Влияние денежно-кредитой системы на устойчивость валютного курса рубля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в теоретическом обосновании и методах, направленных на государственное регулирование денежно-кредитного обращения в России. Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретическое наследие, оставленное по данному вопросу
представителями различных экономических школ;
- проанализировать денежно-кредитную политику в переходной экономике России;
- исследовать факторы, влияющие на денежно-кредитную политику;
- предложить методы и инструменты денежно-кредитного регулирования;
- разработать основные направления реализации этой политики на ближайшую перспективу.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы денежно-кредитного регулирования
1.1 Сущность денежно-кредитного регулирования экономики
различными экономическими школами
1.2 Цели, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования
1.3 ЦБ как субъект денежно-кредитного регулирования
2 Анализ денежно-кредитной политики в переходной экономике России
2.1 Анализ влияния политики ЦБ на денежно-кредитную систему
2.2 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.3 Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования
3 Перспективы и пути развития денежно-кредитной системы России
3.1 Перспективы денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления реализации денежно-кредитной политики
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая моя по дкб.docx

— 197.37 Кб (Скачать файл)

 

В результате денежно-кредитной  политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, золотовалютные резервы РФ увеличились до 182 млрд. долл. в январе 2006 года, а затем  до 600 млрд. долл.  к началу кризиса 2009 г. (с 12 млрд. долл. в 1998г.),  стабилизировался обменный курс.

В апреле 2005 г. Правительством  и Центральным банком  РФ была принята «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года».

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского  сектора на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) было повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Осенью 2007 года ситуация в  экономике страны  ухудшилась с  усиление инфляции. Это привело к  необходимости изменения методов  денежно-кредитного регулирования. Банк России заявил о более быстром, нежели планировалось ранее, переходе к  политике инфляционного таргетирования.

 Переход к таргетированию  инфляции в России мог бы  привести к существенному укреплению  валютного курса при условии,  что главная движущая сила  российского обменного курса  – цена на нефть. В настоящее  время влияние цены на нефть  снизилось благодаря опережающему  росту импорта и возросшему  влиянию движения трансграничного  капитала. Поэтому переход к таргетированию  инфляции может быть осуществлен  без радикального изменения политики  обменного курса, предполагающей  плавное укрепление рубля. 

Отличительной особенностью динамики денежно-кредитных показателей  в 2008 г. является существенное замедление темпов роста широкой денежной массы, денежных агрегатов М2, М0, М2-М0. На формирование этих показателей оказали влияние мировой финансово-экономический кризис, снижение мировых цен на товары, составляющие основу российского экспорта, замедление темпов экономического роста, сохранение высокого уровня инфляции и падение цен на активы. Усиление в истекшем году процессов долларизации экономики, особенно в период проводившейся в ноябре 2008 г. - январе 2009 г. постепенной девальвации российского рубля, привело к переводу рублевых средств в активы в иностранной валюте.

 По итогам 2008 г. денежная масса М2 увеличилась на 1,7%, тогда как за 2007 г. ее рост составил 47,5%. Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 в 2008 г. обусловило сокращение рублевой денежной массы в реальном выражении на 10,3%, тогда как в 2007 г. ее реальный рост составил 31,8%.  Приложение 1

В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении  на 1.01.2009 выросла относительно 1.01.2008 на 0,2 процентного пункта (до 28,1%), удельный вес депозитов "до востребования" снизился на 3,3 процентного пункта (до 28,9%), а срочных депозитов - вырос на 3,1 процентного пункта (до 43,0%).

Общий объем депозитов  в иностранной валюте в долларовом выражении увеличился в 2008 г. более чем в два раза. Депозиты населения в иностранной валюте возросли на 99,3%, нефинансовых организаций - на 105,9% (в 2007 г. - на 13,3 и 42,3% соответственно).

Прирост широкой денежной массы за 2008 г. составил 2138,0 млрд. руб., или 14,6% (за 2007 г. - 4487,3 млрд. руб., или 44,2%). При этом по сравнению с 2007 г. уменьшился как прирост чистых иностранных активов (2294,5 против 3042,1 млрд. руб.), так и прирост внутренних требований (2461,9 против 2526,7 млрд. руб.).

Требования к нефинансовым организациям и населению за рассматриваемый  период увеличились на 4679,2 млрд. руб. (за 2007 г. - на 4294,9 млрд. руб.), а чистые требования к органам государственного управления сократились на 2510,9 млрд. руб. (в 2007 г. - на 1792,0 млрд. руб.). Приложение 2  

 За 2008 г. денежная база в широком определении увеличилась на 1,2% (в 2007 г. — на 33,7%). При этом сравнительно низкий прирост чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (на 0,8 трлн. руб. против 3,7 трлн. руб. в 2007 г.) сопровождался увеличением прироста депозитов органов государственного управления в Банке России (на 2,2 трлн. руб. по сравнению с 2,0 трлн. руб. в 2007 г.). В структуре денежной базы в широком определении за 2008 г. доля наличных денег возросла с 74,7 на 1.01.2008 до 78,4% на 1.01.2009, средств кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России — с 14,6 до 18,4% на соответствующие даты. Удельный вес средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов снизился с 4,0 до 0,5%, на депозитных счетах — с 4,9 до 2,5%, вложений в облигации Банка России — с 1,8 до 0,2%. Объем операций прямого РЕПО за 2008 г. составил 21,5 трлн. руб., что в 2,8 раза больше, чем в 2007 году.

Таким образом, денежно-кредитная  политики России с переходной экономикой имеет как негативные, так и позитивные последствия. К позитивным относится создание стабилизационного фонда в январе 2004 года, задачами которого стали сокращение зависимости государственного бюджета от колебаний цен на рынке нефти и стерилизация избыточной ликвидности.

К 2006 – 2007 гг. как в российских политических и академических кругах, так и среди зарубежных ученых-экономистов  преобладающим стало мнение о том, что стабилизационный фонд является одним из наиболее реалистичных методов решения проблем, связанных не только с проведением денежно-кредитной политики, но и с развитием экономики в целом. Результаты использования стабилизационного фонда в ходе разразившегося экономического кризиса, очевидно, смогут дать ответ на вопрос об эффективности применения бюджетных мер для поддержки денежно-кредитной политики.

 

2.2 Факторы, влияющие на  денежно-кредитную политику 

Формирование денежно-кредитной  политики в переходной экономике  России обусловлено взаимодействием  двух групп факторов: во-первых, спецификой особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-централизованной экономической системы к современной  смешанной экономике рыночного  типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и политическими условиями, в  которых осуществляется этот переход. 
       Особенности экономической политики государства в переходный период связаны с тем, что еще не сформирована устойчивая экономическая система, обладающая свойством саморегуляции и саморазвития. В современной смешанной экономике государственное регулирование наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает функционирование целостной системы. Переходная экономика - это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система. Старые отношения постепенно изменяются, а создаваемые новые институты, нормы и правила не могут быстро заменить прежние. Существование противоположных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению социально-экономических и политических отношений. Борьба нового и старого обусловливает изменчивость и неустойчивость экономики в переходный период. Обеспечение равновесия невозможно без активной поддержки государства. В переходной экономике государство не может напрямую использовать механизмы и инструменты макроэкономического регулирования, давшие положительный эффект в сложившейся системе смешанной экономики. Это в полной мере относится и к денежно-кредитной политике.  

Влияние второй группы факторов на денежно-кредитную политику связано  с исходными социально-экономическими и политическими условиями, в  которых осуществляется переход  к новой экономической системе. Переходные процессы в экономике России сопровождаются спадом производства, безработицей, разрывом хозяйственных связей. Экономическая дестабилизация проявляется в дисбалансе совокупного спроса и предложения, инфляции, значительном дефиците государственного бюджета.

Таким образом, мероприятия  по созданию нового, более эффективного механизма хозяйствования вынужденно увязывались со стабилизационными  мерами. Результатом проводимой экономической  политики должно было стать восстановление макроэкономического равновесия в  краткосрочном периоде, улучшение  инвестиционного климата, создание условий для экономического роста.

 

2.3 Методы и инструменты  денежно-кредитного регулирования

Механизм денежно-кредитного регулирования формирует условия  и порядок применения методов  и инструментов, определяет деятельность центрального банка по использованию  этих методов и инструментов.

Методы денежно-кредитной  политики - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Так же различают общие  и селективные методы: Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок  в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят  в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение  выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Методы денежно-кредитного регулирования представляют собой  набор инструментов, объединяемых единым признаком.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном  банке Российской  Федерации  (Банке  России)»  основными  инструментами  и  методами  денежно-кредитной политики Банка России являются: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени.

Денежно-кредитной политики России за период 1992–2008 гг. была низкоэффективной. В большинстве случаев целевые  ориентиры по инфляции не достигались. Особенно тревожит политика, проводимая в 2004–2008 гг., когда на фоне фактической  инфляции 10–12% целевые ориентиры  инфляции ежегодно ужесточались, делая  заведомо нереальным их достижение. В  таких условиях доверие к денежно-кредитной  политике серьезно страдает, в экономике  повышается роль инфляционных ожиданий, переломить которые очень трудно.

Режимы денежно-кредитной  политики Банка России до 2004 года в  основном сводились к политике таргетирования денежной массы (на раннем этапе) и комбинированию этого режима с другими целевыми ориентирами (с 1995–1998 гг. в качестве второго ориентира выступал валютный курс, а с 2000 по 2003 годы – уровень инфляции). Начиная с 2004 года, Банк России фактически отказался от жесткого таргетирования денежных агрегатов и проводит смешанную политику управляемого плавающего валютного курса с элементами режима целевой инфляции (таблица 5).

Таблица 5 – Эволюция инструментов денежно-кредитной политики Банка  России в 1992–2008 годах

Год

Состояние инструментов денежно-кредитной  политики

1992–1994

Рост роли операций на открытом рынке ГКО-ОФЗ. В распоряжении Банка  России фактически были только два  инструмента: нормативы обязательных резервов, и рефинансирование.

1994

Начало проведения ежемесячных  кредитных аукционов.

1995

Возрастает роль операций Банка России на открытом рынке ГКО-ОФЗ

Начало проведения депозитных операция Банка России.

 

 

 

1996

Начало ломбардного кредитования под залог ГКО-ОФЗ взамен кредитных  аукционов. Появление однодневных расчетных кредито. Начало операций РЕПО. Изменение порядка формирования обязательных резервов. Утверждение Положения о проведении депозитных операций.

1997

Активное проведение операций на открытом рынке ГКО-ОФЗ.

1998

Замена необеспеченных однодневных  кредитов на внутридневные кредиты  и кредиты «овернайт» под залог  государственных ценных бумаг. Уменьшение сроков ломбардных кредитов.

1999

Снижение роли операций на открытом рынке, ограничение операций РЕПО.

Введение в практику новых  депозитных операций (депозиты на срок 30 дней, 3 месяца, операции «спот») и  депозитных аукционов. Рост роли депозитных операций Банка России.

2000

Начало реализации механизма  кредитования банков под залог векселей, правтребований по кредитным договорам  и поручительство. Повышение роли депозитных операций и расширение их перечня.

2001

Возобновление операций на открытом рынке. Начало проведения депозитных операций «до востребования».

2002

Создание рынка модифицированного  РЕПО.

2003

Начало проведения ломбардных кредитных аукционов на срок 2 недели, аукционов прямого РЕПО на срок 1 неделя и 3 месяца.

2004

Введение в практику усреднения обязательных резервов.

2005

Прекращение операций обратного  модифицированного РЕПО с госбумагами.

2006-2008

Рост роли депозитных операций и процентной политики Банка России.

Информация о работе Влияние денежно-кредитой системы на устойчивость валютного курса рубля