Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа
Представленная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса валютной системы, ее основные элементы и эволюция организационных форм . Тема является актуальной и довольно интересной не только с позиции экономиста, но и простого обывателя.
Целью данной курсовой работы является рассмотреть валютную систему страны, выявить её основные элементы, на основе чего попытаться провести анализ становления валютной системы Российской Федерации, показать развитие валютной системы в России на основе эволюции организационных форм.
Введение……………………………………………………………………
1. Понятие валютной системы, и ее формирование……………………….
2. Национальная валютная система Российской Федерации и мировая валютная система………………………………………………………….
3. Перспективы развития валютной системы Российской Федерации…...
Заключение…………………………………………………………………
Использованная литература………………………………………………
валютами, подверженными обесценению.
Формы проявления кризиса Бреттонвудской валютной системы:
продажа неустойчивых валют в ожидании их девальвации и скупка
валют - кандидатов на ревальвацию;
и периодическое повышение его цены;
ожидании изменения курса валют;
особенно ее качества;
коллективная;
для поддержки валют;
регулирования;
отношениях - сотрудничества и противоречий, которые периодически
перерастают в торговую и валютную войны.
Валютный кризис развивался волнообразно, поражая то одну, то
другую страну в разное время и с разной силой. Развитие этого кризиса
условно можно разделить на несколько этапов.
Валютный кризис, дезорганизуя экономику, затрудняя внешнюю
торговлю, усиливая нестабильность валют, порождает тяжелые социально-
экономические последствия. Это проявляется в увеличении
безработицы, замораживании заработной платы, росте инфляции. Ревальвация сопровождается уменьшением занятости в экспортных отраслях,
а девальвация, удорожая импорт, способствует росту цен в
стране. Программы валютной стабилизации сводятся в конечном
счете к жесткой экономии за счет трудящихся и ориентации производства
на экспорт. Центробежной тенденции, отражающей межгосударственные
разногласия, противостоит тенденция к валютному сотрудничеству.
Кризис Бреттонвудской валютной системы породил обилие проектов
валютной реформы: от проектов создания коллективной резервной
единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами,
до возврата к золотому стандарту. Их теоретической основой
служили неокейнсианские и неоклассические концепции. На рубеже
1960-1970-х гг. проявился кризис кейнсианства, на котором было
основано валютное регулирование в рамках Бреттонвудской системы.
В этой связи активизировались неоклассики. Некоторые из них
ориентировались на повышение роли золота в международных валютных
отношениях вплоть до восстановления золотого стандарта.
Родиной неометаллизма была Франция в 60-х гг., а основоположником
- Ж. Рюэфф.
Сторонники монетаризма выступали за рыночное регулирование
против государственного вмешательства, воскрешали идеи автоматического
саморегулирования платежного баланса, предлагали ввести
режим плавающих валютных курсов (М. Фридмен, Ф. Махлуп
и др.). Неокейнсианцы сделали поворот к отвергнутой ранее идее
Дж. М. Кейнса о создании интернациональной валюты типа «банкор»
(Р. Триффин, У. Мартин, А. Дей, Ф. Перу, Ж. Денизе). США взяли
курс на окончательную демонетизацию золота и создание международной
валютной единицы в
целях поддержки позиций
Поиски выхода из валютного кризиса велись долго - вначале в
академических, а затем в правящих кругах и многочисленных комитетах.
«Комитет двадцати» МВФ подготовил в 1972-1974 гг. проект
реформы мировой валютной системы.
Соглашение (январь 1976 г.) стран - членов МВФ в Кингстоне
(Ямайка) и ратифицированное требуемым большинством стран-членов
в апреле 1978 г. второе изменение Устава МВФ оформили следующие
принципы четвертой мировой валютной системы.
1. Введен стандарт СДР вместо золотодевизного стандарта. Соглашение
о создании этой новой международной валютной единицы
(по проекту О. Эммингера) было подписано странами - членами МВФ
в 1967 г. Первое изменение Устава МВФ, связанное с выпуском СДР,
вошло в силу 28 июля 1969 г.
2. Юридически завершена демонетизация золота: отменены его
официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на
золото. По Ямайскому соглашению золото не должно служить мерой
стоимости и точкой отсчета валютных курсов.
3. Странам предоставлено право выбора любого режима валютного
курса.
4. МВФ, сохранившийся на обломках Бреттонвудской системы,
призван усилить межгосударственное валютное регулирование.
Как всегда, сохраняется
преемственная связь новой
при сопоставлении Ямайской и Бреттонвудской валютных систем.
За стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Золото юридически
демонетизировано, но фактически сохраняет роль валютного
товара; в наследие от Бреттонвудской системы остался МВФ.
По замыслу Ямайская валютная система должна быть более гибкой,
чем Бреттонвудская, и эластичнее приспосабливаться к нестабильности
платежных балансов и валютных курсов. Однако Ямайская
валютная система периодически испытывает потрясения. Ведутся
поиски путей ее совершенствования в целях решения основных
валютных проблем.
СДР, утрата долларом монопольной
роли, многовалютного стандарта, золота,
режим плавающих валютных курсов-
эти проблемы Ямайской валютной системы
порождают и объективную
В ответ на нестабильность
Ямайской валютной системы страны ЕС
создали собственную
Характерная черта современности - развитие региональной экономической и валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития интеграционных процессов являются: 1) интернационализация и глобализация хозяйственной жизни, усиление международной специализации и кооперирования производства, переплетение капиталов; 2) противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность.
Процесс сближения, взаимопереплетения национальных экономик,
направленный на образование единого хозяйственного комплекса в
рамках группировок, нашел выражение в ЕС. Европейское сообщество
- наиболее развитая
региональная интеграционная
стран Западной Европы; функционирует с 1 января 1958 г. на основе
Римского договора, подписанного в марте 1957 г. шестью странами -
ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом.
Цели ЕС следующие: 1) создать экономический и политический союз
на базе межгосударственного
регулирования хозяйственной
превратить ЕС в супергосударство, 2) укрепить позиции западноевропейского
центра для противоборства с монополиями США и Японии
на мировом рынке, 3) коллективными усилиями удержать в сфере своего
влияния развивающиеся страны - бывшие колонии западноевропейских
держав.
Западноевропейская интеграция отличается тремя особенностями.
Во-первых, ЕС прошел путь от общего рынка угля и стали шести
стран до интегрированного хозяйственного комплекса и политического
союза 25 государств. Заключили соглашения о партнерстве и
сотрудничестве с ЕС Россия (24 июня 1994 г.) и ряд других стран
СНГ.
Во-вторых, институциональная структура ЕС приближена к структуре
государства и включает следующие органы:
стран-членов стали верховным органом ЕС);
с июля 1987 г. заменен принципом квалифицированного большинства
с вступлением в силу Единого европейского акта; в 50 комитетах
работают послы стран-членов);
деятельность КЕС и Совета министров, утверждает бюджет ЕС, его
полномочия расширены в соответствии с Маастрихтским договором;
в составе представителей предпринимателей, профсоюзов и т.д.
В-третьих, материальной
основой интеграционного
многочисленные совместные фонды, часть которых сформирована
за счет общего бюджета ЕС.
Неотъемлемым элементом экономической интеграции является
валютная интеграция - процесс координации валютной политики,
формирования наднационального
механизма валютного
создания межгосударственных валютно-кредитных и финансовых
организаций. Необходимость валютной интеграции обусловлена следующими причинами: 1. Для усиления взаимозависимости национальных
экономик при либерализации движения товаров, капиталов,
рабочей силы требуется валютная стабилизация. 2. Нестабильность
Ямайской мировой валютной системы потребовала оградить ЕС от
дестабилизирующих внешних факторов путем создания зоны валютной
стабильности. 3. Западная Европа стремится стать мировым центром
с единой валютой, чтобы ограничить влияние доллара, на котором
основана Ямайская валютная система; противостоять конкуренции
со стороны Японии.
Механизм валютной интеграции включает совокупность валют-
но-кредитных методов регулирования, посредством которых осуществляются
сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств
и валютных систем. Основными элементами валютной интеграции
являются: а) режим совместно плавающих валютных курсов
(1979-1998 гг.); б) валютная
интервенция, в том числе
для поддержания курсовых соотношений; в) создание единой европейской
валюты как международного платежно- резервного средства;
г) совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют; д) международные региональные валютно-
кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного
регулирования.
Процесс валютной интеграции в этот период развивался по следующим направлениям:
лютно-экономической политики;
(«европейская валютная змея»);
ФРГ (с 1972 г.), чтобы уменьшить зависимость ЕС от американской
валюты;
вначале к 0,888671 г чистого золота, а с 1975 г. - к корзине валют ЕС;
в целях покрытия временных дефицитов платежных балансов и
осуществления расчетов между банками;
но периодически изменяемых курсов для расчетов по торговле
сельскохозяйственными товарами; эти курсы отличались от рыночных
и центральных курсов валют стран «Общего рынка»;
• введение системы валютных компенсаций - налогов и субсидий
в форме надбавки или скидки к единой цене на аграрные товары, которые
до введения экю устанавливались в сельскохозяйственных расчетных
единицах, равных доллару
и пересчитываемых в
валюту по «зеленому курсу».
Так, после девальвации французского франка в августе 1969 г. в связи
с повышением «зеленого курса» и цен в стране были введены налог на экспортируемые сельскохозяйственные товары из Франции в ЕС и выплата «отрицательной» компенсационной суммы, т.е. субсидии из бюджета ЕС по
импорту аграрных товаров во Францию из ЕС. Аналогичная система, но с
выплатой экспортных субсидий и введением налогов по импорту аграрных
товаров, была установлена для ФРГ. После ревальвации марки в 1969 г.
ФРГ платила «положительные» компенсационные суммы в бюджет ЕЭС,
с 1999 г. наметилась тенденция к уменьшению этих субсидий, и в начале
2000-х гг. они были отменены;