2. Осуществление заимствований
с учетом платежеспособности
и долговой емкости федерального
бюджета, проведение операций с
государственным долгом, направленных
на оптимизацию его структуры
и минимизацию расходов на
обслуживание.
3. Организация учета долговых
обязательств и операций с
государственным долгом.
Основными рисками исполнения
федерального бюджета, в том числе в части
привлечения заемных средств, можно определить:
· риск процентной ставки,
показывающий вероятность неблагоприятного
для Российской Федерации изменения стоимости
заимствований в зависимости от времени
и объема потребности в заемных ресурсах;
· риск ликвидности, связанный
с отсутствием у федерального бюджета
средств для полного исполнения своих
обязательств в срок;
· кредитный риск;
· риск недостаточного спроса
на облигации в определенный момент времени,
который ведет к невозможности удовлетворения
потребностей эмитента.
Источником риска процентной
ставки являются изменения условий на
рынке заимствований, которые в значительной
степени находятся вне контроля исполнительного
органа государственной власти Российской
Федерации.
Исходя из этого, основным подходом
к минимизации данного риска является
отказ от использования заимствований,
которым присущ высокий риск процентной
ставки. Одним из вариантов этого подхода
является осуществление заимствований
с фиксированной ставкой и с возможностью
досрочного погашения.
Источником риска ликвидности
являются изменения макроэкономических
факторов, влияющих на формирование доходов
и расходов федерального бюджета и, как
следствие, объемов заимствований. Данный
риск поддается определенному контролю
со стороны исполнительного органа государственной
власти Российской Федерации.
Одним из подходов к минимизации
риска ликвидности является повышение
точности бюджетных прогнозов. Другим
подходом может быть построение оценки
долговой емкости бюджета на основе консервативных
или даже пессимистичных прогнозов экономического
развития и финансового состояния Российской
Федерации.
Кредитный риск в определенной
мере поддается контролю органам исполнительной
государственной власти Российской Федерации.
Заключение
Анализ содержания государственного
кредита позволяет сделать следующие
выводы:
- Сущность государственного
кредита заключается в перераспределении
капитала между частным сектором и государством
на условиях срочности, платности и возвратности.
Вся сумма неоплаченных обязательств
государства представляет собой величину
государственного долга;
- Современная фискальная политика
признает возможным использование несбалансированных
бюджетов для целей стабилизации экономики.
Основным фактором, обусловливающим возникновение
и рост государственного долга, является
дефицит бюджета;
- Возникновение дефицита бюджета
порождается именно временной неравномерностью
развития экономической активности и
чрезвычайными обстоятельствами;
- Если не рассматривать эффект
вытеснения частных инвестиций из реального
сектора, то государственный долг не является
инструментом перекладывания экономического
бремени на последующие поколения;
- Государственный долг оказывает
на экономику регулирующее влияние посредством
воздействия на уровень инвестиций, кредитную
политику коммерческих банков, общий объем
денежной массы. Кроме того, ставки процента
по государственным ценным бумагам лежат
в основе системы ставок процента по банковскому
кредиту и корпоративным ценным бумагам
(долговым обязательствам).
Система управления государственным
долгом Российской Федерации представляет
собой следующую совокупность основных
мероприятий: разработка программы заимствований
Российской Федерации на следующий год;
процедура принятия основных параметров
управления государственным долгом Российской
Федерации на очередной год; исполнение
принятой программы управления государственным
долгом в течение планового года.
В последние годы наметились
качественно новые тенденции в сфере управления
госдолгом, что обусловлено форсированным
переходом к рыночным механизмам его формирования
и обслуживания. Главные черты новых тенденций
– мобилизация ресурсов с помощью займов
и других государственных обязательств,
использование налоговой системы, активных
методов реструктуризации заимствований
и организации обслуживания долга. Система
управления госдолгом должна иметь два
режима функционирования: управление
в нормальном режиме воспроизводственного
процесса; кризисное управление в условиях
обостряющегося дефицита бюджета, спада
производства, сокращение возможностей
привлечения новых заимствований.
Российская Федерация будет
стремиться к проведению максимально
гибкой политики заимствований, позволяющей
оперативно заменять одни долговые инструменты
другими, в зависимости от изменения условий
на внутреннем и внешнем рынках в интересах
бюджета Российской Федерации.
Список использованной
литературы
1. Бюджетный кодекс
Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 04.10.2014) (31 июля 1998 г
2. О внесении
изменений в федеральный закон
“О бюджетной классификации и
РФ” и Бюджетный кодекс РФ:
Федеральный закон от 22.12.05 №176-ФЗ//Российская
газета- 2005-27 декабря
3. Балабанов
И.Т. Основы финансового менеджмента:
Учеб.пособие. – 2-е изд., доп. и перераб.
– М.: Финансы и статистика, 2012. – 512 с.17
4. Ворожцов
П. А. О принципах политики России
в области управления государственным
долгом/П. А. Ворожцов// Рынок ценных
бумаг-2009- №18-С.20-24.
5. Воронин Ю.
С. Управление государственным долгом/Ю.
С. Воронин// Экономист.-2014-№1-С.58-67.
6. Финансы и
кредит: учебник/под ред. проф .М.В.Романовского,
проф. Г.Н.Белоглазовой. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М: Высшее образование,2008
7. Лебедев А.
И. Управление внешним долгом
в России/А. И. Лебедев //Проблемы
теории и практики управления-2009-
№3-С.37-40
8. Моисеев А.К. Внешний
долг России – состояние и
проблемы платежеспособности. / А.К
Моисеев // Проблемы прогнозирования. –
2012. - № 4. - С. 99 – 107.
9. Селезнев
А. Государственный долг: иллюзии
и реальность/А. Селезнев//Экономист-2012-№3-С.31-40
10 Иванова М. А. Государственные
заимствования на современном этапе /
М. А. Иванова / / Финансы и кредит. - 2008. -
N14. –-С.1-3.
11. Официальный сайт
Министерства финансов. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru
12. Официального сайта
Счетной Палаты РФ. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: www.ach.gov.ru
13. Официальный сайт
ЦБ РФ. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: www.cbr.ru
14. Официальный сайт
Правительства РФ. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: www.government.ru
15. Программа социально-экономического
развития Российской Федерации
на среднесрочную перспективу (2013–2015
годы). [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: www.akdi.ru
16. Проект программы
социально-экономического развития
страны. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: www.lib.eruditio.ru
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
1 Иванова М.
А. Государственные заимствования на современном
этапе / М. А. Иванова / / Финансы и кредит.
- 2008. - N14. – С 28-30.
2
Финансы и кредит: учебник/под ред. проф
.М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М: Высшее образование,2008.
– 164-165 стр.
3Бюджетный
кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998
N 145-ФЗ (ред. от 04.10.2014) (31 июля 1998 г – ч.2,
гл.14, ст.97
4Бюджетный
кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998
N 145-ФЗ (ред. от 04.10.2014) (31 июля 1998 г – ч.2,
гл.14, ст.98
5
По данным Официального сайта Министерства
Финансов http://info.minfin.ru/