Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель работы заключается в теоретическом обосновании и методах, направленных на государственное регулирование денежно-кредитного обращения в России. Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретическое наследие, оставленное по данному вопросу
представителями различных экономических школ;
- проанализировать денежно-кредитную политику в переходной экономике России;
- исследовать факторы, влияющие на денежно-кредитную политику;
- предложить методы и инструменты денежно-кредитного регулирования;
- разработать основные направления реализации этой политики на ближайшую перспективу.
Введение
1 Теоретические основы денежно-кредитного регулирования
1.1 Сущность денежно-кредитного регулирования экономики
различными экономическими школами
1.2 Цели, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования
1.3 ЦБ как субъект денежно-кредитного регулирования
2 Анализ денежно-кредитной политики в переходной экономике России
2.1 Анализ влияния политики ЦБ на денежно-кредитную систему
2.2 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.3 Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования
3 Перспективы и пути развития денежно-кредитной системы России
3.1 Перспективы денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления реализации денежно-кредитной политики
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В результате денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, золотовалютные резервы РФ увеличились до 182 млрд. долл. в январе 2006 года, а затем до 600 млрд. долл. к началу кризиса 2009 г. (с 12 млрд. долл. в 1998г.), стабилизировался обменный курс.
В апреле 2005 г. Правительством и Центральным банком РФ была принята «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года».
В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) было повышение его устойчивости и эффективности функционирования.
Осенью 2007 года ситуация в
экономике страны ухудшилась с
усиление инфляции. Это привело к
необходимости изменения
Переход к таргетированию
инфляции в России мог бы
привести к существенному
Отличительной особенностью динамики денежно-кредитных показателей в 2008 г. является существенное замедление темпов роста широкой денежной массы, денежных агрегатов М2, М0, М2-М0. На формирование этих показателей оказали влияние мировой финансово-экономический кризис, снижение мировых цен на товары, составляющие основу российского экспорта, замедление темпов экономического роста, сохранение высокого уровня инфляции и падение цен на активы. Усиление в истекшем году процессов долларизации экономики, особенно в период проводившейся в ноябре 2008 г. - январе 2009 г. постепенной девальвации российского рубля, привело к переводу рублевых средств в активы в иностранной валюте.
По итогам 2008 г. денежная масса М2 увеличилась на 1,7%, тогда как за 2007 г. ее рост составил 47,5%. Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 в 2008 г. обусловило сокращение рублевой денежной массы в реальном выражении на 10,3%, тогда как в 2007 г. ее реальный рост составил 31,8%. Приложение 1
В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.01.2009 выросла относительно 1.01.2008 на 0,2 процентного пункта (до 28,1%), удельный вес депозитов "до востребования" снизился на 3,3 процентного пункта (до 28,9%), а срочных депозитов - вырос на 3,1 процентного пункта (до 43,0%).
Общий объем депозитов в иностранной валюте в долларовом выражении увеличился в 2008 г. более чем в два раза. Депозиты населения в иностранной валюте возросли на 99,3%, нефинансовых организаций - на 105,9% (в 2007 г. - на 13,3 и 42,3% соответственно).
Прирост широкой денежной массы за 2008 г. составил 2138,0 млрд. руб., или 14,6% (за 2007 г. - 4487,3 млрд. руб., или 44,2%). При этом по сравнению с 2007 г. уменьшился как прирост чистых иностранных активов (2294,5 против 3042,1 млрд. руб.), так и прирост внутренних требований (2461,9 против 2526,7 млрд. руб.).
Требования к нефинансовым организациям и населению за рассматриваемый период увеличились на 4679,2 млрд. руб. (за 2007 г. - на 4294,9 млрд. руб.), а чистые требования к органам государственного управления сократились на 2510,9 млрд. руб. (в 2007 г. - на 1792,0 млрд. руб.). Приложение 2
За 2008 г. денежная база в широком определении увеличилась на 1,2% (в 2007 г. — на 33,7%). При этом сравнительно низкий прирост чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (на 0,8 трлн. руб. против 3,7 трлн. руб. в 2007 г.) сопровождался увеличением прироста депозитов органов государственного управления в Банке России (на 2,2 трлн. руб. по сравнению с 2,0 трлн. руб. в 2007 г.). В структуре денежной базы в широком определении за 2008 г. доля наличных денег возросла с 74,7 на 1.01.2008 до 78,4% на 1.01.2009, средств кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России — с 14,6 до 18,4% на соответствующие даты. Удельный вес средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов снизился с 4,0 до 0,5%, на депозитных счетах — с 4,9 до 2,5%, вложений в облигации Банка России — с 1,8 до 0,2%. Объем операций прямого РЕПО за 2008 г. составил 21,5 трлн. руб., что в 2,8 раза больше, чем в 2007 году.
Таким образом, денежно-кредитная политики России с переходной экономикой имеет как негативные, так и позитивные последствия. К позитивным относится создание стабилизационного фонда в январе 2004 года, задачами которого стали сокращение зависимости государственного бюджета от колебаний цен на рынке нефти и стерилизация избыточной ликвидности.
К 2006 – 2007 гг. как в российских политических и академических кругах, так и среди зарубежных ученых-экономистов преобладающим стало мнение о том, что стабилизационный фонд является одним из наиболее реалистичных методов решения проблем, связанных не только с проведением денежно-кредитной политики, но и с развитием экономики в целом. Результаты использования стабилизационного фонда в ходе разразившегося экономического кризиса, очевидно, смогут дать ответ на вопрос об эффективности применения бюджетных мер для поддержки денежно-кредитной политики.
2.2 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
Формирование денежно-
Особенности экономической политики государства
в переходный период связаны с тем, что
еще не сформирована устойчивая экономическая
система, обладающая свойством саморегуляции
и саморазвития. В современной смешанной
экономике государственное регулирование
наряду с рыночным образует единый механизм
и, дополняя друг друга, обеспечивает функционирование
целостной системы. Переходная экономика
- это не воспроизводящаяся на своей основе
экономическая система. Старые отношения
постепенно изменяются, а создаваемые
новые институты, нормы и правила не могут
быстро заменить прежние. Существование
противоположных механизмов регулирования
приводит к столкновению экономических
интересов, обострению социально-экономических
и политических отношений. Борьба нового
и старого обусловливает изменчивость
и неустойчивость экономики в переходный
период. Обеспечение равновесия невозможно
без активной поддержки государства. В
переходной экономике государство не
может напрямую использовать механизмы
и инструменты макроэкономического регулирования,
давшие положительный эффект в сложившейся
системе смешанной экономики. Это в полной
мере относится и к денежно-кредитной
политике.
Влияние второй группы факторов
на денежно-кредитную политику связано
с исходными социально-
Таким образом, мероприятия по созданию нового, более эффективного механизма хозяйствования вынужденно увязывались со стабилизационными мерами. Результатом проводимой экономической политики должно было стать восстановление макроэкономического равновесия в краткосрочном периоде, улучшение инвестиционного климата, создание условий для экономического роста.
2.3 Методы и инструменты
денежно-кредитного
Механизм денежно-кредитного
регулирования формирует
Методы денежно-кредитной политики - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
Так же различают общие и селективные методы: Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
Методы денежно-кредитного регулирования представляют собой набор инструментов, объединяемых единым признаком.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени.
Денежно-кредитной политики России за период 1992–2008 гг. была низкоэффективной. В большинстве случаев целевые ориентиры по инфляции не достигались. Особенно тревожит политика, проводимая в 2004–2008 гг., когда на фоне фактической инфляции 10–12% целевые ориентиры инфляции ежегодно ужесточались, делая заведомо нереальным их достижение. В таких условиях доверие к денежно-кредитной политике серьезно страдает, в экономике повышается роль инфляционных ожиданий, переломить которые очень трудно.
Режимы денежно-кредитной политики Банка России до 2004 года в основном сводились к политике таргетирования денежной массы (на раннем этапе) и комбинированию этого режима с другими целевыми ориентирами (с 1995–1998 гг. в качестве второго ориентира выступал валютный курс, а с 2000 по 2003 годы – уровень инфляции). Начиная с 2004 года, Банк России фактически отказался от жесткого таргетирования денежных агрегатов и проводит смешанную политику управляемого плавающего валютного курса с элементами режима целевой инфляции (таблица 5).
Таблица 5 – Эволюция инструментов денежно-кредитной политики Банка России в 1992–2008 годах
Год |
Состояние инструментов денежно-кредитной политики |
1992–1994 |
Рост роли операций на открытом рынке ГКО-ОФЗ. В распоряжении Банка России фактически были только два инструмента: нормативы обязательных резервов, и рефинансирование. |
1994 |
Начало проведения ежемесячных кредитных аукционов. |
1995 |
Возрастает роль операций Банка России на открытом рынке ГКО-ОФЗ Начало проведения депозитных операция Банка России. |
1996 |
Начало ломбардного |
1997 |
Активное проведение операций на открытом рынке ГКО-ОФЗ. |
1998 |
Замена необеспеченных однодневных кредитов на внутридневные кредиты и кредиты «овернайт» под залог государственных ценных бумаг. Уменьшение сроков ломбардных кредитов. |
1999 |
Снижение роли операций на открытом рынке, ограничение операций РЕПО. Введение в практику новых депозитных операций (депозиты на срок 30 дней, 3 месяца, операции «спот») и депозитных аукционов. Рост роли депозитных операций Банка России. |
2000 |
Начало реализации механизма кредитования банков под залог векселей, правтребований по кредитным договорам и поручительство. Повышение роли депозитных операций и расширение их перечня. |
2001 |
Возобновление операций на открытом рынке. Начало проведения депозитных операций «до востребования». |
2002 |
Создание рынка |
2003 |
Начало проведения ломбардных кредитных аукционов на срок 2 недели, аукционов прямого РЕПО на срок 1 неделя и 3 месяца. |
2004 |
Введение в практику усреднения обязательных резервов. |
2005 |
Прекращение операций обратного модифицированного РЕПО с госбумагами. |
2006-2008 |
Рост роли депозитных операций и процентной политики Банка России. |
Информация о работе Влияние денежно-кредитой системы на устойчивость валютного курса рубля