Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 10:51, курсовая работа
Банковское регулирование как система норм государственно-властного характера в любом обществе представлено в двух видах: пруденциального и валютного регулирования. Цель пруденциального регулирования – обеспечение стабильного и надежного функционирования банковской системы государства в целом, а также защиту интересов вкладчиков. Она достигается с помощью государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов функционирования банков, а также осуществления банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия (санкций) со стороны государства.
- -
ВВЕДЕНИЕ
Банковское регулирование
как система норм государственно-властного
характера в любом обществе представлено
в двух видах: пруденциального и
валютного регулирования. Цель пруденциального
регулирования – обеспечение
стабильного и надежного
Цель валютного регулирования – проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики, которая выступает инструментом достижения макроэкономических целей государства. В этом смысле можно утверждать, что валютное регулирование и валютный контроль как составная часть регулирующего механизма объективно способствует поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков в экономике страны и, как следствие этого, объективно способствуют достижению стабильного функционирования банковской системы, через которую движение финансовых ресурсов реально осуществляется.
Таким образом, несмотря на разницу в своих целях, оба вида банковского регулирования имеют один и тот же результат в своем действии, выражающийся в оптимизации функционирования банков и других кредитных организаций, выполняющих банковские функции.
Важной задачей валютной политики в современных условиях является формирование условий для сбалансированности решения комплекса задач макроэкономической политики: поддержание внутренней и внешней конкурентоспособности отечественной продукции, накопление золотовалютных резервов осуществления платежей по внешнему долгу.
Полноценное решение
задач валютной политики возможно при
условии активного и
Согласно основным направлениям
денежно-кредитной политики одной
из главных задач является сохранение
тенденции укрепления реального
курса рубля при соблюдении баланса
интересов экспортеров и
Проведение такой политики требует оптимального сочетания Инструментов государственного регулирования и либерализации. В пользу необходимости взвешенного подхода к вопросам либерализации свидетельствует замедление, а затем и сокращение золотовалютных резервов после снижения в 2001 году норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки с 75% до 50%.
В условиях благоприятной
внешнеэкономической
Денежно-кредитное регулировани
Валютное регулирование заключается в установлении порядка осуществления расчетов, связанных с использованием валюты. При этом под валютой следует понимать валюту РФ, иностранную валюту, а также иные платежные средства. Валютный контроль можно определить как действия уполномоченных органов, направленные на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. В связи с этим основными направлениями валютного контроля являются определение соответствия проводимых операций действующему законодательству, проверка обоснованности платежей в иностранной валюте и прочее. В валютном регулировании одну из главных ролей играют коммерческие банки, как агенты валютного контроля. Поэтому выбранная тема данной работы «Коммерческие банки, как агенты валютного контроля» является актуальной в настоящее время в нашей стране.
Целью данной работы является анализ и изучение банковской системы Российской Федерации как таковой, и в частности акцентируется внимание на Центральный банк России и непосредственно на коммерческие банки.
Структура предлагаемой курсовой работы выглядит следующим образом:
Первая глава посвящена
кратким характеристикам
Во второй главе рассматривается механизм валютного контроля, в частности виды валютных операций, существующие рублевые счета на примере нерезидентов, порядок осуществления контроля уполномоченными банками, а также существующие проблемы валютного контроля.
Данные вопросы были изучены на примере нормативно-законодательной литературы, а также учебных и периодических изданий.
Существующая система нормативно-правовых актов представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий функциональное двойное назначение. Во-первых, он выполняет статистическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, то есть возможность его эволюционирования и изменения. Следует подчеркнуть, что вне рамок существующей системы нормативно-правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название «валютное законодательство». Этот термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые другие подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, инструкции Центрального банка РФ и т.д.).
Механизм валютного
регулирования можно
Валютное законодательство |
Регулятивное воздействие |
Валютные отношения |
Акты валютного (нормативный аспект) |
Предписания
Дозволение Запреты
Контроль
Ответственность за нарушения норм валютного законодательства |
Субъекты валютных отношений |
Органы, издающие акты валютного законодательства (институционный аспект) |
Объекты валютных отношений
Валютные операции |
Как видно из вышеприведенной схемы, механизм валютного регулирования включает в себя три структурных элемента:
Следует отметить, что на практике их разделение невозможно, и, только постоянно взаимодействуя друг с другом, эти элементы представляют собой более или менее слаженно работающий механизм.
Валютное законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме. Валютное законодательство РФ в настоящее время представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных ступеньках государственной иерархии. Согласно Конституции РФ, валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации1. Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов РФ. Основным нормативным актом валютного законодательства является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года в редакции от 30 декабря 2001 года2. Центральный банк РФ является основным органом валютного регулирования в России и в силу этого положения обладает нормотворческой функцией, то есть издает нормативные акты, обязательные к исполнению в России всеми резидентами и нерезидентами3. Большую группу актов валютного законодательства составляют нормативные акты, принимаемые органами общей компетенции РФ – Президентом РФ и Правительством РФ – в форме указов и постановлений соответственно. Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем рынке РФ устанавливается Президентом РФ4.
К «нерезидентам» относят:
Объектами валютных отношений являются валютные ценности. Валютные ценности включают в себя:
банкнот, казначейских билетов и монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
а)платежные документы (чеки, векселя);
б)эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации);
в)ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг;