерации в условиях финансового кризиса
на рынке ценных бумаг определены следующие
меры:
· своевременное погашение
и обслуживание заимствований с целью
недопущения наступления технического
дефолта по существующим обязательствам
и безусловное исполнение взятых на себя
обязательств по ценным бумагам Российской
Федерации;
· проведение работы с биржевыми
площадками по процедуре листинга.
В целях снижения расходов на
обслуживание государственных ценных
бумаг Российской Федерации предусматривается:
· выбор контрагентов и заключение
договоров на рынке ценных бумаг только
через проведение открытых торгов, что
позволит снизить выплаты областного
бюджета по агентским и прочим договорам;
· проведение процедуры
листинга вновь размещаемых ценных бумаг.
В рамках складывающейся ситуации,
вызванной мировым финансовым кризисом,
необходимо минимизировать риски и избегать
дополнительных расходов федерального
бюджета, связанных с возможностью наступления
гарантийных случаев.
Совершенствование управления
государственным долгом Российской Федерации
включает три взаимосвязанных направления
деятельности:
1. Формирование бюджетной
политики в части планирования
объема и структуры государственного
долга исходя из постановленных целей
перед федеральным бюджетом.