Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 20:32, лекция
Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных (символических) деньгах. Но исторически выделяют четыре основных вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные.
Кредитные деньги — это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц (специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги), которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов.
Фиатные (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие) деньги — деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом.
обеспеченные (разменные, представительские) деньги — деньги, в роли которых выступают знаки или сертификаты, которые могут быть обменены по предъявлению на фиксированное количество определенного товара или товарных денег, например на золото или серебро.
Г. и их использованием для установленных целей. Распределение идет по вертикале).
2. Контрольная (вовремя ли поступают ср-ва, достаточность и эффективность исполь-
зования)
Бюджетная система и ее устройство
Б. система – совокупность всех видов бюджета
Гос. бюджетная система РФ:
§ Фед. бюджет
§ Бюджеты гос. внебюджетных фондов
§ 21 республиканский бюджет
§ 55 краевых и областных бюджетов
§ Городские бюджеты Москвы и СП
§ 10 окружных бюджетов АО
§ Бюджет Еврейской АО
§ около 29 тыс. местных бюджетов
Б. устройство – взаимосвязь между отдельными видами бюджетов, организация и прин-
ципы построения бюджета.
61.Платность, срочность
и дифференцированность как
Дифференцированность
кредитования - означает, что коммерческие
банки не должны однозначно подходить
к вопросу о выдаче кредита своим клиентам,
претендующим на его получение. Ссуда
должна предоставляться только тем субъектам,
которые в состоянии его своевременно
вернуть. Поэтому дифференциация кредитования
должна осуществляться на основе показателей
кредитования, под которыми понимается
финансовое состояние предприятия, дающее
уверенность в способности и готовности
заемщика возвратить кредит в обусловленный
договором срок. Эти качества потенциальных
заемщиков оцениваются посредством анализа
их баланса на ликвидность, обеспеченность
хозяйства собственными источниками,
уровень рентабельности на текущий момент
и в перспективе.
Степень кредитоспособности
(или уровень кредитоспособности) клиента
является показателем индивидуального
или частного кредитного риска для банка,
связанного с конкретным клиентом, конкретной
ссудой, выданной клиенту.
Платность банковских ссуд - это внесение
получателями кредита определенной платы
за временное пользование для своих нужд
денежными средствами. Реализация этого
принципа на практике осуществляется
через механизм банковского процента.
Ставка банковского процента - это своего
рода «цена» кредита. Платность кредита
призвана оказывать стимулирующее воздействие
на коммерческий расчет предприятий, побуждая
их на увеличение собственных ресурсов
и экономное расходование привлеченных
средств. Банку платность кредита обеспечивает
покрытие его затрат, связанных с уплатой
процентов за привлеченные в депозиты
чужие средства, затрат по содержанию
своего аппарата, затрат на покрытие инфляции,
а также обеспечивает получение прибыли
для увеличения ресурсных фондов кредитования
(резервного, уставного) и использования
их на собственные и другие нужды.
При рассмотрении вопроса размера платы
за кредит, банки учитывают следующие
факторы:
Срочность кредитования - представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть, возвращен в строго определенный срок. И, следовательно, срочность есть временная определенность возвратности кредита. Срок кредитования является предельным временем нахождения ссуженных средств в хозяйстве заемщика, при нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке предъявления финансовых требований в судебном порядке. Частичным исключением из этого правила являются так называемые онкольные ссуды. (Онкольные ссуды – это ссуды подлежащие возврату в фиксированный срок после поступления официального уведомления от кредитора. В настоящее время они практически не используются не только в России, но и в большинстве других стран, так как требуют относительно стабильных условий на рынке ссудных капиталов и в экономике в целом).
Государственные расходы —
расходы, предусмотренные бюджетом госуд
Государственные расходы связаны
с исполнением государством сво
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены различные подходы к классификации расходов государственного бюджета:
В частности бюджетная классификация расходов предусматривает следующие основные разделы функциональной классификации расходов:
63. Дефицит бюджета
Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы.
расходы <доходов – профицит
расходы >доходов – дефицит
Это Ф. явление не всегда относится к разряду чрезвычайных.
Причины:
1) Осуществление крупных капитальных вложений (дефицит – положение, взбадри-
вающее экономику)
2) Чрезвычайные явления (войны, стихийные бедствия)
3) Ошибки в планировании
4) Кризисные явления
Последствия БД:
· ↑ гос. долга →↑% ставок
· инфляция (денежная масса и цены ↑, уровень дохода у населения ↓ → отриц. по-
следствия в эконом. и соц. сфере)
Измерение БД:
- в Д. единицах
- в% от ВВП (ФБ)
- в% от доходов (РБ, МБ)
Положение считается контролируемым, когда БД ≤ 3% от ВВП
1991г. – БД = 20% от ВВП
1993г. – БД = 11% от ВВП
1994-1996гг. – БД = 3-4%
сейчас – профицит
В соответствии с Бюджетным Кодексом (БК) размер ФБ ≤ Vинвест. + расходы на обслужи-
вание гос. долга
РБ ≤ 5% от доходов бюджета
МБ ≤ 3% от доходов бюджета
Управление БД:
1. Стимулирование притока Д. ср-в в Б. фонд и снижение Г. расходов
2. Инвестирование ср-в в те отрасли, которые имеют высокую отдачу
3. Мораторий на новые соц. программы, требующие больших затрат
4. Привлечение иностр. капитала → ↓ собственных расходов, расширение базы пр-ва Т
и У, получение нового налогоплательщика
5. Продажа собственных долгов
64.Сущность и функции ГК
Гос. кредит – Д. отношения между Г. и ФЛ и ЮЛ, связанные с мобилизацией временно
свободных Д. средств и использованием их для выполнения функций гос-ва.
Гос-во – кредитор, заемщик, гарант
Признаки Г. кредитных отношений:
§ ГК связан с движением Б. ср-в→ является частью Ф. системы
§ ГК погашается за счет Б. ср-в
§ ГК – отношения вторичного распределения
§ ГК доброволен
§ ГК присущи возвратность, срочность, платность, обеспеченность
Функции ГК:
1. Фискальная (ср-ва пополняют Б. фонд, при этом налоговая нагрузка не увеличивается)
2. Регулирующая (Г. оказывает влияние на Д. сферу, уровень% ставок, пр-ва, на заня-
тость населения)
Формы ГК:
1. Внутренний ГК
a) Гос. займы (привлечение временно свободных Д. ср-в населения или ЮЛ на финан-
сирование общественных потребностей путем выпуска и реализации гос. ц/б)
b) Обращение части вкладов населением в гос. займы (банки без ведома населения ис-
пользуют их ср-ва)
c) Заимствование ср-в общегосударственного ссудного фонда (непосредственная пере-
дача части кредитных ресурсов гос. кредитными учреждениями гос-ву для покрытия его
расходов, не оформляя это как покупку ц/б; эта форма хар-на для тоталитарного гос-ва.
Она не способствует развитию источников рес-ов, может сказываться на инфляции и
имеет отриц. последствия для экономики)
d) Казначейские ссуды (предоставляется Ф. помощь из казны предприятиям, организа-
циям на условиях возвратности, срочности, платности)
e) Гарантированные займы (гос. займы – условный ГК; займы выпускаются нижестоя-
щим органом власти, а
их погашение гарантирует
2. Внешний ГК
- совокупность отношений, с которыми Г. выступает на мировом рынке как заемщик
или кредитор.
Кредиторы: Заемщики:
§ Правительство - Центральное Прав-во
§ Финансово-кредитные учреждения - Республиканское Прав-во
§ ЮЛ иностранных гос-в - Местные органы власти
§ Частные лица
§ Международные Ф. организации
Внешние займы предоставляются за счет бюджетов или за счет спец. фондов. Внешние
кредиты для стран с
эконом. трудностями могут
Внешний ГК:
1) – в денежной форме
(валюта страны кредитора,
− в товарной форме
2) – долгосрочный
− краткосрочный
В соответствии с БК долговые обязательства РФ могут существовать в форме кредитных
договоров и соглашений; гос. ц/б; договоров о предоставлении гарантий; переоформле-
ния долговых обязательств третьих лиц в Г. долг; договоров, соглашений о пролонгации
договоров прошлых лет.__
65.Финансовая система РФ.
Финансовая система
Ф. система представляет собой систему отношений, ориентированных на объект.
Ф. ресурсы – Д. ср-ва на стадии распределения и перераспределения ст-ти общественногопродукта в специфичной форме.
Виды Ф. ресурсов:
1. Выручка
2. Прибыль
3. Амортизационные отчисления
4. Налоги
5. Страховые взносы
Источники финансовых ресурсов:
1. Доходы
2. Страховые поступления
3. и т.д.
Ф. система
Ф. предприятий Г. финансы Страхование
Ф. коммерческих предприятий
Ф. некоммерческих предприятий
Ф. общественных организаций, объединений, партий
Г. бюджет
Г. кредит
Внебюджетные фонды
Личное
Имущественное
Социальное
Профессиональной отв-ти
Предпринимательских рисков
66.Сущность, функции и особенности кредита
Кредит - эконом. отношения между кредиторами и заемщиками, которые заключаются в
передаче ссуженной ст-ти для использования на условиях возвратности, срочности, плат-
ности и в интересах общественных потребностей.
Кредит возникает из-за несоответствия потребностей в деньгах и их наличии.
Условия для осуществления кредита:
1. Кредиторы и заемщики должны быть самостоятельными субъектами, которые гаран-
тируют выполнение обязательств
2. Интересы кредиторов и заемщиков должны удовлетворяться
Функции кредита:
1. Перераспределительная
(перераспределяется ст-ть общественного продукта. Перераспределение временное,
и оно охватывает только временно свободные Д. ср-ва)
2. Замена действительных денег кредитными деньгами
(в оборот входит ссуженная ст-ть и выполняет работу, свойственную обычным деньгам)
Особенности кредита:
· Кредиту присуще движение Д. ср-в (возвратно-поступательное)
· Только перераспределение (распределение)
· Добровольный
· Заключается договор
· Источник - временно свободные ср-ва
· Обязательное возвращение суммы (большей)__
67.Финансовый контроль, его цели и задачи
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который
обеспечивает эффективность функционирования государственн
Значение финансового
контроля в России существенно возросло
в период перехода к рыночной экономике.
В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только
основным источником поступлений в доходную
часть бюджета, но и регулятором хозяйственной
деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной
системы контроля за полнотой и своевременностью
уплаты налогов в бюджет госуда