Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:33, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании современных способов банковского обслуживания клиентов банка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть примеры дистанционного банковского обслуживания;
- охарактеризовать современные банковские операции с пластиковыми картами;
- изучить примеры персонального банковского обслуживания и финансового консалтинга
Введение
3
Глава 1. Современные способы банковского обслуживания
6
1.1. Дистанционное банковское обслуживание
6
1.2. Банковские операции с пластиковыми картами
10
1.3. Персональное банковское обслуживание и финансовый консалтинг
18
Глава 2. Тенденции развития банковского обслуживания клиентов Сбербанка России
24
2.1. Организационно-экономическая характеристика банка
24
2.2. Анализ применения Сбербанком России современных способов банковского обслуживания за 2011- 2012 гг.
29
2.3. Перспективы развития банковского обслуживания клиентов Сбербанка России
34
Заключение
38
Список использованной литературы
5) предоставление
в аренду физическим и
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Банк вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы управления Сбербанка:
1) Общее собрание акционеров — высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.
2) Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 6 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России, 1 внешний и 8 независимых директоров.
3) Правление Банка состоит из 13 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка. [17]
Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО “Cбербанк России” (за три года) представлены в таблице 2.1. Источниками информации для расчетов послужили данные бухгалтерской отчетности Сбербанка России за 2010-2011 гг. (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
Таблица 2.1
Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО “Cбербанк России” за 2010-2012 гг.
ПОКАЗАТЕЛИ ЗА ГОД, млрд руб. |
2012 |
2011 |
измен. |
2010 |
Операционные доходы до резервов |
920,8 |
736,3 |
25,10% |
648 |
Расходы по резервам под обесценение кредитного портфеля |
-21,5 |
1,2 |
— |
-153,8 |
Операционные доходы |
899,3 |
737,5 |
21,90% |
494,2 |
Операционные расходы |
-451,4 |
-341,8 |
32,10% |
-264,1 |
Прибыль до налогообложения |
447,9 |
395,7 |
13,20% |
230,1 |
Чистая прибыль |
347,9 |
315,9 |
10,10% |
181,6 |
ПОКАЗАТЕЛИ НА 31 ДЕКАБРЯ, млрд руб. |
||||
Кредиты и авансы клиентам, нетто |
10 499 |
7 720 |
36,00% |
5 489 |
Кредиты и авансы клиентам до резервов под обесценение |
11 064 |
8 382 |
32,00% |
6 192 |
Итого активов |
15 097 |
10 835 |
39,30% |
8 629 |
Средства физических лиц и корпоративных клиентов |
10 179 |
7 932 |
28,30% |
6 651 |
Итого обязательств |
13 474 |
9 567 |
40,80% |
7 641 |
Итого собственных средств |
1 624 |
1 268 |
28,10% |
987 |
ПОКАЗАТЕЛИ НА АКЦИЮ, руб. на акцию |
||||
Базовая и разводненная прибыль |
16 |
14,6 |
9,60% |
8,4 |
Дивиденды на обыкновенную акцию, объявленные в течение года |
2,1 |
0,9 |
133,30% |
0,1 |
Чистые активы на обыкновенную акцию |
75,2 |
58,7 |
28,10% |
45,7 |
ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, % |
||||
Показатели рентабельности |
||||
Рентабельность среднегодовых активов (ROА) |
2,7 |
3,2 |
–0,5 п п |
2,3 |
Рентабельность капитала (ROE) |
24,2 |
28 |
–3,8 п п |
20,6 |
Спред (доходность активов минус стоимость заимствований) |
5,8 |
6,1 |
–0,3 п п |
5,9 |
Чистая процентная маржа (чистый процентный доход к среднегодовым активам) |
6,1 |
6,4 |
–0,3 п п |
6,4 |
Операционные расходы к операционному доходу до резервов |
49 |
46,4 |
2,6 п п |
40,9 |
Отношение кредитов и авансов клиентам после вычета резервов под обесценение к средствам физических лиц и корпоративных клиентов |
103,1 |
97,3 |
5,8 п п |
82,5 |
Коэффициенты достаточности капитала |
||||
Коэффициент достаточности основного капитала (капитал 1-го уровня) |
10,4 |
11,6 |
–1,2 п п |
11,9 |
Коэффициент достаточности общего капитала (капитал 1-го и 2-го уровня) |
13,7 |
15,2 |
–1,5 п п |
16,8 |
Отношение собственных средств к активам |
10,8 |
11,7 |
–0,9 п п |
11,4 |
Показатели качества активов, % |
||||
Доля неработающих кредитов в кредитном портфеле |
3,2 |
4,9 |
–1,7 п п |
7,3 |
Отношение резервов под обесценение по кредитам
и авансам |
1,6 |
1,6 |
0,0 п п |
1,6 |
Отношение резервов под
обесценение по кредитам и авансам |
5,1 |
7,9 |
–2,8 п п |
11,3 |
Проанализировав некоторые данные таблицы 2.1 видно, что чистая прибыль в 2012 году выросла до 347,9 млрд руб , что на 10,1% превышает показатель 2011 года. Приобретение активов в 2012 году (VBI, DenizBank и Cetelem) сократило чистую прибыль на уровне Группы на 4,0 млрд руб.
Операционные доходы , до вычета резервов, в 2012 году увеличились на 25,1% — до 920,8 млрд руб — в основном за счет чистого процентного дохода и чистого комиссионного дохода от банковского бизнеса.
Операционные расходы за 2012 год увеличились на 32,1% — до 451,4 млрд руб , что обусловлено увеличением расходов на персонал и продолжающимися инвестициями в модернизацию, сети и ИТ-систем
В 2012 году Сбербанк увеличил резервы под обесценение кредитного портфеля на 21,5 млрд руб , почти половина этого объема приходится на недавно приобретенный VBI.
2.2. Анализ
применения Сбербанком России
современных способов
В рамках реализации стратегии развития Сбербанка значительное повышение качества обслуживания является приоритетной задачей. На постоянной основе в Сбербанке проводятся исследования удовлетворенности клиентов по различным сегментам. Так, в 2010 году были проведены масштабное исследование в розничном секторе, пробное исследование по корпоративным клиентам и опрос клиентов, воспользовавшихся услугами колл-центра. На основании результатов исследований создаются программы повышения качества..
Исходя из требований
потребителей, в Сбербанке разработаны станда
- регулярный мониторинг качества обслуживания методом «Таинственный покупатель» в точках обслуживания и колл-центре;
- внутренние проверки качества обслуживания в точках обслуживания;
- тестирование удобства и функциональности дистанционных каналов обслуживания;
В 2010 году в целях улучшения качества обслуживания клиентов на сайте Банка была открыта «Биржа идей». Каждый клиент может не просто предложить Сбербанку свою идею по улучшению качества обслуживания, но и проследить за тем, какую оценку получает его инициатива со стороны других клиентов, и каждый этап ее рассмотрения.
Одним из важнейших достижений в 2010 году стало создание Единого Распределенного Контактного Центра (ЕРКЦ), состоящего из нескольких площадок: в Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Его основной целью является информационно-консультационная и техническая поддержка клиентов банка в режиме 24*7*365. ЕРКЦ также работает с обращениями и жалобами клиентов.
Для повышения качества работы Сбербанк активно развивает институт клиентских менеджеров. Клиентские менеджеры — это профессиональные и высококвалифицированные сотрудники банка, обладающие глубоким пониманием, видением и анализом бизнеса закрепленных за ними клиентов. Менеджер является основной точкой контактов для клиентов банка: обращаясь к нему, клиент получает возможность выбрать продукт, удовлетворяющий его потребностям. В настоящее время функционирует и развивается институт клиентских менеджеров для корпоративных клиентов всех целевых сегментов.
В 2010 году было завершено формирование соответствующей организационной структуры для обслуживания крупнейших и крупных клиентов, а также для среднего бизнеса.
С целью повышения эффективности обслуживания розничных клиентов Сбербанк осуществляет их перевод на универсальный договор банковского обслуживания. Он определяет порядок предоставления комплексного обслуживания, облегчая клиенту пользование основными продуктами и услугами, экономя его усилия и время. Выданная при заключении договора банковская карта предназначается для доступа к счетам и операциям как в точках обслуживания банка, так и через удаленные каналы.
Развитие услуг, предоставляемых корпоративным клиентам на комиссионной основе, нацелено на повышение качества обслуживания банка и снижение издержек. Сбербанк продолжает развивать различные каналы дистанционного обслуживания корпоративных клиентов. Это делается в целях снижения доли трудоемких операций, основанных на бумажном документообороте, а также перевода стандартных операций в удаленные каналы обслуживания. Благодаря этим усилиям в 2012 году наблюдался быстрый рост пользователей интернет-платформы банковских услуг Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн — их число увеличилось более чем в два раза относительно уровня 2011 года. В IV квартале 2011 года число клиентов составило 247 тыс., а в конце 2012 года – 605 тыс. Число клиентов “Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн” за 2011-2012 гг. показано на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Число клиентов “Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн”
Структура транзакций по каналам изображена на рисунке 2.2. Доля бумажных транзакций в 2012 году снизилась до 17 % c 29 % в 2010 г. А доля операций, проводимых с помощью каналов дистанционного обслуживания возросла на 12 % по сравнению с 2010 годом, в котором она составляла 71 %.
Рис. 2.2. Структура транзакций по каналам
В 2012 году розничный бизнес был в центре внимания всей банковской системы России в первую очередь в связи с быстрым увеличением объемов розничного кредитования, в результате которого темп роста рынка достиг впечатляющего уровня — 39,4% . На этом фоне Сбербанк сумел увеличить свою долю на рынке розничного кредитования, при этом самого высокого темпа роста банк добился в сегменте кредитных карт.
Наряду с ростом объемов кредитования и ужесточением конкуренции за привлечение депозитов 2012 год стал для Банка периодом очень быстрого увеличения объемов и повышения качества услуг по расчетно-кассовому обслуживанию розничных клиентов. Ряд мер был направлен на расширение и развитие каналов удаленного обслуживания и принес заметные результаты: укрепились позиции Сбербанка на стремительно растущем рынке банковских карт, успешно внедрены инновационные расчетные системы для розничных клиентов.
Бизнес Сбербанка, связанный с кредитными картами, значительно вырос в 2012 году. За год объем ссудной задолженности по кредитным картам увеличился на 139% — до 153 млрд руб , а количество выпущенных карт выросло почти вдвое — до 8,5 млн штук. В результате в 2012 году Сбербанк стал лидером рынка кредитных карт. Количество выданных кредитных карт за 2011-2012 гг. показано на рисунке 2.3.
Рис.2.3. Количество выданных кредитных карт за 2011-2012 гг.
Комиссионный доход от операций по банковским картам в 2012 году увеличился на 56% по сравнению с 2011 годом. Таким образом, операции с банковскими картами стали основным фактором роста комиссионных доходов Сбербанка: за последние два года поступления от них возросли более чем в два раза. Количество активно используемых банковских карт, эмитированных Сбербанком, с начала 2011 года практически удвоилось — до 54 млн на конец 2012 года. По сравнению с 2011годом среднемесячный оборот по карте (без учета менее доходных операций снятия наличных средств в банкоматах) увеличился на 44%. В декабре 2012 года данный показатель достиг 2,7 тыс руб в месяц.
Доля безналичных операций в общем объеме транзакций по банковским картам увеличивается второй год подряд. В частности, в 2012 году данный показатель достиг 29%, а в декабре 2012 года — 33% (против 22% в декабре 2011 года).
Сбербанк также разработал и внедрил несколько платформ удаленного обслуживания. В первую очередь это платформа интернет-банкинга Сбербанк-онЛ@йн. Популярность этого сервиса в 2012 году заметно возросла, а число активных пользователей системы увеличилось на 3,4 млн человек . Выручка от другой онлайн-системы Мобильный банк выросла на 62% благодаря увеличению числа пользователей системы и количества транзакций.
2.3. Перспективы развития банковского обслуживания клиентов Сбербанка России
Сбербанк России определяет отношения с клиентами как ключевой фактор устойчивого развития банка. Он оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики, ее здоровье и устойчивость. Это определяет взвешенную политику банка в отношении кредитования ключевых отраслей экономики, а также ответственное поведение в период различных кризисных ситуаций.
Поддержка Сбербанком малого бизнеса отражает уверенность в том, что без развития этого сегмента национальная экономика не сможет быть устойчивой и эффективной. Сбербанк России предоставляет финансовые услуги всем категориям клиентов независимо от размеров их активов и принадлежности к социальным группам. А также обеспечивает проведение государственных трансфертов частным лицам, проведение налоговых платежей, оплату коммунальных услуг. Важным направлением для банка является развитие кредитования населения на покупку жилья. Повышение качества и скорости обслуживания клиентов является приоритетным направлением развития услуг. Клиенты ожидают высококлассного сервиса, и, предоставляя его, Сбербанк может влиять на их общее эмоциональное состояние. Главное— это доверие клиентов. Сегодня доверие к Сбербанку находится на очень высоком уровне.
В соответствии с принятой стратегией Сбербанк продолжил работу по трансформации технологической платформы в целях более полного удовлетворения запросов клиентов и обеспечения стабильности бизнес-процессов. Основная работа велась в направлении развития ИТ-платформ, автоматизации бизнес-процессов, переформатирования филиальной сети и централизации функций бэк- и мидл- офисов.
В рамках общемирового тренда ИТ-инфраструктура российского банковского сектора становится все сложнее, а требования к ее качеству — выше. Успешная реализация ряда ключевых бизнес-инициатив Сбербанка в 2012 году является следствием сделанных ранее и продолжающихся инвестиций в информационные технологии. Приняв в качестве одной из ключевых стратегических целей быстрый скачок в обеспечении клиентов высокотехнологичными продуктами и услугами, банк продолжает инвестировать в развитие информационных технологий.
Централизация и унификация ИТ-платформ во всех регионах — важнейшая технологическая задача Сбербанка. Он интегрирует основные банковские функции (например, бухгалтерские) в выбранные ИТ-платформы, что обеспечивает большую стабильность систем в условиях возрастающей сложности операций и стремительного роста их числа.
Одним из шагов по централизации технологий стало создание МегаЦОД (Центр обработки данных), который начал занимать ключевое место в бизнес-процессах банка, так как позволяет увеличить надежность и пропускную способность по всем операциям. Растущие объемы бизнеса, в особенности розничных операций, также требуют более мощных технологий, что станет еще одной важнейшей сферой инвестиций в информационные технологии Сбербанка.
В 2012 году Сбербанк достиг значительных успехов в модернизации ИТ-систем, внедрив ряд новых технологических решений. Выпущены новые версии мобильных банковских приложений для владельцев наиболее популярных видов мобильных устройств. В частности, добавлен новый функционал: перевод средств между счетами клиента, платежи по шаблонам, переводы клиентам Сбербанка по номеру карты и номеру телефона и т.д. В систему интернет-банкинга включена услуга персонального финансового планирования, которая позволяет повысить лояльность клиентов и увеличить продажи банковских продуктов.
Информация о работе Тенденции развития банковского обслуживания клиентов Сбербанка России