Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа
Представленная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса валютной системы, ее основные элементы и эволюция организационных форм . Тема является актуальной и довольно интересной не только с позиции экономиста, но и простого обывателя.
Целью данной курсовой работы является рассмотреть валютную систему страны, выявить её основные элементы, на основе чего попытаться провести анализ становления валютной системы Российской Федерации, показать развитие валютной системы в России на основе эволюции организационных форм.
Введение……………………………………………………………………
1. Понятие валютной системы, и ее формирование……………………….
2. Национальная валютная система Российской Федерации и мировая валютная система………………………………………………………….
3. Перспективы развития валютной системы Российской Федерации…...
Заключение…………………………………………………………………
Использованная литература………………………………………………
- Европейского инвестиционного
банка, Европейского фонда
сотрудничества и ряда других фондов.
ЕВС - это международная (региональная) валютная система – совокупность экономических отношений, связанная с функционированием валюты в рамках экономической интеграции; государственно-правовая форма организации валютных отношений стран «Общего рынка» с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. ЕВС - подсистема мировой валютной системы. Особенности западноевропейского
интеграционного комплекса определяли структурные принципы
ЕВС, отличавшиеся от Ямайской валютной системы.
1. ЕВС базировалась на экю - европейской валютной единице.
Условная стоимость экю определялась по методу валютной корзины,
включавшей валюты 12 стран ЕС. Доля валют в корзине экю зависела от
удельного веса стран в совокупном ВВП государств - членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки..
2. В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей
демонетизацию золота, ЕВС использовала его в качестве реальных
резервных активов.
Во-первых, эмиссия экю была частично обеспечена золотом. Во-вторых,
с этой целью создан совместный фонд за счет объединения 20% официальных золотых и долларовых резервов стран ЕВС в ЕФВС. Центральные банки внесли в фонд 2,66 тыс. т золота (в МВФ - 3,2 тыс. т). Взносы осуществлялись в форме возобновляемых трехмесячных сделок своп, чтобы сохранить право собственности стран на золото. Экю, полученные в обмен на золото, зачислялись в официальные резервы. В-третьих, страны ЕС ориентировались на рыночную цену золота для определения взноса в золотой фонд, а также для регулирования эмиссии и объема резервов в экю.
3. Режим валютных курсов был основан на совместном плавании
валют в форме «европейской валютной змеи».
4. Для осуществления межгосударственного регионального валютного
регулирования был создан Европейский фонд валютного сотрудничества
(ЕФВС).
Создание ЕВС - явление закономерное. Эта валютная система возникла на базе западноевропейской интеграции с целью создания собственного валютного центра. Однако, будучи подсистемой мировой
валютной системы, ЕВС испытывала отрицательные последствия нестабильности последней и влияние доллара США. Сравнительная характеристика экю и СДР позволяет выявить их общие черты и различия.
Общие черты заключаются в природе этих международных валютных
единиц как прообраза мировых кредитных денег. Они не имеют
материальной формы в виде банкнот, зачисляются на специальные счета
соответствующих стран и используются в форме безналичных перечислений
по ним^ Их условная стоимость определяется по методу валютной
корзины, но с разным набором валют. За их хранение на счетах
сверх лимита эмитент выплачивает странам проценты.
Материальной базой регулирования в ЕС, включая ЕВС, является
специфический кредитный механизм, в частности взаимный кредит
центральных банков и государств-членов:
а) сверхкраткосрочный кредит ЕФВС, затем ЕВИ в среднем на 45
дней с правом пролонгирования на 3 месяца;
б) валютный кредит центральных банков сроком на 3 месяца с
правом двукратного продления. Эти кредиты безусловные и предоставлялись
автоматически;
в) среднесрочные кредиты (от 2 до 5 лет) для выравнивания фундаментального неравновесия платежного баланса с разрешения Совета
министров ЕС при условии проведения стабилизационной программы.
Наиболее реальные достижения ЕВС: успешное развитие экю, которая приобрела ряд черт мировой валюты, хотя не стала ею в полном
смысле, режим согласованного колебания валютных курсов в узких
пределах, относительная стабилизация валют, хотя периодически пересматривались их курсовые соотношения, объединение 20% официальных золотодолларовых резервов; развитие кредитно-финансового
механизма поддержки стран-членов; межгосударственное и элементы
наднационального
Каковы причины
1. Новое политическое мышление, преодоление идеологии и политики
национализма и разобщенности.
2. Признание, что экономическая интеграция, хозяйственная взаимозависимость
государств выгоднее, чем протекционизм, разобщенность
и автаркия.
3. Компромиссные решения для преодоления противоречий (принцип
согласия).
4. Делегирование части суверенных прав наднациональным органам.
5. Преобладание прагматизма над доктринерством, ориентация на
конкретные программы с учетом согласия стран-членов.
6. Постепенное утверждение принципа поэтапности движения («шаг
за шагом») к цели вместо провалившихся максималистских проектов
и шоковой терапии.
7. Гибкость при выборе направлений и методов экономической
интеграции, неоднократное изменение их приоритетов с учетом потребности
стран-членов.
8. В ЕС большое внимание уделяется механизмам (политическим,
правовым, административным, валютным, финансовым, кредитным),
которые регулируют принятие и реализацию решений.
Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС немало
трудностей, противоречий и нерешенных проблем. К числу недостатков
ЕВС относятся следующие.
1. Периодическое официальное изменение валютных курсов (16 раз
за 1979-1993 гг.).
Наиболее слабые валюты (датская крона, итальянская лира, ирландский
фунт, бельгийский франк и др.) девальвировались, а более сильные (марка
ФРГ, голландский гульден) ревальвировались.
2. Слабость ЕВС обусловлена значительным структурным неравновесием
экономики стран-членов, различиями в уровне и темпах экономического
развития, инфляции, в состоянии платежного баланса. Отсталые
районы в Италии, Ирландии, Греции, Португалии требовали
дополнительных дотаций для решения проблем в рамках региональной
политики.
3. Координация экономической политики наталкивалась также на
нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам.
4. Частные экю не были связаны с официальными экю единым
эмиссионным центром и взаимной обратимостью.
5. Выпуск экю довольно скромно влиял на взаимные операции центральных банков стран ЕС.
6. Функционирование ЕВС осложнялось внешними факторами.
Нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывала дестабилизирующее воздействие на ЕВС.
При снижении курса доллара курсы западноевропейских валют повышались,
а при повышении - снижались в разной степени, что требовало
пересмотра их курсовых соотношений.
После двухлетних дебатов важной вехой в развитии валютной
интеграции в ЕС явился Единый европейский акт, принятый в мае
1987 г. К середине 80-х
гг. усилились экономическая
и межгосударственное регулирование. Во-первых, сформирована
разветвленная институционно- организационная структура. Во-
вторых, изменения в валютной сфере были органично увязаны с
завершением либерализации движения капиталов и образованием
единого рынка. Переломный этап в развитии западноевропейской
интеграции - программа создания политического, экономического и
валютного союза, разработанная комитетом Ж. Делора (председатель
КЕС) в апреле 1989 г.
«План Делора» предусматривал:
рыночного механизма
во избежание злоупотреблений
положением, политикой поглощений, слияний, государственными
субсидиями;
сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов его покрытия;
(ЕВИ) в составе управляющих центральными банками и членов директората
для координации денежной, кредитной и валютной политики;
На основе «плана Делора» к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский
договор о Европейском союзе, предусматривавший, в частности,
поэтапное формирование валютно-экономического союза.
Договор о Европейском союзе подписан 12 странами ЕС в Маастрихте
(Нидерланды) в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с
1 ноября 1993 г. Позднее к ЕС присоединились Австрия, Финляндия,
Швеция. Маастрихтский договор предусматривал три этапа реализации
экономического и валютного союза:
Первый этап (1 июля 1990 г. - 31 декабря 1993 г.) - становление
Экономического и валютного союза ЕС (ЭВС)^ В его рамках были
осуществлены подготовительные мероприятия, необходимые для
вступления в силу положений Маастрихтского договора.
В частности, устранены все ограничения на свободное движение
капиталов внутри ЕС, а также между ним и третьими странами. Уделено
особое внимание обеспечению
сближения показателей
развития стран ЕС.
Его страны-члены принимали
такого сближения, рассчитанные на несколько лет, в которых определялись
конкретные цели и показатели антиинфляционной и бюджетной
политики. При подготовке введения евро такие программы представлялись
на рассмотрение Совету по экономическим и финансовым
вопросам ЕС (ЭКОФИН) и были ориентированы на достижение низких
показателей инфляции, оздоровление государственных финансов
и стабильность курсов валют.
Второй этап (1 января 1994 г. - 31 декабря 1998 г.) был посвящен
дальнейшей, более конкретной подготовке стран-членов к введению
евро. Главным организационным событием этого этапа стало учреж-
дение Европейскою валютного института (ЕВИ), выступавшего как
предтеча Европейского центрального банка (ЕЦБ), основной задачей
которого являлось определение правовых, организационных и материально-
технических предпосылок, необходимых для выполнения своих
функций, начиная с третьего этапа - введения евро. ЕВИ отвечал
также за усиление координации национальных денежных политик
стран-членов в преддверии становления ЭВС и в этом качестве мог
давать рекомендации их центральным банкам.
Другими важнейшими процессами данного этапа были:
государственного сектора путем кредитования центральными банками
его предприятий и организаций в странах-членах, равно как и прямое
приобретение центральными банками долгов государства; тот же
запрет на третьем
этапе становления ЭВС
доступ предприятий и организаций государственного сектора к средствам
финансовых институтов; аналогичный запрет распространяется
также и на ЕЦБ на третьем этапе;
обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой
страной-членом или ЕС в целом; эта мера получила название «оговорки
об отказе от поручительства»;
для недопущения чрезмерного дефицита государственных финансов
(показатель бюджетного дефицита не выше 3% ВВП при нормальных
условиях развития, государственного долга не выше 60% ВВП),
которые затем были подкреплены процедурой наблюдения со стороны
Совета ЕС за бюджетным процессом стран-членов с вынесением
им рекомендаций о корректирующих мерах, если чрезмерный дефицит
имеет место;
независимости от их правительств с тем, чтобы уравнять их правовой
статус с аналогичным статусом, предоставленным ЕЦБ.
2 мая 1998 г. Европейский Совет принял решение о том, какие из
стран допускаются к переходу на евро с начала третьей стадии становления
ЭВС Это решение было принято на базе рекомендаций ЭКО-
ФИН, который исходил из контрольных оценок КЕС и ЕВИ о степени
выполнения отдельными
странами-членами критериев
установленных Маастрихтским договором.
Третий этап перехода к единой валюте (1999-2002 гг.). С 1 января
1999 г. фиксируются валютные курсы евро к национальным валютам стран- участниц зоны евро, а евро становиться их общей валютой.
Через инструменты единой монетарной политики поощряется переход к операциям в евро банков и предприятий^. В евро стали номинироваться новые выпуски ценных бумаг стран-участниц.
На третьем этапе евро стала общей денежной единицей стран-участниц, а национальная валюта сохранялась на этот период только в
качестве параллельной денежной единицы.
Сценарий переходного периода к евро предусматривал: