Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 20:32, лекция
Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных (символических) деньгах. Но исторически выделяют четыре основных вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные.
Кредитные деньги — это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц (специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги), которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов.
Фиатные (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие) деньги — деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом.
обеспеченные (разменные, представительские) деньги — деньги, в роли которых выступают знаки или сертификаты, которые могут быть обменены по предъявлению на фиксированное количество определенного товара или товарных денег, например на золото или серебро.
Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать1:
Объектом финансового
контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется
и на негосударственный сектор экономики.
Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов
Формы и методы финансового контроля
Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т.п.
Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:
Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят: органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламентом, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики. Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля – государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый и др. Становление гражданского общества связано с усилением общественного контроля за формированием и использованием государственных средств.
Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.
Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:
а) проверки, которые
подразделяются на документальные и камеральные. Документальные пр
б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;
в) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;
г) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.
68.Инфляция: сущность, виды и меры борьбы с ней.
Инфляция - повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.
Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер.
Неравномерный рост цен по
товарным группам порождает неравенство
норм прибылей, стимулирует отток
ресурсов из одного сектора экономики
в другой (в России из промышленности
и сельского хозяйства в
Виды инфляции:
Подавление инфляции характеризуется
внешней стабильностью цен при
активном вмешательстве государства.
Административный запрет повышать цены
обычно приводит к нарастающему дефициту
тех товаров, на которые цены должны
были бы повысится без государственного
вмешательства, не только из-за первоначального
повышенного спроса, но и в результате
снижения предложения. Государственное
субсидирование разницы в ценах
для производителя или
В зависимости от темпов роста различают:
Используют также выражение
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по погашению займов, изменению уже выпущенных займов и определение условий по выпуску государственных ценных бумаг. Выплата доходов по займам и погашение производится путём: 1. рефинансирования государственного долга, т.е. погашение старойзадолжности. 2. за счёт бюджетных средств; выплата доходов по займам производится путём: 1). Проведения тиражей-выигрышей; 2). Ежегодной оплаты купонов банками; 3). Перевода суммы доходов в безналичном порядке на счета организаций. Займы погашаются путём: 1. проведения тиражей-выигрышей; 2. проведения тиражей погашения по выигрышным и % займам. 3. выкуп государственных ценных бумаг и кредиторов. Общие расходы по управлению гос.долгом включают в себя: 1. выплату выигрышей; 2. выплату %; 3. выплату сумм по погашению займа; 4. расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государству; 5. расходы по проведению тиражей-выигрышей. Гос-во контролирует эффективность государственного кредита, но представление о результативности заёмных операций может быть двояким: 1). Поверхностным – сопоставляются суммы ежегодных поступлений по линии государственного кредита. 2). Углублённым – рассматриваются относительные суммы превышения поступлений над расходами. При оценке эффективности гос.кредита следует учитывать: положительное воздействие на состояние бюджета гос-ва и денежного обращения в стране; укрепление доверия населения к финансовой деятельности гос.структур. На достижение эффективности гос.кредита направлены меры: 1. Конверсия – изменение доходности займа. 2. Консолидация – увеличение срока действия выпущенных займов. 3. Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпускаемых займов обмениваются на облигации нового. 4. обмен облигациями по регрессивному соотношению; облигации нескольких ранних займов приравниваются к одной облигации нового. 5. отсрочка погашения займа. В условиях, когда развитие операции по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. 6. аннулирование гос.долга – гос-во полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу. Это возможно в 2-х случаях: 1). Приход к власти новых политических сил, отказывающихся от ранее принятых обязательств; 2) финансовая несостоятельность гос-ва. 7. Определение условий и выпуск новых займов: уровень доходности ценных бумаг для кредитора, срок займов, форма выплаты доходов. Необходимо учитывать: общее экономическое положение в стране, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действия займов, предоставление льгот кредиторам. В процессе управления гос.долгом решаются задачи: 1. минимальная ст-ть долга для заёмщика; 2. недопущение переполнения рынка обязательств гос-ва. 3. эффективное использование мобилизованных средств и контроль за их использованием. 4. обеспечение своевременного возврата кредита.