Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 20:32, лекция
Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных (символических) деньгах. Но исторически выделяют четыре основных вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные.
Кредитные деньги — это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц (специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги), которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов.
Фиатные (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие) деньги — деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом.
обеспеченные (разменные, представительские) деньги — деньги, в роли которых выступают знаки или сертификаты, которые могут быть обменены по предъявлению на фиксированное количество определенного товара или товарных денег, например на золото или серебро.
С эк-кой т.зр. кред. выраж. эк-кие отнош-я м/у гос-вом, насел.ихоз-ми суб-ми, связ. с перераспр-м врем. своб-х ден-х ср-в на условии срочн-ти, платн-ти и возврат-ти. Роль кред. в разв. рын-й эк-ки:
Возм-ть возник-я кред. связ с налич-м врем-но своб-х ср-в у насел. (из-за превыш-я дох-в под тек-й расх. или в случ. отложн-го спроса), суб-товхоз-ния (выручка от реал-циипрод., налич-е амортиз-х фондов, ср-ва на ЗП или плата в бюджет не совпад. по t с поступл-м ден-х фондов) и гос-ва.
Принц. кредит-ния: прикред-х сделках д. соблюд. важн-е правила повед-я, действия, исход-гополож-я, т.е. принц., позвол-е обесп-ть возврат-тьдвиж. ср-в. Эти правила опред-ся природой кред, ролью кред., функц-ми кред., теми общ-ми условиями, где они проявл-ся.
57. Внебюджетные фонды: сущность и значение.
ВБФ – Д. отношения, связанные с перераспределением и использованием Ф. рес-ов гос-ва
для обеспечения потребностей общества, не включенных в бюджет на основе оперативной
самостоятельности и строгого соответствия целевому назначению.
ВБФ появились в России в результате реформирования Ф. системы. Первоначально дей-
ствовали в соответствии с законом от 1991г. После появления БК этот закон утратил силу.
Причина образования ВБФ - недостаток средств
Условиями, объясняющими выделение фонда из бюджета являются:
- оперативность их реализации на окружающую обстановку
- возможный дефицит бюджета
В зависимости от уровня управления ВБФ подразделяются на:
- федеральные
- региональные (территориальные)
По целевому назначению ВБФ делятся на:
- экономические (пенсионный фонд РФ; ФСС; ФОМС)
- социальные (российский фонд технологического развития; отраслевые фонды НИОКР;
инвестиционные фонды; фонд природоохранных мероприятий)
Кол-во ВБФ = 30-80 штук. Особое внимание к соц. фондам.
Эти фонды выделены из бюджета и не зависят от него. Они обладают правом самостоя-
тельного юридического лица. Однако их функционирование находится в ведении государ-
ственных органов власти. Порядок их формирования и использования регламентируется
законодательством.
ВБФ по своей основной деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и
таможенных пошлин.
Руководство:
1. Председатель и заместитель (утверждается Правительством)
2. Исполнительная дирекция
Бюджеты и отчеты Фед. фондов утверждаются ФЗ. Бюджеты территориальных фондов -
председателем фонда. Фонды осуществляют перераспределение ср-в по территориям.
Источники формирования ВБФ
1. ВБФ формируются в основном за счёт обязательных платежей юридических и физи-
ческих лиц.
Страховые взносы имеют налоговую природу. Тарифы взносов устанавливаются го-
сударством и являются обязательными платежами, как и налоги.
2. Доходы от инвестиций.
3. Средства из бюджета.
4. Займы
5. Добровольные взносы юридических и физических лиц.
Денежные средства фондов являются государственной собственностью и не подлежат
изъятию на цели, не предусмотренные законом.
Шкалы:
1) для предпринимателей
2) для с/х производителей и коренных народов севера
3) для адвокатов
Направления использования средств ВБФ
1. Пенсионный фонд РФ (1990 год образования; является самостоятельным финансо-
во-кредитным учреждением, подотчётным правительству РФ)
Средства фонда используются
на выплату государственных
плату военным, пенсии инвалидам, пособие вдовам погибших, пенсии участникам
ВОВ, компенсации пенсионерам, уплаты ритуальных услуг и мероприятий, связан-
ных с деятельностью фонда.
Пенсионный фонд управляется правлением и исполнительной дирекцией. Состав
правления утверждает федеральное собрание РФ.
2. Фонд социального страхования (1992 год образования; является специализирован-
ным финансово-кредитным учреждением при правительстве РФ)
Его основная задача: выплата государственных пособий по временной нетрудоспо-
собности, беременности и родам, уход за ребёнком до достижения им возраста 1.5
лет, санаторно-курортное обслуживание, проведение НИР по вопросам социального
страхования и охраны труда, страхование от несчастных случаев на производстве и
профилактика заболеваний,
другие цели, предусмотренные
3. ФОМС
ФОМС – составная часть государственного социального страхования. Обеспечивает
всем гражданам РФ равные
возможности в получении
дуется на: обеспечение
гарантированной медицинской
медицинских услуг, предоставляемым гражданам (медицинская помощь и лекарст-
ва), медицинские программы, науку и другие цели.
58.Национальная денежная система: сущность, типы и элементы.
Денежная
система — форма организации денежного
обращения в той или иной стране, сложившаяся
исторически и закрепленная законом. Денежные
системы образовались в основном в XVI—XVII
веках с возникновением и утверждением
товарного производства.
Развитие денежной системы проходит два
периода: когда денежный товар — всеобщий
эквивалент (золото) — непосредственно
обращался и выполнял функции денег, когда
падает роль золота как денежного товара,
и в обращении функционируют кредитные
деньги.
Законодательство каждой страны определяет основные элементы национальной денежной системы:
Тип денежной системы зависит
от того, в какой форме функционируют деньги:
как товар или как знаки стоимости. Принципиальные
различия в формах построения денежных
систем заключаются в системах металлического
обращения, при которых денежный товар
функционирует в форме монет и системах
обращения кредитных и бумажных денег,
при которых обращаются банкноты, чеки,
векселя и казначейские билеты.
Для металлического обращения характерны
два типа денежных систем: биметаллизм
и монометаллизм.
Биметаллизм — денежная система, при которой
за двумя металлами — обычно золотом и
серебром — законодательно закрепляется
роль всеобщего эквивалента, а монеты
из этих металлов чеканятся и обращаются
на равных основаниях.
Биметаллизм длительное время существовал
в ряде стран Западной Европы (также и
в России), где применялся режим свободной
чеканки золотых и серебряных монет, которые
являлись законным платежным средством
без ограничений. Однако использование
двух металлов в качестве всеобщего эквивалента
противоречит природе денег и вызывает
резкие колебания цен, выраженных в золоте
и серебре. В конечном счете стихийное
действие закона стоимости ликвидировало
двойную меру стоимости, а противоречивость
и неустойчивость биметаллизма как денежной
системы предопределила переход к монометаллизму.
Монометаллизм — денежная система, при
которой один металл служит всеобщим эквивалентом,
в обращении функционируют монеты (обычно
золотые или серебряные) и знаки стоимости,
разменные на драгоценные металлы.
Для современных денежных систем большинства
государств характерно:
59. Сущность, принципы
организации и формы
Формы безналичных
расчетов - различные сочетании
организационно-экономических
все
формы безналичных расчетов
Расчеты платежными требованиями. Данные расчеты -- классическая форма, основанная на заключении хозяйственных договоров, поставке товарно-материальных ценностей в соответствии с этими договорами и их оплате после отгрузки в адрес покупателя. Последующая оплата дает возможность покупателю проверить комплектность и качество заказанных ценностей и их поставку исходя из основных условии заключенного договора.
Расчеты платежными требованиями-поручениями. Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.
Расчеты платежными поручениями. При данной форме применяются следующие приемы безналичных расчетов: платеж выполняется с помощью расчетных или ссудных счетов предприятий; источниками платежа служат собственные и заемные денежные средства; операции проводятся в порядке предварительного платежа и носят гарантированный характер; акцепт дается при сдаче денежного документа на инкассо; платеж производится по месту нахождения плательщика; бланк денежного документа -- платежное поручение.
Расчеты посредством чеков. Чек -- это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Оплата должна быть произведена конкретным банком с конкретного счета чекодателя. В итоге чекодержатель может не получить причитающуюся ему денежную сумму, если на конкретном счете не окажется необходимого количества средств, в то время как на других счетах чекодателя может быть средств достаточно.
Аккредитивная форма расчетов. Сущность данной формы состоит в том, что плательщик дает поручение банку открыть аккредитив и в соответствии с этим поручением банк (банк-эмитент) обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.
Расчеты по инкассо. При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить действия (за счет клиента) по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Расчеты с использованием банковских карт Банковские (пластиковые) карты, эмитируемые банками, являются удобной формой осуществления расчетов. Корпоративная банковская карта позволяет ее владельцу производить операции по счету юридического лица. Держателем такой карты, как правило, является сотрудник организации, который уполномочен совершать операции по счету.
Корпоративные банковские карты бывают двух видов: расчетные корпоративные карты и кредитные.
Межбанковские расчеты. Расчеты между банками на территории России производятся через расчетно-кассовые центры созданные ЦБ РФ Банковские операции по расчетам могут осуществляться и по корреспондентским счетам банка, открытым друг у друга на основе межбанковских соглашений.
60. Сущность и функции ГБ
ГБ – Д. отношения, возникающие у Г. с ФЛ и ЮЛ в процессе перераспределения нац. до-
хода и части нац. богатства в связи с образованием централизованного Д. фонда у Г. и ис-
пользованием его на финансирование народного хоз-ва, соц.-культурного сектора, на обо-
рону и управление.
Бюджет (Б.) является гос. фин. планом страны на текущий год и имеет силу закона.
Функции бюджета:
1. Распределительная (в значение перераспределения; связана с концентрацией ср-в у