Валютная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Представленная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса валютной системы, ее основные элементы и эволюция организационных форм . Тема является актуальной и довольно интересной не только с позиции экономиста, но и простого обывателя.
Целью данной курсовой работы является рассмотреть валютную систему страны, выявить её основные элементы, на основе чего попытаться провести анализ становления валютной системы Российской Федерации, показать развитие валютной системы в России на основе эволюции организационных форм.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
1. Понятие валютной системы, и ее формирование……………………….
2. Национальная валютная система Российской Федерации и мировая валютная система………………………………………………………….
3. Перспективы развития валютной системы Российской Федерации…...
Заключение…………………………………………………………………
Использованная литература………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

В 1999-2002 гг. во взаимных безналичных  расчетах параллельно использовались евро и привязанные к ним национальные валюты, осуществлялась номинация в евро государственных и частных финансовых активов и пассивов. Начала осуществляться единая монетарная политика Евросоюза и деятельность наднациональных банковских институтов ЕС.

  • С 1 января 2002 г. выпуск в обращение банкнот и монет евро, параллельное обращение с национальными валютами стран-членов, обмен последних на евро.
  • С 1 июля 2002 г. изъятие из обращения национапьных валют и полный

переход хозяйственного оборота стран-участниц к евро.

Единая монетарная политика Евросоюза стала разрабатываться

странами-членами через  Совет ЕС, в том числе заседающий в составе

их министров финансов ЭКОФИН, при принятии решений квалифицированным большинством голосов и после консультаций с Европарламентом и Европейским центральным банком. Основными целями ЕСЦБ (в английской аббревиатуре - ESCB) включает ЕЦБ и центральные

банки 15 стран ЕС. В ЕС термин «монетарная политика» заменил понятие «денежно-кредитная и валютная политика». экономической и монетарной политики являются стимулирование экономического роста и занятости, обеспечение стабильности цен и укрепление международных позиций евро.

ЕЦБ взаимодействует с центральными банками стран-членов, определяет для каждого из них квоты допустимой эмиссии. При этом

основными целями единой монетарной политики ЕЦБ являются:

а) таргетирование (установление целевых ориентиров основных

денежных агрегатов  и темпа инфляции);

б) установление пределов колебаний основных процентных ставок,

в том числе с целью  их сближения по всей зоне евро;

в) операции на открытом рынке;

г) установление минимальных  резервных требований для банков.

Цементирующим инструментом зоны евро стала система взаимных

расчетов ТАРГЕТ, управляемая  ЕСЦБ. 

Регламентированы и  взаимоотношения зоны евро с остальным

миром. Учитывая, что к  единой валюте перешли пока 12 из 15 стран

ЕС, определение взаимоотношений  между присоединившимися странами

(«ins») и неприсоединившимися («pre ins») было сфокусировано

на разработке механизма  регулирования валютных курсов евро к национальным валютам остальных стран ЕС.

Начиная с 1996 г. эта тема обсуждалась в Совете ЕС, который  в

июне 1997 г. принял резолюцию  о принципе такого механизма, получившего

аббревиатуру «МОК-2» («Механизм обменных курсов - 2»)

и введенного с 1 января 1999 г. (в основном для Дании и Швеции).

Главная цель «МОК-2» - подготовка стран  pre ins» к присоединению

к зоне евро. «МОК-2», участие  в котором официально является

добровольным, основан  на следующих основных принципах.

  •    Механизм «МОК-2» - на основе «модели колеса со спицами», в

котором евро будет играет роль «якорной валюты», а валюты стран

«pre ins» будут связаны  с ним на двусторонней основе.

  •    Значения центральных валютных курсов валют «pre ins» к евро

устанавливаются индивидуально  с допустимым пределом колебаний

вокруг них ± 15% по взаимному  согласию министров финансов стран

зоны евро, ЕЦБ и  министров финансов и руководителей  центральных

банков стран, участвующих  в «МОК-2», с традиционным присутствием

КЕС.

Возможно установление более жестких связей между евро и отдельными валютами «pre ins».

  •   Ответственным за управление «МОК-2» стал ЕЦБ, который также

служит органом координации  монетарной политики между зоной евро

и странами «pre ins», включая  интервенции на валютных рынках.

Взаимоотношения между  евро и мировой валютной системой регламентируются решениями Совета ЕС (после консультаций с Евро-

парламентом и ЕЦБ) на основе принципа единогласия.

В условиях единого валютного  и кредитного рынка ЕС достигнуты

либерализация и унификация правил государственного регулирования

ряда финансовых операций, а именно:

а) деятельности страховых  компаний и пенсионных фондов, которые

получили равные права  на инвестирование в зоне евро. Это позволяет

им избежать по сути принудительной концентрации этих вложений

прежде всего в национальные государственные ценные бумаги

и тем самым диверсифицировать  свой портфель;

б) теряют свою ограничительную, преимущественно национальную,

характеристику первичные  дилеры по размещению государственных

ценных бумаг;

в) усиливается трансграничное размещение в зоне евро кредитов

под залог недвижимости, что прежде в ряде стран требовало  специальных

разрешений;

г) усиливается гармонизация деятельности банков в ЕС;

д) происходит интеграция налоговых систем ЕС.

Наиболее простым стал переход к евро для бюджета  и институтов ЕС,

которые уже давно  работали на базе экю. Облигационные  займы ЕС и ЕЦБ

со сроком погашения  после 1 января 1999 г., номинированные в экю, автоматически конвертированы в евро, а займы в валютах стран ЕС пересчитаны по их курсам к евро в период до 31 декабря 2001 г.

Основные показатели государственной финансовой статистики сразу

стали публиковать в  евро. Внешний государственный долг, подлежащий

оплате в переходный период 1999-2001 гг., оплачивался на основе упомянутого правила «ни принуждения, ни запрещения», т.е. свободы выбора валюты платежа.

Федерация фондовых бирж Европы рекомендовала перевести  биржевую торговлю частными ценными бумагами, номинированными в национальной валюте стран зоны евро, на евро с 4 января 1999 г., т.е. с первого дня открытия фондовых бирж в данном году.

Решения о способе  номинации ценных бумаг принимались  их эмитентами

(для акций - собраниями  акционеров).

Успех евро зависел от того, сумеет ли новая коллективная валюта

набрать к концу переходного  периода определенную «критическую

массу» в реальном хозяйственном обороте. На практике это произошло,

ибо:

а) с 1 января 1999 г. в евро выражена значительная часть государственных

финансов стран зоны евро, а следовательно, и финансовых

потоков между бюджетом и частным сектором. В 1999 г. номинация  в

евро составила половину объема государственной внешней  задолженности

этих стран;

б) в евро номинирована также основная часть межбанковского

оборота и краткосрочных  депозитов. Наиболее инерционным оставался

сектор частных держателей долгосрочных обязательств, но и они  частично

диверсифицировали свой портфель в пользу евро;

в) евро заменил национальные валюты (немецкую марку, французский

франк, голландский гульден), занимавшие в обслуживании международного

оборота заметное место; сократилась доля доллара США

в расчетах внутри ЕС. Евро уже в переходный период обслуживал

18-28% международной торговли, в том числе основную часть оборота

внутри ЕС;

г) валютные рынки зоны евро быстро перешли на новую валюту;

д) возник обширный спрос  на евро и вне его зоны в силу стремления

других стран иметь  евро в валютных резервах или на счетах;

е) курс евро к доллару  США после слабого старта стал укрепляться,

несмотря на колебания.

Общая масса евро на рынках была больше, чем прежняя сумма

заменяемых им валют  в результате перетока части средств  из других

валют, прежде всего доллара  и иены, в евро.

Произошли заметные изменения  в связи с введением евро в международные экономические, в том числе валютно-кредитные и финансовые отношения. В зоне евро увеличилось предложение на денежном

рынке и рынке капитала за счет сокращения уже ненужных в  прежних

объемах валютных резервов стран зоны евро, равно как и снижения

потребностей правительств в новых займах при стабилизированных

государственных финансах. В итоге данные рынки стали  более свободными

и динамичными, главной  фигурой на них стал не государственный,

а частный заемщик, а  основные инвестиции направились не

в государственные обязательства, а в ценные бумаги предприятий, в

том числе в их акции, что в большей мере связало  кредитный и фондовый

рынок ЕС с производством.

В международном плане  активизировалось участие стран  зоны евро

в переплетении капиталов. Их субъекты рынка стали активнее выступать

не только как торговцы, но и как инвесторы. Началась новая

волна слияний и поглощений, направленная на укрупнение предприятий

и банков ЕС до размеров, позволяющих функционировать в  масштабах

всей зоны.

Для банков введение евро означает становление в ЕС единого

рынка банковских услуг  и создание единого рынка государственных

и корпоративных ценных бумаг. Постепенно утратил свое прежнее

значение суверенный кредитный рейтинг отдельных  стран в пользу

сравнительных преимуществ индивидуальных национальных заемщиков.

Для промышленных корпораций введение евро означает использование евро как валюты цены и платежа, снижение расходов, связанных с конверсией валют, страхованием валютного риска. Это важно

для оздоровления финансов предприятий, роста доходности их акций,

причем менее развитый Юг зоны евро будет постепенно подтягиваться

к Северу по основным показателям.

Постепенное укрепление международных позиций евро, исторический рекорд повышения его курса к доллару в начале 2000-х гг. свидетельствуют о появлении реального конкурента американскому доллару

как функциональной формы  мировых денег.

Развивающиеся страны, будучи членами МВФ, участвуют в мировой

валютной системе, с  которой связаны их национальные валютные системы.

Однако зависимый и  во многом отсталый тип социально-экономического

развития большинства  этих стран определяет в целом  их

подчиненное место в  Ямайской валютной системе.

Ямайское валютное соглашение зафиксировало принцип демонетизации золота. Фонд возвратил своим членам около 25 млн унций

золота и столько  же распродал на золотых аукционах по рыночным

ценам. Образовавшиеся на основе этого средства были перечислены

в доверительный фонд МВФ для предоставления льготных кредитов

развивающимся странам. Всего из доверительного фонда было предоставлено кредитов на сумму около 3,0 млрд долл. (на срок от 5,5 до 10

лет по 0,5-1% годовых, в  том числе Пакистану, Египту, Бангладеш,

Заиру, Марокко, Шри Ланке, Бирме и др.). После исчерпания средств

доверительного фонда  его операции в 1981 г. были приостановлены.

Таким образом, в результате официальной демонетизации золота и

перехода к рыночным ценам на желтый металл развивающиеся  страны

получили лишь незначительные выгоды.

Ямайская валютная система  предоставила странам - членам МВФ

право выбора режима валютных курсов. Если развитые страны предпочли

главным образом режим  плавающего валютного курса, то развивающиеся

страны используют несколько  режимов валютных курсов.

Курс валют большинства  молодых государств по-прежнему привязан

к определенной валюте (одновалютная привязка). Ведущее место

здесь занимает доллар США, к которому прикреплены валюты 30

стран. Усиливаются позиции  евро как «якорной» валюты: к нему прикреплены более 15 валют. Однако СДР утратили свои позиции и в

этой сфере: лишь две  валюты сохранили привязку к нему. Около 10

стран определяют курс своей  валюты на базе валютной корзины главных

торгово-экономических  партнеров (Индия, Шри Ланка, Танзания

и др.). Так, в корзину  индийской рупии входят доллар США, английский

фунт стерлингов, евро, японская иена. В отдельных развивающихся

странах (Бразилии, Колумбии, Перу, Индонезии) курс национальной

денежной единицы определяется центральным банком на основе ряда

экономических показателей (движение цен на главный экспортный

товар, соотношение темпов инфляции в своей стране и у  главных торгово-

экономических партнеров  и др.). Развивающиеся государства  с

более устойчивым валютно-экономическим  положением (некоторые

нефтедобывающие страны Персидского залива) перешли к  плавающему

курсу своих валют.

Наконец, около 25 стран, выбрав какой-либо режим валютного курса,

одновременно практикуют множественность курсов своей валюты:

по экспорту, импорту  или во внешней торговле в целом. Как правило,

более низкий курс устанавливается  на товары, в экспорте которых заинтересована данная страна. Тогда при продаже заработанной на внешних

рынках иностранной  валюты на национальную экспортер получает

большую сумму национальных денег, т.е. своего рода экспортную

премию. Последняя может  быть использована для расширения производства

определенной экспортной продукции. В международной практике

известны «изюмный»  курс Турции, «хлопковый» - Египта, «кофейный

» - Бразилии и др. Эффективность  множественности курсов не

очень велика при сильной  инфляции в этих странах. Инфляция размывает

и искажает ценовые пропорции  внутри страны, в результате чего

экспортеры или импортеры  не получают необходимых экономических

импульсов даже при наличии  льготных валютных курсов.

Нередки случаи, когда  развивающиеся страны меняют режимы валютных курсов, переходя по различным причинам (неустойчивое валютное

положение, отсутствие необходимого опыта и др.) от одного

режима к другому. Так, Иран в 1975 г. привязал свой риал к СДР, а

через несколько месяцев  к доллару, в котором устанавливаются  цены

на нефть- главный экспортный товар страны. Таиланд в 1997 г. перешел

от режима валютного  курса бата на основе корзины валют

Информация о работе Валютная система РФ