Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 16:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование стратегий конкурентоспособности банковской системы на рынке банковских услуг.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
-проанализировать теоретические подходы к сущности конкурентной стратегии банка, выделить ее основные типы
-исследовать основные типы конкурентных стратегий
-обосновать значимость стратегии для банковского сектора
-проанализировать принципы работы ОАО РАКБ «Донхлеббанк»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 5
1.1 Понятие конкурентоустойчивость и конкурентоспособность как экономической категории 5
1.2 Формирование конкурентоспособности коммерческих банков на рынке банковских услуг 7
1.3 Стратегии обеспечения конкурентоспособности на рынке банковских услуг 9
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО РАКБ «ДОНХЛЕББАНК» 15
2.1 Принцип работы: банк и клиенты 15
2.2 Стратегии: управление банковскими рисками и управление и контроль за состоянием ликвидности. 17
2.3 ОАО РАКБ «Донхлеббанк» на финансовом рынке России 18
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ НАДЕЖНОСТИ ОАО РАКБ «ДОНХЛЕББАНК» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Шведский экономист Бенгт Корлофф определяют стратегию как обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов.
Генри Минцберг – известный канадский экономист, использует маркетинговую концепцию пяти «П» для рассмотрения данного понятия: план, прием, поведенческая модель, позиция по отношению к другим и перспектива.
В отечественной литературе
исторически стратегия
Рисунок 3. Виды стратегий по Н.Е. Егоровой и А.М. Смулову.
Метастратегия – развитие ключевых сфер банковской деятельности (кредитование, инвестирование, депозитная деятельность);
Мезостратегия – описывает процесс развития банка в одной из выбранных сфер деятельности;
Микростратегия – развитие отдельного аспекта банковской деятельности.
И.А. Никонова и Р.Н. Шамгунова определяют стратегическую пирамиду как «вертикальное сочетание четырех функциональных стратегий: финансовой, маркетинговой, управления персоналом и информационно-технологической стратегии»8.
Рисунок 4. Классификация стратегий.
Также стратегию можно классифицировать по:
Этапам жизненного цикла компании:
Темпам и масштабам преобразований:
По «звеньям стоимостной цепочки»:
Способам достижения конкурентного преимущества:
Таким образом, определение конкурентной стратегии сегодня не менее важно, чем формулировка миссии, подсчет доли рынка и иных показателей, составляемых организацией. На основании принятой стратегии развития строится вся дальнейшая деятельность банка от разработки нового продукта до выбора корпоративного стиля помещения. Несмотря на большое количество различных трактовок, и классификаций стратегий, большинство авторов сходится на выделении трех составляющих: корпоративная стратегия, конкурентная (деловая) и функциональная стратегии.
Открытое Акционерное Общество Ростовский Акционерный Коммерческий Банк «Донхлеббанк» – региональный банк универсального типа. Он имеет 19 – летний опыт работы в реальном секторе экономики в условиях российских реформ9.
Сеть обслуживания и продаж ОАО РАКБ «Донхлеббанк» располагается в пределах Ростовской области и насчитывает 4 филиала (Зерноград, Морозовск, Таганрог, Волгодонск), 6 допофисов и 2 операционные кассы вне кассового узла. Среднесписочная численность работников – 255 человек.
Донхлеббанк поддерживает областной агропромышленный комплекс на уровне программы Областной Администрации, субсидирования ставки кредита сельхозпроизводителям. Среди клиентов, помимо промышленных и сельскохозяйственных предприятий, преобладают частные лица, торговые и строительные компании. В разное время в банке обслуживались такие компании, как ООО «Энергоуголь», ОАО «Морозовскавто», ОАО «Таганрогский судоремонтный завод», ООО «ПКФ «Юг-комплект», ООО Фирма «Золотой колос», ООО «Аудит и Консалтинг» и другие.
Юридическим лицам банк предоставляет стандартный набор банковских услуг, в том числе, консультационные услуги по валютным операциям, банковские гарантии, инкассацию денежных средств и материальных ценностей, эквайринг карт систем «Visa», «MasterCard», «Union Card», «Золотая корона» и «Русский стандарт», операции с ценными бумагами и т.д.
Частные лица могут получить кредит, включая ипотечный, открыть счет, разместить средства во вклады, осуществить денежные переводы через сети «Золотая корона-денежные переводы», «Анелик», «Contact», «Western Union», арендовать сейфовые ячейки, получить брокерское и депозитарное обслуживание10.
Кредиты предоставляются на основании анализа и оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков на основе применения процедур, включающих в себя получение полной и достоверной информации о заемщике, анализа финансового положения заемщика, его платежеспособности, ликвидности, собственных средств или капитала и других показателей на основе данных финансовой отчетности, анализа заявленного проекта по данным технико-экономического обоснования.
Таблица 1. – Ставки по кредитам на 17.09.2011
Вид кредита |
Ставка |
Для юридических лиц в рублях |
от учетной ставки ЦБ РФ и выше |
Для юридических лиц в валюте |
от 12% годовых |
Для физических лиц в рублях |
от учетной ставки ЦБ РФ и выше |
Для физических лиц в валюте |
от 12% годовых |
Банк рассматривает
Нормой работы сотрудников кредитных подразделений ОАО РАКБ «Донхлеббанк» является обеспечение партнерских отношений между заемщиком и Банком, взаимное уважение и желание обеспечить клиентам максимально комфортное обслуживание.
Работа с клиентом-заемщиком
проводится на протяжении всего периода
действия кредитного договора. Мониторинг
заемщика включает в себя: текущий
контроль хозяйственной деятельности,
анализ финансового состояния
Стратегия управления банковскими
рисками определяет идеологию и
определенные процедуры управления
банковскими рисками. Реализация определенных
стратегией принципов и задач
банка по управлению рисками призвана
сохранить оптимальный баланс между
приемлемым уровнем риска, принимаемым
на себя банком, и прибылью, получаемой
от банковской деятельности, интересами
клиентов, контрагентов, деловых партнеров,
акционеров, а также обеспечить позиционирование
на рынке банковских услуг, соответствующее
эффективности и масштабам
Целью действующей системы управления рисками в банке является:
В систему оценки рисков банка входят следующие виды основных рисков, находящихся в фактическом управлении банка:
Рисунок 5. Риски находящиеся в фактическом управлении банка.
Банк выполняет все обязательные нормативы Центрального Банка, регулирующие ликвидность, и в настоящее время банком накоплен достаточно высокий уровень ликвидности, позволяющий своевременно исполнять все обязательства.
Благодаря консервативному подходу к оценке кредитоспособности заемщиков и профессионализму сотрудников кредитного подразделения уровень проблемной ссудной задолженности в Банке ниже, чем в целом по банковскому сектору, и в достаточном объеме обеспечен ликвидными залогами. За 2011 год проведена работа по весомому снижению доли просрочки в кредитном портфеле Банка12.
Стратегия банка в области международного бизнеса направлена на дальнейшее развитие рабочих контактов с финансовыми институтами, с тем чтобы способствовать реализации запросов клиентов по оптимизации расчетов по внешнеторговым сделкам.
Банк нацелен также
на дальнейшее интенсивное внедрение
современных банковских продуктов
в сфере международных
ОАО РАКБ «Донхлеббанк» ориентируется на индивидуальный подход в работе с клиентами, изучает потребности предприятий различных форм собственности в банковских продуктах для ускорения решения вопросов, направленных на развитие бизнеса клиента.
Использование системы электронных расчетов позволяет без малейшей задержки проводить платежи в любые регионы России, ближнего и дальнего зарубежья, своевременно зачислять денежные средства на счета клиентов и, таким образом, обеспечивать их наибольшую отдачу.
Донхлеббанк предоставляет своим клиентам возможность осуществлять расчеты с партнерами в течение одного операционного дня.
ОАО РАКБ «Донхлеббанк» постоянно расширяет спектр банковских услуг, повышает уровень внутрибанковских технологий и совершенствует работу по обслуживанию клиентов. Внимательное и доброжелательное отношение к клиенту является нормой для сотрудников банка.
Приоритетным направлением деятельности ОАО РАКБ «Донхлеббанк» в 2011 году оставалось выполнение стратегических целей и задач, утвержденных Советом директоров Банка. Среди них главными являлись:
В 2011 году финансовые показатели ОАО РАКБ «Донхлеббанк» традиционно оставались достаточно стабильными, что позволило Банку остаться в числе крупнейших банков Ростовской области и вносить существенный вклад в развитие экономики Дона.