Сущность и функции денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 20:32, лекция

Описание работы

Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных (символических) деньгах. Но исторически выделяют четыре основных вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные.
Кредитные деньги — это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц (специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги), которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов.
Фиатные (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие) деньги — деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом.
обеспеченные (разменные, представительские) деньги — деньги, в роли которых выступают знаки или сертификаты, которые могут быть обменены по предъявлению на фиксированное количество определенного товара или товарных денег, например на золото или серебро.

Файлы: 1 файл

shpory_53-86.docx

— 201.05 Кб (Скачать файл)

Г. и их использованием для установленных целей. Распределение идет по вертикале).

2. Контрольная (вовремя ли поступают ср-ва, достаточность и эффективность исполь-

зования)

 Бюджетная  система и ее устройство

Б. система – совокупность всех видов бюджета

Гос. бюджетная система РФ:

§ Фед. бюджет

§ Бюджеты гос. внебюджетных фондов

§ 21 республиканский бюджет

§ 55 краевых и областных бюджетов

§ Городские бюджеты Москвы и СП

§ 10 окружных бюджетов АО

§ Бюджет Еврейской АО

§ около 29 тыс. местных бюджетов

Б. устройство – взаимосвязь между отдельными видами бюджетов, организация и прин-

ципы построения бюджета.

 

61.Платность, срочность  и дифференцированность как принцип  кредитования.

Дифференцированность  кредитования - означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на его получение. Ссуда должна предоставляться только тем субъектам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитования, под которыми понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок. Эти качества потенциальных заемщиков оцениваются посредством анализа их баланса на ликвидность, обеспеченность хозяйства собственными источниками, уровень рентабельности на текущий момент и в перспективе. 
 
Степень кредитоспособности (или уровень кредитоспособности) клиента является показателем индивидуального или частного кредитного риска для банка, связанного с конкретным клиентом, конкретной ссудой, выданной клиенту.

Платность банковских ссуд - это внесение получателями кредита определенной платы за временное пользование для своих нужд денежными средствами. Реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента. Ставка банковского процента - это своего рода «цена» кредита. Платность кредита призвана оказывать стимулирующее воздействие на коммерческий расчет предприятий, побуждая их на увеличение собственных ресурсов и экономное расходование привлеченных средств. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата, затрат на покрытие инфляции, а также обеспечивает получение прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования их на собственные и другие нужды. 
 
При рассмотрении вопроса размера платы за кредит, банки учитывают следующие факторы:

  • ставка рефинансирования ЦБ РФ;
  • средняя процентная ставка привлечения (ставка привлечения межбанковских кредитов или ставка, уплачиваемая банком по депозитам различного вида);
  • структура кредитных ресурсов (чем выше доля привлеченных средств, тем дороже должен быть кредит);
  • спрос на кредит со стороны потенциальных заемщиков (чем меньше спрос, тем дешевле кредит);
  • срок, на который испрашивается кредит, вид кредита, а точнее степень его риска для банка в зависимости от обеспечения;
  • стабильность денежного обращения в стране (чем выше темп инфляции, тем дороже должна быть плата за кредит, т.к. у банка повышается риск потерять свои ресурсы из-за обесценивания денег).

Срочность кредитования - представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть, возвращен в строго определенный срок. И, следовательно, срочность есть временная определенность возвратности кредита. Срок кредитования является предельным временем нахождения ссуженных средств в хозяйстве заемщика, при нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке предъявления финансовых требований в судебном порядке. Частичным исключением из этого правила являются так называемые онкольные ссуды. (Онкольные ссуды – это ссуды подлежащие возврату в фиксированный срок после поступления официального уведомления от кредитора. В настоящее время они практически не используются не только в России, но и в большинстве других стран, так как требуют относительно стабильных условий на рынке ссудных капиталов и в экономике в целом).

 

62. Государственные расходы


Государственные расходы — расходы, предусмотренные бюджетом государства.

Государственные расходы связаны  с исполнением государством своих основных функций.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены различные подходы к классификации расходов государственного бюджета:

  • функциональная, которая отражает функциональное назначение расходов;
  • экономическая, которая делит расходы по их экономическому содержанию;
  • ведомственная, которая отражает распределение расходов по определённым ведомствам.

В частности бюджетная классификация расходов предусматривает следующие основные разделы функциональной классификации расходов:

  • Общегосударственные расходы
  • Национальная оборона
  • Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  • Национальная экономика
  • Жилищно-коммунальное хозяйство
  • Охрана окружающей среды
  • Образование
  • Культура, кинематография и средства массовой информации
  • Здравоохранение и спорт
  • Социальная политика
  • Межбюджетные трансферты

 

63. Дефицит бюджета

Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы.

расходы <доходов – профицит

расходы >доходов – дефицит

Это Ф. явление не всегда относится к разряду чрезвычайных.

Причины:

1) Осуществление крупных капитальных вложений (дефицит – положение, взбадри-

вающее экономику)

2) Чрезвычайные явления (войны, стихийные бедствия)

3) Ошибки в планировании

4) Кризисные явления

Последствия БД:

·  ↑ гос. долга →↑% ставок

·  инфляция (денежная масса и цены ↑, уровень дохода у населения ↓ → отриц. по-

следствия в эконом. и соц. сфере)

Измерение БД:

- в Д. единицах

- в% от ВВП (ФБ)

- в% от доходов (РБ, МБ)

Положение считается контролируемым, когда БД ≤ 3% от ВВП

1991г. – БД = 20% от ВВП

1993г. – БД = 11% от ВВП

1994-1996гг. – БД = 3-4%

сейчас – профицит

В соответствии с Бюджетным  Кодексом (БК) размер ФБ ≤ Vинвест. + расходы на обслужи-

вание гос. долга

РБ ≤ 5% от доходов бюджета

МБ ≤ 3% от доходов бюджета

Управление БД:

1. Стимулирование притока Д. ср-в в Б. фонд и снижение Г. расходов

2. Инвестирование ср-в в те отрасли, которые имеют высокую отдачу

3. Мораторий на новые соц. программы, требующие больших затрат

4. Привлечение иностр. капитала → ↓ собственных расходов, расширение базы пр-ва Т

и У, получение нового налогоплательщика

5. Продажа собственных долгов

 

64.Сущность и функции ГК

Гос. кредит – Д. отношения между Г. и ФЛ и ЮЛ, связанные с мобилизацией временно

свободных Д. средств и использованием их для выполнения функций гос-ва.

Гос-во – кредитор, заемщик, гарант

Признаки Г. кредитных отношений:

§ ГК связан с движением Б. ср-в→ является частью Ф. системы

§ ГК погашается за счет Б. ср-в

§ ГК – отношения вторичного распределения

§ ГК доброволен

§ ГК присущи возвратность, срочность, платность, обеспеченность

Функции ГК:

1. Фискальная (ср-ва пополняют Б. фонд, при этом налоговая нагрузка не увеличивается)

2. Регулирующая (Г. оказывает влияние на Д. сферу, уровень% ставок, пр-ва, на заня-

тость населения)

Формы ГК:

1. Внутренний ГК

a) Гос. займы (привлечение временно свободных Д. ср-в населения или ЮЛ на финан-

сирование общественных потребностей путем выпуска и реализации гос. ц/б)

b) Обращение части вкладов населением в гос. займы (банки без ведома населения ис-

пользуют их ср-ва)

c) Заимствование ср-в общегосударственного ссудного фонда (непосредственная пере-

дача части кредитных  ресурсов гос. кредитными учреждениями гос-ву для покрытия его

расходов, не оформляя это  как покупку ц/б; эта форма хар-на для тоталитарного гос-ва.

Она не способствует развитию источников рес-ов, может сказываться  на инфляции и

имеет отриц. последствия  для экономики)

d) Казначейские ссуды  (предоставляется Ф. помощь из  казны предприятиям, организа-

циям на условиях возвратности, срочности, платности)

e) Гарантированные займы  (гос. займы – условный ГК; займы  выпускаются нижестоя-

щим органом власти, а  их погашение гарантирует вышестоящий  орган власти)

2. Внешний ГК

- совокупность отношений,  с которыми Г. выступает на  мировом рынке как заемщик

или кредитор.

Кредиторы: Заемщики:

§ Правительство - Центральное  Прав-во

§ Финансово-кредитные учреждения - Республиканское Прав-во

§ ЮЛ иностранных гос-в - Местные  органы власти

§ Частные лица

§ Международные Ф. организации

Внешние займы предоставляются  за счет бюджетов или за счет спец. фондов. Внешние

кредиты для стран с  эконом. трудностями могут предоставляться  на льготных основаниях.

Внешний ГК:

1) – в денежной форме  (валюта страны кредитора, заемщика, третьей страны)

− в товарной форме

2) – долгосрочный

− краткосрочный

В соответствии с БК долговые обязательства РФ могут существовать в форме кредитных

договоров и соглашений; гос. ц/б; договоров о предоставлении гарантий; переоформле-

ния долговых обязательств третьих лиц в Г. долг; договоров, соглашений о пролонгации

договоров прошлых лет.__

65.Финансовая система  РФ.

Финансовая система

Ф. система представляет собой систему отношений, ориентированных  на объект.

Ф. ресурсы – Д. ср-ва на стадии распределения и перераспределения ст-ти общественногопродукта в специфичной форме.

Виды Ф. ресурсов:

1. Выручка

2. Прибыль

3. Амортизационные отчисления

4. Налоги

5. Страховые взносы

Источники финансовых ресурсов:

1. Доходы

2. Страховые поступления

3. и т.д.

Ф. система

Ф. предприятий Г. финансы Страхование

Ф. коммерческих предприятий

Ф. некоммерческих предприятий

Ф. общественных организаций, объединений, партий

Г. бюджет

Г. кредит

Внебюджетные фонды

Личное

Имущественное

Социальное

Профессиональной отв-ти

Предпринимательских рисков

 

66.Сущность, функции и особенности кредита

Кредит - эконом. отношения между кредиторами и заемщиками, которые заключаются в

передаче ссуженной ст-ти для использования на условиях возвратности, срочности, плат-

ности и в интересах  общественных потребностей.

Кредит возникает из-за несоответствия потребностей в деньгах и их наличии.

Условия для осуществления  кредита:

1. Кредиторы и заемщики должны быть самостоятельными субъектами, которые гаран-

тируют выполнение обязательств

2. Интересы кредиторов и заемщиков должны удовлетворяться

Функции кредита:

1. Перераспределительная

(перераспределяется ст-ть общественного продукта. Перераспределение временное,

и оно охватывает только временно свободные Д. ср-ва)

2. Замена действительных денег кредитными деньгами

(в оборот входит ссуженная ст-ть и выполняет работу, свойственную обычным деньгам)

Особенности кредита:

·  Кредиту присуще движение Д. ср-в (возвратно-поступательное)

·  Только перераспределение (распределение)

·  Добровольный

·  Заключается договор

·  Источник - временно свободные ср-ва

·  Обязательное возвращение суммы (большей)__

 

 

 

67.Финансовый контроль, его цели и задачи

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Значение финансового  контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Информация о работе Сущность и функции денег