Валютная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Представленная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса валютной системы, ее основные элементы и эволюция организационных форм . Тема является актуальной и довольно интересной не только с позиции экономиста, но и простого обывателя.
Целью данной курсовой работы является рассмотреть валютную систему страны, выявить её основные элементы, на основе чего попытаться провести анализ становления валютной системы Российской Федерации, показать развитие валютной системы в России на основе эволюции организационных форм.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
1. Понятие валютной системы, и ее формирование……………………….
2. Национальная валютная система Российской Федерации и мировая валютная система………………………………………………………….
3. Перспективы развития валютной системы Российской Федерации…...
Заключение…………………………………………………………………
Использованная литература………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

- Европейского инвестиционного  банка, Европейского фонда валютного

сотрудничества и ряда других фондов.

ЕВС - это международная (региональная) валютная система – совокупность экономических отношений, связанная с функционированием валюты в рамках экономической интеграции; государственно-правовая форма организации валютных отношений стран «Общего рынка» с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. ЕВС - подсистема мировой валютной системы. Особенности западноевропейского

интеграционного комплекса  определяли структурные принципы

ЕВС, отличавшиеся от Ямайской валютной системы.

1.        ЕВС базировалась на экю - европейской валютной единице.

Условная стоимость  экю определялась по методу валютной корзины,

включавшей валюты 12 стран  ЕС. Доля валют в корзине экю  зависела от

удельного веса стран  в совокупном ВВП государств - членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки..

2.       В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей

демонетизацию золота, ЕВС  использовала его в качестве реальных

резервных активов.

Во-первых, эмиссия экю была частично обеспечена золотом. Во-вторых,

с этой целью создан совместный фонд за счет объединения 20% официальных золотых и долларовых резервов стран ЕВС в ЕФВС. Центральные банки внесли в фонд 2,66 тыс. т золота (в МВФ - 3,2 тыс. т). Взносы осуществлялись в форме возобновляемых трехмесячных сделок своп, чтобы сохранить право собственности стран на золото. Экю, полученные в обмен на золото, зачислялись в официальные резервы. В-третьих, страны ЕС ориентировались на рыночную цену золота для определения взноса в золотой фонд, а также для регулирования эмиссии и объема резервов в экю.

3.     Режим валютных курсов был основан на совместном плавании

валют в форме «европейской валютной змеи».

4.     Для осуществления межгосударственного регионального валютного

регулирования был создан Европейский фонд валютного сотрудничества

(ЕФВС).

Создание ЕВС - явление  закономерное. Эта валютная система  возникла на базе западноевропейской интеграции с целью создания собственного валютного центра. Однако, будучи подсистемой мировой

валютной системы, ЕВС  испытывала отрицательные последствия  нестабильности последней и влияние доллара США. Сравнительная характеристика экю и СДР позволяет выявить их общие черты и различия.

Общие черты заключаются  в природе этих международных валютных

единиц как прообраза  мировых кредитных денег. Они  не имеют

материальной формы  в виде банкнот, зачисляются на специальные  счета

соответствующих стран  и используются в форме безналичных  перечислений

по ним^ Их условная стоимость  определяется по методу валютной

корзины, но с разным набором  валют. За их хранение на счетах

сверх лимита эмитент  выплачивает странам проценты.

Материальной базой  регулирования в ЕС, включая ЕВС, является

специфический кредитный  механизм, в частности взаимный кредит

центральных банков и  государств-членов:

а) сверхкраткосрочный кредит ЕФВС, затем ЕВИ в среднем на 45

дней с правом пролонгирования  на 3 месяца;

б) валютный кредит центральных  банков сроком на 3 месяца с

правом двукратного  продления. Эти кредиты безусловные и предоставлялись

автоматически;

в) среднесрочные кредиты (от 2 до 5 лет) для выравнивания фундаментального неравновесия платежного баланса с разрешения Совета

министров ЕС при условии  проведения стабилизационной программы.

Наиболее реальные достижения ЕВС: успешное развитие экю, которая приобрела ряд черт мировой валюты, хотя не стала ею в полном

смысле, режим согласованного колебания валютных курсов в узких

пределах, относительная  стабилизация валют, хотя периодически пересматривались их курсовые соотношения, объединение 20% официальных золотодолларовых резервов; развитие кредитно-финансового

механизма поддержки  стран-членов; межгосударственное и  элементы

наднационального регулирования  экономики. Достижения ЕВС обус- ловлены  поступательным развитием западноевропейской интеграции.

Каковы причины

1.       Новое политическое мышление, преодоление идеологии и политики

национализма и разобщенности.

2.       Признание, что экономическая интеграция, хозяйственная взаимозависимость

государств выгоднее, чем протекционизм, разобщенность

и автаркия.

3.        Компромиссные решения для преодоления противоречий (принцип

согласия).

4.        Делегирование части суверенных прав наднациональным органам.

5.        Преобладание прагматизма над доктринерством, ориентация на

конкретные программы  с учетом согласия стран-членов.

6.        Постепенное утверждение принципа поэтапности движения («шаг

за шагом») к цели вместо провалившихся максималистских  проектов

и шоковой терапии.

7.        Гибкость при выборе направлений и методов экономической

интеграции, неоднократное  изменение их приоритетов с учетом потребности

стран-членов.

8. В ЕС большое внимание  уделяется механизмам (политическим,

правовым, административным, валютным, финансовым, кредитным),

которые регулируют принятие и реализацию решений.

Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС немало

трудностей, противоречий и нерешенных проблем. К числу  недостатков

ЕВС относятся следующие.

1.        Периодическое официальное изменение валютных курсов (16 раз

за 1979-1993 гг.).

Наиболее слабые валюты (датская крона, итальянская лира, ирландский

фунт, бельгийский франк  и др.) девальвировались, а более  сильные (марка

ФРГ, голландский гульден) ревальвировались.

2.       Слабость ЕВС обусловлена значительным структурным неравновесием

экономики стран-членов, различиями в уровне и темпах экономического

развития, инфляции, в  состоянии платежного баланса. Отсталые

районы в Италии, Ирландии, Греции, Португалии требовали

дополнительных дотаций для  решения проблем в рамках региональной

политики.

3.       Координация экономической политики наталкивалась также на

нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам.

4.      Частные экю не были связаны с официальными экю единым

эмиссионным центром и взаимной обратимостью.

5.        Выпуск экю довольно скромно влиял на взаимные операции центральных банков стран ЕС.

6.        Функционирование ЕВС осложнялось внешними факторами.

Нестабильность мировой  валютной системы и доллара оказывала  дестабилизирующее воздействие на ЕВС.

При снижении курса доллара курсы западноевропейских валют повышались,

а при повышении - снижались  в разной степени, что требовало

пересмотра их курсовых соотношений.

После двухлетних дебатов  важной вехой в развитии валютной

интеграции в ЕС явился Единый европейский акт, принятый в мае

1987 г. К середине 80-х  гг. усилились экономическая взаимозависимость

и межгосударственное регулирование. Во-первых, сформирована

разветвленная институционно- организационная структура. Во-

вторых, изменения в  валютной сфере были органично увязаны с

завершением либерализации  движения капиталов и образованием

единого рынка. Переломный этап в развитии западноевропейской

интеграции - программа  создания политического, экономического и

валютного союза, разработанная  комитетом Ж. Делора (председатель

КЕС) в апреле 1989 г.

 «План Делора» предусматривал:

  • создание «Общего рынка», поощрение конкуренции в ЕС для совершенствования

рыночного механизма  во избежание злоупотреблений монопольным

положением, политикой  поглощений, слияний, государственными

субсидиями;

  • структурное выравнивание отсталых зон и регионов;
  • координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях

сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов его покрытия;

  • учреждение наднационального Европейского валютного института

(ЕВИ) в составе управляющих  центральными банками и членов  директората

для координации денежной, кредитной и валютной политики;

  • единую валютную политику, введение фиксированных валютных курсов и коллективной валюты.

На основе «плана Делора»  к декабрю 1991 г. был выработан  Маастрихтский

договор о Европейском  союзе, предусматривавший, в частности,

поэтапное формирование валютно-экономического союза.

Договор о Европейском  союзе подписан 12 странами ЕС в Маастрихте

(Нидерланды) в феврале  1992 г., ратифицирован и вступил  в силу с

1 ноября 1993 г. Позднее  к ЕС присоединились Австрия,  Финляндия,

Швеция. Маастрихтский  договор предусматривал три этапа  реализации

экономического и валютного  союза:

Первый этап (1 июля 1990 г. - 31 декабря 1993 г.) - становление

Экономического и валютного  союза ЕС (ЭВС)^ В его рамках были

осуществлены подготовительные мероприятия, необходимые для

вступления в силу положений Маастрихтского договора.

В частности, устранены все ограничения на свободное движение

капиталов внутри ЕС, а  также между ним и третьими странами. Уделено

особое внимание обеспечению  сближения показателей экономического

развития стран ЕС. Его страны-члены принимали программы

такого сближения, рассчитанные на несколько лет, в которых определялись

конкретные цели и  показатели антиинфляционной и бюджетной

политики. При подготовке введения евро такие программы представлялись

на рассмотрение Совету по экономическим и финансовым

вопросам ЕС (ЭКОФИН) и  были ориентированы на достижение низких

показателей инфляции, оздоровление государственных финансов

и стабильность курсов валют.

Второй этап (1 января 1994 г. - 31 декабря 1998 г.) был посвящен

дальнейшей, более конкретной подготовке стран-членов к введению

евро. Главным организационным событием этого этапа стало учреж-

дение Европейскою валютного  института (ЕВИ), выступавшего как

предтеча Европейского центрального банка (ЕЦБ), основной задачей

которого являлось определение  правовых, организационных и материально-

технических предпосылок, необходимых для выполнения своих

функций, начиная с  третьего этапа - введения евро. ЕВИ  отвечал

также за усиление координации  национальных денежных политик

стран-членов в преддверии становления ЭВС и в этом качестве мог

давать рекомендации их центральным банкам.

Другими важнейшими процессами данного этапа были:

  • принятие законодательства, запрещаюп^его поддержку деятельности

государственного сектора  путем кредитования центральными банками

его предприятий и  организаций в странах-членах, равно как и прямое

приобретение центральными банками долгов государства; тот  же

запрет на третьем  этапе становления ЭВС распространяется и на ЕЦБ;

  • принятие законодательства, отменяющего привилегированный

доступ предприятий  и организаций государственного сектора к средствам

финансовых институтов; аналогичный запрет распространяется

также и на ЕЦБ на третьем  этапе;

  • утверждение законодательных актов, запрещающих брать на себя

обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой

страной-членом или ЕС в целом; эта мера получила название «оговорки

об отказе от поручительства»;

  • требования о том, что страны-участницы должны прилагать усилия

для недопущения чрезмерного  дефицита государственных финансов

(показатель бюджетного  дефицита не выше 3% ВВП при нормальных

условиях развития, государственного долга не выше 60% ВВП),

которые затем были подкреплены  процедурой наблюдения со стороны

Совета ЕС за бюджетным  процессом стран-членов с вынесением

им рекомендаций о  корректирующих мерах, если чрезмерный дефицит

имеет место;

  • предоставление центральным банкам стран-участниц уставной

независимости от их правительств с тем, чтобы уравнять их правовой

статус с аналогичным статусом, предоставленным ЕЦБ.

2 мая 1998 г. Европейский  Совет принял решение о том,  какие из

стран допускаются к  переходу на евро с начала третьей  стадии становления

ЭВС  Это решение было принято  на базе рекомендаций ЭКО-

ФИН, который исходил из контрольных  оценок КЕС и ЕВИ о степени

выполнения отдельными странами-членами критериев конвергенции,

установленных Маастрихтским  договором.

Третий этап перехода к единой валюте (1999-2002 гг.). С 1 января

1999 г. фиксируются валютные  курсы евро к национальным  валютам стран- участниц зоны евро, а евро становиться их общей валютой.

Через инструменты единой монетарной политики поощряется переход к операциям в евро банков и предприятий^. В евро стали номинироваться новые выпуски ценных бумаг стран-участниц.

На третьем этапе  евро стала общей денежной единицей стран-участниц, а национальная валюта сохранялась на этот период только в

качестве параллельной денежной единицы.

Сценарий переходного  периода к евро предусматривал:

  • С1 января 1999 г. выпуск безналичных евро и твердую фиксацию курсов валют стран зоны евро к нему для пересчетов.

Информация о работе Валютная система РФ