Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 16:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование стратегий конкурентоспособности банковской системы на рынке банковских услуг.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
-проанализировать теоретические подходы к сущности конкурентной стратегии банка, выделить ее основные типы
-исследовать основные типы конкурентных стратегий
-обосновать значимость стратегии для банковского сектора
-проанализировать принципы работы ОАО РАКБ «Донхлеббанк»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 5
1.1 Понятие конкурентоустойчивость и конкурентоспособность как экономической категории 5
1.2 Формирование конкурентоспособности коммерческих банков на рынке банковских услуг 7
1.3 Стратегии обеспечения конкурентоспособности на рынке банковских услуг 9
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО РАКБ «ДОНХЛЕББАНК» 15
2.1 Принцип работы: банк и клиенты 15
2.2 Стратегии: управление банковскими рисками и управление и контроль за состоянием ликвидности. 17
2.3 ОАО РАКБ «Донхлеббанк» на финансовом рынке России 18
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ НАДЕЖНОСТИ ОАО РАКБ «ДОНХЛЕББАНК» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 5
1.1 Понятие
конкурентоустойчивость и
1.2 Формирование
конкурентоспособности
1.3 Стратегии
обеспечения
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО РАКБ «ДОНХЛЕББАНК» 15
2.1 Принцип работы: банк и клиенты 15
2.2 Стратегии:
управление банковскими
2.3 ОАО РАКБ «Донхлеббанк» на финансовом рынке России 18
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ НАДЕЖНОСТИ ОАО РАКБ «ДОНХЛЕББАНК» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в условиях формирования рыночных отношений в России проблема развития конкуренции на рынке банковских услуг и повышения конкурентоспособности коммерческих банков приобретает первостепенное значение для организации эффективного банковского обслуживания населения, юридических лиц, государственных и местных органов власти.
Ключевым фактором обеспечения
конкурентоспособности
Целью курсовой работы является
исследование стратегий
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
Объектом исследования выступает рынок банковских услуг, а предметом исследования – конкурентные стратегии коммерческих банков.
Исследованию современных форм конкуренции в условиях рыночного хозяйства, а также принципов формирования корпоративных конкурентных стратегий посвящены работы И. Ансоффа, О. Колина, А. Макмиллана, Г. Минцберга, М. Портера, Г. Саймона, А. Чандлера. Специфические особенности конкуренции в сфере банковского кредитования рассматриваются в работах Г.Л. Азоева, А.Л. Баталова, Ю.И. Коробова, Ю.С. Масленченкова, А.В. Мурычева, А.М. Тавасиева, Г.А. Тосуняна и других экономистов.
Структура и содержание курсовой работы предусматривает освещение наиболее важных тем и вопросов. Материал выстроен в определённой последовательности. В первой главе можно ознакомиться с определением и стратегиями конкуренции банковской системы. Во второй главе акцент делается на конкурентоспособность определенного коммерческого банка. В третьей главе рассчитывается надежность банка.
Понятие конкуренция (от лат. concurrentia – сталкиваться) – состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике1.
Конкуренция понимается как двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. По Смиту, сущность конкурентного поведения производителей составляло «честное» – без сговора – соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.
Банковская конкуренция – экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли2.
К числу отличительных особенностей банковской конкуренции относят:
Конкурентоспособность – способность определенного объекта превзойти конкурентов в заданных условиях, конкурентоустойчивость же заключается в способности надежно сохранять свою конкурентоспособность (т.е. это реальная и потенциальная возможность превосходить своих соперников в самых разных условиях, постоянно совершенствуя ключевые процессы).
Критерии, определяющие конкурентоспособность банка и его кредитных услуг (продуктов) представлены на рисунке:
Рисунок 1.Конкурентоспособность банка
Экономические факторы, определяющие
конкурентоспособность банка
Неэкономические факторы
связаны с возможностями
Все возможности банка, выделяющие его из банковского сообщества и являющиеся его индивидуальными преимуществами перед своими конкурентами, называются конкурентными преимуществами. К конкурентным преимуществам можно отнести такие критерии:
Принято различать три группы таких преимуществ: внутренние компетенции, внешние компетенции и динамические способности.
К внешним компетенциям (возможностям)
банка относятся: клиенты и их
потребности, связи с акционерами,
инвесторами, долгосрочными партнерами
банка и связи с
Внутренние компетенции (возможности) включают в себя: эффективные бизнес-процессы, оптимальную организационную структуру, квалифицированный персонал, эффективную систему управления, предусматривающую высокий уровень корпоративной культуры и качественную ресурсную базу.
Динамические способности выражаются в скорости внедрения инноваций, быстром принятии решений, оперативности выполнения операций и услуг, быстрой обучаемости персонала и темпах роста основных экономических показателей.
Перечисленные преимущества носят в основном нематериальный характер и относятся к нематериальным активам банка. В эпоху информатизации они вносят существенный вклад в создание рыночной стоимости банка, определяя его конкурентоспособность.3
Ключевым фактором обеспечения
конкурентоспособности
Понятие конкурентная стратегия – это совокупность правил, которым должен следовать банк для достижения и долгосрочного поддержания конкурентоспособности. В настоящее время конкурентная стратегия является составной частью системы целей коммерческого банка. Традиционная система целей коммерческого банка – прибыльность, ликвидность, минимизация риска – в настоящее время пополнилась еще одной целью – обеспечение конкурентоспособности4.
В экономической литературе
существует множество подходов к
определению понятия «
Рисунок 2. Виды стратегий
Согласно их теории, поток данных о направлении развития корпорации должен идти от высшего уровня к хозяйственным подразделениям и от них – на функциональные и операционные уровни.
Противоположная трактовка понятия «стратегия» предложена Ричардом Кохом: «Конкуренция ведется от бизнес-единиц, а корпоративный центр чаще всего мешает этому процессу и разрушает гораздо больше стоимости, чем создает. Он выделял генеральную стратегию банка (миссия) – план генеральной программы действий и распределения приоритетных ресурсов для достижения глобальных целей; и стратегию развития банка – развитие банковского бизнеса на основе применения системного подхода к решению задачи при нестандартной ситуации на выбранном горизонте деятельности.
По А. Чандлеру, стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей6.