Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель работы заключается в теоретическом обосновании и методах, направленных на государственное регулирование денежно-кредитного обращения в России. Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретическое наследие, оставленное по данному вопросу
представителями различных экономических школ;
- проанализировать денежно-кредитную политику в переходной экономике России;
- исследовать факторы, влияющие на денежно-кредитную политику;
- предложить методы и инструменты денежно-кредитного регулирования;
- разработать основные направления реализации этой политики на ближайшую перспективу.
Введение
1 Теоретические основы денежно-кредитного регулирования
1.1 Сущность денежно-кредитного регулирования экономики
различными экономическими школами
1.2 Цели, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования
1.3 ЦБ как субъект денежно-кредитного регулирования
2 Анализ денежно-кредитной политики в переходной экономике России
2.1 Анализ влияния политики ЦБ на денежно-кредитную систему
2.2 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.3 Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования
3 Перспективы и пути развития денежно-кредитной системы России
3.1 Перспективы денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления реализации денежно-кредитной политики
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают: спрос на деньги и предложение денег; объем и структура денежной массы, находящейся в обороте; скорость оборота денег; объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе; коэффициенты денежной (банковской) мультипликации; объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота; курс национальной денежной единицы.
Денежно-кредитное
Большое значение в настоящее время имеет оценка спроса на деньги и предложения денег. Другие из перечисленных показателей в значительной мере отражают наличие постоянных связей между отдельными частями денежного оборота.
Механизм реализации денежной программы как элемент денежной системы включает следующие элементы: стратегическое планирование и прогнозирование (определение направлений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом); экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения. [Лаврушин, с.479]
Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота.
Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным фактором денежно-кредитного регулирования.
Спрос на деньги и их предложение является наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все остальные величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.
Увеличение спроса со стороны
участников денежного оборота
Со стороны агентов экономической деятельности спрос на деньги представлен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Ликвидной частью активов являются кассовые остатки, т.е. принадлежащие хозяйственному агенту как собственнику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на деньги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота.
В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денежного оборота, формируется спрос на деньги.
Замедление экономического развития и снижение спроса на деньги со стороны экономических агентов не исключают негативных инфляционных последствий роста денежной массы в условиях сохранения или дальнейшего улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, и для сбалансированности предложения денег и спроса на них требуются значительные усилия. Денежное предложение должно быть сбалансировано с экономически обоснованным спросом на деньги.
Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных: 1) денежной базой центрального банка; 2) ставкой процента на денежном рынке; 3) нормой обязательного резервирования.
В зависимости от уровня
развития экономики стран, национальных
особенностей и финансовых возможностей
обеспечение устойчивого
В экономически развитых странах
значительное место в организации
денежного оборота занимает формирование
национального финансового
В развивающихся странах
существенная роль принадлежит формированию
национальной денежной системы, что
регламентируется законами прямого
действия. Тем самым четко ограничивается
вероятность появления денежных
суррогатов, а также лимитируются
проинфляционные возможности
Центральные банки влияют на предложение денег посредством: эмиссии наличных денег, при которой центральный банк фиксирует свою способность контролировать денежную массу; рефинансирования банков, когда центральный банк как «банк банков» путем выдачи кредита поддерживает в определенных рамках деятельность коммерческих банков; операций на открытом денежном рынке, когда центральный банк осуществляет на нем куплю и продажу ценных бумаг и (или) куплю-продажу валюты в форме движения валюты за границу и из-за границы в виде компенсационных затрат.
Благодаря проведению перечисленных операций формируются механизм денежно-кредитного регулирования и потенциал его использования.
Таким образом, определяющая
роль в осуществлении денежно-
1.3 Центральный банк как
субъект денежно-кредитного
Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Центральный банк любого государства регулирует денежный оборот не напрямую, а через денежную и кредитную системы.
Общее состояние экономики
в большей мере зависит от состояния
денежно-кредитной сферы. По числу
институтов, объему кредитных ресурсов
и операций базу всей денежно-кредитной
системы составляют коммерческие банки
и другие кредитные учреждения. Достаточно
отметить, что от 25 до 90% денежной массы
в большинстве стран составляют
банковские депозиты и лишь 25-20% - банкноты
центрального банка. Поэтому, государственное
регулирование денежно-
Центральный банк последовательно реализует разные стратегии денежно-кредитного регулирования.
В соответствии с выбранной стратегией центральный банк осуществляет в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и использует соответствующие инструменты.
Исходя из понимания назначения
стратегии различают четыре ее вида:
1) инфляционная – допущение
Рефляционная стратегия центрального банка способствует росту занятости, но в то же время приводит к обесценению денег. Когда проблема безработицы становится слишком серьезной, центральный банк прибегает к рефляционной стратегии. Если же слишком серьезной становится проблема инфляции, он использует дефляционную стратегию, которая обеспечивает стабилизацию стоимости денег, но одновременно вызывает падение объемов производства и рост безработицы.
Допущение центральным банком той или иной ситуации в денежном обращении возможно при условии проведения нейтральной, или пассивной, или активной, но неэффективной денежной стратегии.
От стратегии центрального
банка (таблица 1) зависят выбор и
сочетание применяемых
Таблица 1 – Стратегии центрального банка
Действие |
Эффект |
Результат как процесс |
Ограничение денежной массы в обращении |
«Дорогие деньги» |
Дефляция |
Повышение процентных ставок |
«Дорогие деньги» |
Дезинфляция |
Увеличение денежной массы |
«Дешевые деньги» |
Инфляция |
Понижение процентных ставок |
«Дешевые деньги» |
Рефляция |
Поскольку уровень процентных
ставок влияет на общий финансовый
климат в стране, необходимо учитывать
производственный аспект, ведь твердая
валюта рождается только в сильной
экономике. Излишняя централизация
функций значительно усложняет
достижение центральным банком целей
денежно-кредитного регулирования. Поэтому
постановка целей и задач денежно-
2 Анализ денежно-кредитной
политики в переходной
2.1 Анализ влияния политики
ЦБ на денежно-кредитную
В России денежно-кредитная
политика обусловлена особенностями
экономики переходного периода.
Регулирование денежного
Денежно-кредитную политику в переходной экономике России можно разделить на 3 этапа: 1 этап – период гиперинфляции и очень высокой инфляции в 1992-1996 годах; 2 этап - период снижающейся, но высокой инфляции в 1996-1998 гг. (до дефолта); 3 этап - период после дефолта до очередного кризиса (1998-2005 гг.);
В периоды с июля 1992 г. по июнь 1995 г. и с сентября 1998 г. по февраль 2005 г. политика Банка России преимущественно была подчинена решению задачи сдерживания инфляции, тогда как задача стабилизации валютного курса выходила на первый план в период с июля 1995 г. по август 1998 г.
В период гиперинфляции 1992-1996
годов какая-либо последовательная
денежно-кредитная политика фактически
отсутствовала. Это был начальный
этап трансформационного периода. Основными
инструментами Банка России, которые
он использовал в денежно-
На протяжении 1991-1995 гг. ставка рефинансирования многократно пересматривалась. Так, в 1992 г. ставка составила - 80% годовых, с 15 октября 1993 по 28 апреля 1994 г. достигнут исторический максимум – 210%, с апреля по октябрь 1994 г. ставка постепенно снижалась до 130%, но затем вновь повысилась и в январе 1995 г. достигла 200%. [Селищев, с. 406]
В 1996-1998 гг. (до дефолта) ЦБ и
правительство проводили
После дефолта и падения курса рубля более чем в 4 раза Банк России проводил политику: стабилизации денежно-кредитной системы; реструктуризации и повышения эффективности банковской системы; роста золотовалютных резервов; соответствующего роста денежной массы за счет покупок валюты Банком России на внутреннем рынке; осторожной политики государственных заимствований; политики сокращения государственного долга; дорогих кредитов; снижения оттока частного капитала; повышения инвестиционной привлекательности страны; выполнения всех своих международных финансовых обязательства; сбалансированности федерального бюджета; постепенного снижения инфляции; стабилизации валютного курса рубля; использования комплекса финансовых и административных инструментов для этих целей.
Денежно-кредитная политика Банка России после дефолта была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России способствовал снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.
В 2003 г. темпы прироста денежной массы в России ускорились с 35 до 50%, тогда как инфляция заметно снизилась – с 15 до 12%; с 2004 г. отмечается противоположная тенденция: темпы прироста денежной массы снижаются (с почти 60% до приблизительно 25% к середине 2005 г.), тогда как инфляция ускоряется. Однако в значительной степени усиление инфляции в тот период определялось временными или сезонными факторами, а это означает, что базовая инфляция оставалась приблизительно на одном уровне. Тем не менее указанная стабильность базовой инфляции едва ли может быть соотнесена с резким снижением темпов роста денежной массы.
Информация о работе Влияние денежно-кредитой системы на устойчивость валютного курса рубля